Программа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - особый по своей значимости период в жизни человека. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические процессы, формируются сложные виды деятельности, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости, мелкой моторики руки, а мускульная память в этот период очень цепкая. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Всё выше изложенное определяет актуальность программы «Умелые ручки».

 Развитию моторики руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, формировании познавательных способностей, в развитии речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо развивать мелкую моторику руки. Развитие мелкой моторики руки важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, что определяет социально - педагогическую направленность программы.

Новизна программы заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием. Используются самые разнообразные виды работ с учётом постепенного повышения сложности. В программе учтены стандарты дошкольного образования, обозначены целевые ориентиры развития дошкольников по образовательным областям.

 Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Мелкая моторика развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше развита координация рук, тем проще ребёнку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание образования характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело в продуктивной деятельности. Важно также и многообразие операций в пределах одной и той же техники. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые в продуктивных видах деятельности, и технические навыки, приобретённые на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности. Ребёнок, имеющий хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Программа «Умелые ручки» обеспечивает развитие обучающихся во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

1. Художественно-эстетическое развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие.

3. Познавательное развитие.

4. Речевое развитие.

5. Физическое развитие.

Цель – развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику; всестороннее развитие психических и физических качеств дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

овладевать разными видами ручной умелости, овладевать приёмами работы с разными инструментами; совершенствовать умения в  лепке, аппликации, конструировании, осваивать различные виды сгибания бумаги (оригами); осваивать графические навыки: штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо, обведение контура предмета по точкам, раскрашивание картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставляя не закрашенных мест;  развивать интерес к различным видам конструктивно-модельной деятельности; воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; восприятие художественной литературы и фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольника.

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

формировать позитивную установку к различным видам труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать умение доводить работу до конца, стремление сделать её хорошо; развивать общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности, развивать умение договариваться; воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности при работе с различными видами инструментов.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

формировать представление о многообразии предметного окружения; восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром; формировать познавательные действия; развивать воображение и творческую активность.

  1. Образовательная область «Речевое развитие»:

практически овладевать нормами речи; обогащать активный словарь: называть материалы, используемые для работы, активно употреблять слова, обозначающие действия и свойства; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

  1. Образовательная область «Физическое развитие»:

развивать мелкую моторику и координацию пальцев рук, двигательных умений, действий руки и глаза, зрительный контроль; развивать пространственную ориентацию; сохранять и укреплять здоровье обучающихся; повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление; формировать правильную осанку.

Организационно-педагогические основы обучения

 Программа рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Продолжительность программы- 1 учебный год (сентябрь-май). Общий курс программы - 36 часов.

Периодичность занятий- 1 занятие в неделю. Длительность занятия- 30 мин.

Набор обучающихся в группы - свободный. Состав учебных групп - смешанный, постоянный.

Количество обучающихся в учебных группах- 13 человек. Численность является оптимальной для организации групповой работы.

Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук и координации движений:

Пальчиковый игротренинг:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

Обучающиеся знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость и подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых улучшает работу мозга.

Ручная умелость:

- рисование пластилином (пластилинография);

- конструирование из бумаги и картона, из бросового материала, природного материала;

- бумагопластика (оригами);

- аппликация (нетрадиционные техники).

Обучающиеся знакомятся с техникой «пластилинография», знакомятся со свойствами бумаги, различными нетрадиционными техниками аппликации, осваивают различные виды сгибания бумаги (оригами). Здесь создаются условия для проявления творчества, развития воображения, фантазии.

Развитие графических навыков:

- обведение по контуру;

- штриховка;

- рисование по точкам;

- рисование по трафаретам;

- дорисовка (по принципу симметрии);

- лабиринты.

Обучающиеся улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, учатся правильно держать карандаш.

Игры и действия с предметами:

- работа с крупой, фасолью, горохом, макаронами;

- нанизывание крупного бисера, пуговиц на проволоку, нитку;

- узнавание на ощупь предметов и материалов;

- мозаика;

- пазлы, разрезные картинки;

- игры с прищепками;

- пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

У обучающихся совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного возраста (гибкость развития, высокий разброс вариантов развития, непроизвольность) не позволяет требовать от дошкольника достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Целевые ориентиры следует рассматривать как характеристики возможных достижений обучающегося.

