Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»

(Младший дошкольный возраст)

Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Чувство любви к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. То, что заложим мы сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни, знаний о своём городе, родном крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к родной культуре.

Программа предполагает осуществление регионального компонента по нескольким блокам, что позволит более полно познакомиться со своей малой родиной. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления в процессе приобщения детей к национальной культуре. Это способствует систематичному, целенаправленному выполнению задач в ходе реализации программы.

В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения» реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс ознакомления детей с родным краем осуществляется в различных видах детской деятельности и стимулирует детскую активность

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Актуальность

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у его чувства патриотизма.

У каждого человека есть место, где он родился и вырос. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своей жизни, из своего детства. И у каждого человека любовь к своему городу проявляется по разному, одним просто нравится то место, где они родились, другие пишут стихи, музыку, рисуют картины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, дать доступные для ребенка исторические сведения, показать то, что чтут свято люди, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из важных задач педагогов.

Новизна

Данное содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности.

Основные принципы

- принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и ребенка;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип наглядности (иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и. т. д.);

- принцип сотрудничества с социальными институтами: семья, краеведческий музей, библиотека, центр национальных культур.

Педагогические условия

- создание предметно - развивающей среды группы;

- организация эффективного взаимодействия с социумом.

Цель программы

Направление воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Образовательные задачи:

- расширить представления о растительном мире Пуровского района (ягодах, деревьях);

- дать представление о животном мире северного края, познакомить с оленем – животным северного края;

- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;

- расширить представление детей о зиме, явлениях живой, неживой природы;

- дать детям представление о природных условиях северного края (холодно, полярная ночь);

- подвести детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий Севера

Развивающие задачи

- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;

- развить стремление к познанию национальных традиций;

- формирование нравственных качеств.

Воспитательные задачи

- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;

Направленность программы

Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей.

Все блоки программы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою образовательную ценность и цель. Предусматривается взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, посещение выставок.

Возраст детей, участвующих в программе

Программа «Мой северный край» рассчитан на детей 3-5 лет.

Сроки и формы реализации программы «Мой северный край»

Программа по региональному компоненту реализуется в течение 2 лет, во второй младшей группы поквартально. в среднем возрасте ежемесячно.

Методы работы:

- словесные - рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;

- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.

Формы работы

Наблюдения, экскурсии, выставки, музыкальные и спортивные досуги, игры-беседы, игры путешествия, экспериментально - исследовательская деятельность, выставки продуктивной деятельности, встречи с партнерами по реализации данной программы. Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в проектной и исследовательской деятельности дошкольников.

Тематическое планирование в младшей группе.

Основное содержание программы проходит по блокам.

1блок – Северные ягоды;

2 блок – Елочка зеленая;

3 блок - Здравствуй северный олень.

Тематическое планирование по средней группе.

1блок - Северные ягоды;

2 блок - Деревья;

3 блок - Животный мир северного края;

4 блок - Мой дом;

5 блок - Птицы северного края;

6 блок - Обитатели подводного мира реки Пяко Пур.

 

Планирование образовательной деятельности в младшей группе по ознакомлению с родным краем

месяц Тема Содержание Формы работы
1 Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Северные ягоды (Ягодка – брусничка).

Познакомить с растением, которое приспособилось жить в

суровых северных условиях – ягодой брусникой.

Развивать способность воспринимать эстетическую

ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

Воспитывать заботливое отношение к растительному миру.

Чтение стихотворения
О. Вороновой «Брусника».
Загадывание загадок о ягоде брусничка
Рисование «Ягоды брусники».
Лепка «Ягоды для ватрушек
Презентация «Брусничка»
  Декабрь
Январь
Февраль
Елочка зеленая иголочка

Дать детям знания о елке, учить называть характерные признаки.

Воспитывать бережное отношение к деревьям

Рисование «Елочка зеленая иголочка»
Физминутка «Елочка – зеленая иголочка»
Подв/игра «1,2,3 к елочке беги»
Дид игра «Собери елку»,
«Найди самую большую елку»
«Сделаем бусы для елки»
Коллективная работа «Елочка» из детских ладошек
Чтение «Елочка»
Лепка «Наша елка высока»
Хоровод «Маленькой елочке»
  Март
Апрель
Май
Здравствуй, северный олень

Познакомить детей с северным оленем, проживающим на Крайнем Севере
Находить и называть части тела оленя.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Чтение стихотворения Ю. Шесталова «Олень
Подвижная игра «Важенка и оленята»
Музыкальная игра «У оленя дом большой»
Рассматривание альбома: «Северный олень»,
Дид. игра «Собери картинку»
Подв. игра «Накорми оленя»
Лепка «Угощенье для оленя»

Планирование образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с родным краем

Месяц Тема Содержание Формы работы
1 сентябрь Наши северные ягоды – чудо ягоды (морошка, голубика, клюква

Формировать у детей знания о ягодах северного края;
Вызвать познавательный интерес к целебным свойствам ягод, ь применение ягод в жизни человека;
Развивать умение делать простые умозаключения и выводы;
Прививать бережное отношение и заботливое отношение к природе,

и разумно использовать её ресурсы.

Подвижные игры «У медведя во бору»«Назови ягоду»
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
Дидактическая игра «Найди пару»
Коллективная работа «Корзинка с ягодами»
Лепка из пластилина «Ягоды в лукошке»
Рисование «Раскрась ягодку»
Чтение стихотворения «Северное лукошко»
Дид. игры; «Подбери признаки»,
«Назови ласково»,
«Закончи предложение
  октябрь Мой дом, моя улица

 Расширить представление детей знания о доме, как о месте,

где живёт семья, учить называть свой домашний адрес.

Способствование развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют
Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому.

Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом», : «Собери из « целое», «Силуэты», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома»; «Дострой дом»
Рассматривание иллюстраций: «О чём рассказали фотографии»; рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города изготовление построек «Мой дом», «Дома на нашей улице»;
наблюдение «Дома вокруг»; 
Конструирование: «Мой дом»
Аппликация: «Дома на нашей улице»
Песня «Мы по городу идём» муз. Островского.
  ноябрь Знакомство с деревьями северного края (Береза, рябина)
  • Познакомить детей с деревьями родного края (береза, рябина);
  • учить различать их по характерным признакам (ствол, листья, кора и т. д.);
  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
  • воспитание бережного отношения к деревьям,
  • как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.
Загадки о деревьях
Д/Игра «Что нужно для рябинового компота?»
Подбор слов-действий 
Подбор слов-признаков 
Создание коллажа из листьев деревьев
Чтение рассказов:
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики»,
Чтение: И. Семенова «Березка»,
 П. Воронько «Берёзка».
Лепка «Ветка рябины»
Рисование «Дерево»
Опыт «Ветка березы в воде»
П/игры «Кто быстрее до рябинки!», «Собери ветку рябины», «Допрыгай до березки».
Физкультминутка «Деревцо» 
Работа с трафаретами, раскрасками
Рассматривание деревьев на участке
  декабрь Рассказ воспитателя» Ночь полярная настала»

Дать детям представление о природных условиях северного края (холодно, полярная ночь); Подвести детей к тому, что природа, животный мир,

образ жизни людей зависит от климатических условий Севера. Развивать наблюдательность, внимание воображение сообразительность; Обогащать словарь словами: север, полярная ночь; Воспитывать интерес к разнообразию природы.

Рассматривание солнца через разноцветные зеркала.
Инсценировка сказки «Луна и солнце»
Чтение М. Карим «Здравствуй солнце».
Чтение национальной сказки «Луна и солнце», «Как звери и птицы достали солнце».
Заучивание стихотворений о солнце
Рисование «Полярная ночь»
  январь Птицы северного края (белая куропатка, полярная сова, халеи) Познакомить с птицами родного
Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц
Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
Активизировать наблюдательность, память, совершенствовать речь детей.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
Дид/ игры: «Составь картинку», «Угадай по описанию»,
Настольные (лото «Птицы», разрезные картинки,
Игра-имитация «Мы птички»,
 рассматривание альбомов «Все о птицах»,
Просмотр видеофильмов «Уроки тетушки Совы»,
Раскрашивание силуэтов птиц
Чтение С.Михалков; «Покормите птиц зимой»
Отгадывание загадок о птицах
Лепка «Полярная сова»
  февраль Северная зимушка - зима Расширить представление детей о зиме, явлениях живой, неживой природы;
Уточнить и активизировать словарь (белый, холодный, зима, лед, холодный ветер, метель); Развивать внимание, память, воображение; Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Беседа «Вот она какая северная зима!»
Рассматривание иллюстраций и картин «Художники о зиме»
Наблюдение «Участок нашей группы зимой»
Опыты «Какой бывает снег?»,
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Дид игра «Зимние слова»
Слушание музыкального произведения «Раз морозною зимой»
Чтение Берестов «Снегопад»
Н. Никитин «Зашумела, разгулялась»
С. Ладонщиков «Здравствуй, зимушка – зима»
И,З. Суриков «Зима»
П/и: «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Передай снежок», «Заморожу»
  март День оленевода Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ямала, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям. Дать представление о празднике – Дне Оленевода.
Закрепить представления детей о традиционном виде промысла ненцев - оленеводство, устройстве ненецкого жилища (чум),
Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания
Рассматривание макета «Чум»
Заучивание песен стихов
Рассматривание иллюстраций о жизни коренных жителей Севера
Под./игры: «Стой олени»
«Перетягивание палки»
Игра «Ненецкий чум»
Дид. игра «Собери картинку»
Праздник «День оленевода»
  апрель Знакомство с животными Крайнего севера (медведь, заяц, волк)

Дать представления о диких животных населяющих леса родного края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей; Обогатить
О словарь за счет имен существительных (, берлога, логово, нора);

имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный, пугливый); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

Воспитывать у детей бережное отношение к животным.

Загадки о животных
Беседа Кто, где живет»
Просмотр мультимедийных презентаций «Дикие животные северных лесов»,
Дид. игры «Кто где живет?»,
«Чей домик?», «Назови ласково»
Рисование «Мишка косолапый»
Лепка «Зайчик»
Раскрашивание животных, раскрасок
Чтение «Два жадных медвежонка»
Театрализация «Теремок»
Прослушивание: запись «Голоса леса»
Под / игра «Мишка по лесу гулял»,
  май Обитатели реки Пяко Пур (щука окунь)

Познакомить с обитателями реки Пяко - Пур, как существами живущими в воде.
Формировать представление о жизни обитателей, чем питаются, где живут, как дышат. Познакомить с отличительными особенностями рыб (жабры, плавники).
Развивать память, речь, наблюдательность
Поддерживать любознательность, активность и самостоятельность детей.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности:

«Какая вода в северной реке»

Рисование «Подводный мир»

Лепка «Рыбка»

Чтение Токмакова «Где спит рыбка»

Презентация «Удивительный подводный мир»

Дид игра «Узнай рыбку»

Дид игра «Сложи целое»

П/ игра «Поймай рыбку», «Удочка»

Работа с родителями

Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей.

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, семинары.

- духовно - нравственное просвещение родителей.

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций.

- анкетирование родителей, мастер классов, круглые столы.

- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

.

Работа с родителями в младшей группе.

    1. Анкетирование «Нужно знакомить детей с родным краем»
    2. Анкета «Что я знаю о своем ребенке»
    3. Конкурс рисунков «Ягодка брусничка»
    4. Консультация «Воспитание любви к родной природе»
    5. Родительское собрание «Воспитание любви к своему краю»

Работа с родителями в средней группе.

1.Анкета Нравственно патриотическое воспитание»

2. Конкурс рисунков «Мой край родной»

3.Создание видеотеки «Ягоды Севера»

4.Участие в проекте «Северные ягоды»

5.Участие родителей в праздниках и развлечениях;

6.Оформление папки передвижки «Наш северный край»;

7. Проект «Что может быть роднее дома своего»

8.Игра викторина «Природа родного края»

9.Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

10.Консультация «Роль природы в развитии познавательной активности детей»

11.- Участие в акциях: «Чистый поселок»

12.Выставка семейных рисунков «Мой двор».

Ожидаемый результат

Появление у детей желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе.

Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего

Севера.

Появление у детей желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе.

Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего

Севера.

Появление у детей желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе.

Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего

Севера.

Дети: активное участие детей в различных видах деятельности; нравственно — патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края; развитие связной речи, обогащение словаря.
Родители: повышение интереса к образовательной работе группы; активное участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий.

Вывод. Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении знаний у детей младшего дошкольного возраста с помощью интеграции разнообразного материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.

 

Список используемой литературы:

  1. Рыбалова М. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - М. Дошкольное воспитание, №6, 2003 г;
  2. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб, филиал издательства «Просвещение», 2008 г;
  3. Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1995 г;
  4. Кречмар А.В, Забродин В.А. Животный мир Севера России, 2000.г;
  5. Москалюк Т.А. Краски северного лета. СПб;
  6. Под ред. А.И.Райшева Страна чудес. М., 1998. Тюмень. Под ред. А. И. Райшева. Обские Угры. Тюмень, ИФА, 2005;
  1. Под ред. Л.А. Кондрыкинской. С чего начинается Родина? М., Сфера, 2005;
  2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2003 г;
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2007;
  4. Е.Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры» - СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2002 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...