Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Нет в мире краше Родины нашей»

 I. Паспорт программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»

II. Пояснительная записка

1. Новизна и актуальность программы.

2. Цель программы.

3. Задачи программы.

4. Реализация программы.

5. Условия реализации программы.

6. Формы реализации программы.

7. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

10. Принципы.

11. Для реализации программы используются следующие методы.

12. Ожидаемый результат.

13. Структура программы.

III. Содержание программы

1. Блок «Моя семья».

2. Блок «Наш любимый детский сад».

3. Блок «Мой город – моя малая Родина».

4. Блок «Мы живём в Татарстане».

5. Блок «Наша Родина Россия».

6. Диагностика детей по программе.

IV. Литература.

I. Паспорт программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»

Название Программы Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»
Цель Программы Формирование у детей нравственных ценностей, любви к своей малой Родине через ознакомление с родным городом. Развитие умения видеть и понимать красоту окружающего мира, желание узнать больше об истории родного края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, имеющего чувства собственного достоинства как представителя своего города.
Задачи Программы
  1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом.
  2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, социально-экономической значимости родного города.
  4. Воспитывать чувства уважения к и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
Тип программы Образовательная
Образовательная область Социально–коммукативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Период реализации 2 года.
Разработчик Программы Герилович Регина Григорьевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 126 «Бисеринки» г.Набережные Челны
Нормативно-правовая база
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года, регистрационный N 30384 (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования");
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» в соответствии ФГОС ДО.
  • Устав МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка».
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка»
Сроки реализации Программы старшей и подготовительной группы с 5 до 7 лет.
Организация контроля над реализацией Программы диагностика детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты Наличие у детей знаний об истории возникновения города Набережные Челны, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике; возникновение интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

II. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребѐнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины - оно начинается у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Вид из окна, и панорама родного города, и детский сад, где он общается со сверстниками, и природа, всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш. Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущены через детское сердце, они играют большую роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Чтобы слова « я люблю свою Родину» не были пустым звуком, важно, чтобы яркий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.

Чтобы любить Родину, писал академик Д. С. Лихачёв, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной, связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.

В большей степени этому способствует приобщение детей к истокам культуры их «малой Родины», где в данный момент они проживают.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, в первую очередь, своему городу

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма.

Таким образом, дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка, периодом всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

3. Новизна и актуальность программы.

В данной программе, разработан материал по изучению города Набережные Челны, с учётом национально-региональному компоненту.

Знакомясь с родным городом,

его достопримечательностями, ребѐнок учится осознавать себя, живущим в

определённых этнокультурных условиях и в то же время

приобщается к богатствам национальной культуры.

Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашего города, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, и иных условий.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, отработана с учетом возрастных особенностей.

4. Цель программы.

Целью программы является осуществление комплексного подхода к развитию ребёнка и осуществление нравственного, интеллектуального, физического развития дошкольников через ознакомление с родным городом. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

5. Задачи программы:

Исходя, из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом.
  2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Расширить представления детей об истории, культуре, людях, социально-экономической значимости родного города.
  4. Расширить знания детей о правах человека;
  5. Воспитать чувство уважения к и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего города.
  6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего города.
  8. Воспитать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

6. Реализация программы.

Программа рассчитана на 3 возрастные группы: с 3-4 лет, с 5лет до 6лет и с 6лет до 7 лет. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объём познавательного материала и его сложность. Перспективные планы представлены.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия:15 минут – младшая, 25 минут – старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в апреле

7. Условия реализации программы.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по областям.

Социально–коммукативное развитие, ппознавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

8. Формы реализации программы.

Вся работа планируется по темам, включает в себя:

- специально организованные занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание музыкальных произведений;

- утренники;

- работа с родителями;

Содержание предметно – развивающей среды.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Возрастные особенности детей пятого года жизни 5 лет

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей движения носят преднамеренный и целеустремленный характер, им интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.

На пятом году жизни у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку с использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение).

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата.

Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Развивается и совершенствуется общение ребенка со взрослым, оно приобретает внеситуативный характер — ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения, а также ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых).

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремится общаться с ними.

Сюжетно-ролевая игра усложняется, дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно значимым темам, в сюжетах которых комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики — мужчин. Дети подключают к игре взрослых

Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др.

Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого.

Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Запоминание и воспроизведение в возрасте 4–5 лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка.

Постепенно складывается долговременная память и основной ее механизм — связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным.

Наблюдается новый уровень сенсорного развития — совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов.

Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим.

Совершенствуется воображение ребенка, с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми. Ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно фантазирует.

Внимание становится произвольным. В 4–5 лет ребенок, если его просить проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и пр.).

Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях со взрослыми или сверстниками.

Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика (девочку).

В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества — целеустремленности.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи.

В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания — описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной.

В речи детей пятого года жизни часто встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Возрастные особенности детей шестого года жизни

На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.

Детям 5–6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Значительно улучшаются показатели ловкости.

Общение ребенка со взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного — взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. В этот период ребенок в общении со взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника — нарушителя требований взрослого.

Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.

Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры — дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам.

Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами. Игра может длиться от 2–3 часов до нескольких дней. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, в игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки.

Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности.

Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия.

Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5–6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время.

Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.

Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве — ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты.

Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5–6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях.

Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны — форму, цвет, величину.

В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, то есть замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.

Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.

Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений.

Формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка.

Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения — например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью, и др.

У детей шестого года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

У ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком). Особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.

Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. В развитии связной речи основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединить части высказывания различными способами цепной и параллельной связи.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. Движения детей 6–7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными.

В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.

Общение со взрослым приобретает черты внеситуативно-личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения.

Общение со сверстниками также приобретает личностные черты — дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых.

Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы-заместители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов; в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания.

Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.

Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память.

Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память, то есть вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны — образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка.

Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, с совершенствованием продуктивной деятельности.

Воображение становится произвольным. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности изобразительная, конструирование, игра, восприятие художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка, особенно впечатлительные дети в этом возрасте могут погружаться в воображаемый мир.

Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.

Игра начинает вытесняться на второй план. У ребенка формируется объективное желание стать школьником.

В этот период ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать. Ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказаться от интересного ему дела в пользу важного. Основы самооценки в основном сформированы.

В различных видах деятельности развивается личность ребенка и формируются его познавательные процессы, появляется самокритичность, внутренняя позиция в общении и деятельности — новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.

У детей подготовительной к школе группы развитие речи достигает довольно высокого уровня. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи. Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.

Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Идет становление объяснительной речи: ребенок последовательно и логично излагает события, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения, с помощью выразительных средств передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети сочиняют небольшие сказки и истории.

Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонематическое восприятие. Формирование речевой рефлексии произвольности речи составляет подготовку детей к письму.

9.Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: с 3-4 лет – младшая, 5-6 лет старшая группа, 6-7 лет - подготовительная группа. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1.Блок «Моя. семья».
2.Блок «Наш любимый детский сад».
3.Блок «Мой Город – моя малая Родина».
4 Блок «Мы живём в Татарстане».

5Блок «Наша Родина Россия».

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине, на основе приобщения к традициям родного города, национальной культуре. Данная программа базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса

10. Принципы.

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

Прицип гуманизации

воспитательной работы с детьми. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному городу, родному краю и отечеству.

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

11. Для реализации программы используются следующие методы:

наглядные, словесные, игровые.

Наглядные:

демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Наблюдение.

Словесные методы обучения:

объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Игровые методы и приемы обучения:

игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры

12. Ожидаемый результат.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, республики, страны.
  • Иметь представление о символике города, республики
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа живущих в городе и республике Татарстан.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.

6–7 лет.

  • Знать краткие сведения об истории города, республики.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг России, Татарстана и своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае, о стране; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения на улице города.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

13. Структура программы

1Блок «Моя семья».
2 Блок «Наш любимый детский сад».
3 Блок «Мой Город – моя малая Родина».
4 Блок «Мы живём в Татарстане».

5 Блок «Наша Родина Россия.

III. Содержание программы

1.Блок «Моя семья»

Цель: Расширять представления детей о своем ближайшем окружении, семье, уточнять представления детей о семейных, традициях воспитывать гуманное отношение к своим близким.

Задачи:

Познакомить с понятием «семья». Закрепить умение детей называть членов семьи.

прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою семью.

2. Блок «Наш любимый детский сад».

Цель: Расширять представления детей о своем ближайшем окружении, в детском саду, уточнить представления детей о, традициях детского сада.

Задачи:

Создать условия для формирования чувства привязанности к своему детскому саду, друзьям в детском саду.

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам. Взаимоотношения со сверстниками, и сотрудниками детского сада.

Воспитывать ценностное отношение к труду, других людей и его результату.

3. Блок «Мой город – моя малая Родина».

Цель: Дать элементарные представления об истории Набережных Челнов, знаменитых людях и героях Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости Набережных Челнов.

Задачи:

Создать условия для формирования представлений об исторических корнях города.

Расширить представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

Создать условия для формирования представлений об основных профессиях жителей города.

Воспитывать уважение к людям, героям Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4. Блок «Мы живём в Татарстане».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в Татарстане и культуре, которую они представляют. Дать элементарные представления об истории, достопримечательностях Татарстана, социально-экономической значимости республики.

Задачи:

Создать условия для формирования представлений об истории и самобытности Татарстана.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их быту, культуре, языку, традициям.

Содействовать расширению знаний и представлений о знаменитых людях республики.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о Татарстане.

5. Блок «Наша Родина Россия»

Цель: Создать условия для формирования представлений о России как о родной стране, расширить представления дошкольников о народах, живущих в России о культуре, которую они представляют. Содействовать формированию любви, гордости и уважения к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

Задачи:

Расширять представления детей о России как о – многонациональной стране с самобытными, равноправными культурами,

Содействовать формированию представлений, о Москве как о столице России.

расширять представления детей о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ и РТ.

Воспитывать уважение детей к людям, прославившим Россию в разные исторические периоды.

6. Диагностика детей по программе.

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России, Татарстана; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России и Татарстана, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

IV. Литература.

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред.Л.Г. Питерсон «Мир открытий».

2. Л.В. Коломийченко «Программа социального развития».

3. Л.В. Коломийченко «Программа социального развития».

4. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России».

5. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества».

6. Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия».

7. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

8. М.Ю Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

9. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?».

10. Е.К.Ривина «Российская символика».

11. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».

12. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа». 

13. О.С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста».

14. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. «Цветные ладошки». 

15. А.Г. Дубровский «Чем славны Набережные Челны? 600 граней из имиджа города».

16. Интернет источники.



Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной…

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»   К работе прилагается презентация. Цели: Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках...

Конспект физкультурно-математического досуга во второй младшей группе «Математические приключения»

Конспект физкультурно-математического досуга во второй младшей группе «Математические приключения» Цель: Развитие у детей математических способностей через физическое развитие. Задачи: Обучающие: Расширять умение находить...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Правила дорожного движения» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Правила дорожного движения» в старшей группе (Из опыта работы)   Тема Дата Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Организация развивающей среды для самостоя-тельной...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство