Дополнительная общеразвивающая программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Мир БЕЗ опасности»

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Актуальность. В современном мире никто не застрахован от того, чтобы в любой момент оказаться в зоне опасного события. Опасность – это вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/или здоровью человека. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Но это не означает необходимость изоляции от внешнего мира. Напротив, человек стремится активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, находить выход из сложных ситуаций.

Самыми уязвимыми в вопросах безопасного поведения являются дети. Они могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. В связи с этим, больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни.

Таким образом, владея элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, человек (большой и маленький) может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Разработанная программа предполагает воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование самостоятельности и ответственности за свое поведение, становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Цель программы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

- способствовать расширению опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.);

- создавать условия для системного ознакомлений ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.);

- способствовать осмыслению и практическому освоению ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры;

- развивать умение делать элементарные выводы, способность к предвидению возможной опасности;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.

1.2. Принципы реализации программы

В соответствии с ФГОС ДОУ программа опирается на научные принципы построения:

- принцип научности

(содержание программы построено на научных и исторических фактах);

- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип системности и последовательности 

(постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний ОБЖ);

- принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

- принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

1.3. Характеристика особенностей развития детей

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объекта простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. 245 Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По 246 рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования: комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате раангчных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Средняя группа – дети знают и выполняют правила поведения в природе. Сформированы понятия «съедобный», «несъедобный», «лекарственные растения». Знают опасных насекомых и ядовитые растения. Ориентируются в помещении, на участке, ближайшей местности, знают и понимают понятия «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта». Понимают сигналы светофора. Знают о работе полицейского. Различают виды городского транспорта, особенности внешнего вида и назначения. Знают дорожные знаки. Сформирована культура поведения в общественном и железнодорожном транспорте. Знают и выполняют правила поведения во время игры. Знают назначение, работу и правила обращения с бытовыми приборами, ножом, вилкой, ножницами. Знают правила езды на велосипеде. Понимают и выполняют правила поведения с незнакомыми людьми. Знают о работе пожарных, причинах возникновения пожаров, правила поведения при пожарах и чрезвычайных ситуациях.

Старшая группа – дети знают правила оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых. Сформированы знания о правилах дорожного движения, транспорте, работе светофора, элементах дороги. Знают названия ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут. Знают и понимают дорожные и железнодорожные знаки. Сформированы основы безопасности жизнедеятельности человека. Знают и выполняют правила поведения во время игры в разное время года. Знают и понимают об источниках опасности в быту с электроприборами, утюгом, газовой плитой. Знают о работе пожарных, причинах возникновения пожаров, причинах пожаров, правила поведения при пожарах и чрезвычайных ситуациях. Знают номера службы спасения и работой службы МЧС («01», «02», «03», «112»). Развито умение обращаться за помощью к взрослым, знают и называют свою фамилию, возраст, адрес, телефон. Знают нормы культуры информационной безопасности. Знакомы с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

1.5. Способы проверки ожидаемых результатов

Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение (во время экскурсий или ситуации предметно-практического характера, возникающих в повседневной жизни). Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями.

Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста

(диагностика «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б).

Задание 1. Ребенок и другие люди.

1.1. Беседа «Кто ты, незнакомец?».

Скажи, кого мы считаем знакомыми людьми? Кого, незнакомыми?

Незнакомый взрослый говорит вам: «Мальчик (девочка)! ты такой хороший, ты мне очень нравишься. Пойдем со мной, я дам тебе игрушку». Каковы твои действия? Что ты ответишь взрослому?

Незнакомый мужчина предлагает покататься на машине. «Мальчик (девочка)! ты совсем уже взрослый. Садись в машину, я тебя покатаю. Мама не узнает!». Каковы твои действия? Что ты ответишь взрослому?

1.2. Беседа по картинке «Опасности в играх».

Рассмотри картинки. Расскажи, что на них изображено (рис. 1)? Как нужно вести себя с острыми предметами? В какие игры нужно играть осторожно?

1

Рис. 1 Иллюстрации для задания.


Задание 2. Ребенок и природа. Беседа по картинками.

2.1. Беседа по картинке «Взаимодействие с животными».

Рассмотри картинку. Расскажи, что на ней изображено? (рис..2) Как нужно вести себя с животными на улице? Чего следует опасаться?

2

Рис.2.1 Иллюстрация для задания 2.1.


2.2 Беседа по картинке «Правила поведения у воды».

Рассмотри картинку (рис.3). Расскажи, что на ней изображено? Как нужно вести себя на улице? Что делать, если мяч попал в речку или пруд?

3

Рис.3 Иллюстрация для задания 2.2.

2.3. Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы определенные части растений, детям предлагается их соединить, назвать какое растение.

Полезные растения: мята, ромашка, черемуха, одуванчик, подорожник.

Ядовитые растения: ландыш, волчье лыко, болиголов, белена черная, пижма.

  1. Какие растения ты знаешь?
  2. Какие из названных растений ядовиты?
  3. Какая опасность для человека может быть при соприкосновении с такими растениями?

2.4 Игра «Собери рюкзак».

Ребенку предлагается назвать предметы, которые можно и нужно взять с собой в поход.

Очень быстро отвечайте,

Но, смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» – в ладоши хлопни,

Если «нет» – ногою топни,

Только пол не провали.

Все понятно?

Раз, два, три!

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, сачок и соска,

Вездеход, бинокль, духи,

И арбуза половина,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, веревка, нож.

Ну, а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, мармелад.

Вот и собран наш отряд!

Молодцы, а теперь вы сами соберете свой рюкзак.

Задание 3. Ребенок один дома.

3.1. Беседа по картинке «Один дома».

Рассмотри картинку (рис.4). Расскажи, что на ней изображено? Что нужно делать, если ты почувствовал себя плохо? Какие лекарства ты можешь принять самостоятельно?

4

Рис.4 Иллюстрация для задания 3.1.

3.2. Беседа по картинке «Электроприборы».

Рассмотри картинку (рис.5). Расскажи, что на ней изображено? Как нужно вести себя с электроприборами?

5

Рис.5 Иллюстрация для задания 3.2.

3.3. Беседа по рассказу «Умный наперсток»

Причинить человеку вред могут даже самые обычные инструменты и предметы: молоток, клещи, а также гвозди и кнопки, если оставить их разбросанными по полу. Принадлежности для шитья и вязания – иголки, булавки, ножницы, вязальные спицы и крючки нужно хранить в специальной коробочке или шкатулке.

Послушай сказку: «Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная Мастерица-рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях. С каждым днем заказов у рукодельницы становилось все больше, вот и решила она обучить свою племянницу Анюту всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей. Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться с иголкой, спицами и крючком.

Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Анюта осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку. Эту красивую салфетку с бахромой Анюта хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик подснежников. Теплые весенние лучи скользили по скатерти обеденного стола, вышивать за которым устроилась Анюта. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал свежий ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.

Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка за окном. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.

  • Ах, какой чудесный денек! – пропела булавка с золотой головкой.
  • Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами! – воскликнула маленькая перламутровая пуговица.
  • Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! – согласились ножницы.
  • Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то, что тот столик, за которым всегда работает Мастерица, сказала вязальная спица.
  • Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь! – дружно закричали иголки.
  • Не могу понять, почему Мастерица всегда причет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле? тоненьким голоском пропищал маленький крючок.

Вопросы: Как ты думаешь, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке? Почему Мастерица не занималась рукоделием за обеденным столом? Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шить я? Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?

4. Ребенок на дороге.

4.1. «Продолжи предложение».

  1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
  2. Я никогда не нарушаю………
  3. Светофор состоит из……..
  4. Я знаю, что знаки бывают……..
  5. Я помню случай, когда на дороге…….
  6. Плохо, когда взрослые…..
  7. Регулировщик, это человек, который…..
  8. Пассажирам автобуса запрещается…….
  9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

4.2 Тест «Дорожная история»

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов. При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Ответы детей оцениваются в баллах:

3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, правильно и самостоятельно дает верные ответы, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации, при ответах на вопрос дает выше 50% правильных ответов).

2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, с помощью взрослого дает правильные ответы, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации, при ответах на вопрос дает от 30-50% правильных ответов).

1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не пользуется помощью взрослого, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации или дать верный ответ, при ответах на вопрос дает до 30% правильных ответов).

Сумма баллов позволяет сделать вывод об уровне знаний дошкольников о безопасном поведении:

0-10 баллов – низкий уровень;

11-21 баллов – средний уровень;

22-33 баллов – высокий уровень.

На основе данных критериев выделяются 3 уровня усвоения детьми правил безопасного поведения.

К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения (ответы детей правильные и полные).

На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности (в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов).

Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать на вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности.

II. Содержательный раздел

2.1 Система и последовательность работы с детьми

Срок реализации программы – 2 года. Первый год работа планируется с детьми средней группы (дети 4-5 лет), второй год – с детьми старшей группы (дети 5-6 лет). Основной формой реализации содержания программы являются ситуации общения детей с воспитателем в процессе внеобразовательной деятельности.

