Рабочая программа «Мукосолька»

Рабочая программа "Мукосолька" является модифицированной и составлена на основе Программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки" И.А. Лыковой». Рабочая программа содержит систему занятий по лепке из соленого теста, рассчитана на 4 года.

Пояснительная записка.

Содержание программы «Мукосолька» соответствует достижениям

исконно-русской культуры и традиции. Следовательно, направленность курса дополнительного образования нельзя рассматривать отдельно от дошкольного образования РФ. И поэтому разработанная программа учитывает требования нормативно-правовой и концептуальной базы системы образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данная программа реализует задачи ФГТ (физическое и художественно-эстетическое развитие). 

Для каждой возрастной группы предусмотрено определенное количество учебных часов – занятий с разным хронометражем (младшая – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут). Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года.

Необходимо отметить функциональные особенности данного материала – теста. Оно пластично, но не так сильно пачкает руки как пластилин. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику. По мнению психологов, помогает снятию эмоционального напряжения, усталости.

Процесс работы с пластичными материалами – это и огромное поле для воплощения детских фантазий, и отличная тренировка мелкой моторики рук. Занятия лепкой из соленого теста воспитывают в детях творческие способности, художественный вкус, самостоятельность, активность, коммуникабельность. Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самообразования и самореализации.

Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность и внимательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии.

В лепке ребенок не просто рассматривает формы предмета – он осязает его своими органами чувств. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление.

Вылепленную поделку можно рассмотреть и потрогать. Ребенку интересно показать ее другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Тесто – хороший материал для лепки. Все что необходимо для приготовления соленого теста – соль, мука и вода. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Цель лепки из теста – воспитание интереса к труду, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже этот простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если узнать его свойства и научиться работать с ним. Соленое тесто стало очень распространенным материалом для лепки – оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

На занятиях предлагается сделать акцент на выполнение панно из теста

для старшего дошкольного возраста, а младшим дошкольникам рекомендую делать из разноцветного соленого теста фигурки.

В общении на занятиях лепкой в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность.

Ценность занятий заключается в том, что они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Занятия лепкой из соленого теста позволяют детям выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир фантазии, в мир красоты и добра.

Лепка развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Актуальность

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 3 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки:

  • лепка предметная,
  • лепка сюжетная,
  • лепка декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

В лепке ребенок не просто рассматривает формы предмета – он осязает его своими органами чувств. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление.

Вылепленную поделку можно рассмотреть и потрогать. Ребенку интересно показать ее другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Новизна и отличительные особенности.

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • тестопластика включает в себя множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологичным, легкоотстирывающимся и доступным материалом.

Психологические особенности детей 3 – 7 лет.

Развитие личности в среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуются освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.

Формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребёнка. Представление о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребёнка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов.

Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать её максимально удобной и приятной для окружающих.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребёнка со взрослым (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?) на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяет детям больше участвовать в делах взрослых. Также дети могут и хотят отражать в играх своё отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

При всём этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия.

Более всего активизирует моральные действия (т.е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К пяти годам ребёнок получает представление об обратимых и необратимых процессах, способен отличать изменение какого – либо признака или количества от ситуации, в которых количество или признак остались неизменными.

Появляется стремление к продуктивной деятельности. Особенность данного возраста – тяга к красивому, эстетичному, ценному.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения.

Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Именно в этом возрасте воображение является основой для решения задач по обучению и воспитанию.

Мышление – наглядно – образное. Дети учатся переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их.

Общение у дошкольников внеситуативно – личностное.

Сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре. Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин и женщин.

На занятиях дошкольник может изложить мысль, пересказать сюжет, описать предмет, явление, сформулировать предложение или вопрос. Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. Педагогу необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого интеллектуального результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

После пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Иными словами, кроме имеющихся качеств начинают появляться представления о желательных и не желательных чертах и особенностях.

Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательным, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности дети шестого года жизни впервые приобретают неуловимый налёт взрослости, серьёзности и ответственности за свои поступки.

В процессе деятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте, для детей по – прежнему действен мотив сделать нужную вещь для себя. Вместе с тем «набирает силу» мотив общественной пользы. Постановка педагогом такого мотива перед началом деятельности активизирует внимание детей, увеличивает число справляющихся с заданием, существенно улучшает её качество.

Адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании личности играют роль многие факторы: отношение к ребёнку в семье, отношение между детьми в разных видах деятельности, положение детей в коллективе.

Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности.

Цель:

Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Краткая характеристика программы

1.Программа кружка подготовлена для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитана на 4 года.

1-й год обучения (вторая младшая группа) – «Украшение интерьер».
2-й год обучения (средняя группа) – «Декоративная роспись изделий»
3-й год обучения (старшая группа) – «Плоскостные картины.Рельефы».
4-й год обучения (подготовительная к школе группа) – «Приобщение детей к театру».

2. Кружок проводится 1 раза в неделю, 4 раза в месяц, 35 занятий в год:

  • младшая –15 минут,
  • средняя группа –20 минут,
  • старшая группа – 25 минут,
  • подготовительная к школе группа – 30 минут).

3. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Условия реализации программы

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов. 2 этап - обучение приемам изготовления. 3 этап - изготовление поделок.

Обеспечение программы.

Солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды т.п.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы, презентации.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы, презентации, информация через сайт детского сада (sadik206@jimdo.com).

в ВК группе «Колокольчики» (https://vk.com/club80065920)

Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года:

Младший возраст:

  • отделять от большого куска небольшие комочки;
  • раскатывать комок теста прямыми движениями;
  • раскатывать комок теста круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  • соединять концы;
  • сплющивать между ладонями комок теста;
  • соединять 2-3 знакомые формы;
  • защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средний возраст:

  • скатывание прямыми движениями;
  • скатывание круговыми движениями;
  • расплющивание;
  • соединение в виде кольца;
  • защипывание края формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • оттягивание части от основной формы;
  • сглаживание поверхности формы;
  • присоединение части;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

Старший возраст:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • лепка из целого куска;
  • сглаживание поверхности формы;
  • устойчивость изделия;
  • выразительность образа;
  • динамика движения;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • роспись;
  • налепы;
  • углубленный рельеф;
  • использование стеки.

Ожидаемый результат.

Младший возраст:

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Средний возраст:

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Старший возраст:

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, украшение интерьера, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа.

Литература:

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.

Лыкова И. А., Грушина Л. В. Подарки из соленого теста. Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.

И.А. Лыкова «Лепим с мамой»

Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006г.

Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.

Авторскую разработка Халезовой Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г

Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.;.

И. Гусева «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006.

М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.

Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

Различные дополнительные источники.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Читайте также

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных…

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных групп, принимающих участие в плавании (ОФП) для детей 5-7 лет» (Авторская...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...