Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»
74 периодов непосредственно образовательной деятельности 2 раз в неделю.
Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей группы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также дополнительные материалы и методики раннего развития В.Г. Рубцова, А. Маниченко.
Рабочая программа рассчитана на 74 периода непосредственно образовательной деятельности (2 раза в неделю), длительностью – 45 минут.
Программой предусмотрено изучение материала по направлениям:
- ознакомление с предметным окружением;
- ознакомление с явлениями общественной жизни;
- эксперименты и опыты
Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение полноценной жизни ребёнка в окружающем мире (природа живая и неживая, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
- Развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; фотограии, иллюстрации, трафареты, развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
- Ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
- Создавать условия для развития проектной деятельности.
- Развивать любопытство и постоянное желание узнавать новое.
Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей с помощью различных способов обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.
- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира.
- «Просмотр диафильмов» - особая форма общения с детьми. Диафильмы, как и книги, заставляют ребёнка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать.
- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
- «Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области познания».
Формы работы: Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа, показ демонстрационного материала (муляжи, чучела животных, насекомых, пауков, бабочек, рыб, кораллы, ракушки).
Формы организации детей: групповая.
Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование, экспериментирование, сюжетно-ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.
К концу года дети должны знать:
Уметь:
- характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
- сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
- соблюдать технику безопасности в быту
- уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
- наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Иметь представление:
- о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
- о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
- о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
- о родословной своей семьи
- о профессиях, трудовых действиях взрослых
- о профессиях работников детского сада
- об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
- о растениях и животных
- о космосе, звёздах, планетах
Критерии педагогического мониторинга по разделу
«Ознакомление с окружающим миром»
Высокий уровень-
Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.
о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.
Средний уровень-
Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.
Низкий уровень-
Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.
Тематический план
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
21 |
|
22 |
|
23 |
|
24 |
|
25 |
|
26 |
|
27 |
|
28 |
|
29 |
|
30 |
|
31 |
|
32 |
|
33 |
|
34 |
|
35 |
|
36 |
|
37 |
|
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...
Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации в детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации в детском саду «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями...
Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»
Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»