Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление содержания основной образовательной программ дошкольного образования в области познавательного развития, способствует формированию интереса к познавательно-экономической деятельности учащихся).
Уровень сложности содержания: вводный
Актуальность
Нашу жизнь можно оценивать по-разному, но то, что она весьма активна и непредсказуема, согласится каждый из нас Порой взрослому бывает сложно перестроиться к рыночным отношениям которые быстрыми «шагами» входят в нашу жизнь. Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как быть с той экономической информацией, которой дети овладевают самостоятельно на житейском, часто искаженном уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность.
С изменение социально – экономических условий в нашей стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Дошкольное воспитание». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
Проблема экономического воспитания не нова. Ещё Я.А. Каменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», т.е. доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких. Уже на четвертом и пятом году детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших». Сколько житейской мудрости в его экономической программе для маленьких детей! Огромную роль Я. А. Каменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Наряду с решением многих задач, Я.А. Каменский ставит цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного, предметного мира на уровне чувственного и действенного его познания. Экономическое и трудовое воспитание он видит только в связи с нравственным и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, умеренность, справедливость, щедрость.
Вопросы экономического воспитания занимали одно из главных мест и в педагогической системе А.С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребёнка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребёнок обязательно должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С. Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, нуждами семьи, приучать разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им.
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию. Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания – это возраст ребёнка.
Когда же следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменившихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, – когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Опыт показывает: многие предпосылки будущие экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.
Приобщение дошкольников к экономической деятельности, одна наиболее сложных и в то же время важных проблем настоящего времени. Только человек экономически грамотный способен адекватно оценивать себя, своё место в обществе с точки зрения материальных возможностей. Современный ребенок должен знать, что такое деньги, их ценность, назначение, должен понимать, что существуют экономические отношения в обществе и, что он тоже в свое время будет являться субъектом данного вида отношений. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
Процесс экономического воспитания детей (шести лет) происходит в рамках разработанной модели на основе системного, аксиологического, деятельностного подходов, включающей в себя: целевой блок (формирование начал экономической воспитанности); организационно-педагогический блок (создание педагогических условий, разработка воспитательно-образовательной программы «Экономика в детском саду»); процессуально-деятельностный блок (комплексное использование средств, форм, методов воспитания в процессе игровой, трудовой, познавательной деятельности детей) и прогнозируемый результат (становление начал экономической воспитанности).
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Цель программы: Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, используя для этого различные виды деятельности
Задачи программы:
- Формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей.
- Развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению:
- формирование представлений детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
- знакомство детей с современными рыночными отношениями;
- ознакомление с явлениями социальной действительности.
- Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об экономике и финансах.
- Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных операций: анализ, классификация, синтез, сравнение, обобщение.
- способов познания путём сенсорного анализа.
Категория обучающихся:
Программа ориентирована на детей 5-7 лет
Формы и режим занятий: Занятия организуются в форме партнерского взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками (в группе, малых группах или парах). Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления; интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знания о новых профессиях, умение рассказать о них; приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша; общительность чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое до конца; здоровый интерес к деньгам, осознание их честного приобретения.
В модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы
- схематичное моделирование опыта (как надо поступить в той или иной ситуации)
- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл;
На занятиях используются интерактивные образовательные технологии:
- работа парами
- интервью
- работа малыми группами
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, педагогу важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет для детей 5 – 6 лет 25 минут, 6 – 7 лет 30 минут
Срок реализации программы: 2 года
- 1-ый год (5 – 6 лет) – 16 занятий;
- 2-ой год (6 – 7 лет) – 24 занятия.
Взаимодействие с родителями: В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:
- информационно-просветительское;
- консультационное;
- интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи программа предлагает организовать в начале работы родительское собрание и подробно обсудить учебную программу, условия её реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, КВНов, экономических праздников.
Методика работы:
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности. В подготовительной к школе группе, когда познавательные интересы детей носят более определённый характер, возможна организация кружковой работы.
Учебный (тематический) план
Основное содержание образовательной деятельности реализуется в соответствии с учебным (тематическим) планом.
1 год обучения (5 – 6 лет)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма анализа |
1 |
Раздел 1 «Потребности»
Познакомить с экономическим понятием «Потребность»; различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные); учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. |
4 | Наблюдение |
2 |
Раздел 2 «Труд – продукт»
Формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. |
4 | Наблюдение |
3 |
Раздел 3 «Товар»
Познакомить с различными формами сбыта продукции; формировать представление о том, что предметный мир – это рукотворный мир |
4 | Наблюдение |
4 | Раздел 4 «Деньги. Бюджет. Доход. Расход. Цена (стоимость)» Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости; воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. |
4 | Наблюдение |
2 год обучения (6 – 7 лет)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма анализа |
1 |
Раздел 1. «Экономика»
Развивать у детей умение подмечать в жизни простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли; развить выдумку, сообразительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности |
4 | Наблюдение |
2 |
Раздел 2. «Бартер»
Познакомить с понятием «Бартер»; учить самостоятельно определять выгодность бартера; самостоятельно совершать обменные операцию. |
4 | Наблюдение |
3 |
Раздел 3. «Выгода и убыток»
Познакомить с понятием «Выгода и убыток»; учить самостоятельно определять выгодность сделки; стремиться просчитывать убытки не выгодной сделки; Развивать логическое мышление совершать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация) |
4 | Наблюдение |
4 | Раздел 4. «Деньги» Продолжать знакомить с деньгами (купюрами, монетами и их достоинством); продолжать учить считать, совершать покупки, определять цену товара при помощи денег, развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения |
4 | Наблюдение |
5 |
Раздел 5. «Реклама»
Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе; дать представление о рекламе её назначении, учить детей правильно воспринимать рекламу; воспитывать разумные потребности. Создавать рекламу в форме рисунков, прозы, рекламу группы и детского сада. Познакомить с профессией «рекламный агент» |
4 | Наблюдение |
6 | Раздел 6 «Бизнес и капитал» Познакомить с понятием «купля – продажа», как вид бизнеса; выделять составные части капитала; развивать самостоятельность в принятии решения; выделять деловые качества героев сказок и своих партнеров по игре; обогащать словарный запас детей новыми понятиями экономической культуры |
4 | Наблюдение |
Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы
Планируемые результаты:
На этапе окончания обучения по Программе ребенок:
- проявляет устойчивый познавательный интерес к экономическим проблемам на уровне дошкольного возраста;
- выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, пользуясь аргументацией и доказательствами;
- самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- проявляет творческую и познавательную инициативу в решении поставленных задач;
- в диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Планируемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с поставленной целью и задача, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми.
С этой целью в конце обучения по Программе проводится педагогическая диагностика уровня овладения детьми познавательно-исследовательской деятельностью (Приложение №2). При педагогической оценке достигнутых результатов используются метод включенного наблюдения.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Презентация результатов образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом, в т.ч. образовательных проектов, участия в конкурсах на информационном совещании и родительском собрании в образовательной организации;
- Анализ работы педагога дополнительного образования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013 г.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный №30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 г., регистрационный №28564);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Содержание программы разработано на основе следующих программ и учебно-методических пособий:
- Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
- Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
- Казакова Н. Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я.2003. №4.
- Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для де тей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
- Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1.
- Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1.
- Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
- Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. М., 1986.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2002.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4.
- Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4.
- Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
- Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
- Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
- Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
Полную версию программы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...
Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из...
Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...