Рабочая программа на ребенка с РАС с ЗПР
Приложение к адаптированной образовательной программе для воспитанника средней группы с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР
Срок реализации программы: один год.
Содержание:
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи программы.
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел:
Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП): 2.1. Примерная структура индивидуального занятия.
2.2. Примерное перспективное тематическое планирование.
III. Организационный раздел:
3.1. Методы и средства реализации программы.
3.2. Материально-техническое оснащение.
3.3. Список литературы.
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка.
Рабочая программа воспитателей с воспитанником средней группы Каминским Артемом разработана на основе, следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа №1391;
- Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития) ГБОУ Школа № 1391 ДОП № 1;
- Устав ГБОУ Школа №1391.
Рабочая программа разработана на период – один год.
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития воспитанника средней группы ДОП № 1 для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР, (далее – ЗПР с РАС). Рабочая программа воспитателей (далее - РПВ) для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР (далее – ЗПР с РАС) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
1.2 Цели и задачи программы
Цель:
Повышение познавательной активности, посредством различных видов деятельности, формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- формирование познавательных процессов и речевой деятельности, посредством знакомства с окружающим миром;
- развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление;
Срок реализации рабочей программы определен для Каминского Артема протоколом ППк ГБОУ Школа № 1391 № 113 от 14.08.2018.
Количество индивидуальных занятий воспитателей определены протоколом ППк 2 раза в неделю не более 20 минут. Содержание занятий предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие (окружающий мир); познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация); социально-коммуникативное развитие; физическое развитие (мелкая моторика рук), игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевая игра).
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом определенных психолого-педагогических принципов:
1. Принцип целостности. Содержание воспитательно-образовательного процесса направлено на создание у воспитанника целостного представления о мире.
2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Содержание программного материала, методы, приемы и формы взаимодействия соответствуют возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.
3. Принцип систематичности предполагает изложение материала дается в определенной последовательности, и были взаимосвязанными.
4. Принцип наглядности. Данный принцип основан на особенностях развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, схем, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.
5. Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится посредством интеграции речевой, социально-коммуникативной, физической, познавательной и продуктивной деятельности дошкольника.
Целевые ориентиры воспитанника с ЗПР с РАС.
В результате индивидуального педагогического воздействия должны быть:
- обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;
- раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;
- реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР с РАС;
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного развития (окружающий мир, ФЭМП), речевого развития, художественно-эстетического развития, социально-коммуникативного развития, физического развития (развитие мелкой моторики), игровой деятельности (физкультминутка, дидактические игры, упражнения).
1.4 Планируемые результаты освоения программы:
К концу периода реализации программы воспитанник должен освоить:
- определять части суток (утро-день-вечер);
- уметь составлять простое предложение, состоящее из двух слов (сущ.(местоимение) +глагол);
- уметь составлять описание предмета по признакам (форма и цвет);
- уметь различать и воспроизводить в речи некоторые свойства и качества предметов (большой - маленький, круг, квадрат);
- уметь складывать разрезную картинку из четырех частей;
- уметь различать и называть количество предметов (один-много);
- уметь называть и различать круг, квадрат
- уметь ориентироваться в окружении, формировать понятия вверх, вниз.
- уметь положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- уметь раскатывать цилиндр (прямыми движениями вперед, назад) и шар ( круговыми движениями);
- уметь закрашивать силуэт посредством трафарета;
- уметь наносить клей по всей поверхности детали предмета;
- уметь выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого;
- уметь выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
- уметь выполнять простейшие поручения и просьбы;
2.Содержательный раздел:
Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП):
2.1. Примерная структура индивидуального занятия
Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие
В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника об окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений. Активизация психических процессов восприятия, внимания, памяти. Активизация речевой деятельности. Формирование фонематического слуха
Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия эмоционального и мышечного напряжения, посредством подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и динамических пауз.
Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.
В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие мелкой моторики посредством дидактических игр, упражнений.
1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное)
2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);
3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественно-эстетическое развитие, сенсорное развитие)
Организационный раздел:
3.1 Методы и формы взаимодействия с воспитанником:
- Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у воспитанника наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире, активизирующий развитие его сенсорных способностей;
- Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий осмысливанию поставленной перед ним задачи и в связи с этим сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
- Практический метод, связанный с практической деятельностью воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению знаний, умений и навыков, развитию речи;
- Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
На индивидуальных занятиях используются следующие формы работы:
- дидактические игры;
- рассказ взрослого и ребенка;
- физкультминутка;
- беседа.
3.2 Материально-техническое оснащение
№ п/п | Наименование | Назначение | Особенности | Дополнение педагогами | |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
1. | Доска маркерная. | Демонстрация наглядного материала. Рисование схем, знаков и др. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. | - | |
2. | Доска магнитная. | Демонстрация наглядного материала. Игры с магнитными фигурами. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. | - | |
3. | Доска с покрытием для рисования и письма мелом. | Рисование и запись знаков и образов. | Расположение на уровне глаз воспитанника. | - | |
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ | |||||
1. | Предметные - по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию. | Размер: разный (от А-1 до А-8). | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. | |
2. | Сюжетные - по познавательному развитию (окружающий мир), социально-коммуникативному развитию. | Размер: разный (от А-1 до А-8). | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. | |
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ | |||||
1. | Наборы игрушек по данным темам. | - игрушки разных видов; игры-шнуровки | Из разных материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту воспитанника. |
- | |
2. | Предметы по основным темам | - картинки и муляжи по темам | Соответствие возрасту воспитанника. | - | |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ | |||||
1. | Раздаточный материал | Выкладывание предметов | Разные по цвету и форме. | Карточки-схемы для образца. | |
2. | Тактильные предметы. | Сравнение на ощупь, обведение по контуру. | Разные по материалу изготовления, цвету, форме, определенного размера | ||
3. | Шнуровки и наборы верёвочек. | Игры на шнурование. Выкладывание геометрических фигур – круг и квадрат. |
Разные по цвету и фактуре. | Карточки-схемы для образца. | |
4. | Прищепки. | Изготовление предметных изображений. | Разные по цвету и размеру. | Карточки-схемы для образца. | |
5. | Контейнер с песком. | Игры на нахождение и называние предметов. | Наполнение: цветные крышки, объемные геометрические формы | ||
6. | Дидактические и развивающие игры. | - Развитие мелкой моторики | Мозаики, настольно-дидактические игры, трафареты | В том числе и сделанные руками педагогов. | |
7. | Приложение к играм. | Методические рекомендации проведения игр. | - | В том числе и сделанные руками педагогов. | |
3.3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной программы:
1. Учебно-методическое пособие «Развитие речи и общения детей во второй младшей группе детского сада» - В.В. Гербова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
2. Учебн-методическое пособие «Математика в детском саду» Вторая младшая группа, сост. В.П. Новикова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010 г.
3. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с природой в детском саду» Вторая младшая группа - О.А. Соломенникова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
4. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Вторая младшая группа - О.В. Дыбина, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
5. Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» Вторая младшая группа - Т.С.Комарова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
6. Дидактические игры.
Читайте также |
---|
Итоговое родительское собрание
Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…
Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия. Задачи: образовательные: -...
Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»
Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...