Рабочая программа инструктора по физической культуре

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ д/с №47 «Ласточка» и примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2017 г., в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей дошкольного возраста обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие».

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (п.2.6.ФГОС ДО).

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
  • Основная образовательная программа МАДОУ д/с №47 «Ласточка»;
  • Устав МАДОУ д/с №47 «Ласточка»;
  • Дополнительные методические пособия

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Принципы и подходы к формированию программы

Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании.

Принцип постепенного наращивания развивающие – тренирующего воздействия – постепенное увеличение нагрузок.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок – нормирование нагрузки.

Принцип цикличности – упорядочение процесса физического воспитания.

Принцип возрастной адекватности – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности физического развития детей 2 – 7 лет

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений и навыков.

Именно в это время накладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.

На 3 году жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, растет; развивается нервная система, совершенствуется моторика.

Ребенок в этом возрасте чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно. Сохраняется стремление к действиям с предметами.

Существенное значение для развития моторики имеет возникновение сюжетной игры. Движения ребенка еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны, направления их случайны. Однако в этом возрасте появляется возможность устанавливать

некоторое сходство с образцом движения. Действуя по подражанию, ребенок не придерживается точно заданной формы движения.

К концу года движения приобретают размеренный ритмичный характер и выполняются в большей свободой и легкостью. Это поддерживает положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности. У ребенка развивается двигательная память, позволяющая самостоятельно воспроизводить выполненные ранее движения. Дошкольный возраст (2 – 7 лет) характеризуется значительной динамикой показателей, которыми характеризуется физическое и двигательное развитие ребёнка. Быстрыми темпами идёт рост скелета и мышечной массы. Особенности психики детей этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим

утомлением. В то же время необходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребёнка маловероятно, т.е. он не в состоянии противодействовать развивающемуся чувству усталости и прекращает тренировку.

В младшем дошкольном возрасте (2–4 года) создаются условия для освоения ребёнком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. В 5– 6 лет (старший дошкольный возраст) идёт освоение новых видов физических упражнений,

повышаем уровень физических способностей, стимулируем участие в коллективных играх и соревнований со сверстниками. Закаливание становится привычным элементом режима дня. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности ещё характерна неустойчивость основных нервных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребёнком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Однако, следует уделять особое внимание освоению и совершенствованию новых видов движений – пальцев рук и кисти, ловкости. Ловкость развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином.

Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребёнка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, уплощение грудной клетки или её деформация, выпуклый и отвислый живот. Всё это затрудняет дыхание. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений. На 6-м году жизни всё большее внимание следует уделять на фоне равностороннего физического совершенствования специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период – заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие этого периода от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических качеств – преимущественно выносливости и быстроты. Однако это не является самоцелью.

Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке организма ребёнка, управлении движениями и их энергетическим обеспечением, а также в подготовке психики к предстоящему в недалёком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе.

Что касается силовых качеств, то речь лишь идёт о воспитании способности проявлять незначительные по величине напряжения в течении достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребёнку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. В то же время масса метаемых снарядов не должна превышать 100 – 150 г. Общий физический потенциал 6-летнего ребёнка возрастает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения на выносливость; пробежки трусцой по 5 – 7 минут, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде. Общее время составляет 30 – 35 минут.

К моменту поступления в школу ребёнок должен обладать определённым уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку они базируются на определённом фундаменте физиологических резервов функций. Показатели физической подготовленности, по сути, являются показателями «физической зрелости» для поступления детей в школу.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Основные задачи по физическому развитию детей разных возрастов

Младшая группа (от 3 до 4 лет).

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формировать правильную осанку.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.

Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.

Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве.

Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

Целевые ориентиры освоения Программы по физическому развитию детей разных возрастов

Младшая группа

  • Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
  • Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
  • Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
  • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
  • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
  • Проявляет умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья (здоровьесберегающая модель поведения)
  • С удовольствием делает зарядку, ленивую гимнастику.
  • Имеет представление о вредных и полезных продуктах.

Средняя группа

  • Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
  • Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
  • Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
  • Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
  • Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
  • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  • Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
  • Ходит па лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку.
  • Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
  • Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
  • Проявляет умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья (здоровьесберегающая модель поведения)
  • С удовольствием делает зарядку, ленивую гимнастику.
  • Имеет представление о вредных и полезных продуктах.

Старшая группа

  • Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
  • Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
  • Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
  • Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  • Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
  • Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку
  • Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).
  • Владеет школой мяча.
  • Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
  • Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
  • Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
  • Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
  • Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
  • Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
  • Имеет представление о вредных и полезных продуктах.

Подготовительная группа

  • Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
  • В свободное время в группе и на прогулке ребенок организует подвижные игры с другими детьми.
  • Движения ребенка в подвижных играх, беге и ходьбе уверенные, и ловкие.
  • При выполнении коллективных заданий опережает средний темп.
  • Утомляется незначительно на занятиях, требующих концентрации внимания и усидчивости.
  • Умело действует двумя руками при выполнении с несколькими предметами (бытовые действия, одевание, конструирование, лепка).
  • Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  • Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
  • Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг).
  • Бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния -5 м.
  • Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
  • Умеет перестраиваться в 3-4 колонны.
  • Умеет перестраиваться в 2-3 круга на ходу.
  • Умеет перестраиваться в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
  • Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  • Следит за правильной осанкой.
  • Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.
  • Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
  • Самостоятельно без напоминаний выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
  • Всегда следит за правильной осанкой
  • Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека).
  • Имеет представления и может высказаться о важности соблюдения режима дня, стремится соблюдать его.
  • Имеет представления о рациональном и правильном питании, стремиться правильно питаться.
  • Может перечислить продукты, которые вредны или полезны для ребенка, какими витаминами богаты.
  • Имеет представления о значении двигательной активности на свежем воздухе в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха, воды и их влиянии на здоровье.

Содержательный раздел

Данный раздел программы выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, данная часть программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
основная образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах
Физкультурные занятия:
- сюжетно-игровые,
- тематические,
-классические,
-тренирующие,
- на тренажерах,
- на улице,
-походы.
Общеразвивающие упражнения:
-с предметами,
- без предметов,
-сюжетные,
-имитационные.
Игры с элементами спорта.
Спортивные упражнения
Индивидуальная работа с детьми.
Игровые упражнения.
Игровые ситуации.
Утренняя гимнастика:
-классическая,
-игровая,
-полоса препятствий,
-музыкально-ритмическая,
-аэробика,
- имитационные движения.
Физкультминутки.
Динамические паузы.
Подвижные игры.
Игровые упражнения.
Игровые ситуации.
Проблемные ситуации.
Имитационные движения.
Спортивные праздники и развлечения.
Гимнастика после дневного сна:
-оздоровительная,
-коррекционная,
-полоса препятствий.
Упражнения:
- корригирующие
-классические,
- коррекционные.
Подвижные игры.
Игровые упражнения.
Имитационные движения.
Беседа
Совместные игры.
Походы.
Занятия в спортивных секциях.
Посещение бассейна.

Младшая группа (3- 4 года)

Реализация программных задач в области «Физическое развитие» во второй младшей группе осуществляется, как в процессе самостоятельной деятельности, так и непосредственно - образовательной деятельности в соответствии с регламентом.

Физическая культура – 3 раза в неделю:

В группе – 2 раза, продолжительность 15 мин. Всего 68 в год.

На улице – 1 раз, продолжительность 15 мин. Всего 34 в год.

ООД осуществляется в первую половину дня.

Мониторинг проводится два раза в год

- 1- 14 сентября

- 27 мая – 1 июня

Средняя группа (4- 5 лет)

Реализация программных задач в области «Физическое развитие» в средней группе осуществляется, как в процессе самостоятельной деятельности, так и непосредственно - образовательной деятельности в соответствии с регламентом.

Физическая культура – 3 раза в неделю

В группе – 2 раза, продолжительность 20 мин. Всего 68 в год

На улице – 1 раз, продолжительность 20 мин. Всего 34 в год

Мониторинг проводиться два раза в год

- 1- 14 сентября

- 27 мая – 1 июня

Старшая группа (5-6 лет)

Реализация программных задач в области «Физическое развитие» в старшей группе осуществляется, как в процессе самостоятельной деятельности, так и непосредственно - образовательной деятельности в соответствии с регламентом.

Физическая культура – 3 раза в неделю

В группе – 2 раза, продолжительность 25 мин. Всего 68 в год

На улице – 1 раз, продолжительность 25 мин. Всего 34 в год

ООД осуществляется в первую и вторую половину дня.

Мониторинг проводиться два раза в год

- 1- 14 сентября

- 27 мая – 1 июня

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Реализация программных задач в области «Физическая культура» в подготовительной группе осуществляется, как в процессе самостоятельной деятельности, так и непосредственно - образовательной деятельности в соответствии с регламентом.

Физическая культура- 3 раза в неделю

В группе – 2 раза, продолжительность 30 мин. Всего 68 в год

На улице – 1 раз, продолжительность 30 мин. Всего 34 в год

ООД осуществляется в первую половину дня.

Мониторинг проводиться два раза в год

- 1- 14 сентября

- 27 мая – 1 июня

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоение программы

Успешность образовательного процесса по физической культуре в значительной мере обусловлено своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учёта итогов работы за определённый период времени.

Содержание контроля определяется спецификой учебно-познавательной деятельности детей в основной организованной деятельности по физической культуре, а также задачами отдельных этапов образовательного процесса.

Контроль обеспечивает обмен информацией между педагогом и детьми о результатах их совместной деятельности.

Объективный и систематический мониторинг помогает педагогу более точно управлять процессом физического совершенствования детей.

В практике мы используем три вида педагогического мониторинга:

- предварительный – предназначен для определения готовности детей к

усвоению нового учебного материала;

- текущий – предназначен для определения результативности обучения и

оперативного управления образовательным процессом;

- итоговый – необходим для выявления конечных результатов работы по теме, разделу учебной программы, за весь год. Чаще всего он проводиться в виде выполнения детьми контрольных упражнений (тестов), результаты которых позволяют оценить не только количественные показатели, но и качественные характеристики выполняемых действий.

Итоговый контроль служит основным показателем качества деятельности как детей, так и При выборе тестов учитываем следующие положения:

  1. Используем только те упражнения, которые соответствуют возрастным особенностям детей, не опасны для жизни и здоровья.
  2. Доступность в проведении и оценки.
  3. Учёт особенностей формирования двигательных навыков мальчиков и девочек.

Выбранные упражнения входят в общеобразовательную программу ДОУ.

В оценке физической подготовленности особое место занимает вопрос нормативов. Не всегда приходиться наблюдать совпадения в различных методиках.

Эффективность занятий физическими упражнениями можно оценивать только по приросту результатов у каждого ребёнка соответственно.

Постоянно ухудшающееся положение со здоровьем детей требует полного тщательного мониторинга физического состояния детей. Это достигается при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Получая результаты мониторинга педагоги корректируют педагогический процесс для лучшего освоения детьми образовательной области «Физическая культура».

Планируемые результаты

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

К концу года дети могут:

  1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.
  2. Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
  3. Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  4. Ползать на четвереньках, лазать по лесенке – стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  5. Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее на 40 см.
  6. Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1.5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой левой рукой на расстояние не менее 5 м.
  7. Выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

К концу года дети могут:

  1. Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  2. Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
  3. Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземлятся, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  4. Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное и.п.при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о пол не менее пяти раз подряд.
  5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  6. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  7. Ходить на лыжах скользящим шагом на расстоянии 500 , выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
  8. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.
  9. Придумывать варианты п/и, самостоятельно и творчески выполнять движения.
  10. Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

К концу года дети могут:

  1. Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
  2. Лазать по гимнастической стенке 2,5 м с изменением темпа.
  3. Прыгать на мягкое покрытие 20 см, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места не менее 80 см, с разбега не менее 100 см; в высоту не менее 40 см; прыгать через короткую и длинную скакалку.
  4. Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетая замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе расстояние 6м, владеть школой мяча.
  5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
  7. Знать и.п., последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
  8. Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
  9. Ходить на лыжах скользящим шагом на расстоянии 2 км; ухаживать за лыжами.
  10. Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
  11. Выполнять элементы гидроаэробики; самостоятельно организовывать знакомые п/и, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
  12. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя осознанность, красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

К концу года дети могут:

  1. Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
  2. Прыгать на мягкое покрытие с высоты 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега 180 см, в высоту с разбега не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  3. Перебрасывать набивные мячи 1 кг, бросать предметы в цель из разных и.п., попадать в вертикальную и горизонтальную цель 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой 5-12 м, метать предметы в движущую цель; владеть школой мяча.
  4. Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренге после расчета на 1, 2, соблюдая интервалы во время передвижения.
  5. Выполнять физические упражнения из разных и.п. четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  6. Сохранять правильную осанку.
  7. Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстоянии 3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
  8. Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, футбол, хоккей).
  9. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Целевые ориентиры для детей дошкольного возраста:

- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели Пол Возраст
3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Скорость бега на 10 м М 3.5-2.8 3.3-2.4 2.5-2.1 2.4-1.9 2.2-1.8
Д 3.8-2.7 3.4-2.6 2.7-2.2 2.5-2.0 2.4-1.8
Длина прыжка с места (см) М 47.0-67.6 53.5-76.6 81.2-102.4 86.3-108.7 94.0-122.4
Д 38.2-64.0 51.1-73.9 66.0-94.0 77.7-99.6 80.0-123.0
Дальность метания (м) М 1.8-3.6 2.5-4.1 3.9-5.7 4.4-7.9 6.0-10.0
Д 1.5-2.3 2.4-3.4 3.0-4.4 3.3-5.4 4.0-6.8
Скорость бега (с): 300м - Без учёта времени
Гибкость наклона
из и.п. сед н.вм
М - 2-3 3-6 4-8
Д - 4-6 5-7 5-10

Формы работы с родителями

Цель - пополнить специальными педагогическими знаниями родителей по приобщению детей дошкольного возраста к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

Информационный блок

1. Информационный стенд для родителей МБДОУ

- тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.

- рекомендации по определению ребёнка в спортивные секции с учётом интереса, возрастных особенностей и состояния здоровья.

2. Папки - передвижки для родительского уголка в группах

3. День открытых дверей

Консультационный блок

1.Выступление на родительских собраниях

- ознакомление родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

- ознакомление родителей с программой по приобщению детей дошкольного возраста к спорту.

2. Индивидуальные консультации.

3. Анкетирование.

Блок включения родителей в педагогически процесс

1. Практикум

- обучение элементами спортивных игр

- обучение различным оздоровительным методикам укрепления здоровья

- обучение родителей приёмам и упражнениям в работе с детьми в домашних условиях.

2. Совместная физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность с детьми на физкультурных занятиях, досугах и праздниках, викторинах на спортивную тематику, изготовлении спортивной атрибутики

Планирование событий, праздников, мероприятий

Месяц Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Сентябрь «В гости к солнышку» «Усатый полосатый» (Шебеко В.Н.) Поход-экскурсия на Золотую Сопку «Осень просим» Поход-экскурсия на Золотую Сопку «Осень просим
Октябрь «Мишка на прогулке» «Праздник мыльных пузырей и резиновых мячей» «Весёлые старты» соревнования между детьми старших групп «Весёлые старты»
Ноябрь Неделя здоровья
Декабрь «Любят маленькие детки веселиться и плясать»
(«Прыг скок»)
«Дед, баба и колобок (Давыдов М.А.) «Веселье с Петрушкой» на свежем воздухе «Город физкультурный» физкультурно- логопедическое развлечение.
Январь Неделя здоровья
Февраль «Весёлые самолёты»- тематическое занятие «Бравые солдаты» «Мама, папа и я - спортивная семья»- с родителями «А ну-ка, папы»- с родителями
Март «Маша-растеряша» М.Ю., Картушина «Волк и семеро козлят» Логометрическое занятие «Колобок» «Весёлые старты»
Апрель Неделя здоровья
Май «Мы едем, едем в далёкие края» «Кот, петух и лиса» (Давыдов М.А., стр.168) «Весёлые старты» «Мы любим спорт»

 

Организационный раздел

Организация предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда группы детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов:

содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Предметно-развивающая среда с учетом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их физического развития и этапами становления различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, может быть наполнена следующим оборудованием.

Наименование оборудования Количество
Для физкультурного зала
1. Мешочки для метания с гранулами (набор из 10 шт., 4 цвета) 100–120 г 2
2. Комплект для детских спортивных игр (с тележкой) 1
3. Тележка для спортинвентаря 1
4. Флажки разноцветные 80
5. Мячи резиновые (комплект из 5 мячей различного диаметра) 20
6. Комплект мячей-массажеров (4 мяча различного диаметра) 20
7. Прыгающий мяч с ручкой (диаметр не менее 45 см) 6
8. Мяч-фитбол для гимнастики (диаметр не менее 45 см) 10
9. Лабиринт игровой (тоннель из 6 поролоновых арок 60 х 78 х 62 см, обтянутых винилискожей, и 2 угловых секций, соединяющихся липучками) 1
10. Спорткомплекс из мягких модулей (5 элементов: 2 опоры высотой 80 см, дуга с внешним диаметром 60 см, цилиндр длиной 120 см, мат 180 х 60 х 10 см – поролоновые фигуры геометрической формы, обтянутые винилискожей) 1
11. Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований (28 элементов: поролоновые фигуры различных геометрических форм, обтянутые винилискожей, высотой 10 см с размером большей стороны не менее 30 см или диаметром не менее 20 см) 1
12 Коврик массажный 25 х 25 см резиновый 20
13 Комплект следочков ладоней и ступней (по 6 пар) из мягкого пластика с шипами 2
14 Обруч пластмассовый плоский диаметром 65 см (5 шт.) 2
15 Обруч пластмассовый плоский диаметром 50 см (5 шт.) 2
16 Обруч пластмассовый плоский диаметром 35 см (10 шт.) 2
17 Круговая лесенка-балансир (4 секции) 1
18 Дорожка из упругих объемных элементов с наклонными поверхностями для упражнений на равновесие 1
19 Комплект из 4 ребристых ковриков 4 цветов 1
20 Тактильная дорожка из прямых и изогнутых пластиковых элементов с выпуклой поверхностью с шипами 1
Детские тренажеры
21 Мини-степпер (39 х 31 х 87 см, длина педалей 33 см) 12
22 Мини-твист (45 х 30 х 96 см, диаметр диска 25 см) 5
23 Силовой тренажер детский(95 х 76 х 80 1

 



Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Конспект занятия для младшей и средней группы «Кролик серенький, зайка…

Конспект занятия для младшей и средней группы«Кролик серенький, зайка беленький» Актуальность данной прогулки заключается в формировании у детей 2-4 лет бережного...

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное…

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие» Программное содержание. Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих...

Конспект тематического занятия посвящённого Дню космонавтики «Шар земной, шар…

Конспект тематического занятия посвящённого Дню космонавтики«Шар земной, шар земной, мы взлетаем над тобой» Для детей старшей группы   Цель: расширять и углублять знания...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство