Основная образовательная программа ДОУ
Содержание программы
№ | Раздел | Стр. | |
I. | Целевой раздел |
|
|
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | 6 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров | 8 | |
II. | Содержательный раздел |
|
|
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 10 | |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 11 | |
2.3. | Модель поддержки детской инициативы и формирование культурных практик | 13 | |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 14 | |
2.5. | Иные характеристики содержания Программы | 19 | |
III. | Организационный раздел |
|
|
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы | 25 | |
3.2. | Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания | 26 | |
3.3. | Формы работы с участниками образовательных отношений | 32 | |
3.4. | Организация образовательного воспитательного процесса | 33 | |
3.5.. | Организация режима пребывания в ДОУ | 35 | |
3.6. | Годовой календарный график МКДОУ | 36 | |
3.7. | Особенности традиционных событий и праздников | 49 | |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 52 | |
3.8. | Комплексно-тематическое планирование | 61 | |
IV. | Дополнительный раздел |
|
|
4.1. | Краткая презентация Программы | 95 | |
V. | Контроль за реализацией программы | 108 | |
VI. | Механизм реализации программы | 112 | |
|
Приложение | 115 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Обязательная часть
Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);
- ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы
- Обязательная часть
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи Программы:
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
- Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа ФГОС, программы «Детство», предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.
Цель ООП – разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи реализации ООП:
- Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
- Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
- Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
- Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы:
- Обязательная часть
Принципы и научные основы программы «Детство» (с.9)
- Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Принципы формирования ООП
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитие человека (самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду)
- Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основными подходами к формированию Программы являются
- системно-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- культурно-исторический подход, предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Сведения об учреждении.
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей с. Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.
Адрес:
Адрес электронной почты:
Сайт:
Контактные телефоны:
Режим работы ДОУ 10 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе, с 7ч.30 мин до 18.00 часов.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке).
Дошкольное образование в казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ДОУ) осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.
ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Лицензия на образовательную деятельность №
- Лицензия на дополнительную образовательную деятельность №
- Свидетельство о государственной аккредитации№
- Устав ДОУ
Анализ педагогического коллектива
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 24 человека:
заведующая – 1
старший воспитатель – 1
музыкальный руководитель – 2
педагог-психолог – 1
учитель-логопед – 1
инструктор по физической культуре – 1
воспитатели – 18
Характеристика кадрового состава | Количество человек | |
1. По образованию | высшее педагогическое образование | 9 |
среднее педагогическое образование | 15 | |
2. По стажу
|
до 5 лет | 5 |
от 5 до 10 лет | 4 | |
от 10 до 15 лет | 3 | |
свыше 15 лет | 12 | |
3. По результатам
аттестации
|
высшая квалификационная категория | 1 |
первая квалификационная категория | 0 | |
соответствие занимаемой должности | 15 |
В учреждении работает более 50% педагогов со стажем работы свыше 20 лет, прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.
Наши педагоги:
- имеют звание «Почетный работник общего образования - 2 человека
- «Отличник народного просвещения» - 1 человек;
- награждены Почетной грамотой Министерства образования - 2 человека;
Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.
Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО, имеют образование по специальности «Дошкольная педагогика», 92% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги повышают свой профессиональный уровень через посещения районных методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ.
Анализ контингента детей
В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности.
В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, все группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, имеющими в целом сходные возрастные характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации программы
1-я младшая группа – 2 (50 детей)
2-я младшая группа – 2 (54 ребенка)
Средняя группа – 3(66 детей)
Старшая группа – 2 (51ребенок)
Подготовительная группа – 3 (63 ребенка)
Состав | Направление | Количество | Группы здоровья |
2 группы детей раннего возраста | Общеразвивающего вида | 50 | 1-я группа-
2-я группа- 3-я группа-
|
10 групп детей дошкольного возраста | Общеразвивающего вида |
|
1-я группа-
2-я группа- 3-я группа-
|
«Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста» (с. 13. Программы «Детство»)
1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде
целевых ориентиров.
- Обязательная часть:
Планируемые результаты освоения программы «Детство» (ст.42).
- Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Дети. Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.
Педагоги. Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.
Родители. Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.
Детский сад. Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.
Система педагогической диагностики
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);
- Оптимизация работы с группой детей;
Воспитатели и специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностики педагогического процесса Н.В.Верещагиной, по итогам диагностики проводятся педагогические советы. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальный маршрут ребенка.
Содержание диагностики тесно связано с программой «Детство». Обязательным требованием к построению системы диагностики является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики
Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы) Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете – Не...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...