1. Художественно-эстетическое развитие:

- знает виды и свойства бумаги;

- знает названия инструментов для работы с бумагой и картоном (ножницы), клеем (кисточка), пластилином (стека);

- знает технику безопасности при работе с ножницами, кисточкой, клеем, пластилином;

- правильно располагает предметы на листе бумаги (вертикально или горизонтально);

- лепит различными способами (из целого куска пластилина, комбинированным и конструктивным);

- выполняет некоторые операции лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей, прижимая и примазывая их, украшает с помощью стеки и налепов;

- режет ножницами по прямой линии, перерезает квадрат по диагонали, срезает углы у квадрата и  прямоугольника;

- вырезает округлую форму из квадрата;

- наклеивает готовые формы, составляет из них изображения предметов;

- складывает квадрат по диагонали и пополам с совмещением сторон и углов, отглаживает сгиб, приклеивает к основной форме детали;

- скатывает бумажные салфетки в комочки и наклеивает их на изображение;

- наклеивает ватные диски на изображение;

- видит образ в природном материале, составляет образ из частей, использует для закрепления частей пластилин;

- комбинирует детали, сочетая их по форме, величине, цвету.

- проводит линии по образцу (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

- обводит контуры изображения карандашом;

- выполняет штриховку в заданном направлении в контуре крупного или среднего размера (штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная);
- соединяет точки, чтобы получилось изображение;

- дорисовывает недостающую половину изображения простых предметов (домик, гриб, солнышко и др.);

- замечает, каких деталей не хватает на изображении, и дорисовывает их (колёса у машины, ручку у кружки и др.).

2. Социально-коммуникативное развитие:

- обучающийся обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

- доводит начатое дело до конца, стремится сделать его хорошо, проявляет ответственность за начатое дело;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- может соблюдать правила безопасного поведения при работе с различными видами инструментов.

3. Познавательное развитие:

- обучающийся проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам;

- проявляет стремление к получению знаний;

- интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. Речевое развитие:

- обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

5. Физическое развитие:

- у обучающего достаточно развита крупная и мелкая моторика, сформировано умение правильно держать карандаш, фломастер, достаточно развита координация движения обеих рук, действия руки и глаза, зрительный контроль;

- вырабатываются такие качества движения руки, как лёгкость, плавность, слитность;

- обучающийся подвижен, вынослив;

- владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Учебный план

№п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля
всего теоретических практических
1. Вводное занятие  1 0,5 0,5  
2. Пластилинография
Лепка
 9 2,5 6,5  
3. Нетрадиционные техники аппликации  9 2,5 6,5  
4. Оригами  6 1,5 4,5  
5. Конструирование
- из бумаги и картона
- из природного материала
- из бросового материала
 11 3,5 7,5  
  Всего  36 10,5 25,5  

Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие.

Введение в программу, знакомство с детьми.

Тема 2. Пластилинография.

Теория: название и назначение материала для работы - пластилин, картон. Название и назначение ручных инструментов и приспособлений - стека. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами и инструментами.

Практическая работа: создание лепной картины на горизонтальной поверхности (картонной основе). Использование приёмов работы в технике «пластилинография»: отщипывание, разглаживание по горизонтальной поверхности, не выходя за контуры рисунка, придавливание, примазывание, скатывание пальцами.

Массаж пальчиков (мячиком-ёжиком, карандашами «Катаем карандашики», «Сухой бассейн» - перебираем пальчиками фасоль и др.).

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.

Материал: пластилин восковой, картон белый и цветной, стека.

Тема 3. Нетрадиционные техники аппликации.

Теория: название и назначение материала для работы – бумага различной фактуры, картон, бумажные салфетки, ватные диски, шерстяные нитки, засушенные листья. Название и назначение ручных инструментов и приспособлений – клей - карандаш, ножницы. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами и инструментами.

Практическая работа: выполнение нетрадиционных техник аппликации (из кусочков бумаги, из бумажных салфеток, из засушенных листьев деревьев и кустарников, из ватных дисков, из ниток.

Массаж пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.  

Материал: белая и цветная бумага, цветной картон, клей - карандаш, ножницы, цветные однотонные бумажные салфетки, засушенные листья деревьев и кустарников, ватные диски, цветные шерстяные нитки.

Тема 4. Оригами.

Теория: название и назначение материала для работы - бумага. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами.

Практическая работа:  изготовление несложных игрушек по принципу оригами. Использование при изготовлении игрушек несложных схем, чертежей, технологических (пошаговых) карт.

Массаж пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.

Материал: цветная бумага двусторонняя, фломастеры для прорисовки деталей.

Тема 5. Конструирование.

Конструирование из бумаги и картона

Теория: название и назначение материала для работы – бумага различной фактуры, картон белый и цветной. Название и назначение ручных инструментов и приспособлений – клей – карандаш, ножницы. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами и инструментами.

Практическая работа: изготовление плоских и объёмных поделок. Использование при изготовлении несложных схем.

Массаж пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.

Материал: бумага различной фактуры, картон белый и цветной, клей – карандаш, ножницы.

Конструирование из природного материала

Теория: название и назначение материала для работы - листья и плоды, ветки деревьев и кустарников, пластилин. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами.

Практическая работа: изготовление поделок. Использование при изготовлении несложных схем.

Массаж пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.

Материал: листья и плоды, ветки деревьев и кустарников, пластилин для скрепления деталей.

Конструирование из бросового материала

Теория: название и назначение материала для работы - коробки, тесьма, поролон, бумажные тарелки, пластиковые ложки и т.д. Название и назначение ручных инструментов и приспособлений – клей – карандаш, ножницы. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными материалами и инструментами.

Практическая работа: изготовление поделок из самых разных материалов (коробок, упаковок, тесьмы, поролона, бумажных тарелок, пластиковых ложек и т.д.).

Массаж пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Штриховка, рисование по точкам, рисование по трафаретам.

Материал: различный бросовый материал.

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий:

1. Комбинированное занятие.

2. Практическое занятие.

3. Мастерская.

4. Игра.

Формы организации детей на занятии:

- фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);

- индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий);

- групповая (организация работы по малым группам 2-4 человека).

Методы и приёмы организации учебного процесса:

1. Словесный (объяснение, беседа, диалог, рассказ, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы), поощрение).

2. Наглядный (демонстрация картин, рисунков, плакатов, фотографий, схем, чертежей; показ (исполнение) педагогом образца, тематическая выставка).

3. Практический (овладение приёмами работы и технологическими процессами, практические задания, выполнение работ на заданную тему, по инструкции, моделирование).

    Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям обучающихся.

Оборудование:

Помещение (столы, стулья, доска).

Место для выставок детских работ (стенды, столы, полки).

Дидактические материалы:

  • Предметные и сюжетные картинки.
  • Карты – схемы.
  • Технологические (пошаговые) карты.
  • Игры: мозаика, пазлы (крупные), разрезные картинки, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Художественные материалы.

  1. Бумага  должна быть плотной и немного шероховатой.
  2. Простые карандаши бывают твердыми и мягкими. Детям лучше работать карандашом средней мягкости («ТМ», «НВ»). Такой карандаш хорошо стирается резинкой. В целях безопасности не следует очень остро точить карандаши.
  3. Цветные карандаши. Лучше использовать мягкие цветные карандаши 2М-4М в наборах из 12-14 цветов и оттенков. При разном нажиме также можно получить разные оттенки одного цвета.
  4. Ластик. Ластик должен быть мягким, упругим и желательно белого цвета. Лучше использовать ластик чешской фирмы KOOH-I-NOOR.
  5. Восковые мелки. Раскрасить изображение можно гораздо быстрее мелками, чем карандашами.
  6. Фломастеры. Стержень фломастера пропитан красителями (спиртовыми чернилами). Чернила испаряются очень быстро, поэтому сразу же после работы фломастеры нужно закрывать колпачком. Фломастеры можно использовать для контурной обводки и прорисовки деталей рисунка.

