Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»
Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы | Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие. Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности. Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов: 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова. Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Такая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. |
1.2. Отличительные особенности (новизна) программы | Новизна программы «Говорушки»: использование инновационных технологий обучения по данной образовательной программе, авторских разработок. |
1.3. Адресат программы | Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет. |
1.4. Объём и сроки реализации программы |
Сроки реализации программы: октябрь-апрель. |
1.5. Цель и задачи программы |
Цель программы - совершенствование и развитие у дошкольников младшего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, правильного звукопроизношения, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Задачи программы. Обучающие задачи: -активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. - формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. - Способствовать развитию речи детей как средства общения; - развивать моторику артикуляционного аппарата; - Развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки; - совершенствовать мелкую моторику рук; - формировать связную речь. Воспитательные задачи: - обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка; - обучать умению планировать свои действия, выполнять поручения. - расширять кругозор детей через приобщение к русской народной культуре. - формировать инициативность, самостоятельность у детей; Развивающие задачи: - развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.); -развивать психические процессы детей (внимание,память, воображение). - формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; - развивать любознательность, активность у детей. |
1.6. Условия реализации программы |
Форма проведения занятий: групповая. Занятия по развитию речи «Говорушки»: Будут проходить 2 раза в неделю в первой половине дня. Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами 15 минут. |
1.7. Планируемые результаты |
Программа призвана способствовать совершенствованию и развитию у дошкольников младшего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, правильному звукопроизношению и их автоматизация, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Дети должны уметь: 1. отвечать на вопросы взрослого; 2. правильно артикулировать все изучаемые звуки речи; 3. обогащение активного и пассивного словаря; 4. согласовывать слова в словосочетаниях; 5.употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около; 6. узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки; 7. образовывать существительные во множественном числе; 8. реализовывать новые слова и понятия в речи; 9. пользоваться словарем обобщений; 10. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т. д.); 11. рассказывать по картине совместно с взрослым. |
2. Учебный план
№ п/п
|
Название раздела, темы | Всего часов | Формы контроля |
1 | Посуда | 1 | обобщающая беседа |
2 | Авторские сказки | 3 | обобщающая беседа |
3 | Домашние животные | 6 | обобщающая беседа |
4 | Дикие животные | 5 | обобщающая беседа |
5 | Игрушки | 15 | обобщающая беседа |
6 | Зимние забавы | 1 | обобщающая беседа |
7 | Новый год. Елка | 1 | обобщающая беседа |
8 | Одежда | 1 | обобщающая беседа |
9 | Мебель | 1 | обобщающая беседа |
10 | Мамин праздник | 1 | обобщающая беседа |
11 | Русские народные сказки | 17 | игры-драматизации |
12 | Музыкальные инструменты | 1 | обобщающая беседа |
13 | Детский сад | 2 | обобщающая беседа |
14 | Овощи и фрукты | 1 | обобщающая беседа |
Итого: | 56 |
3. Календарный учебный график
Год обучения занятий | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим |
1 год | 01.10.2020 | 31.04.2021 | 28 недели | 56 часа | Каждый понедельник и четверг |
Продолжительность учебной недели: 5 дней (с понедельника по пятницу).
Продолжительность учебного занятия:
Возрастная группа | Возраст учащихся |
Длительность учебного занятия |
Количество учебных занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |||
Младшая группа | 3 – 4 года | не более 15 мин | 2 | 8 | 56 |
4. Рабочая программа
4.1. Задачи обучения
Обучающие задачи:
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Способствовать развитию речи детей как средства общения;
- развивать моторику артикуляционного аппарата;
- Развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- формировать связную речь.
Развивающие задачи:
- развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
-развивать психические процессы детей (внимание,память, воображение).
- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- развивать любознательность, активность у детей.
Воспитательные задачи:
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- обучать умению планировать свои действия, выполнять поручения.
- расширять кругозор детей через приобщение к русской народной культуре.
- формировать инициативность, самостоятельность у детей;
4.2. Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны знать: | - обобщающие слова по основным лексическим темам; -пространственные отношения предметов, выраженных предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий); - наречия, выражающие пространственные отношения; - основные названия артикуляционных упражнений "Лягушка", "Слоник", "Часики", "Лопатка", "Качели". |
К концу учебного года дети должны уметь: | - различать звуковые сигналы, состоящие из 3-4 звуков; слова-омонимы; - производить длительный речевой выход (3-4 сек.) на материале гласных и их сочетаний; - различать существительные и глаголы единственного и множественного числа; - согласовывать прилагательные, существительные и предлоги в роде, числе, падеже; - образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - задавать вопросы и отвечать на них; - составлять небольшие рассказы по предметным и сюжетным картинкам с использованием союзов чтобы, как, потому что; - собирать разрезные картинки из 3-4 частей с вертикальным, горизонтальным и диагональным размерами. |
4.3. Календарно-тематическое планирование и содержание обучения
Развитие импрессивной речи:
- уточнение имеющегося словаря существительных, глаголов и их обогащение;
- продолжать закрепление и дифференциацию единственного и множественного числа имен существительных, глаголов;
-различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов ( одевается -одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл -вымыла, надел -надела);
- обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
- продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетны картинкам;
- закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
- обучать понимаю предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
- обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди -сзади, вверху -внизу, далеко-близко, справа -слева).
Развитие экспрессивной речи:
- расширять и активировать словарный запас;
- учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение ( за окном, высоко, далеко, под шкафом);
- учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамеечка, шуба-пальто-дубленка);
- введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- продолжать учить употреблять существительные с предлогами (в, на, под, у, из, за, около, с);
- учить различать имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже;
- учить образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит);
- продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -иц (чайник, молочник; сахарница, конфетница); -ечик, ичк (лисичка, чашечка);
- формировать умение образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди);
- учить отвечать на вопросы Зачем? Почему? Когда? Как?;
- учить строить предложения с однородными членами.
Месяц | № | Тема | Формы проведения | Материалы |
Октябрь | 1 | Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. | Игровые ситуации Беседа. Образец речи Слушание |
Игрушки (поезд- паровоз с вагонами, корова, кукушка, петух) |
2 | Стихотворения о детях. | Чтение Беседы о прочитанном Рассматривание иллюстраций. |
Иллюстрации с изображением детей в варежках | |
3 | Описание игрушек — котенка, жеребенка, мышонка | Игровые ситуации Игры имитации, двигательные импровизации Образец речи Рассказывание Слушание |
Домик –ширма, игрушки (лошадь и жеребёнок, мышка и мышонок, кошка и котёнок) | |
4 | Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом». | Рассматривание иллюстраций. Игровые ситуации Образец речи Чтение Рассказывание |
Игрушки (кукла, паровоз, жеребёнок, султанчики), картина «Мы играем в кубики, строим дом». | |
5 | Описание внешнего вида куклы Оли | Игровые ситуации Игры имитации, двигательные импровизации Образец речи Рассказывание Слушание |
Кукла- блондинка в платье , туфельках, носочках, на голове бант; кукла-брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках; игрушки : Доктор Айболит, ослик. | |
6 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. | Игровые ситуации Слушание Образец речи |
Игрушки – грузовая машина, медвежата (белый и чёрный) коза; ёлки разной величины, куклы- мальчик и девочка. | |
7 | Составление рассказа об игрушках- котенке- зайчонке. | Игровые ситуации Дидактические игры Образец речи Рассказывание |
Игрушки – мышка, котенок, зайчонок, по 3-4 утенка, лягушонка (возможна замена: 3-4 мышонка или козленка) или картинки – 1 мышонок и много мышат, 1 лягушонок и много лягушат; картинка – дом с трубой, из трубы идет дым. | |
8 | Русская народная сказка «Теремок» | Чтение Беседы о прочитанном Рассматривание иллюстраций. Рассказывание |
Лист бумаги, карандаш, вырезанные из бумаги круги разного цвета, книга со сказкой « Теремок» с красочными иллюстрациями | |
Ноябрь | 9 | Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. | Дидактические игры Образец речи Слушание |
Игрушки (медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка); султанчики; горка, выполненная из строительного материала. |
10 | Русская народная сказка «Колобок» | Чтение Беседы о прочитанном Рассматривание иллюстраций. Показ пальчикового театра Рассказывание |
Книга со сказкой «Колобок» с красочными иллюстрациями, игрушки по сказке, пальчиковый театр, геометрические фигуры для моделирования. | |
11 | Пересказ сказки «Репка» | Рассказывание Показ настольного театра |
Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок). | |
12 | Описание предметов одежды куклы Оли. | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Образец речи Рассказывание Слушание |
Кукла и одежда для нее (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки – пальто, платье, пирамидка, поезд. | |
13 | Русская народная сказка «Маша и медведь». | Рассматривание иллюстраций Инсценирование произведения Участие в постановках мини-спектаклей Слушание Рассказывание |
Книга со сказкой « Маша и медведь» с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки. | |
14 | Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. | Дидактические игры Слушание Образец речи |
Грузовая машина, бубен, барабан, балалайка; мишка, мышка. | |
15 | Стихотворение о животных. | Игровые ситуации Разучивание стихотворений Чтение |
Игрушки (петушок , ёжик, зайчик),зеркальце, яркие картинки с изображением животных. | |
16 | Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке. | Игровые ситуации Слушание Образец речи |
Игрушки – кошка, корова, коза, барабан, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, лягушка, утята, зайчата, котята. | |
Декабрь | 17 | Русская народная сказка «Козлята и волк». | Игровые ситуации Чтение Беседы о прочитанном Рассматривание иллюстраций. |
Книга со сказкой « Козлятки и волк» с красочными иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкальной сказки « Козлятки и волк». |
18 | Составление рассказа по картине «катаемся на санках». | Рассматривание иллюстраций. Образец речи Беседа |
Картина «Катаемся на санках»; игрушки – большой медведь, медвежонок, барабан. | |
19 | Описание кукол Даши и Димы | Игровые ситуации Слушание Образец речи Рассказывание |
Пары предметов: куклы (большая и маленькая), мячи (большой и маленький, разного цвета), два ведерка (разного размера и цвета); дудочка, колокольчик. | |
20 | Проведение игры «Что в мешке у Буратино». | Дидактическая игра Слушание |
Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка-лошадь, мешочек. | |
21 | Составление описательного рассказа о музыкальных инструментах по картинкам | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Образец речи Слушание |
Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик, картинки (примерный набор) петух, баран , лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыплёнок, ведро, матрёшка, лопатка. | |
22 | Стихотворение Е.Трутневой «Новым годом!». | Игровые ситуации Чтение Разучивание стихотворений Рассматривание иллюстраций. |
Иллюстрации на тему «Новогодний праздник», искусственная ёлочка , ёлочные игрушки, маски. | |
23 | Сказка К.Чуковского «Цыпленок» | Фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». | ||
24 | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» | Рассматривание иллюстраций. Образец речи Беседа |
Картина «Троллейбус и игрушки»; картинки – гусь, голуби. | |
Январь | 25 | Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе. | Слушание Игровые ситуации Дидактические игры Образец речи Рассказывание |
Игрушки – петух, лиса , пароход, пары предметов: разных по величине и цвету , матрешки, пирамидки, ленточки, флажки, грибки, кубики. |
26 | Проведение игры «У Кати день рождения» | Игровые ситуации Дидактические игры |
картинки (примерный набор) голубь, курица, петух, кошка, корова, коза, гусёнок, козлёнок, котёнок, кукушка, игрушки для игры в магазин. | |
