Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник»

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы Стартовый уровень

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Юный художник » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Новизна программы

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы

Цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы

Предметные:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  2. Научить пользоваться инструментами и материалами в живописи и рисунке;

Метапредметные:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, самостоятельность.
  2. Развивать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
  3. Научить анализу, оценке и самооценке выполненных работ.

Личностные:

  1. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Адресат программы

Возраст детей, на которых рассчитана программа 4-5 лет.

Условия реализации программы

- по заявлению родителей;

- состав группы- 10 – 12 человек

Сроки реализации программы

Срок реализации 1 год.

Режим занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 20 мин. Общее количество занятий в год -29 Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в октябре, итоговый - в апреле).

Формы занятий

Групповая

Планируемые результаты

Воспитанник:

1. Умеющий создавать образы используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Владеющий изобразительными навыками и умениями в соответствии с возрастом.

3.С развитой мелкой моторикой пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявляющий творческую активность и уверенность в себе.

8. Проявляющий терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

9. Способный проанализировать и оценить выполненную работу.

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, промежуточного и итогового мониторинга.

Входной мониторинг определяет готовность воспитанника к обучению по нетрадиционной технике рисования и проводится в форме дидактических игр.

Промежуточный мониторинг определяет уровень усвоения воспитанниками учебного материала по итогам отдельной части программы и проводится в форме: дидактических игр.

Итоговый мониторинг определяет уровень достижений воспитанниками по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме: дидактических игр.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен воспитанниками полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в творческих конкурсах на уровне коллектива.

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№ /n Ф.И. Реб. Технические навыки Точность движений Средс тва выраз итель ности (цвет, форма и др.) Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию Речь в процессе рисова ния итог
    Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К
1                                  
2                                  
3                                  
4                                  
5                                  
6                                  
7                                  
8                                  
9                                  
10                                  

Н.- начало года

К.- конец года 

Учебный план

Теоретические знания воспитанникам даются в процессе совместной игровой деятельности.

N п/п Название раздела Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 0,5 0.5 Дидактические игры, игровые упражнения
практические упражнения
2 Основные занятия 25   25
3 Итоговое занятие. 1 - 1

Календарный учебный график

N
пп
Число/ Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Вводное занятие
  1. 1
01.10 16.00 групповая 1 «Осенний пейзаж» (печать листьями Уч. кабинет Дидактические игры
Практические занятия
  1. 2
08.10 16.00 групповая 1 «Волшебное дерево» (рисование
ладошкой)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
3
15.10 16.00 групповая   мониторинг Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
4
22.10 16.00 групповая   мониторинг Уч. кабинет Дидактические игры
5 29.10 16.00 групповая 1 «Гроздь рябины»
(пластилинография
Уч. кабинет Дидактические игры
6 05.11 16.00 групповая 1 «Осенние листочки»
(пластилинография)
Уч. кабинет Дидактические игры
77 12.11 16.00 групповая 1 «Осенний букет»
(кляксография)
Уч. кабинет Дидактические игры
8 19.11 16.00 групповая 1 «Первый снег» (печатки из салфеток) Уч. кабинет Дидактические игры
9 26.11 16.00 групповая 1 Букет для мамы (рисование ладошками) Уч. кабинет Дидактические игры
10 03.12 16.00 групповая 1 Жар – птица (рисование ладошкой) Уч. кабинет Дидактические игры
11 10.12 16.00 групповая 1 Ангелочек (рисование ладошкой) Уч. кабинет Дидактические игры
12 17.12 16.00 групповая 1 Деревья в снегу (рисование ладошкой) Уч. кабинет Дидактические игры
13 24.12 16.00 групповая 1 Заюшкина избушка
(пластилинография)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
14
14.01 16.00 групповая 1 Ёлочка нарядная (поролон + пластилин) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
15
21.01 16.00 групповая 1 Веселый Снеговик
(ватопластика)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
16
28.01 16.00 групповая 1 «Снегири на ветке» (рисование способом тычка). Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
17
04.02 16.00 групповая 1 Морозные узоры
(рисование солью)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
18
11.02 16.00 групповая 1 Зайчик
(ватопластика)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
19
18.02 16.00 групповая 1 Цветы для зимушки зимы (оттиск пробкой) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
20
25.02 16.00 групповая 1 Весёлая гусеница
(оттиск пробкой)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
21
04.03 16.00 групповая 1 Солнышко для мамочки
(«воздушные» краски)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
22
11.03 16.00 групповая 1 Подводный мир (восковые мелки + акварель) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
23
18.03 16.00 групповая 1 Морская черепаха (восковые мелки + акварель - шаблон Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
24
25.03 16.00 групповая 1 Осьминожки (рисование ладошкой) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
25
01.04. 16.00 групповая 1 «Ёжик» (техника тычок – рисование жесткой кистью) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
26
08.04 16.00 групповая 1 «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
27
15.04 16.00 групповая 1 «Петушок – золотой гребешок» (ладошка + штамп) Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
28
22.04 16.00 групповая 1 «Дружок»
(пластилинография)
Уч. кабинет Дидактические игры
  1.  
29
29.04 16.00 групповая 1 «Путешествие в
Африку»
(ладошкой
Уч. кабинет Дидактические игры
мониторинг
39 24.12 - групповая 1 Итоговое Уч. кабинет Практическое задание
40 29.04 - групповая 1 Итоговая аттестация    
Итоговое занятие
41   - групповая 1   Муз. зал  

Содержание

Содержание программы позволяет: предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с нетрадиционными техниками рисования, Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.

Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.

В-третьих, у детей развивается координация движений.

Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью обучения 20 минут.

01.10.2020 1.Тема ««Осенний пейзаж».

Теория: понятие «пейзаж»; знакомство с понятием пейзаж.

Практика: нетрадиционная техника рисования– печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

08.10.2020. 2. Тема: «Волшебное дерево»

Теория: понятие «дерево» беседа о пользе деревьев.

Практика: рисование пальчиками и ладошкой. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Формировать умение детей рисовать и создавать образ красками без кисти. Воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей

15.10.2020.3. Тема: «Мухомор»

Теория: понятие «мухомор» беседа о съедобных и несъедобных грибах;

Практика: рисование пальчиками. Формировать умение детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой.

22.10.2020. 4.Тема: Хохломская роспись «Волшебная тарелочка – цветы и ягоды»

Теория: понятие «хохломская роспись» дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Практика: рисование пальчиком, формировать детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, Воспитывать интерес к народному искусству. Развивать умения видеть красоту в предметах быта. Закрепить представления об элементах хохломской росписи.

29.10.2020 5. Тема «Гроздь рябины»

Теория: понятие «гроздь рябины» на закрепления представления о листьях, соплодиях (кисть, гроздь) рябины и их строении.

Практика: пластилинография. Формировать целостную картину мира, а именно представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Учить детей путем сплющивания получать из шара круг. Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями. Развивать любознательность, интерес к природе. Активизировать двигательную сферу: мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть красоту природы

05.11.2020 6. Тема: «Осенние листочки»

Теория: понятие «осенние листочки», беседа о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.

Практика: пластилинография, обучать приемам работы с пластилиновой техникой. Развивать мелкую моторику рук; развивать умение производить точные движения пальцами рук; развивать творческие способности, воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

12.11.2020 7. Тема: «Осенний букет»

Теория: понятие «осенний букет» беседа о сезонных изменениях в природе.

Практика: кляксография. Формировать рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.

19.11.2020 8. Тема «Первый снег»

Теория: понятие «первый снег», беседа о сезонных изменениях в природе.

Практика: печатки из салфеток, закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

26.11.2020 9. Тема: «Букет для мамы»

Теория: понятие ««букет для мамы» беседа о значимости матери каждого человека.

Практика: рисование ладошками. Формировать умение детей работать аккуратно, выполнять работу, соблюдая её последовательность; -Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками развивать инициативу, воображение, закрепить знание цветов.

03.12.2020 10. Тема: «Жар – птица»

Теория: понятие «жар – птица» беседа об особенностях внешнего вида жар – птицы.

Практика: рисование ладошками. Формировать умение рисовать сказочную птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок: красный – розовый, синий – голубой, зелёный – светло-зелёный, жёлтый – светло-жёлтый. Развивать творческие способности: цветовое восприятие, умение придумывать декоративный узор. Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание заниматься изобразительной деятельностью, позитивное отношение к результату своего творчества.

10.12.2020 11.Тема «Ангелочек»

Теория: понятие «ангелочек», беседа о духовном мире, об ангелах.

Практика: рисование ладошками. Закрепить навыки рисования ладошкой, кисточкой. Развивать умение рисовать тонкие линии. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.

17.12.2020 12.Тема: «Деревья в снегу»

Теория: понятие «Деревья в снегу», закрепление представления о сезонных изменениях.

Практика: рисование ладошками. Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Формировать умение изображать дерево, точно передавая строение (ствол и ветви) и пропорции; развивать координацию движений, осанку; добиться правильной посадки при рисовании; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к объектам природы; упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о зиме; воспитывать аккуратность во время работы; развивать словарный запас детей.

24.12.2020 13.Тема: «Заюшкина избушка»

Теория: беседа по сказке «Заюшкина избушка»

Практика: пластилинография. Формировать умение рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы. Развивать умение создавать сказочный выразительный образ. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять умение аккуратного использования в своей работе.

14.01.2021 14.Тема «Ёлочка нарядная»

Теория: понятие «ёлка», беседа о ёлке.

Практика: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Воспитание эстетического восприятия природы; упражнение в технике рисовании тычком, полусухой жесткой кистью. Закрепление умения украшать рисунок, используя рисования пальчиками.

21.01.2021 15.Тема: «Веселый Снеговик»

Теория: понятие «снеговик», беседа о снеговике.

Практика: ватопластика. Упражнение в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков.

Составление из округлых форм разной величины снеговика, развитие умения передавать особенности изображаемого предмета, используя кисть и краски, и с помощью ватных дисков;

28.01.2021 16.Тема: «Снегири на ветке»

Теория: понятие «снегири», беседа о зимующих птицах.

Практика: рисование способом тычка, формирование умения детей передавать в рисунке образ птицы. Закрепление умения держать кисть, добиваться выразительного изображения птицы.

04.02.2021 17.Тема: «Морозные узоры»

Теория: понятие «узор», беседа о том, откуда берутся узоры на окнах.

Практика: рисование солью. Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

11.02.2021 18.Тема: «Зайчик»

Теория: понятие «заяц», беседа о сезонных изменениях в природе у зайца.

Практика: ватопластика. Совершенствование навыка работы с клеем, бросовым материалом (ватными дисками). Формирование умения отрывать небольшие кусочки ваты от целого куска, и приклеивать их на силуэт зайчика;

18.02.2021 19.Тема «Цветы для зимушки зимы»

Теория: понятие «зима», беседа о зимушке зиме.

Практика: оттиск пробкой. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью;

25.02.2021 20.Тема «Весёлая гусеница»

Теория: понятие «гусеница» беседа о гусеницах.

Практика: оттиск пробкой. Формирования умения рисовать пробкой гусеницу. Развитие умения располагать рисунок по всему листу. Активизация словаря по теме. Воспитание аккуратности при рисовании красками: намазывание один край пробки краской, снимать лишнюю о край баночки и ставить на бумаге отпечаток.

04.03.2021 21. Тема: «Солнышко для мамочки»

Теория: понятие «мама» беседа об истории происхождения праздника “8 марта”.

Практика: рисование ладошкой. Продолжать учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры, упражнять в рисовании ладошкой. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе

11.03.2021 22.Тема: «Подводный мир»

Теория: понятие «подводный мир», беседа об обитателях подводного мира.

Практика: восковые мелки + акварель. Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель) развивать мелкую моторику рук, используя приемы выполнения отдельных элементов техники «воск + акварель», цветовое восприятие, творческое мышление, воображение и фантазию путем составления композиции,

18.03.2021 23. Тема: «Морская черепаха»

Теория: понятие «черепаха» беседа о черепахах.

Практика: восковые мелки + акварель - шаблон рисовать черепашку с помощью акварели и восковых мелков

(нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Совершенствовать технические навыки. Развивать чувство композиции, аккуратность, эстетический вкус, воображение. Воспитывать положительное отношение к животному миру и желание заботиться о нем.

25.03.2021 24. Тема: «Осьминожки»

Теория: понятие «осьминожка», беседа о осьминожках.

Практика: Печать ладошкой, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, графические навыки, моторику рук. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

01.04.2021 25.Тема: «Ёжик»

Теория: понятие «ёжик», беседа о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках.