Перспективное планирование работы с детьми

Средняя группа

Месяц Совместная деятельность
Сентябрь Мониторинг
Беседа «Как ты шёл в детский сад»
Д/и: «Так- не так», «Собери знак», «Исправь ошибку», «Посмотри налево - посмотри направо»
Моделирование ситуации «Играем на дороге», «Перекресток»
Чтение «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» С. Михалков
Октябрь П/и «Цветные автомобили»
Д/и «Опасно-безопасно»
Чтение «Спичка-невеличка» Е. Хоринская, «Путаница» К. Чуковского
Беседы «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок»
Моделирование ситуации «Если дома я один», «Люди вокруг нас»
Ноябрь Беседа «Как мы играем с друзьями в игрушки», «В мире опасных предметов»
С/р игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе»
Д/и «Сложи машину»
Моделирование ситуации «Незнакомец»
Чтение «Зайка- велосипедист» В. Клименко
Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей»
Декабрь Беседа на основе иллюстраций «Спички не тронь, в спичках - огонь» 
С/р игра «Семья» 
Моделирование ситуации «Пожар в доме» 
П/и «Вода и пламя»
Беседа на основе иллюстраций «Пожарная машина спешит на помощь» 
Январь Ситуации-загадки на развитие умения оценивать безопасное и небезопасное поведение на улице
Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей» 
Беседа «В мире опасных предметов» (инструменты)
Февраль Чтение «Путаница» К. Чуковский
Беседы «Мой четвероногий друг», «Опасные ситуации контактов с животными» 
С/р игра «Айболит в гостях у детей»
Март Чтение «Крепкие зубы» Г. Зайцев, «Полезные продукты» Л. Зильберг
Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».
Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности»
Моделирование ситуаций «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать»
Апрель Д/игра «Можно- нельзя»
Моделирование ситуации «Путешествие по улице»
Чтение «Правила движения» С. Еремеев «Замарашка», К. Кузнецова - Беседы «Чистота и здоровье», «В мире опасных предметов» (бытовые приборы)
Май Моделирование ситуаций «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду»
Чтение «Как ребята переходили улицу» Н. Калинина, «Два друга» Т. Волгина
Беседы «Не всяк грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» 
Мониторинг

Старшая группа

Месяц Совместная деятельность
Сентябрь Мониторинг
Д/и «Съедобное - несъедобное» 
П/и «Огонь – друг и враг», «Пешеходы и транспорт»
Беседа «Пора, не пора – не ходи со двора» 
Игра – беседа «Спорт – это здоровье»
Октябрь Д/и «Сбор грибов и ягод» 
П/и «Птенчики в беде»
Моделирование ситуации «Если ты заблудился»
Ноябрь Беседа «Правила поведения в природе»
Моделирование ситуации «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»
П/и «Юные пожарные» 
Чтение «Лекарство – не игрушка» Г. Блинова
Декабрь Моделирование ситуации «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг и др.)
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» 
Д/игра «Красный, желтый, зеленый» 
Чтение «Покормите птиц зимой» А.Яшин
С/р игра «Мы – спасатели» 
Наблюдение «Осторожно, гололед!»
Январь Беседа «Что такое перекресток?» 
Беседа на основе иллюстраций «О правилах безопасного поведения при катании на санках, лыжах…»
П/ и «Два Мороза» 
Просмотр мультфильма «Смешарики»: «Как не замерзнуть в холода» 
Февраль Беседа «Опасные предметы дома»
Чтение «Кто сказал, что мы подрались?» А.Кушнер
Д/и «Дорожные знаки»
Викторина «Спецтранспорт»
Март Беседа «Витамины укрепляют организм»
Д/игра – беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» Чтение Хармс Д «Бульдог и таксик. Очень страшная история»
Просмотр мультфильма «Веселая карусель. Разгром»
Моделирование ситуации «Катание на велосипеде, самокате, роликах» 
Апрель Беседа «Если ты гуляешь один», «Лесные опасности»
Д/и «Сто бед» 
Чтение Друзья. Кто виноват?» Е.Стеквашова, «Чего боялся Петя?» С.Маршак
Просмотр мультфильма «Уроки осторожной тетушки Совы»
Май Беседа «Осторожна, гроза!»
Д/и «Опасные предметы»
П/и «При пожаре не зевай, огонь водою заливай»

2.2. Вариативные формы, методы, способы и средства реализации программы

Основные формы реализации программы:

Практические Словесные Наглядные
  • создание здоровьесберегающей и развивающей среды;
  • демонстрация ситуаций, несущих опасность для здоровья
  • ребенка;
  • индивидуальная работа;
  • дидактические игры;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений;
  • консультации
  • рассматривание иллюстраций;
  • личный пример взрослых;

Основные методы реализации программы:

  • Метод сравнения
  • Метод моделирования ситуаций
  • Экспериментирование и опыты
  • Игровые приемы

Средства реализации программы:

  • Социальная действительность.
  • Предметы рукотворного мира.
  • Художественная литература.
  • Игра.
  • Наблюдения.

2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников

1. Консультации для родителей: «Ребенок и улица», «Ребенок и природа», «Здоровье ребенка», «Основы безопасности жизнедеятельности детей», «Безопасность на дорогах».

2. Выпуск буклета: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольника», «Безопасность ребёнка-дошкольника».

3. Оформление папки-передвижки.

4. Анкетирование родителей по теме программы.

5. Индивидуальные консультации по запросу родителей.

III. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

  • Серии плакатов и сюжетных картинок к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  • Серия мультфильмов «Смешарики», «Уроки осторожной тетушки Совы»
  • Дидактические игры по темам программы
  • Набор «Дорожные знаки», модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц
  • Предметные и сюжетные игрушки
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

3.2. Перечень литературных источников обеспечения программы

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
  2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
  1. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение,1998.
  1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 64 с.
  2. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с. 7. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
  3. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
  1. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Учебно-методического пособия для реализации образовательной программы «Мир Без Опасности» – «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы на тему: «Основы экологии для дошкольников»

Опыт работы на тему: «Основы экологии для дошкольников»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»