27 | Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» | Рассказывание Показ настольного театра Рассматривание иллюстраций. |
Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра | |
28 | Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке. | Слушание Игровые ситуации Дидактические игры Образец речи Рассказывание |
Игрушки (медвежонок, лисёнок(разного размера)) , картинки- ёж, змея, ёлка, муравей. | |
29 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Игровые ситуации Слушание Образец речи |
Куклы –девочка (на ней фартук, тёплая кофта, платье, туфли), мальчик, игрушки( собака, два флажка разного размера и цвета), две конфеты ( большая и маленькая), кукольный шкаф. | |
30 | Описание овощей и фруктов | Игровые ситуации Беседа. Образец речи |
Игрушечный зайчонок,, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. | |
31 | Составление рассказа о кукле Фае и Феде. | Игровые ситуации Образец речи Рассказывание Слушание Дидактические игры |
Куклы –девочка, мальчик, собаки, флажки, конфеты (по 2 на каждого ребёнка). | |
32 | Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок» | Чтение Беседа о прочитанном Слушание Образец речи |
Игрушки – курица, цыплята, петух, черный кот; фланелеграф с фигурками персонажей сказки. | |
Февраль | 33 | Пересказ сказки «Козлята и волк» | Чтение Показ настольного театра Рассматривание иллюстраций. Слушание Образец речи |
Настольный театр к сказке «Козлята и волк», картинка на которой изображены осы. |
34 | Составление описательного рассказа о животных по картинкам. | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Образец речи |
Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик; картинки: петух, баран, лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро, матрешка, лопатка. | |
35 | Описание предметов посуды. | Игровые ситуации Дидактические игры Слушание Образец речи |
Две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, две большие куклы(мальчик и девочка); картинки –стол, стул, валенки, пальто. | |
36 | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». | Игровые ситуации Чтение Беседы о прочитанном Рассматривание иллюстраций. |
Игрушки (зайчик, лиса, медведь, волк, петушок) книга со сказкой «Лиса, заяц и петух» с красочными иллюстрациями, листы бумаги с заготовками (2-квадраты, 5 окружности) | |
37 | Называние предметов мебели | Игровые ситуации Дидактическая игра Беседа. Слушание Рассказывание |
Кукла, кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать, котенок, зайчонок, утенок. | |
38 | Малые фольклорные формы. Загадки, потешки |
Игровые ситуации Чтение Разучивание потешки Слушание |
Игрушки (домик, кукла, кот, петушок, корова, поросёнок) | |
39 | Составление рассказа на тему из личного опыта. | Игровые ситуации Беседа. Слушание |
Игрушки (медведь, собака, кошка), картинки-самолёт, лиса, дом, ёлочки. | |
40 | Малые фольклорные формы. | Игровые ситуации Чтение Разучивание потешки Слушание |
Куклы, расчёски, шапочка для мишки, картинки с изображением животных (курица, собака, кошка и др.) | |
Март | 41 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Образец речи |
Картина «Кошка с котятами» |
42 | Стихотворение Я.Акима «Мама» | Игровые ситуации Разучивание стихотворений Чтение |
Листы бумаги, краски, ваза с цветами, веточками. | |
43 | Составление рассказа по картине «Куры» | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Образец речи |
Картина «Куры», игрушки (кукла, заяц) | |
44 | Рассказ в стихах «Неприятный случай», сказка «Как лечили петуха» А. Крылова, рассказ «Ёж» М. Пришвина | Чтение Беседы о прочитанном Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол |
Игрушки театра кукол «Ёж» | |
45 | Потешки – заклички, поговорки, считалки. | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихотворений Чтение |
Петрушка, иллюстрации на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели». | |
46 | Сказка К.Чуковского «Мойдодыр» | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихотворений Чтение |
Книга со сказкой «Мойдодыр » с красочными иллюстрациями. | |
47 | Составление описания по предметной картине. | Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра |
Петрушка, индивидуальные картинки с изображением животных, в названиях которых есть звуки (с, з, ц) (курица, собака, заяц и т.д.) , набор картинок: яйцо, цветы, кольцо, пуговицы, мыло, лопата, лейка) | |
48 | Настольный театр «Курочка Ряба» | Показ настольного театра Игровые ситуации Рассматривание иллюстраций. Инсценирование произведения |
Игрушки- персонажи сказки, предметы, предметы, символизирующие персонажей сказки, костюмы и маски героев сказки «Курочка Ряба» , иллюстративный материал. | |
Апрель | 49 | Игра- драматизация по сказке «Курочка Ряба» | Игра-драматизация Чтение наизусть | Стол, стулья, костюмы для каждого героя сказки. |
50 | Игра- инсценировка по сказке «Курочка Ряба» | Игра- инсценировка Чтение наизусть Участие в постановках мини-спектаклей |
Игрушки- персонажи сказки «Курочка Ряба» | |
51 | Настольный театр «Теремок» | Чтение наизусть Показ настольного театра Инсценирование произведения | Набор иллюстраций к сказке, костюмы: мышки, ёжика, лягушки, зайчика, петушка, лисички, волка, медведя. | |
52 | Рассказывание русской народной сказки «Теремок» | Инсценирование произведения Чтение наизусть Участие в постановках мини-спектаклей |
Лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с картинками. | |
53 | Игра- драматизация по сказке «Теремок» | Чтение наизусть Игры-драматизации Участие в постановках мини-спектаклей | Костюмы героев сказки «Теремок» | |
54 | Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» | Чтение Рассматривание иллюстраций Чтение наизусть Инсценирование произведения Участие в постановках мини-спектаклей |
Набор иллюстраций к сказке, шапочки козы, козлят, волка. Запись музыкальной сказки про волка и козлят. | |
55 | Инсценировка сказки «Козлятки и волк» | Инсценировка Участие в постановках мини-спектаклей Чтение наизусть Показ настольного театра |
Фигурки настольного театра «Козлятки и волк» , элементы декораций (теремок, печка, скамеечки, деревья), строительный материал (для постройки теремка). | |
56 | Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему | Беседа. Слушание Образец речи Рассказывание |
На выбор детей: |
5. Оценочные и методические материалы (учебно-методический комплекс)
5.1.Педагогические технологии
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:
- моделирование
- мнемотехника
- технология обучения детей составлению сравнений
- технология обучения образной речи
- технология обучения составлению загадок
- сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- логоритмика
- творческие рассказы
- игры-драматизации, инсценировки
- пересказ
- рассказ по картине
- составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
- рассказы детей из опыта
- творческое рассказывание
5.2.Методическое обеспечение программы
- Игрушки (поезд- паровоз с вагонами, корова, кукушка, петух)
- Иллюстрации с изображением детей в варежках
- Домик –ширма, игрушки (лошадь и жеребёнок, мышка и мышонок, кошка и котёнок)
- Игрушки (кукла, паровоз, жеребёнок, султанчики), картина «Мы играем в кубики, строим дом».
- Кукла- блондинка в платье , туфельках, носочках, на голове бант; кукла-брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках; игрушки : Доктор Айболит, ослик.
- Игрушки – грузовая машина, медвежата (белый и чёрный) коза; ёлки разной величины, куклы- мальчик и девочка.
- Игрушки – мышка, котенок, зайчонок, по 3-4 утенка, лягушонка (возможна замена: 3-4 мышонка или козленка) или картинки – 1 мышонок и много мышат, 1 лягушонок и много лягушат; картинка – дом с трубой, из трубы идет дым.
- Лист бумаги, карандаш, вырезанные из бумаги круги разного цвета, книга со сказкой « Теремок» с красочными иллюстрациями
- Игрушки (медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка); султанчики; горка, выполненная из строительного материала.
- Книга со сказкой «Колобок» с красочными иллюстрациями, игрушки по сказке, пальчиковый театр, геометрические фигуры для моделирования.
- Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок).
- Кукла и одежда для нее (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки – пальто, платье, пирамидка, поезд.
- Книга со сказкой « Маша и медведь» с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки.
- Грузовая машина, бубен, барабан, балалайка; мишка, мышка.
- Игрушки (петушок , ёжик, зайчик),зеркальце, яркие картинки с изображением животных.
- Игрушки – кошка, корова, коза, барабан, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, лягушка, утята, зайчата, котята.
- Книга со сказкой « Козлятки и волк» с красочными иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкальной сказки « Козлятки и волк».
- Картина «Катаемся на санках»; игрушки – большой медведь, медвежонок, барабан.