Практика: техника тычок – рисование жесткой кистью, рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

08.04.2021 26.Тема: «Плюшевый медвежонок»

Теория: понятие « плюшевый медвежонок», беседа об игрушке детства.

Практика: рисование поролоном. Формировать умения освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

15.04.2021 27.Тема: «Петушок – золотой гребешок»

Теория: понятие «петушок», беседа о домашней птице – петушке.

Практика: рисование ладошка + штамп, формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.

Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; формировать интерес к занятиям по изодеятельности; формировать элементарные экологические представления;

22.04.2021 28. Тема: ««Дружок»

Теория: понятие «Дружок», беседа между человеком и собакой.

Практика: пластилинография. Формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.

29.04.2021 29.Тема: «Путешествие в Африку»

Теория: понятие « Африка», беседа о животном мире Африки.

Практика: рисование ладошкой. Закрепить умения рисовать в нетрадиционной технике рисования гуашью (рисование ладошками и пальчиками). Развивать восприятие, мышление, чувство композиции и ритма, мелкую моторику рук.

Методическое обеспечение

  1. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр 2004г
  2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
  3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
  4. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги»; Академия развития 2001г
  5. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр 2005г
  6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
  7. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  8. Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
  9. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
  10. Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
  11. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г

Педагогические методики и технологии

Программа предусматривает вариативность использования нескольких педагогических технологий. При проведении занятий используется методика личностно - ориентированного обучения И.С Якиманской, основной ценностью которого является признание в каждом воспитаннике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» воспитанника, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. При организации коллективно-творческой деятельности воспитанников делается упор на рекомендации Иванова И.П., направленные на организацию работы в группе, уважение собственного труда и труда своих сверстников, формирование адекватной самооценка своей деятельности и деятельности других.

Для индивидуализации обучения используется технология (Инге Унт, В.Д. Шадриков) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Широко применяются игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Методы и приемы

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные
  • практические
  • игровые

Используемые методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям;

Дидактическое обеспечение

Наглядные пособия по декоративно-прикладному творчеству: журналы, учебные пособия, книги.

Иллюстративный материал по разделам программы: ксерокопии схем, рисунки, таблицы, презентации.

Методическая копилка игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива).

Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

Детская литература с иллюстрациями художников.

Фотографии диких и домашних животных.

Литература по искусству.

Психолого-педагогическая литература

Техническое обеспечение

Акварельные и пальчиковые краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; трафареты; салфетки; цветные и простые карандаши, альбомы, пластилин; цветная бумага; цветной картон;

Бумага, конверты, доска магнитная, компьютер, проектор

Список литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 

Приложение 1

Нетрадиционные техники выполнения:

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.



Новые публикации

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Читайте также

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. Математика, как и другие...

Досуг с детьми старшей группы и родителями «Мы ребята бравые»…

Досуг с детьми старшей группы и родителями«Мы ребята бравые»посвященный 23 февраля Предварительная работа. Беседа о празднике 23 февраля, просмотр иллюстраций, чтение и...

Авторская настольная дидактическая игра «Разведчики»

Авторская настольная дидактическая игра «Разведчики» Цель: развитие умственной и коммуникативной сферы ребенка через освоение опыта ориентирования на плоскости. Задачи: учить детей ориентироваться...


Комментарии

  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» Тема: Викторина «Моя любимая ягодка»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской, игровой деятельности. Задание 1. 1. Назовите птиц, которые осенью улетают в тёплые края? (Ласточки, журавли, скворцы) 2. Из каких частей состоят грибы? (Из ножки, шляпки, грибницы) 3. Какую ягоду любит, есть медведь?...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (опытно-экспериментальная деятельность). Тема: «Ягодка малинка»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Ход ООД С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) В группу заносятся...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Речевое развитие» (познание). Тема: «Ягодное лукошко»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.   Ход ООД -Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы узнали его? (Да, это Мишутка) -Давайте с ним поздороваемся: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо, голубое! Здравствуй , вольный...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по математике «Весёлый Ёжик»

Sample Image

Я работаю со старшими дошкольниками третий год. С этого возраста ребята начинают изучать состав числа из нескольких единиц и двух меньших чисел. Материал для детей сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. В этой ситуации воспитателя...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство