Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса на песке»

1. Целевой раздел.

1. 1. Пояснительная записка.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

Песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.

Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое.

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет (средняя – подготовительная к школе группа).

Актуальностью программы «Чудеса на песке» является то, что творческая деятельность осуществляется по двум направлениям – творческая работа на световых столах с песком и закрепление пройденной темы или рефлексия с использованием интерактивной песочницы.

Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок.

Новизна и отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию песком на световых столах с использованием инновационных технологий, а именно интерактивной песочницы.

Программа «Чудеса на песке» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству рисование песком посредством различного техник рисования и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия в песочной студии полезны и увлекательны, потому что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в песочной студии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В песочной студии имеется все необходимое оборудование и инвентарь для осуществления качественной и продуктивной творческой деятельности дошкольников. На занятиях в песочной студии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, рисование песком дает толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений, художественно-творческих способностей, зрительно-моторной координации и свободное владение кистями обеих рук детей 4-7 лет через обучения рисованию песком.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать у детей технических навыки рисования и приемам работы с песком: одним или несколькими пальцами, двумя руками одновременно, вытирание кулачком и пальчиком;
  • Познакомить со способами засыпания песочного фона: наброс- закидывание и засыпание;
  • Познакомить с техниками рисования песком: струёй из кулачка и воронки, щепоткой, ребром ладони;
  • Способствовать формированию умения использовать в рисовании песком дополнительные инструменты, трафареты, декоративный материал;
  • Познакомить детей со способами перехода одной картины в другую – приёмами трансформации рисунка, используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями согласно задуманного образа;
  • Формировать умение создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные приемы рисования песком;
  • Формировать эстетические представления о некоторых законах композиции (смысловой центр, глубина пространства, ритм, акцент, элементы перспективы), формировать умение детей пользоваться законами композиции;
  • Формировать умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  • Формировать умения создавать статичные песочные картины с учетом ритма, симметрии;
  • Формировать творческого потенциала ребенка;

Развивающие:

  • Развивать такие свойства личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность, художественный вкус;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь);
  • Развивать процессы саморегуляции, мелкой моторики рук;
  • Развивать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;
  • Развивать художественно-эстетический вкуса;

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельную творческую деятельность детей;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение, художественный вкус, довести начатое дело до конца;
  • Воспитывать эстетический вкус, интерес к технике «Sand-Art»;
  • Воспитывать стремление к экспериментированию.

2. Содержательный раздел.

2.1. Формы, методы и приемы реализации программы.

Содержание работы программы: программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по рисованию песком на световых столах, включает работу с интерактивной песочницей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по формированию умений рисовать песком основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проходят один раз в неделю.

Занятия проходят во второй половине дня.

Формы диагностики уровня освоения программы: проведение диагностики в начале, середине и в конце года.

Педагогические условия для реализации программы:

  • Создание художественно-развивающей среды в детском саду (песочная студия);
  • Разработка занятий по развитию детских художественных творческих способностей средствами различных техник рисования песком и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, анкетирование, фотовыставки и др.

Методы и приемы поэтапного развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рисования песком:

  • Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов и др. наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков песком, использование различных инструментов и материалов для формирования изображения);
  • Игровой (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • Сотворчество;
  • Мотивационный (убеждение, поощрение);
  • Сказкотерапия;
  • Релаксация.

Формы работы:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.);

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы»;

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир»;
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке сказку и сопровождаем рассказом;

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

6. Конструирование – используем метод «наплыва»;

7. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка» и т.д.

2.2. Принципы реализации программы.

Программа знакомства ребёнка с многообразием техник рисования песком опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
  • Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.

Для развития творческих способностей используются различные техники рисования песком, экспериментирование, силуэтное изображение, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и др.

2.3. Этапы и мероприятия освоения программы.

Программа «Чудеса на песке» рассчитана на дошкольный возраст (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Педагог на занятиях ставит перед детьми дошкольного возраста определенные задачи и старается достичь результата.

Решение каждой темы и задачи к ней рассчитано на несколько занятий, к каждому из которых преподаватель ставит более частную и конкретную цель, разрабатывает и создает развивающую среду.

На занятиях ставятся цели развивать пространственные представления, специальную умелость рук, инициативность и свободу выбора способов действия с песком, способность к комбинированию знакомых техник рисования песком и способов конструирования. Музыка, художественное слово, манипуляции с песком – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организации, наряду с прослушиванием музыкальных произведений, творческая изобразительная деятельность включает в себя упражнения из пальчиковой речедвигательной разминки и рефлексией с использование интерактивной песочницы.

Задачи реализации программы:

1. Формировать художественные умения и навыки рисования песком;

2. Приобщать к миру искусства через практическую деятельность;

3. Развивать воображение и творческий потенциал детей.

Результаты освоения программы представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы:

  • Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности;
  • Овладение навыками и умениями использования разнообразных приемов и техник в рисование песком;
  • Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности посредством рисования песком.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Ожидаемые результаты освоения программы «Чудеса на песке»:

  • Дети научаться различать, называть и применять на практике различные способы рисования песком. Ребёнок овладеет:
  • навыками рисования на песке пальцами, кулаком, насыпанием из кулачка;
  • навыками изображения отдельных предметов простых по композиции на основе круга и квадрата;
  • навыками рисования знакомыми приёмами линий (прямых и волнистых) в разных направлениях;
  • первоначальными представлениями о свойствах песка и особенностях работы с ним;
  • первоначальными знаниями техники рисования песком и сможет их воспроизвести;
  • умением создавать композицию, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину;
  • умением дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление;
  • умением проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы; радоваться созданным им работам.
  • Дети научатся различать свет и тень;
  • Сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • Разовьются творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность, мелкая моторика рук;
  • Расширяться знания об эмоциях, эмоциональном состояние других людей.
  • Скорректируется поведение (снятие агрессии), трудности в общении;
  • Сформируется любовь и уважение к изобразительному искусству, а именно рисованию песком, художественный вкус и чувство гармонии;

Прогнозируемые результаты работы песочной студии «Чудеса на песке»: создание и оформление группы в «В Контакте» для родителей по работе песочной студии «Чудеса на песке», открытые занятия для родителей, фотовыставка работ детей.

2.4. Структура занятий программы.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно руками по песку, данная техника предусматривает:

  • Развитие плавности, изящества и точности движений;
  • Умения работать кистью и пальцами обеих рук;
  • координации руки и глаза;
  • овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, света и тени.

Каждая встреча с детьми в песочной студии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение игр для привлечения внимания детей, беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. известных композиторов, а также записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла.

После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из работ оформляются фотовыставка.

2.5. Учебный план, календарно-учебный график.

Программа «Чудеса на песке» рассчитана на дошкольный возраст для детей с 4 до 7 лет (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) на один год обучения.

Занятия проходят один раз в неделю, длительность регламентируется требованиями СанПиН, продолжительность занятий:

  • Дети 4-5 лет - 20 минут;
  • Дети 5-7 лет - 25 минут.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Учебный план программы.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (6 человек) 4 раз в месяц в песочной студии на специальных световых столах в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

  • 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
  • 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;
  • 3-й – самостоятельное придумывание темы и способа выполнения картинки.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Содержание блока, раздела. Количество занятий
1.
«Песочная страна»
Цель: познакомить детей с песком, световыми столами, интерактивной песочницей и способами действий с песком, с правилами поведения в песочной студии.
1
2.
«Волшебный песок»
Цель: сформировать представление детей о свойствах песка, закрепить правила поведения в песочной студии, способствовать формированию различных приёмов рисования песком: одним пальчиком или несколькими пальцами, двумя руками одновременно, вытирание кулачком и пальчиком; познакомить со способами засыпания песочного фона.
8
3.
Песочные картины «Зима»
Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить с новой техникой рисования: струёй из кулачка, щепоткой; способствовать освоению приёмов создания фона: наброс- закидывание и засыпание.
5
4.
Песочные картины «Море»
Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить с новыми приемами рисования песком – рисование ребром ладони.
4
5.
Песочные картины «Подарки»
Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, умения использовать в рисовании песком дополнительные инструменты, трафареты, декоративный материал.
3
6.
Песочные картины «Встречаем весну»
Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить детей со способами перехода одной картины в другую – приёмами трансформации рисунка, используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями согласно задуманного образа.
5
7.
Песочные картины «Скоро лето»
Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, закрепление способа перехода одной картины в другую – приёма трансформации рисунка.
2
8.
«Опыты и эксперименты с песком»
Цель: закрепить представления о свойствах песка, различных приёмах рисования песком.
4
Итого: 32 занятия

Календарно-учебный график.

Наименование Содержание
1 Режим работы 7.00-19.00
2 Продолжительность рабочей недели 5 дней
3 Продолжительность учебного года 01.09.2020- 28.05.2021
4 Количество учебных недель в учебном году 38 недель
5 Сроки проведения каникул Осенние – 26.10.2020 – 30.10.2020
Зимние – 28.12.2020 – 10.01.2021
Весенние – 22.03.2021 – 26.03.2021
Летние – 01.06.2021 – 31.08.2021
6 Сроки проведения мониторинга 01.09.2020 – 14.09.2020
10.05.2021 – 21.05. 2021
7 Праздничные дни 4 ноября 2020 – День народного единства
1-10 января 2021 г. – Новогодние каникулы
23 февраля 2021 г. – День Защитника Отечества
8 марта 2021 г. – Международный женский день
1 мая 2021 г. – Праздник весны и труда
9 мая 2021 г. – День Победы
12 июня 2021 г. – День России

3. Организационный раздел.

3.1. Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ и методических пособий:

  1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
  2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
  5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
  6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
  8. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010.
  9. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56
  10. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Питер, 2001г. 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.sandpictures.ru
  2. http://www.by-hand.ru
  3. http://www.jlady.ru
  4. http://u-sovenka.ru
  5. http://vita-studia.com
  6. http://www.mc-art.ru
  7. http://www.sandproject.ru

 

Приложение 1.

Календарно -тематическое планирование песочной студии «Чудеса на песке».

Месяц Тема Кол-во занятий
Октябрь 1. «Здравствуй, песочной страны» 1
2. «В гостях у песочной феи» 1
3. «Следы на песке» 1
4. «Мы волшебники» 1
Ноябрь 5. «Песочный ветер» 1
6. «Песочные следы» 1
7. «Забавные ладошки» 1
8. «Что бывает круглое» 1
Декабрь 9. «Зимние узоры на мое окне» 1
10. «В лесу родилась ёлочка» 1
11. «Новогодний шарик» 1
12. «Ёлочка нарядная» 1
Январь 13. «Снежинка» 1
14. «Зимний лес» 1
15. «Лесные жители» 1
Февраль «Рыбка» 1
«Осьминог» 1
«Черепаха» 1
«На дне моря» 1
Март «Бусы для мамы» 1
«Солнечные лучики» 1
«Одуванчики в траве» 1
«Божья коровка» 1
«Бабочка» 1
Апрель «Весёлые человечки» 1
«Космос» 1
«Жители вселенной» 1
«Воздушные шарики» 1
«Удивительный узор» 1
Май «Игры с решетом» 1
«Камешки и песок» 1
«Чудеса на песке» 1
Итого: 32 занятия

 

Приложение 2.

Промежуточная диагностика определения результативности программы.

Особенности и уровни развития детского изобразительного творчества рекомендуется определять по проявлению качеств детской художественно-эстетической одаренности до обучения в изостудии и по окончании её. С этой целью применяются методики диагностики и представлены в виде нескольких заданий, по выполнению которых можно отнести детей к исходному, нормативному, высокому (с ярко выраженной художественной одаренностью) уровням.

1. Диагностика особенностей интересов у детей и отражения их в рисунках (эстетическое содержание детских рисунков).

С целью выявления этих особенностей анализируются детские рисунки по замыслу, а при их отсутствии ребёнку предлагается нарисовать "что хочется", "о чем вы мечтаете", "что нравится или не нравится", и другие задания, стимулирующие желание ребенка выразить себя в рисунке. Фиксируются следующие типичные и индивидуальные проявления детского рисования, и дети дифференцируются на группы по уровням: исходный - И, нормативный - Н, высокий (для одаренных) - В, что служит основанием для дифференцированного, индивидуального обучения каждой группы детей по-разному.

Исходный уровень - ребенок изображает отдельные предметы, не связанные по содержанию, что можно определить как "отражение предметного мира" и выражение интереса к отражению в рисунках наблюдаемой окружающей действительности.

Нормативный уровень - ребенок изображает образы и явления природы, что можно определить как "отражение природного мира" и выражение интереса к отражению живых образов и более высокой зрительной чувствительности.

Высокий уровень-ребенок изображает человека, начиная с "головоногов", "схематичных человечков", иногда и шаблонных фигурок, но все они выразительны и отражают интерес ребенка к образу человека и к себе, что можно определить, как " самовыражение", как " выражение отношения к социальному миру", как проявление острой зрительной чувствительности как одаренности.

2. Диагностика особенностей восприятия и изображения в рисунке пространства (чувство пространства, пространственные представления и желание отразить их в рисунке).

С целью выявления этих особенностей детского рисования применяется методика "Нарисуй похоже" (авторы Казакова Р.Г., Белякова Л.Г.), задание которой заключается в предложении нарисовать с натуры натюрморт из 2-3 предметов, установленных "ближе -дальше". Возможны следующие варианты проявлений.

Исходный уровень - ребенок как бы "разбрасывает" изображения по листу бумаги, "перечисляет" все предметы, не заботясь о их пространственном расположении, что можно определить, как "экспериментирование, обыгрывание, исследование пространства листа бумаги", но не изображение пространственных отношений.

Нормативный уровень - ребенок как бы "устанавливает" предметы в ряд, располагая изображения в одну линию, что можно определить, как "фризовая композиция", которая по мнению исследователей характерна для детского рисования. Однако для одаренных детей -это приобретенный "шаблон" в процессе неадекватного обучения.

Высокий уровень - ребенок располагает, или пытается, или просит показать изображение предметов с их пространственными отношениями, с использованием некоторых закономерностей академического рисования с передачей "заслоняемости" и "непрозрачности" изображений, что можно определить, как "пространственное рисование" или наличие предпосылок к овладению им.

3. Диагностика особенностей восприятия и изображения в рисунке объемности предметов средствами светотени.

С целью выявления этих особенностей используется методика "Нарисуй похоже" (авторы Казакова Р.Г., Белякова Л.Г.). Ребенку предлагается нарисовать похоже с натуры натюрморт из 2-3 предметов, лучше игрушек, установленных в контрастном освещении с акцентом на тени и свет. После объяснения задания, рассматривания и выбора ребёнком постановки натюрморта (из нескольких) фиксируются следующие особенности.

Исходный уровень - ребёнок наносит на рисунок тёмные линии на затенённых местах, что иногда портит рисунок, делает его неаккуратным.

Нормативный уровень - ребёнок пытается изобразить самые освещенные места предмета (блики), не закрашивая или обводя их контур.

Высокий уровень - ребенок пользуется элементами светотени, что характеризует его как подготовленного к профессиональному обучению рисунку и живописи. Все три уровня выявлены у одаренных детей, которые опережают в художественном развитии возрастной потенциал.



Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Занятие в старшей группе с использованием ЭОР «Моя Самара»

Занятие в старшей группе с использованием ЭОР «Моя Самара»   Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к своей малой родине, уважение к флагу, гимну своего...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего…

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии» Для детей с...

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь - это...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство