Программа опорно-методической площадки по созданию консультативного пункта, направленного на «психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста»

Организатор опорно-методической площадки МБДОУ «Детский сад № 85» г. Сыктывкар

Паспорт опорно-методической площадки по созданию консультативного пункта, направленного на психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель: создание созданию консультативного пункта, направленного на психолого-педагогическую и духовно-нравственную поддержку семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, через организацию структурных центров

Задачи:

  • 1. Установление партнерских отношений с семьями детей раннего и дошкольного возраста, посещающих и не посещающих детский сад, объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы семьи и ДОУ;
  • Создание условий по обмену опытом в области взаимодействия с родителями и педагогами других ДОУ;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  • Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;
  • Осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;
  • Совместная забота о здоровье детей (психическом, физическом, психологическом);
  • Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • Формирование ценностно-значимого содержания для всех форм взаимодействия детского сада с семьями с учетом социокультурных традиций;
  • Повышение конкурентоспособности ДОУ в микрорайоне.

Основные направления деятельности по достижению цели и задач

  • создание   консультативного пункта по психолого-педагогической и духовно- нравственной поддержке семей микрорайона «Строитель», Имеющих детей раннего и дошкольного возраста через создание миницентров:

физкультурно-оздоровительный мини-центр «Азбука движений»

Центр культурных и социальных традиций «Волшебная страна»

Социально-психологический мини-центр «Радуга»

Мини-центр социализации (адаптации) «Карапуз»

Сроки реализации

2012-2013 г.г.

Ожидаемые результаты

 

 

  • создание   консультативного пункта по психолого-педагогической и духовно- нравственной поддержке семей микрорайона «Строитель», имеющих детей раннего и дошкольного возраста
  • Обогащение предметно - развивающей   среды, методического обеспечения и         материально-технической базы   ДОУ,
  • Укрепление взаимодействия с социумом микрорайона «Строитель»
  • Повышение   конкурентноспособности ДОУ
  • в микрорайоне
  • Издание методических рекомендаций для родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений, вопросам здоровья, адаптации, по вопросам духовно-нравственного развития.
  • Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

1. Информационная справка об ОМП

ОМП по осуществлению психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, организуется на базе МБДОУ «Детский сад №85» г. Сыктывкара

Дата открытия: «____» __________2012 г.

Состав педагогических работников, участвующих в реализации Программы ОМП

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж работы

Категория

Почетные звания

1.

Коротаева Н.М.

Педагог-психолог

 

 

 

 

2.

Горошко М.А.

Воспитатель

 

 

 

 

3.

Сосковец З.Н.

Воспитатель

 

 

 

 

4.

Кривошеина В.Н.

Воспитатель

 

 

 

 

5.

Зайцева В.В.

Воспитатель

 

 

 

 

6.

Некрасова О,А.

 

Воспитатель

 

 

 

 

7.

Гривина В.В.

Воспитатель

 

 

 

 

8.

Мухина Г.Д.

муз. руководитель

 

 

 

 

9.

Михайлова С.А.

воспитатель

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» г. Сыктывкара находится в здании, рассчитанном по проекту на 6 групп. Общая площадь   916 кв.м.,   для учебного процесса: 449 кв. м.

ДОУ расположено в типовом здании. Год ввода в эксплуатацию 1970 г.

Проектная мощность ДОУ: 100 детей.

Фактическая наполняемость: 123детей, из них детей раннего дошкольного возраста –23чел. ДОУ расположено в микрорайоне Строитель Эжвинского района.

Основными помещениями ДОУ являются:

-5 групповых помещений;

- музыкальный и физкультурный залы;

- кабинет музыкального руководителя;

- методический кабинет;

- медицинский блок.

Состояние учебно-методической базы ДОУ постоянно пополняется. В ДОУ имеются: магнитофоны, 1 музыкальный центр, телевизор (планируется приобретение DVD), пианино, дидактические развивающие пособия и игры, центры развития детей, оборудованные в соответствии с ООП МБДОУ, конструкторы, спортивно – игровое оборудование, в том числе – нестандартное, иллюстративный материал (сюжетный, пейзажный, предметный), подборка методической и детской художественной литературы.

ДОУ активно сотрудничает:

- с детской библиотекой микрорайона Строитель;

- с центром детского и юношеского творчества «Доверие»;

- с Коми национальным краеведческим музеем;

- с музеем имени Дьяконова;

- с муниципальным учреждением культуры «Шуд лун»;

- с общеобразовательной школой №34.

