Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

74 периодов непосредственно образовательной деятельности 2 раз в неделю.

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей группы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также дополнительные материалы и методики раннего развития В.Г. Рубцова, А. Маниченко.

Рабочая программа рассчитана на 74 периода непосредственно образовательной деятельности (2 раза в неделю), длительностью – 45 минут.

Программой предусмотрено изучение материала по направлениям:

  1. ознакомление с предметным окружением;
  2. ознакомление с явлениями общественной жизни;
  3. эксперименты и опыты

Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение полноценной жизни ребёнка в окружающем мире (природа живая и неживая, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
  2. Развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; фотограии, иллюстрации, трафареты, развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
  3. Ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
  4. Создавать условия для развития проектной деятельности.
  5. Развивать любопытство и постоянное желание узнавать новое.

Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей с помощью различных способов обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира.
- «Просмотр диафильмов» - особая форма общения с детьми. Диафильмы, как и книги, заставляют ребёнка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать.
- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
- «Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области познания».

Формы работы: Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа, показ демонстрационного материала (муляжи, чучела животных, насекомых, пауков, бабочек, рыб, кораллы, ракушки).

Формы организации детей: групповая.

Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование, экспериментирование, сюжетно-ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.

К концу года дети должны знать:

 Уметь:

  1. характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
  2. сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
  3. соблюдать технику безопасности в быту
  4. уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
  5. наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

Иметь представление:

  1. о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
  2. о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
  3. о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
  4. о родословной своей семьи
  5. о профессиях, трудовых действиях взрослых
  6. о профессиях работников детского сада
  7. об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
  8. о растениях и животных
  9. о космосе, звёздах, планетах

Критерии педагогического мониторинга по разделу

«Ознакомление с окружающим миром»

Высокий уровень-

Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.

 о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.

Средний уровень-

Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.

Низкий уровень-

Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.

Тематический план

 1
  1. Что растёт в саду. Почему фрукты утоляют жажду.
  2. На лесных тропинках.
2
  1. Мои первые открытия.
  2. На шести лапках.
3
  1. Удивительные животные.
  2. Рекорды природы.
4
  1. Тайны космоса.
  2. Чудо-птицы.
5
  1. Что придумал человек.
  2. Загадки природы.
6
  1. Живой океан.
  2. Пауки.
7
  1. Времена года в искусстве. Осень.
  2. Животные всей планеты. Обитатели пустыни.
8
  1. Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, овца, осёл.
  2. В чём польза молока и молочных продуктов. Почему свернулось молоко.
9
  1. Бабочки.
  2. Мир джунглей.
10
  1. Польза домашних животных. Что они нам дают.
  2. В гостях у бабушки Федоры (Чтение и разбор художественной литературы К.И. Чуковский «Федорино горе»).
11
  1. Цветы мира.
  2. Мы едем, едем, едем.
12
  1. Такие разные дома.
  2. Все работы хороши (профессии).
13
  1. Город и деревня.
  2. Животные всей планеты. Обитатели саванны.
14
  1. В лесу.
  2. Море. Почему берег солёный. Почему в солёной воде легче плавать.
15
  1. Вода в жизни человека. Почему бывают водопады.
  2. Какие овощи внутри.
16
  1. Животные всей планеты. Обитатели джунглей.
  2. Как растёт лук.
17
  1. Что такое гербарий и как его сделать.
  2. Куда смотрит стрелка компаса.
18
  1. Животный мир полярных районов Земли.
  2. Народные приметы.
19
  1. Кто такие летучие мыши.
  2. Насекомые и их знакомые.
20
  1. Кто живет на подоконнике.
  2. Россия – наша Родина.
21
  1. Правила поведения на природе.
  2. Путешествие в прошлое предмета.
22
  1. Наши друзья – пернатые.
  2. Мойте руки перед едой.
23
  1. Как вести себя с животными. Опасные ситуации на улице.
  2. Мирись, мирись, мирись.
24
  1. Знакомьтесь: ящерица.
  2. О дереве и деревянном.
25
  1. Времена года в искусстве. Зима.
  2. По лесным тропинкам. Следы на снегу.
26
  1. Знакомьтесь: лягушка.
  2. Москва-столица России.
27
  1. Животные всей планеты. Обитатели севера.
  2. Народные праздники на Руси. Масленица.
28
  1. Как кормятся птицы.
  2. Опасности вокруг нас.
29
  1. Эти удивительные насекомые.
  2. Деревья и кустарники. Почему листья разного размера.
30
  1. Как правильно чистить зубы. Чего боятся зубы?
  2. Под водой. Почему зонт не промокает.
31
  1. Времена года в искусстве. Весна.
  2. Чем опасна пыль.
32
  1. Знакомьтесь: ёж.
  2. Первоцвты.
33
  1. Моя семья. О чём говорят наши фамилии.
  2. Этот День Победы.
34
  1. Как стать «волшебником». Что могут кукурузные палочки.
  2. Рыбы. Что расскажет рыбья чешуя.
35
  1. Воздух. Как увидеть «невидимку» - воздух.
  2. Летательные аппараты. Зачем нужен парашют.
36
  1. Муравьи. Как они находят дорогу домой.
  2. Где живут букашки.
37
  1. Как предсказать погоду.
  2. Времена года в искусстве. Лето.


Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Квест-игра «Азбука прав дошкольника»

Квест-игра «Азбука прав дошкольника» Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа). Цель: Формирование элементарных представлений о Конституции России у дошкольников посредством ознакомления с...

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому…

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое...

Конспект занятия в подготовительной группе по экономическому воспитанию на тему…

Конспект занятия в подготовительной группе по экономическому воспитанию на тему «Предприятия нашего города Семенова» Цель: знакомство с предприятиями нашего города Семенова. Задачи:...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...