- Пары предметов: куклы (большая и маленькая), мячи (большой и маленький, разного цвета), два ведерка (разного размера и цвета); дудочка, колокольчик.
- Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка-лошадь, мешочек.
- Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик, картинки (примерный набор) петух, баран , лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыплёнок, ведро, матрёшка, лопатка.
- Иллюстрации на тему «Новогодний праздник», искусственная ёлочка , ёлочные игрушки, маски.
- Фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок».
- Картина «Троллейбус и игрушки»; картинки – гусь, голуби.
- Игрушки – петух, лиса , пароход, пары предметов: разных по величине и цвету , матрешки, пирамидки, ленточки, флажки, грибки, кубики.
- картинки (примерный набор) голубь, курица, петух, кошка, корова, коза, гусёнок, козлёнок, котёнок, кукушка, игрушки для игры в магазин.
- Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра
- Игрушки (медвежонок, лисёнок(разного размера)) , картинки- ёж, змея, ёлка, муравей.
- Куклы –девочка (на ней фартук, тёплая кофта, платье, туфли), мальчик, игрушки( собака, два флажка разного размера и цвета), две конфеты ( большая и маленькая), кукольный шкаф.
- Игрушечный зайчонок,, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
- Куклы –девочка, мальчик, собаки, флажки, конфеты (по 2 на каждого ребёнка).
- Игрушки – курица, цыплята, петух, черный кот; фланелеграф с фигурками персонажей сказки.
- Настольный театр к сказке «Козлята и волк», картинка на которой изображены осы.
- Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик; картинки: петух, баран, лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро, матрешка, лопатка.
- Две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, две большие куклы(мальчик и девочка); картинки –стол, стул, валенки, пальто.
- Игрушки (зайчик, лиса, медведь, волк, петушок) книга со сказкой «Лиса, заяц и петух» с красочными иллюстрациями, листы бумаги с заготовками (2-квадраты, 5 окружности)
- Кукла, кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать, котенок, зайчонок, утенок.
- Игрушки (домик, кукла, кот, петушок, корова, поросёнок)
- Игрушки (медведь, собака, кошка), картинки-самолёт, лиса, дом, ёлочки.
- Куклы, расчёски, шапочка для мишки, картинки с изображением животных (курица, собака, кошка и др.)
- Картина «Кошка с котятами»
- Листы бумаги, краски, ваза с цветами, веточками.
- Картина «Куры», игрушки (кукла, заяц)
- Игрушки театра кукол «Ёж»
- Петрушка, иллюстрации на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».
- Книга со сказкой «Мойдодыр » с красочными иллюстрациями.
- Петрушка, индивидуальные картинки с изображением животных, в названиях которых есть звуки (с, з, ц) (курица, собака, заяц и т.д.) , набор картинок: яйцо, цветы, кольцо, пуговицы, мыло, лопата, лейка)
- Игрушки- персонажи сказки, предметы, предметы, символизирующие персонажей сказки, костюмы и маски героев сказки «Курочка Ряба» , иллюстративный материал.
- Стол, стулья, костюмы для каждого героя сказки.
- Игрушки- персонажи сказки «Курочка Ряба»
- Набор иллюстраций к сказке, костюмы: мышки, ёжика, лягушки, зайчика, петушка, лисички, волка, медведя.
- Лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с картинками.
- Костюмы героев сказки «Теремок»
- Набор иллюстраций к сказке, шапочки козы, козлят, волка. Запись музыкальной сказки про волка и козлят.
- Фигурки настольного театра «Козлятки и волк» , элементы декораций (теремок, печка, скамеечки, деревья), строительный материал (для постройки теремка).
5.3. Список литературы
Развитие речи детей 3-4 лет/ О. С. Ушакова. Младшая группа – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 224 с. – (Развиваем речь).
Интернет-ресурсы: ns.portal.ru. Всероссийская сеть работников образования
5.4. Оценочные материалы
Мониторинг - 2 раза в год.( Сентябрь, май)
Читайте также |
---|
Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…
Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...
«Наутилус»
«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...
Дидактическая игра «Пчелиная азбука»
Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...