Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» (старшей группы, второй год обучения) на 2017-2018 учебный год
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
3. Целевые ориентиры.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
5. Учебно-тематический план.
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.
7. Методическое обеспечение программы.
1. Пояснительная записка.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значимость.
Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие.
- Восприятие музыки.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
Физическое развитие.
- Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
Цель программы: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивающие задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.
5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.
6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
7. Принцип учета личностных особенностей.
8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.
10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
3. Целевые ориентиры.
В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:
- формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
- формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
- формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
- формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
- формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Формы обучения:
- экспериментирование;
- беседы;
- решение проблемных ситуаций;
- опыты;
- исследовательская деятельность;
- занятия;
- групповая и индивидуальная работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями.
Методы обучения:
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
- создание игровой ситуации;
- проговаривание звуков;
- беседа;
- показ воспитателя;
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение.
График работы
Дни недели | Время |
среда, пятница | 15.35 -16.00 |
5. Учебно-тематический план.
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя | Темы занятий. Программное содержание | Литература |
Октябрь | ||
I | 1. «Песочная страна» | [3] с. 5. |
2. «Почему песок хорошо сыплется?» | [2] с. 45. | |
II | 3. «Глина, какая она?» | [3] с. 5. |
4. «Волшебный материал» | [2] с. 45. | |
III | 5. «Песок и глина – наши помощники» | [3] с. 5. |
6. «Свойства мокрого песка» | [3] с. 5. | |
IV | 7. «Ветер и песок» | [3] с. 5. |
8. «Песочные часы» | [3] с. 5. | |
Ноябрь | ||
I | 9. «Упрямый воздух» | [1] с. 52. |
10. «Поиск воздуха» | [3] с. 5. | |
II | 11. «Ветер в комнате» | [3] с. 5. |
12. «Что в пакете?» | [2] с. 35. | |
III | 13. «Парусные гонки» | [3] с. 5. |
14. «Надувание шарика» | [2] с. 30. | |
IV | 15. «Сухой из воды» | [1] с. 52. |
16. «Воздух при нагревании расширяется» | [3] с. 5. | |
Декабрь | ||
I | 17. «Как распространяется звук?» | [1] с. 54. |
18. «Почему всё звучит?» | [2] с. 40. | |
II | 19. «Где живет эхо?» | [1] с. 54. |
20. «Откуда берётся голос?» | [2] с. 40. | |
III | 21. «Кораблик» | [2] с. 41. |
22. «Как сделать звук громче?» | [1] с. 54. | |
IV | 23. «Коробочка с секретом» | [1] с. 54. |
24. «Почему Мишутка пищал? | [1] с. 54. | |
Январь | ||
III | 25. «Откуда берется вода?» | [1] с. 51. |
26. «Какие свойства?» | [1] с. 51. | |
IV | 27. «Помощница вода» | [1] с. 51. |
28. «Изготовление цветных льдинок» | [2] с. 28. | |
Февраль | ||
I | 29. «Сколько ушей» | [1] с. 55. |
30. «Проверим слух» | [1] с. 55. | |
II | 31. «Наши помощники – глаза» | [1] с. 55. |
32. «Большой — маленький» | [1] с. 55. | |
III | 33. «Чей глаз острее?» | [1] с. 55. |
34. «Определи на вкус» | [1] с. 55. | |
IV | 35. «Определи по запаху» | [1] с. 55. |
36. «Узнай по голосу» | [1] с. 55. | |
Март | ||
I | 38. «Твердые — жидкие» | [2] с. 22. |
39. «Как измерить тепло?» | [1] с. 54. | |
II | 40. «Чем похожи?» | [2] с. 25. |
41. «Вкусный опыт» | [1] с. 54. | |
III | 42. «Куда делась вода? | [3] с. 4. |
43. «Солнце высушивает предметы» | [1] с. 54. | |
IV | 44. «Как работает термометр» | [3] с. 4. |
45. «Круговорот воды в природе» | [3] с. 4. | |
Апрель | ||
I | 46. «Притягиваются — не притягиваются» | [1] с. 53. |
47. «Магнитные силы» | [1] с. 53. | |
II | 48. «Как увидеть магнитные силы?» | [1] с. 53. |
49. «Два магнита» | [1] с. 53. | |
III | 50. «Мы – фокусники» | [2] с. 39. |
51. «Необычная скрепка» | [1] с. 53. | |
IV | 52. «Рисует магнит или нет» | [1] с. 53. |
53. «Парящий самолет» | [1] с. 53. | |
Май | ||
I | 54. «Древесина, ее качества и свойства» | [1] с. 55. |
55. «Бумага, ее качества и свойства» | [2] с. 50. | |
II | 56. «Ткань, ее качества и свойства» | [2] с. 52. |
57. «Стекло, его качества и свойства» | [2] с. 47. | |
III | 58. «Родственники стекла» | [2] с. 23. |
59. «Металл, его качества и свойства» | [2] с. 48. | |
IV | 60. «Резина, ее качества и свойства» | [2] с. 48. |
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» | [2] с. 49. |
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:
- выставка;
- конкурс;
- фестиваль художественно-прикладного творчества;
- отчетные выставки;
- отчетные концерты;
- открытые уроки;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
7. Методическое обеспечение программы.
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Читайте также |
---|
Никто не забыт, ничто не забыто
Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
Игры с мячом в работе педагога-психолога
Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...