- с Эжвинской спортивной школой №6;

- с МБДОУ №58, №11

Виды общеобразовательн. программ дошкольного образования

Наименование программы

Направленность программы

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, обеспечивающая выполнение федеральных государственных требований

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Основная цель программы – создание   благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Общеобразовательная программа направлена на развитие ребенка, сохранение его здоровья, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, уважительного отношения, на единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности.

В соответствии с Уставом и лицензией на право ведения образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №85» г.Сыктывкара реализует следующие общеобразовательные программы дошкольного образования:

В ДОУ оказываются дополнительные платные образовательные услуги:

№ п/п

Наименование кружка

Ф.И.О. руководителя кружка

1. 

«Юный вокалист»

Мухина Галина Дмитриевна

2. 

«Раз ступенька, два ступенька»

Елина Наталья Александровна

3. 

«Здоровячок»

Михайлова Светлана Александровна

4. 

«Добрая сказка»

Горошко Марина Александровна

5. 

Танцевальная мозаика

Чурсанова Ирина Геннадьевна

 

Результаты педагогической диагностики по всем направлениям развития детей.

Уровень развития воспитанников в соответствии с реализуемой общеобразовательной программой определяется с помощью диагностического инструментария, предложенного КРИРОиПК г. Сыктывкара.

Показатели уровня освоения детьми содержания реализуемой программы за 2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы:

2008-2009 учебный год

Группа

ФЭМП

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

ФИЗО

Игровая деятель-

ность

Рисование

Музыкальное воспитание

Конструктив-

ные виды деятельности

Средний балл по группе

младшая

                 

средняя

                 

старшая

                 

подготовительная

                 

Средний балл

                 

2009-2010 учебный год

Группа

ФЭМП

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

ФИЗО

Игровая деятель-

ность

Рисование

Музыкальное воспитание

Конструктив-

ные виды деятельности

Средний балл по группе

младшая

                 

средняя

                 

старшая

                 

подготовительная

                 

Средний балл

                 

 2010-2011 учебный год

Группа

ФЭМП

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

ФИЗО

Игровая деятель-

ность

Рисование

Музыкальное воспитание

Конструктив-

ные виды деятельности

Средний балл по группе

младшая

                 

средняя

                 

старшая

                 

подготовительная

                 

Средний балл

                 

Вывод: В результате сравнения показателей за 3 года можно отметить значительное увеличение среднего балла по ФИЗО (с 2,4 до 2,6 баллов), по остальным разделам программы стабильные показатели.

Средний балл за последние три года – 2,4, что говорит о стабильном усвоении образовательной программы детьми в ДОУ.

Показатели уровня и качества подготовки выпускников ДОУ за 2010-2011 учебный год (24 человека)

№ п/п

Раздел программы

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1. 

Игровая деятельность

-

2. 

Физическое развитие

-

3. 

Развитие речи

-

4. 

Музыкальное развитие

-

5. 

Рисование

-

6. 

Театрализованная деятельность

-

7. 

Конструктивные виды деятельности

-

8. 

ФЭМП

-

9. 

Ознакомление с окружающим

-

10. 

Трудовая деятельность

-

Общий результат

0%

Вывод: Детей с низким уровнем нет.

Диагностика выпускников ДОУ за 3 года:

В 2008-2009 учебном году средний балл – 2,3.

В 2009-2010 учебном году средний бал – 2,4.

В 2010-2011 учебном году средний балл – 2,4.

3. Анализ деятельности ДОУ в аспекте организации ОМП.

3.1. Анализ исходного состояния психолого-педагогической деятельности.

Факт, критерий

Социальный заказ

Позитивные стороны реализации социального заказа

Проблемы, возникающие в процессе реализации социального заказа.

Необходимая коррекция деятельности

1. Состояние здоровья,   физического, психического и духовно-нравственного развития воспитанников.

Охрана жизни и укрепление физического здоровья воспитанников;

Укрепление психического здоровья посредством создания у детей эмоционально-комфортного состояния, благоприятных условий для развития индивидуальности и позитивных личностных качеств.

МБДОУ находится на среднем уровне по заболеваемости детей в районе;

В ДОУ разработана комплексно – целевая программа по оздоровлению «Росток»

Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности педагогов, родителей в области взаимодействия с родителями.

Недостаточное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного развития

Создание условий для психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семей.

2. Результаты развития, обучения и воспитания дошкольников.

1. Оптимальный уровень усвоения содержания программ дошкольного образования.

2. Выявление и создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка;

94% детей усваивают содержание образовательных программ, реализуемых в ДОУ, на среднем и высоком уровне.

Нет развёрнутой системы для психолого-педагогической поддержки семей, разработанной на методическом и управленческом уровне ДОУ.

Создание консультативного пункта по психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержке семей микрорайона Строитель, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, разработанной на методическом и управленческом уровне ДОУ.

3. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей родителей.

1. Повышение качества учебно-воспитательной работы как важной части образовательного процесса.

2. Сохранение и укрепление психологического здоровья в процессе использования разнообразных видов детской деятельности.

-Осуществляется индивидуальный подход к взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ в своевременном и всестороннем развитии ребенка

- Есть система работы с семьями «группы риска».

Система взаимодействия с семьями по вопросам

своевременного и всестороннего развитии ребенка, по вопросам гармонизации детско-родительских отношений.

Создание консультативного пункта для родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений и выработке единых подходов в вопросах семьи и ДОУ к сохранению и укреплению психического здоровья детей

 

3.2. Анализ условий, созданных в ДОУ для решения выявленных проблем.

Выявленные проблемы

 

 

 

 

 

 

Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями

Отсутствие на управленческом и методическом уровне ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, посредством организации совместных мероприятий

Отсутствие в системе взаимодействия с семьями по вопросам физического   и физического развития детей, по вопросам гармонизации детско-родительских отношений.

Имеющиеся условия:

Кадровое обеспечение

достаточный стаж и квалификационный уровень педагогов

высшая категория- 20 %

первая -   35,7   %

Потенциальные возможности:

Возможность для успешного применения на практике системы психолого-педагогической поддержки семей

Привлечение педагогов к разработке модели взаимодействия с семьей.

Научно-методическое обеспечение

В наличии есть методическая литература по реализации образовательной программы МБДОУ.

однако, недостаточно литературы по различным аспектам возрастной психологии.

Потенциальные возможности:

Создание каталога психологической литературы.

Пополнение библиотеки новинками литературы

Мотивационное обеспечение

Достаточный уровень мотивации педагогов на ведение заявленной темы.

Потенциальные возможности:

Эффективность работы коллектива в актуальном направлении деятельности с родителями.

Материально-техническое обеспечение

Достаточно разнообразная предметно-развивающая среда МБДОУ. В том числе – в наличии игровые и дидактические пособия, используемые для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей.

Потенциальные возможности:

Эффективное использование данных игр и пособий для целенаправленной работы по психолого-педагогической поддержке семей.

Пополнение и обогащение ПРС МБДОУ игровыми и дидактическими пособиями для работы в актуальном направлении.

Финансовое обеспечение

Отсутствие бюджетного финансирования для ведения образовательного процесса по психолого-педагогической поддержке семей   (приобретение игровых и учебных пособий, литературы, технического оснащения и пр.)

Потенциальные возможности:

Привлечение внебюджетных средств за счёт оказания дополнительных платных образовательных услуг, за счет средств спонсорской помощи.

4. Концепция деятельности ОМП.

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определяют одно из направлений развития общего образования – это система поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Вследствие данного направления деятельности необходимо создать специальную систему психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста.

Исходя из вышесказанного, национальная образовательная политика Республики Коми инициирует создание опорно-методических площадок, позволяющих апробировать и ввести в практику педагогические инновации в отношении субъектов образования. Это необходимо для осмысления и применения в практике работы ДОУ новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации дошкольного образования.

Таким образом, главным стратегическим направлением деятельности опорно-методической площадки на базе МБДОУ №85 г. Сыктывкара является решение одного из важнейших аспектов личностно-ориентированного образования - создание в ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, сочетающей в себе:

  • оптимальную реализацию основной общеобразовательной программы;
  • повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями;
  • гармонизацию детско-родительских отношений;
  • повышение педагогической грамотности родителей.
  • оптимизация предметно-развивающей среды для полноценного физического и психического развития детей.

В основе деятельности ДОУ лежит:

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Общеобразовательная программа направлена на развитие ребенка, сохранение его здоровья, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, уважительного отношения, на единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности

В соответствии решения Уставных задач в МБДОУ внедряется комплексно-оздоровительная программа «Росток»

Программа предусматривает комплексный подход к организации оздоровительной работы с детьми путем формирования представлений о ЗОЖ и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Данные программы  учитывают возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей.

Ребёнку предоставляется право и возможность быть субъектом образовательного процесса. Педагог выступает в большинстве случаев в роли организатора и равноправного партнёра, помощника в играх, познавательной деятельности и т.п. Дети же могут выбирать средства и искать способы достижения намеченных результатов совместной деятельности, выражать своё мнение, помогать друг другу, искать ошибки и исправлять их

Детский сад № 85 находится в Эжвинском районе, микрорайон «Строитель», где проживает много молодых семей, семей с низким социальным статусом и низкой педагогической компетентностью, Поэтому, для нашего ДОУ необходима:

  • Углублённая и систематическая работа с родителями по обеспечению эмоционально-комфортного состояния каждого дошкольника, как в семье, так и в ДОУ.
  • Создание условий, при которых ребёнок ощутит себя в гармонии с окружающим миром.
  • Возможность личностного подхода к развитию ребёнка - дошкольника. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и другие. Недоразвитие или деформация этих качеств в дошкольном возрасте с трудом поддаётся коррекции в более поздние сроки. Каждый ребёнок – индивидуален по - своему. И от того, сможет ли он развить и реализовать свои индивидуальные особенности, во многом зависит степень его будущей успешности не только в старших группах детского сада, но и в школе, и в жизни в целом. Поэтому психологическая поддержка родителей должна начинаться как можно раньше.

Поэтому нам необходимо создать общую систему работы по психолого-педагогической поддержке семей, Данное поддержка подразумевает: повышение компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений, разработку модели взаимодействия с семьей, обогащение предметно-развивающей среды для реализации потенциала развития детей.

Таким образом, основной концепцией инновационной деятельности МБДОУ как ОМП является создание системы психолого-педагогической поддержки семей, которая позволит обеспечить оптимальный уровень развития каждого ребёнка.

Новшеством, позволяющим решить выявленные проблемы будет являться организация систематического сотрудничества субъектов процесса психолого-педагогического сопровождения (психолог – воспитатели – дети – родители) в русле гармонизации детско-родительских отношений.

В процессе реализации намеченных планов необходимо учитывать возможное сопротивление некоторых субъектов деятельности изменениям в системе работы ДОУ:

  •  стремление педагогов пойти более лёгким путём и использовать одинаковые формы работы с родителями,
  •  непонимание некоторыми родителями ценности и смысла инновационной деятельности ДОУ, устранение их от сотрудничества;
  • недостаточно тесное сотрудничество психолога с воспитателями групп.

Для устранения возможных негативных проявлений необходим как индивидуальный подход и к общению с родителями, так и контроль над качеством работы педагогов со стороны научного руководителя, администрации ДОУ. Эффективной будет также разработка системы морального и материального стимулирования наиболее добросовестных педагогов – участников деятельности ОМП.

5. Этапы деятельностиопорно-методической площадки по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих ДОУ.

Итак, в качестве стратегии инновационной деятельности ДОУ (работы ОМП) мы рассматриваем создание в ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, которая сочетает в себе

  • оптимальную реализацию основной общеобразовательной программы;
  • повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями;
  • гармонизацию детско-родительских отношений;
  • повышение педагогической грамотности родителей.

Цель перехода ДОУ в новое состояние: создание условий для психолого-педагогической поддержки семей, посредством реализации модели взаимодействия с семьей.

Тактика перехода ДОУ в новое состояние обеспечивается путём реализации конкретных мероприятий, разбитых на 4 этапа:

- подготовительно-корректировочный;

- конструктивный;

- конструктивно-корректировочный;

- аналитико-рефлексивный;

Каждый этап имеет свою цель и конкретные задачи, поэтапное решение которых направлено на достижение общей цели.

1 этап. Подготовительно-проектировочный.

Цель: Оценить стартовые возможности ДОУ в создании системы психолого-педагогической поддержки семей дошкольников, посещающих МБДОУ, сформировать положительную мотивацию у педагогов и родителей на участие в опытно – исследовательской работе.

Задачи:

1. Выявление образовательных и информационных проблем педагогов в области основ психолого-педагогических знаний.

2. Формирование мотивации педагогов к опытно – исследовательской работе.

3. Изучение нормативно – правовой базы, научно – методических материалов по проблеме психолого - педагогической поддержке семей.

4. Оценка МТБ для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей дошкольников, посещающих ДОУ.

5. Разработка нормативно – правовой базы ОМП.

6. Диагностическое исследование:

Изучение потребностей родителей в повышении педагогической компетентности

Изучение стиля детско-родительских и семейных отношений;

Социологическое исследование детей «Моя семья», «Мой дом».

изучение информационных и методических потребностей педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей,

6. Разработка модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей.

План действий по реализации программы ОМП:

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Приказ о создании ОМП, о создании творческой группы по ОМП;

договор о совместной деятельности МДОУ с КРИРО и ПК;

положение о работе ОМП

Заведующий ДОУ

Пахолкова А.Л.

Январь-февраль

2012 г.

2

Оценка МТБ для развертывания деятельности ОМП.

Творческая группа

Март 2012г.

3

анализ стиля детско-родительских и семейных отношений.

Творческая группа

Март-апрель 2012г.

4

Изучение и анализ информационных и методических потребностей педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей, посещающих ДОУ.

Заведующий ДОУ.

Пахолкова А.Л.

март2012г.

5

Изучение потребности родителей в оказании психолого-педагогической помощи в области гармонизации детско-родительских отношений.

Творческая группа

март 2012 г.

6

Семинар -практикум «Современные формы взаимодействия с родителями». Разработка модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей.

Психолог Коротаева Н.М.

Королёва А.В, научный руководитель ОМП.

2-ой квартал 2012 г.

7

Разработка пакета диагностических материалов по   и по стилям детско-родительских и семейных отношений.

Заведующий ДОУ.

Пахолдкова А.Л.

Творческая группа,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП.

апрель 2012г.

8

Педагогический совет «Результаты деятельности первого этапа ОМП». Анализ работы на подготовительном этапе ОМП

Творческая группа,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП.

Апрель -май2012г.

Ожидаемый результат:

1. Формирование положительной мотивации у педагогов на участие в опытно – исследовательской работе.

2. Оценка возможностей МДОУ для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ.

3. Создание нормативно-правовой базы для развертывания деятельности по психолого-педагогической поддержке семей.

4. Определение уровня педагогической компетентности родителей по созданию благоприятного климата в семье.

5. Определение стилей детско-родительских и семейных отношений.

6. Создание системы работы по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ, (Модель взаимодействия).

Отчётные материалы:

-Пакет диагностических материалов по стилям детско-родительских и семейных отношений;

- аналитическая справка по определению уровня педагогической компетентности родителей по созданию благоприятного климата в семье.

- Данные о потребностях педагогов в повышении уровня квалификации в вопросах психолого-педагогического поддержки семей,

- Материалы семинаров;

- Аналитический отчёт об организации деятельности на подготовительном этапе работы ОМП

2 этап. Конструктивный.

Цель: Реализация запланированной деятельности.

Задачи:

1. Формирование материально-технической базы для организации опытно – исследовательской работы

2. Организация работы по психолого-педагогической поддержке семей,

2.1. Блок развивающей работы с детьми:

  • моделирование системы социальных отношений в семье, через организацию игр и совместную деятельность с родителями;
  • развитие личностных качеств ребенка в игре, формирование начал его социальной компетентности и способности к разрешению конфликтных ситуаций;

2.2. Блок гармонизации детско-родительских отношений:

  • улучшение понимания родителями собственного ребенка особенностей и закономерностей его развития, через ознакомление родителей с результатами социологического исследования (как компонента модели взаимодействия с семьей);
  • осознание значения игры и эмоций в жизни детей и в своей собственной жизни:
  • предоставление детям возможности ориентироваться всобственных чувствах, открыто их выражать;

-  умение   распознавать   чувственно-эмоциональное состояние других людей.

2.3. Блок развития психолого-педагогической грамотности педагогов:

  • включение в повседневную практику педагогов освоенных форм работы и расширение представлений о семьях, с разным социальным статусом, и о сущности психолого-педагогической поддержки семей дошкольного возраста, посещающих ДОУ;

Формирование, реализация эффективных способов взаимодействия с данными семьями;

  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

2. Скорректировать материально – техническую, нормативно – правовую, научно – методическую базу для опытно – исследовательской работы;

План действий по реализации программы ОМП:

Меропритятия

Ответственный

Сроки

1.

2.

Разработка плана мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений.

Творческая группа

Сентябрь 2012.

3.

Разработка плана мероприятий по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями.

Творческая группа

Май 2010г.

4.

Реализация планов мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений и по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями

Творческая группа,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

сентябрь-май 2012-2013г.г.

5.

Анализ работы на конструктивном этапе ОМП.

Заведующий ДОУ,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

декабрь2012

Ожидаемый результат: создание материально – технической, нормативно – правовой и информационно – методической базы опытно-исследовательской работы, банка данных по психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ (педагогов в области взаимодействия с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений, обогащение предметно-развивающей среды для реализации потенциала развития детей).

Отчётные материалы:

  • Планы мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений и по повышению психолого-педагогической грамотности у педагогов и родителей.
  • Анализ организации игровой деятельности в ДОУ
  • Предварительные результаты реализации модели психолого-педагогического взаимодействия с семьей.
  • Аналитический отчёт об организации деятельности на проектировочном этапе работы ОМП.

3 этап. Конструктивно-корректировочный.  

Цель: реализация и корректировка плана работы творческой группы по деятельности ОМП.

Задачи:

1. Пополнение информационно – методического банка материалами практической работы по актуальному направлению.

2. Корректировка системы психолого-педагогической поддержки семей.

План действий по реализации программы ОМП:

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

апробация системы психолого-педагогической поддержки семей дошкольников, посещающих ДОУ.

Творческая группа

Январь-май 2012-2013г.

2

Реализация и коррекция (по необходимости) плана мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений.

Творческая группа

Январь-май 2012-2013г.

3

Реализация и коррекция (по необходимости) плана мероприятий по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями, посещающих ДОУ.

Творческая группа

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

Январь-апрель 2012-2013г.

4.

Анализ работы на конструктивно-корректировочном этапе ОМП.

Заведующий ДОУ

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

Май2013

Ожидаемые результаты: Положительная динамика в процессе гармонизации детско-родительских отношений.

Отчётные материалы:

  • Банк материалов практической работы по актуальному направлению.
  • Готовая модель психолого-педагогического взаимодействия с семьей.
  • Аналитический отчёт о работе на конструктивном этапе ОМП.

4 этап. Аналитико – рефлексивный.

Цель: анализ и оформление результатов деятельности ОМП, формирование банка данных по итогам опытно – исследовательской работы.

Задача:

Провести анализ деятельности ОМП и обобщить опыт работы.

План действий по реализации программы ОМП:

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Обобщение и систематизация практического опыта работы ОМП в виде   системы по   психолого-педагогической поддержке семей, посещающих ДОУ.

Творческая группа,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

г.

2

Подготовка к распространению системы по   психолого-педагогической поддержке семей на уровне Республики Коми.

Публикация в журнале «Образование» по итогам деятельности ОМП.

Творческая группа,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП.

3

Анализ результатов работы ОМП.

Заведующий ДОУ,

Королёва А.В, научный руководитель ОМП

4.

Распространение практического опыта работы ОМП в дошкольных образовательных учреждениях г. Сыктывкара

декабрь2013г.

Ожидаемый результат:

1. Формирование психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями

2. Выравнивание эмоционального состояния воспитанников, снятие психического напряжения, 3. Издание методического комплекта для педагогов по психолого-педагогической поддержке семей, развивающих занятий, упражнений с родителями, программы тренинга детско-родительских отношений, программы семинаров и практические материалы к ним. Практические   рекомендации   по   различным направлениям   работы по психолого-педагогической поддержке семей, консультативные материалы для педагогов и родителей.

4. Оптимальная, сбалансированная, комфортная предметно-развивающая среда, обеспечивающая полноценное физическое и психическое развитие детей.

5. Гармонизация детско-родительских отношений в семьях,

Отчётные материалы:

- комплект методических рекомендаций.

- аналитический отчёт о результатах работы ОМП.

6. Ресурсное обеспечение программы.

6.1. Кадровое обеспечение.

Ф.И.О.

Должность

Образование

Категория

Пед. стаж

Курсы

Пахолкова Антонина Леонидовна

Заведующая

Пешкина Жанна Петровна

Старший воспитатель

 

 

Мухина Галина Дмитриевна

Музыкальный

руководитель

 

Михайлова Светлана Александровна

воспитатель по физической культуре

Добрынинская Надежда Николаевна

Воспитатель

Кривошеина Валентина Николаевна

Воспитатель

Елина Наталья Александровна

Воспитатель

Кинева Маргарита Александровна

Воспитатель

Некрасова Ольга Александровна

Воспитатель

Подобуева Татьяна Сергеевна

Воспитатель

Сосковец Зинаида Николаевна

Воспитатель

Гривина Валентина Владимировна

Воспитатель

Горошко Марина Александровна

Воспитатель

Зайцева Валентина Владимировна

Воспитатель

Коротаева Надежда Михайловна

Педагог-психолог

Чурсанова Ирина Геннадьевна

Педагог дополнительного образования - хореограф

6.2. Материально-техническое обеспечение.

1. Компьютеры –3;

2. Принтеры – 2;

3. Сканеры –1;

4. Телевизор – 1;

5. Магнитофоны – 5;

6. Музыкальные центры – 1;

7. Аудиозаписи классических, современных, детских мелодий и песен - в ассортименте;

8. Пианино;

9. Детские музыкальные инструменты – в ассортименте;

10. Спортивно-игровое оборудование, в том числе нетрадиционное,

11. Иллюстративный материал (репродукции классических произведений живописи, сюжетные и предметные картинки, пейзажные иллюстрации);

12. Игровые развивающие центры, оборудованные дидактическими пособиями в соответствии с реализуемой программой

13. Библиотека детской литературы;

14.. Игровое спортивное оборудование для игрового взаимодействия с детьми в процессе обучения детей основным движениям.

15. Уголки для сюжетно-ролевых игр;

16. Помещения:

- 5 групповых помещений;

- музыкальный и - физкультурный залы;

- кабинет музыкального руководителя;

- методический кабинет;

- спортплощадка;

6.3. Научно-методическое и информационное обеспечение.

1. Комплексно-оздоровительная программа «Росток», принятая педагогическим советом ДОУ в 2009году.

Литература:

  1. Концепция дошкольного воспитания
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  4. Концепция и программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации / Авт. сост.: С.М.Климова, С.С.Белых; КРИРО и ПК. - Сыктывкар, 2007. – 72 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
  6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: НМО «Творческая педагогика». Мал.предприятие «Новая школа», 1993.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2011г. – 332 с.
  8. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993. – 111с.
  9. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: «Академия развития» 1996.
  10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  11. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: 1989.
  12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М, 2000.
  13. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. №3.
  14. Винникотт Д.В. Разговор с родителем. – М., 1995.
  15. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психоте­рапии. - М., 2004.
  16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.
  17. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. —Новосибирск, 1997.
  18. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
  19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск. 1997.
  20. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  21. Колосова С.Л. Детская агрессия. С-Пб., 2004.
  22. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. – Сыктывкар, 2002.
  23. Колосова С.Л. Психокоррекция. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2001. – 165 с.
  24. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными деть­ми. - СПб., 2001.
  25. КошелеваА.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмо­циональное развитие дошкольников. — М., 2003.
  26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. – М., 1999.
  27. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.
  28. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  29. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М, 1990.
  30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. 1994.
  32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
  33. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в иг­рах, тренингах, тестах. — М., 2002.
  34. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб, 1993.
  35. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – М., 2000.
  36. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998.
  37. Методы психологической диагностики дошкольников и младших школьников. – Сыктывкар, КРИРОиПК., 1992.
  38. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: «Знание», 1994. 5-е издание.
  39. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ Колл. Авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  40. Организация профилактической и медицинской помощи в детской поликлинике. Оценка уровня здоровья ребенка: методические рекомендации. Ярославль. 1999.
  41. Пазухина И.А. Давай поиграем. / Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений. СПб, 2005.
  42. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
  43. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2008.
  44. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
  45. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /под ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.
  46. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи / Автор-составитель Е.Н.Соляник; КРИРО и ПК. – Сыктывкар, 2009. – 74 с.
  47. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб, 2005.
  48. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. —М., 2003.
  49. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: «Академия развития». 1996.
  50. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1996.
  51. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по дет­ской психологии. — М., 1995.
  52. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
  53. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.
  54. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
  56. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
  57. Шипицина Л.Н., Воронова А.П. и др. Азбука общения. СПб., 2000.
  58. Шишова Т. Страхи – это серьезно. – М., 1997.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…

Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...