Программа опорно-методической площадки по созданию консультативного пункта, направленного на «психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста»
Организатор опорно-методической площадки МБДОУ «Детский сад № 85» г. Сыктывкар
Паспорт опорно-методической площадки по созданию консультативного пункта, направленного на психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Цели и задачи |
Цель: создание созданию консультативного пункта, направленного на психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, через организацию структурных центров
Задачи:
|
Основные направления деятельности по достижению цели и задач |
физкультурно-оздоровительный мини-центр «Азбука движений» Центр культурных и социальных традиций «Волшебная страна» Социально-психологический мини-центр «Радуга» Мини-центр социализации (адаптации) «Карапуз» |
Сроки реализации |
2012-2013 г.г. |
Ожидаемые результаты
|
|
1. Информационная справка об ОМП
ОМП по осуществлению психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, организуется на базе МБДОУ «Детский сад №85» г. Сыктывкара
Дата открытия: «____» __________2012 г.
Состав педагогических работников, участвующих в реализации Программы ОМП
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Стаж работы |
Категория |
Почетные звания |
1. |
Коротаева Н.М. |
Педагог-психолог |
|
|
|
|
2. |
Горошко М.А. |
Воспитатель |
|
|
|
|
3. |
Сосковец З.Н. |
Воспитатель |
|
|
|
|
4. |
Кривошеина В.Н. |
Воспитатель |
|
|
|
|
5. |
Зайцева В.В. |
Воспитатель |
|
|
|
|
6. |
Некрасова О,А.
|
Воспитатель |
|
|
|
|
7. |
Гривина В.В. |
Воспитатель |
|
|
|
|
8. |
Мухина Г.Д. |
муз. руководитель |
|
|
|
|
9. |
Михайлова С.А. |
воспитатель |
|
|
|
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» г. Сыктывкара находится в здании, рассчитанном по проекту на 6 групп. Общая площадь 916 кв.м., для учебного процесса: 449 кв. м.
ДОУ расположено в типовом здании. Год ввода в эксплуатацию 1970 г.
Проектная мощность ДОУ: 100 детей.
Фактическая наполняемость: 123детей, из них детей раннего дошкольного возраста –23чел. ДОУ расположено в микрорайоне Строитель Эжвинского района.
Основными помещениями ДОУ являются:
-5 групповых помещений;
- музыкальный и физкультурный залы;
- кабинет музыкального руководителя;
- методический кабинет;
- медицинский блок.
Состояние учебно-методической базы ДОУ постоянно пополняется. В ДОУ имеются: магнитофоны, 1 музыкальный центр, телевизор (планируется приобретение DVD), пианино, дидактические развивающие пособия и игры, центры развития детей, оборудованные в соответствии с ООП МБДОУ, конструкторы, спортивно – игровое оборудование, в том числе – нестандартное, иллюстративный материал (сюжетный, пейзажный, предметный), подборка методической и детской художественной литературы.
ДОУ активно сотрудничает:
- с детской библиотекой микрорайона Строитель;
- с центром детского и юношеского творчества «Доверие»;
- с Коми национальным краеведческим музеем;
- с музеем имени Дьяконова;
- с муниципальным учреждением культуры «Шуд лун»;
- с общеобразовательной школой №34.
- с Эжвинской спортивной школой №6;
- с МБДОУ №58, №11
Виды общеобразовательн. программ дошкольного образования |
Наименование программы |
Направленность программы |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, обеспечивающая выполнение федеральных государственных требований |
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. |
Основная цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Общеобразовательная программа направлена на развитие ребенка, сохранение его здоровья, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, уважительного отношения, на единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности. |
В соответствии с Уставом и лицензией на право ведения образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №85» г.Сыктывкара реализует следующие общеобразовательные программы дошкольного образования:
В ДОУ оказываются дополнительные платные образовательные услуги:
№ п/п |
Наименование кружка |
Ф.И.О. руководителя кружка |
1. |
«Юный вокалист» |
Мухина Галина Дмитриевна |
2. |
«Раз ступенька, два ступенька» |
Елина Наталья Александровна |
3. |
«Здоровячок» |
Михайлова Светлана Александровна |
4. |
«Добрая сказка» |
Горошко Марина Александровна |
5. |
Танцевальная мозаика |
Чурсанова Ирина Геннадьевна |
Результаты педагогической диагностики по всем направлениям развития детей.
Уровень развития воспитанников в соответствии с реализуемой общеобразовательной программой определяется с помощью диагностического инструментария, предложенного КРИРОиПК г. Сыктывкара.
Показатели уровня освоения детьми содержания реализуемой программы за 2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы:
2008-2009 учебный год
Группа |
ФЭМП |
Развитие речи |
Ознакомление с окружающим |
ФИЗО |
Игровая деятель- ность |
Рисование |
Музыкальное воспитание |
Конструктив- ные виды деятельности |
Средний балл по группе |
младшая |
|||||||||
средняя |
|||||||||
старшая |
|||||||||
подготовительная |
|||||||||
Средний балл |
2009-2010 учебный год
Группа |
ФЭМП |
Развитие речи |
Ознакомление с окружающим |
ФИЗО |
Игровая деятель- ность |
Рисование |
Музыкальное воспитание |
Конструктив- ные виды деятельности |
Средний балл по группе |
младшая |
|||||||||
средняя |
|||||||||
старшая |
|||||||||
подготовительная |
|||||||||
Средний балл |
2010-2011 учебный год
Группа |
ФЭМП |
Развитие речи |
Ознакомление с окружающим |
ФИЗО |
Игровая деятель- ность |
Рисование |
Музыкальное воспитание |
Конструктив- ные виды деятельности |
Средний балл по группе |
младшая |
|||||||||
средняя |
|||||||||
старшая |
|||||||||
подготовительная |
|||||||||
Средний балл |
Вывод: В результате сравнения показателей за 3 года можно отметить значительное увеличение среднего балла по ФИЗО (с 2,4 до 2,6 баллов), по остальным разделам программы стабильные показатели.
Средний балл за последние три года – 2,4, что говорит о стабильном усвоении образовательной программы детьми в ДОУ.
Показатели уровня и качества подготовки выпускников ДОУ за 2010-2011 учебный год (24 человека)
№ п/п |
Раздел программы |
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1. |
Игровая деятельность |
- |
||
2. |
Физическое развитие |
- |
||
3. |
Развитие речи |
- |
||
4. |
Музыкальное развитие |
- |
||
5. |
Рисование |
- |
||
6. |
Театрализованная деятельность |
- |
||
7. |
Конструктивные виды деятельности |
- |
||
8. |
ФЭМП |
- |
||
9. |
Ознакомление с окружающим |
- |
||
10. |
Трудовая деятельность |
- |
||
Общий результат |
0% |
Вывод: Детей с низким уровнем нет.
Диагностика выпускников ДОУ за 3 года:
В 2008-2009 учебном году средний балл – 2,3.
В 2009-2010 учебном году средний бал – 2,4.
В 2010-2011 учебном году средний балл – 2,4.
3. Анализ деятельности ДОУ в аспекте организации ОМП.
3.1. Анализ исходного состояния психолого-педагогической деятельности.
Факт, критерий |
Социальный заказ |
Позитивные стороны реализации социального заказа |
Проблемы, возникающие в процессе реализации социального заказа. |
Необходимая коррекция деятельности |
1. Состояние здоровья, физического, психического и духовно-нравственного развития воспитанников. |
Охрана жизни и укрепление физического здоровья воспитанников; Укрепление психического здоровья посредством создания у детей эмоционально-комфортного состояния, благоприятных условий для развития индивидуальности и позитивных личностных качеств. |
МБДОУ находится на среднем уровне по заболеваемости детей в районе; В ДОУ разработана комплексно – целевая программа по оздоровлению «Росток» |
Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности педагогов, родителей в области взаимодействия с родителями. Недостаточное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного развития |
Создание условий для психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семей. |
2. Результаты развития, обучения и воспитания дошкольников. |
1. Оптимальный уровень усвоения содержания программ дошкольного образования. 2. Выявление и создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка; |
94% детей усваивают содержание образовательных программ, реализуемых в ДОУ, на среднем и высоком уровне. |
Нет развёрнутой системы для психолого-педагогической поддержки семей, разработанной на методическом и управленческом уровне ДОУ. |
Создание консультативного пункта по психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержке семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, разработанной на методическом и управленческом уровне ДОУ. |
3. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей родителей. |
1. Повышение качества учебно-воспитательной работы как важной части образовательного процесса. 2. Сохранение и укрепление психологического здоровья в процессе использования разнообразных видов детской деятельности. |
-Осуществляется индивидуальный подход к взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ в своевременном и всестороннем развитии ребенка - Есть система работы с семьями «группы риска». |
Система взаимодействия с семьями по вопросам своевременного и всестороннего развитии ребенка, по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. |
Создание консультативного пункта для родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений и выработке единых подходов в вопросах семьи и ДОУ к сохранению и укреплению психического здоровья детей |
3.2. Анализ условий, созданных в ДОУ для решения выявленных проблем.
Выявленные проблемы
|
Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями |
Отсутствие на управленческом и методическом уровне ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, посредством организации совместных мероприятий |
Отсутствие в системе взаимодействия с семьями по вопросам физического и физического развития детей, по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. |
|
Имеющиеся условия: |
Кадровое обеспечение |
достаточный стаж и квалификационный уровень педагогов высшая категория- 20 % первая - 35,7 % Потенциальные возможности: Возможность для успешного применения на практике системы психолого-педагогической поддержки семей Привлечение педагогов к разработке модели взаимодействия с семьей. |
||
Научно-методическое обеспечение |
В наличии есть методическая литература по реализации образовательной программы МБДОУ. однако, недостаточно литературы по различным аспектам возрастной психологии. Потенциальные возможности: Создание каталога психологической литературы. Пополнение библиотеки новинками литературы |
|||
Мотивационное обеспечение |
Достаточный уровень мотивации педагогов на ведение заявленной темы. Потенциальные возможности: Эффективность работы коллектива в актуальном направлении деятельности с родителями. |
|||
Материально-техническое обеспечение |
Достаточно разнообразная предметно-развивающая среда МБДОУ. В том числе – в наличии игровые и дидактические пособия, используемые для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей. Потенциальные возможности: Эффективное использование данных игр и пособий для целенаправленной работы по психолого-педагогической поддержке семей. Пополнение и обогащение ПРС МБДОУ игровыми и дидактическими пособиями для работы в актуальном направлении. |
|||
Финансовое обеспечение |
Отсутствие бюджетного финансирования для ведения образовательного процесса по психолого-педагогической поддержке семей (приобретение игровых и учебных пособий, литературы, технического оснащения и пр.) Потенциальные возможности: Привлечение внебюджетных средств за счёт оказания дополнительных платных образовательных услуг, за счет средств спонсорской помощи. |
4. Концепция деятельности ОМП.
Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определяют одно из направлений развития общего образования – это система поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Вследствие данного направления деятельности необходимо создать специальную систему психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста.
Исходя из вышесказанного, национальная образовательная политика Республики Коми инициирует создание опорно-методических площадок, позволяющих апробировать и ввести в практику педагогические инновации в отношении субъектов образования. Это необходимо для осмысления и применения в практике работы ДОУ новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации дошкольного образования.
Таким образом, главным стратегическим направлением деятельности опорно-методической площадки на базе МБДОУ №85 г. Сыктывкара является решение одного из важнейших аспектов личностно-ориентированного образования - создание в ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, сочетающей в себе:
- оптимальную реализацию основной общеобразовательной программы;
- повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями;
- гармонизацию детско-родительских отношений;
- повышение педагогической грамотности родителей.
- оптимизация предметно-развивающей среды для полноценного физического и психического развития детей.
В основе деятельности ДОУ лежит:
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Общеобразовательная программа направлена на развитие ребенка, сохранение его здоровья, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, уважительного отношения, на единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности
В соответствии решения Уставных задач в МБДОУ внедряется комплексно-оздоровительная программа «Росток»
Программа предусматривает комплексный подход к организации оздоровительной работы с детьми путем формирования представлений о ЗОЖ и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Данные программы учитывают возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей.
Ребёнку предоставляется право и возможность быть субъектом образовательного процесса. Педагог выступает в большинстве случаев в роли организатора и равноправного партнёра, помощника в играх, познавательной деятельности и т.п. Дети же могут выбирать средства и искать способы достижения намеченных результатов совместной деятельности, выражать своё мнение, помогать друг другу, искать ошибки и исправлять их
Детский сад № 85 находится в Эжвинском районе, микрорайон «Строитель», где проживает много молодых семей, семей с низким социальным статусом и низкой педагогической компетентностью, Поэтому, для нашего ДОУ необходима:
- Углублённая и систематическая работа с родителями по обеспечению эмоционально-комфортного состояния каждого дошкольника, как в семье, так и в ДОУ.
- Создание условий, при которых ребёнок ощутит себя в гармонии с окружающим миром.
- Возможность личностного подхода к развитию ребёнка - дошкольника. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и другие. Недоразвитие или деформация этих качеств в дошкольном возрасте с трудом поддаётся коррекции в более поздние сроки. Каждый ребёнок – индивидуален по - своему. И от того, сможет ли он развить и реализовать свои индивидуальные особенности, во многом зависит степень его будущей успешности не только в старших группах детского сада, но и в школе, и в жизни в целом. Поэтому психологическая поддержка родителей должна начинаться как можно раньше.
Поэтому нам необходимо создать общую систему работы по психолого-педагогической поддержке семей, Данное поддержка подразумевает: повышение компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений, разработку модели взаимодействия с семьей, обогащение предметно-развивающей среды для реализации потенциала развития детей.
Таким образом, основной концепцией инновационной деятельности МБДОУ как ОМП является создание системы психолого-педагогической поддержки семей, которая позволит обеспечить оптимальный уровень развития каждого ребёнка.
Новшеством, позволяющим решить выявленные проблемы будет являться организация систематического сотрудничества субъектов процесса психолого-педагогического сопровождения (психолог – воспитатели – дети – родители) в русле гармонизации детско-родительских отношений.
В процессе реализации намеченных планов необходимо учитывать возможное сопротивление некоторых субъектов деятельности изменениям в системе работы ДОУ:
- стремление педагогов пойти более лёгким путём и использовать одинаковые формы работы с родителями,
- непонимание некоторыми родителями ценности и смысла инновационной деятельности ДОУ, устранение их от сотрудничества;
- недостаточно тесное сотрудничество психолога с воспитателями групп.
Для устранения возможных негативных проявлений необходим как индивидуальный подход и к общению с родителями, так и контроль над качеством работы педагогов со стороны научного руководителя, администрации ДОУ. Эффективной будет также разработка системы морального и материального стимулирования наиболее добросовестных педагогов – участников деятельности ОМП.
5. Этапы деятельностиопорно-методической площадки по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих ДОУ.
Итак, в качестве стратегии инновационной деятельности ДОУ (работы ОМП) мы рассматриваем создание в ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, которая сочетает в себе
- оптимальную реализацию основной общеобразовательной программы;
- повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями;
- гармонизацию детско-родительских отношений;
- повышение педагогической грамотности родителей.
Цель перехода ДОУ в новое состояние: создание условий для психолого-педагогической поддержки семей, посредством реализации модели взаимодействия с семьей.
Тактика перехода ДОУ в новое состояние обеспечивается путём реализации конкретных мероприятий, разбитых на 4 этапа:
- подготовительно-корректировочный;
- конструктивный;
- конструктивно-корректировочный;
- аналитико-рефлексивный;
Каждый этап имеет свою цель и конкретные задачи, поэтапное решение которых направлено на достижение общей цели.
1 этап. Подготовительно-проектировочный.
Цель: Оценить стартовые возможности ДОУ в создании системы психолого-педагогической поддержки семей дошкольников, посещающих МБДОУ, сформировать положительную мотивацию у педагогов и родителей на участие в опытно – исследовательской работе.
Задачи:
1. Выявление образовательных и информационных проблем педагогов в области основ психолого-педагогических знаний.
2. Формирование мотивации педагогов к опытно – исследовательской работе.
3. Изучение нормативно – правовой базы, научно – методических материалов по проблеме психолого - педагогической поддержке семей.
4. Оценка МТБ для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей дошкольников, посещающих ДОУ.
5. Разработка нормативно – правовой базы ОМП.
6. Диагностическое исследование:
Изучение потребностей родителей в повышении педагогической компетентности
Изучение стиля детско-родительских и семейных отношений;
Социологическое исследование детей «Моя семья», «Мой дом».
изучение информационных и методических потребностей педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей,
6. Разработка модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей.
План действий по реализации программы ОМП:
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
1 |
Приказ о создании ОМП, о создании творческой группы по ОМП; договор о совместной деятельности МДОУ с КРИРО и ПК; положение о работе ОМП |
Заведующий ДОУ Пахолкова А.Л. |
Январь-февраль 2012 г. |
2 |
Оценка МТБ для развертывания деятельности ОМП. |
Творческая группа |
Март 2012г. |
3 |
анализ стиля детско-родительских и семейных отношений. |
Творческая группа |
Март-апрель 2012г. |
4 |
Изучение и анализ информационных и методических потребностей педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей, посещающих ДОУ. |
Заведующий ДОУ. Пахолкова А.Л. |
март2012г. |
5 |
Изучение потребности родителей в оказании психолого-педагогической помощи в области гармонизации детско-родительских отношений. |
Творческая группа |
март 2012 г. |
6 |
Семинар -практикум «Современные формы взаимодействия с родителями». Разработка модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей. |
Психолог Коротаева Н.М. Королёва А.В, научный руководитель ОМП. |
2-ой квартал 2012 г. |
7 |
Разработка пакета диагностических материалов по и по стилям детско-родительских и семейных отношений. |
Заведующий ДОУ. Пахолдкова А.Л. Творческая группа, Королёва А.В, научный руководитель ОМП. |
апрель 2012г. |
8 |
Педагогический совет «Результаты деятельности первого этапа ОМП». Анализ работы на подготовительном этапе ОМП |
Творческая группа, Королёва А.В, научный руководитель ОМП. |
Апрель -май2012г. |
Ожидаемый результат:
1. Формирование положительной мотивации у педагогов на участие в опытно – исследовательской работе.
2. Оценка возможностей МДОУ для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ.
3. Создание нормативно-правовой базы для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей.
4. Определение уровня педагогической компетентности родителей по созданию благоприятного климата в семье.
5. Определение стилей детско-родительских и семейных отношений.
6. Создание системы работы по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ, (Модель взаимодействия).
Отчётные материалы:
-Пакет диагностических материалов по стилям детско-родительских и семейных отношений;
- аналитическая справка по определению уровня педагогической компетентности родителей по созданию благоприятного климата в семье.
- Данные о потребностях педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей,
- Материалы семинаров;
- Аналитический отчёт об организации деятельности на подготовительном этапе работы ОМП
2 этап. Конструктивный.
Цель: Реализация запланированной деятельности.
Задачи:
1. Формирование материально-технической базы для организации опытно – исследовательской работы
2. Организация работы по психолого-педагогической поддержке семей,
2.1. Блок развивающей работы с детьми:
- моделирование системы социальных отношений в семье, через организацию игр и совместную деятельность с родителями;
- развитие личностных качеств ребенка в игре, формирование начал его социальной компетентности и способности к разрешению конфликтных ситуаций;
2.2. Блок гармонизации детско-родительских отношений:
- улучшение понимания родителями собственного ребенка особенностей и закономерностей его развития, через ознакомление родителей с результатами социологического исследования (как компонента модели взаимодействия с семьей);
- осознание значения игры и эмоций в жизни детей и в своей собственной жизни:
- предоставление детям возможности ориентироваться всобственных чувствах, открыто их выражать;
- умение распознавать чувственно-эмоциональное состояние других людей.
2.3. Блок развития психолого-педагогической грамотности педагогов:
- включение в повседневную практику педагогов освоенных форм работы и расширение представлений о семьях, с разным социальным статусом, и о сущности психолого-педагогической поддержки семей дошкольного возраста, посещающих ДОУ;
Формирование, реализация эффективных способов взаимодействия с данными семьями;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
2. Скорректировать материально – техническую, нормативно – правовую, научно – методическую базу для опытно – исследовательской работы;
План действий по реализации программы ОМП:
№ |
Меропритятия |
Ответственный |
Сроки |
1. |
|||
2. |
Разработка плана мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений. |
Творческая группа |
Сентябрь 2012. |
3. |
Разработка плана мероприятий по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями. |
Творческая группа |
Май 2010г. |
4. |
Реализация планов мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений и по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями |
Творческая группа, Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
сентябрь-май 2012-2013г.г. |
5. |
Анализ работы на конструктивном этапе ОМП. |
Заведующий ДОУ, Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
декабрь2012 |
Ожидаемый результат: создание материально – технической, нормативно – правовой и информационно – методической базы опытно-исследовательской работы, банка данных по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ (педагогов в области взаимодействия с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений, обогащение предметно-развивающей среды для реализации потенциала развития детей).
Отчётные материалы:
- Планы мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений и по повышению психолого-педагогической грамотности у педагогов и родителей.
- Анализ организации игровой деятельности в ДОУ
- Предварительные результаты реализации модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей.
- Аналитический отчёт об организации деятельности на проектировочном этапе работы ОМП.
3 этап. Конструктивно-корректировочный.
Цель: реализация и корректировка плана работы творческой группы по деятельности ОМП.
Задачи:
1. Пополнение информационно – методического банка материалами практической работы по актуальному направлению.
2. Корректировка системы психолого-педагогической поддержки семей.
План действий по реализации программы ОМП:
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
1 |
апробация системы психолого-педагогической поддержки семей дошкольников, посещающих ДОУ. |
Творческая группа |
Январь-май 2012-2013г. |
2 |
Реализация и коррекция (по необходимости) плана мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений. |
Творческая группа |
Январь-май 2012-2013г. |
3 |
Реализация и коррекция (по необходимости) плана мероприятий по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями, посещающих ДОУ. |
Творческая группа Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
Январь-апрель 2012-2013г. |
4. |
Анализ работы на конструктивно-корректировочном этапе ОМП. |
Заведующий ДОУ Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
Май2013 |
Ожидаемые результаты: Положительная динамика в процессе гармонизации детско-родительских отношений.
Отчётные материалы:
- Банк материалов практической работы по актуальному направлению.
- Готовая модель психолого-педагогического взаимодействия с семьей.
- Аналитический отчёт о работе на конструктивном этапе ОМП.
4 этап. Аналитико – рефлексивный.
Цель: анализ и оформление результатов деятельности ОМП, формирование банка данных по итогам опытно – исследовательской работы.
Задача:
Провести анализ деятельности ОМП и обобщить опыт работы.
План действий по реализации программы ОМП:
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Обобщение и систематизация практического опыта работы ОМП в виде системы по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ. |
Творческая группа, Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
г. |
2 |
Подготовка к распространению системы по психолого-педагогической поддержке семей на уровне Республики Коми. Публикация в журнале «Образование» по итогам деятельности ОМП. |
Творческая группа, Королёва А.В, научный руководитель ОМП. |
|
3 |
Анализ результатов работы ОМП. |
Заведующий ДОУ, Королёва А.В, научный руководитель ОМП |
|
4. |
Распространение практического опыта работы ОМП в дошкольных образовательных учреждениях г. Сыктывкара |
декабрь2013г. |
Ожидаемый результат:
1. Формирование психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями
2. Выравнивание эмоционального состояния воспитанников, снятие психического напряжения, 3. Издание методического комплекта для педагогов по психолого-педагогической поддержке семей, развивающих занятий, упражнений с родителями, программы тренинга детско-родительских отношений, программы семинаров и практические материалы к ним. Практические рекомендации по различным направлениям работы по психолого-педагогической поддержке семей, консультативные материалы для педагогов и родителей.
4. Оптимальная, сбалансированная, комфортная предметно-развивающая среда, обеспечивающая полноценное физическое и психическое развитие детей.
5. Гармонизация детско-родительских отношений в семьях,
Отчётные материалы:
- комплект методических рекомендаций.
- аналитический отчёт о результатах работы ОМП.
6. Ресурсное обеспечение программы.
6.1. Кадровое обеспечение.
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Категория |
Пед. стаж |
Курсы |
Пахолкова Антонина Леонидовна |
Заведующая |
||||
Пешкина Жанна Петровна |
Старший воспитатель |
|
|
||
Мухина Галина Дмитриевна |
Музыкальный руководитель |
|
|||
Михайлова Светлана Александровна |
воспитатель по физической культуре |
||||
Добрынинская Надежда Николаевна |
Воспитатель |
||||
Кривошеина Валентина Николаевна |
Воспитатель |
||||
Елина Наталья Александровна |
Воспитатель |
||||
Кинева Маргарита Александровна |
Воспитатель |
||||
Некрасова Ольга Александровна |
Воспитатель |
||||
Подобуева Татьяна Сергеевна |
Воспитатель |
||||
Сосковец Зинаида Николаевна |
Воспитатель |
||||
Гривина Валентина Владимировна |
Воспитатель |
||||
Горошко Марина Александровна |
Воспитатель |
||||
Зайцева Валентина Владимировна |
Воспитатель |
||||
Коротаева Надежда Михайловна |
Педагог-психолог |
||||
Чурсанова Ирина Геннадьевна |
Педагог дополнительного образования - хореограф |
6.2. Материально-техническое обеспечение.
1. Компьютеры –3;
2. Принтеры – 2;
3. Сканеры –1;
4. Телевизор – 1;
5. Магнитофоны – 5;
6. Музыкальные центры – 1;
7. Аудиозаписи классических, современных, детских мелодий и песен - в ассортименте;
8. Пианино;
9. Детские музыкальные инструменты – в ассортименте;
10. Спортивно-игровое оборудование, в том числе нетрадиционное,
11. Иллюстративный материал (репродукции классических произведений живописи, сюжетные и предметные картинки, пейзажные иллюстрации);
12. Игровые развивающие центры, оборудованные дидактическими пособиями в соответствии с реализуемой программой
13. Библиотека детской литературы;
14.. Игровое спортивное оборудование для игрового взаимодействия с детьми в процессе обучения детей основным движениям.
15. Уголки для сюжетно-ролевых игр;
16. Помещения:
- 5 групповых помещений;
- музыкальный и - физкультурный залы;
- кабинет музыкального руководителя;
- методический кабинет;
- спортплощадка;
6.3. Научно-методическое и информационное обеспечение.
1. Комплексно-оздоровительная программа «Росток», принятая педагогическим советом ДОУ в 2009году.
Литература:
- Концепция дошкольного воспитания
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Концепция и программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации / Авт. сост.: С.М.Климова, С.С.Белых; КРИРО и ПК. - Сыктывкар, 2007. – 72 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: НМО «Творческая педагогика». Мал.предприятие «Новая школа», 1993.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2011г. – 332 с.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993. – 111с.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: «Академия развития» 1996.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: 1989.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М, 2000.
- Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. №3.
- Винникотт Д.В. Разговор с родителем. – М., 1995.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М., 2004.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. —Новосибирск, 1997.
- Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск. 1997.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Колосова С.Л. Детская агрессия. С-Пб., 2004.
- Колосова С.Л. Основы психодиагностики. – Сыктывкар, 2002.
- Колосова С.Л. Психокоррекция. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2001. – 165 с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб., 2001.
- КошелеваА.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. – М., 1999.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М, 1990.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. 1994.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
- Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб, 1993.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – М., 2000.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998.
- Методы психологической диагностики дошкольников и младших школьников. – Сыктывкар, КРИРОиПК., 1992.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: «Знание», 1994. 5-е издание.
- Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ Колл. Авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Организация профилактической и медицинской помощи в детской поликлинике. Оценка уровня здоровья ребенка: методические рекомендации. Ярославль. 1999.
- Пазухина И.А. Давай поиграем. / Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений. СПб, 2005.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2008.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /под ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.
- Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи / Автор-составитель Е.Н.Соляник; КРИРО и ПК. – Сыктывкар, 2009. – 74 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб, 2005.
- Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. —М., 2003.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития». 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1996.
- Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.
- Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
- Шипицина Л.Н., Воронова А.П. и др. Азбука общения. СПб., 2000.
- Шишова Т. Страхи – это серьезно. – М., 1997.
Читайте также |
---|
Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…
Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...
Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…
Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...
Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…
Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...