Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

74 периодов непосредственно образовательной деятельности 2 раз в неделю.

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей группы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также дополнительные материалы и методики раннего развития В.Г. Рубцова, А. Маниченко.

Рабочая программа рассчитана на 74 периода непосредственно образовательной деятельности (2 раза в неделю), длительностью – 45 минут.

Программой предусмотрено изучение материала по направлениям:

  1. ознакомление с предметным окружением;
  2. ознакомление с явлениями общественной жизни;
  3. эксперименты и опыты

Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение полноценной жизни ребёнка в окружающем мире (природа живая и неживая, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
  2. Развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; фотограии, иллюстрации, трафареты, развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
  3. Ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
  4. Создавать условия для развития проектной деятельности.
  5. Развивать любопытство и постоянное желание узнавать новое.

Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей с помощью различных способов обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира.
- «Просмотр диафильмов» - особая форма общения с детьми. Диафильмы, как и книги, заставляют ребёнка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать.
- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
- «Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области познания».

Формы работы: Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа, показ демонстрационного материала (муляжи, чучела животных, насекомых, пауков, бабочек, рыб, кораллы, ракушки).

Формы организации детей: групповая.

Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование, экспериментирование, сюжетно-ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.

К концу года дети должны знать:

 Уметь:

  1. характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
  2. сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
  3. соблюдать технику безопасности в быту
  4. уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
  5. наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

Иметь представление:

  1. о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
  2. о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
  3. о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
  4. о родословной своей семьи
  5. о профессиях, трудовых действиях взрослых
  6. о профессиях работников детского сада
  7. об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
  8. о растениях и животных
  9. о космосе, звёздах, планетах

Критерии педагогического мониторинга по разделу

«Ознакомление с окружающим миром»

Высокий уровень-

Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.

 о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.

Средний уровень-

Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.

Низкий уровень-

Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.

Тематический план

 1
  1. Что растёт в саду. Почему фрукты утоляют жажду.
  2. На лесных тропинках.
2
  1. Мои первые открытия.
  2. На шести лапках.
3
  1. Удивительные животные.
  2. Рекорды природы.
4
  1. Тайны космоса.
  2. Чудо-птицы.
5
  1. Что придумал человек.
  2. Загадки природы.
6
  1. Живой океан.
  2. Пауки.
7
  1. Времена года в искусстве. Осень.
  2. Животные всей планеты. Обитатели пустыни.
8
  1. Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, овца, осёл.
  2. В чём польза молока и молочных продуктов. Почему свернулось молоко.
9
  1. Бабочки.
  2. Мир джунглей.
10
  1. Польза домашних животных. Что они нам дают.
  2. В гостях у бабушки Федоры (Чтение и разбор художественной литературы К.И. Чуковский «Федорино горе»).
11
  1. Цветы мира.
  2. Мы едем, едем, едем.
12
  1. Такие разные дома.
  2. Все работы хороши (профессии).
13
  1. Город и деревня.
  2. Животные всей планеты. Обитатели саванны.
14
  1. В лесу.
  2. Море. Почему берег солёный. Почему в солёной воде легче плавать.
15
  1. Вода в жизни человека. Почему бывают водопады.
  2. Какие овощи внутри.
16
  1. Животные всей планеты. Обитатели джунглей.
  2. Как растёт лук.
17
  1. Что такое гербарий и как его сделать.
  2. Куда смотрит стрелка компаса.
18
  1. Животный мир полярных районов Земли.
  2. Народные приметы.
19
  1. Кто такие летучие мыши.
  2. Насекомые и их знакомые.
20
  1. Кто живет на подоконнике.
  2. Россия – наша Родина.
21
  1. Правила поведения на природе.
  2. Путешествие в прошлое предмета.
22
  1. Наши друзья – пернатые.
  2. Мойте руки перед едой.
23
  1. Как вести себя с животными. Опасные ситуации на улице.
  2. Мирись, мирись, мирись.
24
  1. Знакомьтесь: ящерица.
  2. О дереве и деревянном.
25
  1. Времена года в искусстве. Зима.
  2. По лесным тропинкам. Следы на снегу.
26
  1. Знакомьтесь: лягушка.
  2. Москва-столица России.
27
  1. Животные всей планеты. Обитатели севера.
  2. Народные праздники на Руси. Масленица.
28
  1. Как кормятся птицы.
  2. Опасности вокруг нас.
29
  1. Эти удивительные насекомые.
  2. Деревья и кустарники. Почему листья разного размера.
30
  1. Как правильно чистить зубы. Чего боятся зубы?
  2. Под водой. Почему зонт не промокает.
31
  1. Времена года в искусстве. Весна.
  2. Чем опасна пыль.
32
  1. Знакомьтесь: ёж.
  2. Первоцвты.
33
  1. Моя семья. О чём говорят наши фамилии.
  2. Этот День Победы.
34
  1. Как стать «волшебником». Что могут кукурузные палочки.
  2. Рыбы. Что расскажет рыбья чешуя.
35
  1. Воздух. Как увидеть «невидимку» - воздух.
  2. Летательные аппараты. Зачем нужен парашют.
36
  1. Муравьи. Как они находят дорогу домой.
  2. Где живут букашки.
37
  1. Как предсказать погоду.
  2. Времена года в искусстве. Лето.


Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...

Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации в детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации в детском саду «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Читайте также

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

«Кулинарные этюды - путешествие по старинным рецептам»

 «Кулинарные этюды - путешествие по старинным рецептам»

Использование исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у…

Использование исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Нетрадиционные формы работы с детьми в дошкольном учреждении...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...