Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

 

Актуальность программы

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа Речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 10 минут.

Цель

Создание условий для развития речи через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи

  1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Развивать память, речевой слух;
  3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;
  4. Воспитывать звуковую культуру речи.
  5. Развивать воображение и мыслительную деятельность.
  6. Воспитывать в детях усидчивость.

Участники: педагоги, дети, родители.

Результатом работы по данной программе должно стать:
- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;
- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше. Накопить материал по данной теме.

Перспективный план

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ноябрь
«Мебель, бытовая техника»
1. Пальчиковая игра «Дом и ворота»,
2. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять в умении рисовать на манке.
«Помогаем маме, моем посуду»
1. Чистоговорка
«Да-да-да грязная посуда»
Цель: формировать правильное произношение.
2. Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого.
«С кем я живу, моя семья»
1. Пальчиковая игра «Этот пальчик — дедушка»
Цель: развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого;
2. Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие»
Цель: создать хорошее настроение, побуждать проговаривать слова чётко.
«Мой родной поселок»
1. Пальчиковая игра «Кто в деревне живет»
Цель: Побуждать проговаривать слова за воспитателем, развивать мелкую моторику рук.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка
декабрь
«У природы нет плохой погоды»
1. Работа с бумагой «Снег идёт»;
Цель: Развивать мелкую моторику, мускулатуру рук, учить детей сминать бумагу в комочки и катать их между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Прогулка».
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.
«Птицы на нашем участке»
1. Дидактическая игра «Покормим птичек»;
2. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».
Цель: Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе; развивать мелкую моторику пальцев рук, сопровождая чтением потешки. Обогащать словарь ребенка, развивать память
«Ёлочка красавица»
1. Пальчиковая игра «Ёлочка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизировать речь детей.
2. Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
3. Познакомить с потешкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»
«Новогодний праздник»
1. Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
2. Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук.
январь
«Зима в лесу»
Пальчиковая игра:
1. «Зайчик серенький сидит».
2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики рук, выполнять действия в соответствии с текстом.
«Сказки матушки метели»
1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»;
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать умение конструировать из кубиков.
2. Пальчиковый массаж «Колючий ёж»
Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений. соответствии с текстом потешки.
«Игрушки, любимые герои»
1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
2. Пальчиковая гимнастика по сказке «Вот мы репку посадили»
Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук.
«В здоровом теле, здоровый дух»
1 . Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико».
Цель: Приобщение детей к народному творчеству, заучивание заклички, выполнять имитирующие движения ручками в соответствии с текстом.
2. Д/игра: «Дорожка».
Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
февраль
«Большие, маленькие звездочки»
1. Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер.
«Профессии, инструменты»
1. Д/игра «Мы строители». 2. Пальчиковая гимнастика: «За работу».
Цель:
1. Учить детей делать постройки из песка.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Мы поздравляем пап»
1. Пальчиковая игра «Солдаты»
2. Штриховка «Танк».
Цель:
Совершенствовать мелкую моторику рук
2. Упражнять детей в умении ритмичному нанесению штрихов
«Мы машину заведем»
  1. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки.
  2. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Цель: Совершенствовать мелкую моторику рук.
март
«Я и мама»
1. Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие».
Цель: Развивать моторику рук и речь детей использую песенку и наглядный показ руками.
«Одежда, обувь»
1. Пальчиковая игра «Как у нашего кота».
2. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на
веревку и закрепить его прищепками.
Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук.
«Рыба в озере живет»
Пальчиковые игры на потешках
  1. «Рыбка в озере живет».
  2. «Ай, лады, лады, лады».
Цель: Познакомить с народным творчеством. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Вежливый продавец»
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Цель: развитие мелкой моторики рук, повторение действий за воспитателем, разучивание народной потешки, активизировать словарь ребенка.
апрель
«Мы - космонавты!»
1. Д/игра «Купим пуговицы». 2. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».
Цель:
1. Учить детей сортировать пуговицы по цвету.
2. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.
3. Активизировать словарь через пальчиковую игру.
«Весна – красна»
. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать
движениями, зеленую бумагу.
Цель: 1. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
2. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу
«Дождик песенку поют»
1. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…»;
2. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой.
Цель: 1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться.
«Неделя дорожной безопасности»
1. Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много».
Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  1. 2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет».
Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
май
«Солнечные зайчики»
1. Игра с прищепками «Солнышко».
2. Закличка «Солнышко-ведрышко».
Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей.
«Народная игрушка»
1. Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки».
Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Пальчиковые игры:
1. «Летят осы».
2. «Паучок ползет по ветке».
Цель: развивать мелкую моторику, и память детей.
«Здравствуй, лето»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Я- колобок, колобок».
2. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры).
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей. Стимулировать тактильные ощущения.

 

Список литературы:

1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7 (с. 33-37).

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. –М. «Карапуз» 2007.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера» 2006.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПБ2008.

5. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 2007.

6. Неганова Н «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание 1995 №9.

7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание 2004.

8. Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л. П. Савина 1999 год.

9. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А. Е. Белая, В. И. Мирясова.

10. Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А. Ю. Соколова 2002 год.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...