Материал для лепки:

  1. Пластилин. Пластилин используется детьми тогда, когда нужно вылепить предмет из мелких цветных форм. Перед работой его следует немного размять. Рекомендуется для пластилинографии использовать мягкий восковой пластилин.
  2. Доска для лепки. Для того, чтобы рабочее место во время лепки было чистым, необходимо лепить на доске. Размер доски определяется величиной лепки.
  3. Салфетка. Под рукой у ребенка во время лепки всегда должна быть матерчатая салфетка (вытирать руки, доску, стол и т.д.).

Материал для аппликаций:

  1. Бумага разной фактуры. Для аппликации используется глянцевая, мраморная, шагреневая, тисненая и другие виды бумаги.
  2. Картон. Картон используется в том случае, если нужно наклеить бумагу на плотную основу.
  3. Кисть. Кисть нужна для того, чтобы намазывать клей на бумагу. Целесообразно использовать кисти-флейцы (плоскостные) из щетины. Хорошо иметь 2 кисти.
  4. Подставка для кисти. Используется подставка для того, чтобы во время работы клей с кисточки не капал и не пачкал стол.
  5. Клей. В работе лучше использовать клей – карандаш.
  6. Ножницы. Ножницы должны быть с прямыми концами, двух размеров – большие и маленькие. Большие ножницы 14-20 см, прямые, с острыми закругленными концами предназначены для вырезания крупных изображений. Маленькие, длиной 8-10 см, для вырезания мелких изображений.
  7. Простой карандаш. Карандаш необходим для рисования контуров изображения будущей аппликации.
  8. Клеёнка для намазывания форм клеем.
  9. Салфетка. Для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея.
  10. Подносы и плоские коробки для обрезков.

Материал для конструирования:

  1. Цветная бумага различной фактуры.
  2. Цветной картон (матовый и глянцевый).
  3. Белый картон (матовый).
  4. Клей ПВА, клей – карандаш (белый).
  5. Ножницы.
  6. Листья деревьев и кустарников.
  7. Плоды деревьев и кустарников: жёлуди, каштаны, крылатки клёна и ясеня и др.
  8. Семена арбуза, дыни, подсолнечника, тыквы и др.
  9. Крупа, макароны различной формы.
  10. Трубочки для коктейля.
  11. Ватные палочки, ватные диски.
  12. Пластиковые ложки.
  13. Бумажные тарелки.
  14. Контейнеры от киндер-сюрприза.
  15. Крупный бисер, пуговицы.
  16. Бумажные однотонные и цветные салфетки.
  17. Цветные атласные ленты, шнурки.

Список литературы:

Для педагогов:

1. Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. – М., 2013.

2. Воробьёва Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 лет. -   С-Пб, 2011.

3. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль, 2002.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., 2006.

5. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М., 2001.

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2005.

7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб, 2003.

8. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. – М., 1999.

9. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: 4-7 лет. – М., 2010.

10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М., 2007.

11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4 – 7 лет. – М., 2006

12. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль, 2010.

13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль, 2008.

14. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. – Ярославль, 2009.

15. Петрова И.М. Объёмная аппликация. – СПб, 2002.

16. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М., 2013.

17. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. – М., 2010.

18. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. – М.,2012.

Для родителей:

  1. Халезова- Зацепина М.Б., Грибовская А. А. Лепка в детском саду: 4- 5 лет. – М., 2013.
  2. Халезова- Зацепина М. Б., Грибовская А. А. Лепка в детском саду: 5- 7 лет. – М., 2013.

Книги серии «Мастерилка»:

  1. Лыкова И.А. Я вырезаю из бумаги. – М., 2007.
  2. Лыкова И.А. Я леплю из пластилина. – М., 2007.
  3. Лыкова И.А. Я делаю аппликации. – М., 2007.
  4. Паламарчук В.П. Я создаю поделки. – М., 2007.

Книги серии «Пальчиковая мастерская»:

  1. Чудесная аппликация. – М., 2014.
  2. Картинки из бумажных крошек. – М., 2014.
  3. Картинки из ваты. – М., 2014.
  4. Картинки из крупы и семян. – М., 2014.
  5. Объёмные картинки. – М., 2014.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог»

Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог» Задачи: познакомить детей с морскими обитателями, рассказать об их особенностях, среде обитания...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Читайте также

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема:…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з] Цель занятия: постановка звука [з]. Задачи занятия: постановка звука [з] путем...

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»