Основная образовательная программа ДОУ

 

Содержание    программы

Раздел Стр.
I. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 6
1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров 8
II. Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 10
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 11
2.3. Модель поддержки детской инициативы и формирование культурных практик 13
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 14
2.5. Иные характеристики содержания Программы 19
III. Организационный раздел

 

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы 25
3.2. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания 26
3.3. Формы работы с участниками образовательных отношений 32
3.4. Организация образовательного воспитательного процесса 33
3.5.. Организация режима пребывания в ДОУ 35
3.6. Годовой календарный график МКДОУ 36
3.7. Особенности традиционных  событий и праздников 49

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений 52
3.8. Комплексно-тематическое планирование 61
IV. Дополнительный раздел

 

4.1. Краткая презентация Программы 95
V. Контроль за реализацией программы 108
VI. Механизм реализации программы 112

 

Приложение 115

 

 

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Обязательная часть

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);

- ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

- Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.  

1.1.1.  Цели и задачи по реализации Программы

  • Обязательная часть

Цель  программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи Программы:

•  развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

•  формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

•  формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

•  развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

•  воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

•  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

•  объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

•  обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа ФГОС, программы «Детство», предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.

Цель ООП – разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение  формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи реализации ООП:

  • Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
  • Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и  творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
  • Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию  и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
  • Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы:

  • Обязательная часть

Принципы и научные основы программы «Детство» (с.9)

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Принципы формирования ООП

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитие человека (самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду)
  2. Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  3. Уважение личности ребенка.
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основными подходами к формированию Программы являются  

-  системно-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- культурно-исторический подход, предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Сведения об учреждении.

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей с. Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.

Адрес:

Адрес электронной почты:

Сайт:

Контактные телефоны:

Режим работы ДОУ 10 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе, с 7ч.30 мин до 18.00 часов.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке).

Дошкольное образование в казенном дошкольном  образовательном учреждении  детский сад общеразвивающего вида  №1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ДОУ) осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную  деятельность на основе законодательных нормативных документов:

  • Лицензия на образовательную деятельность №
  • Лицензия на дополнительную образовательную деятельность №
  • Свидетельство о государственной аккредитации№
  • Устав ДОУ

Анализ педагогического коллектива

Детский сад  полностью  укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 24 человека:

заведующая – 1

старший воспитатель – 1

музыкальный руководитель – 2

педагог-психолог – 1

учитель-логопед – 1

инструктор по физической культуре – 1

воспитатели – 18

Характеристика кадрового состава Количество человек
1. По образованию высшее педагогическое  образование 9
среднее педагогическое  образование   15
2. По стажу

 

до 5 лет 5
от 5 до 10 лет 4
от 10 до 15 лет 3
свыше 15 лет 12
3. По результатам

аттестации

 

 

высшая квалификационная категория 1
первая квалификационная категория 0
соответствие занимаемой должности 15

В учреждении работает более 50% педагогов со стажем работы свыше 20 лет, прошли основные этапы становления  детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.

Наши педагоги:

- имеют звание «Почетный работник общего образования  - 2 человека

- «Отличник народного просвещения» - 1 человек;

- награждены Почетной грамотой  Министерства образования - 2 человека;

Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО, имеют образование по специальности «Дошкольная педагогика», 92% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги повышают свой профессиональный уровень через  посещения районных методических объединений,  прохождение процедуры аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства,   положительно влияет на развитие ДОУ.

Анализ  контингента  детей

В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности.

В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, все группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, имеющими в целом сходные возрастные характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации программы

1-я младшая группа – 2 (50 детей)

2-я младшая группа – 2 (54 ребенка)

Средняя группа – 3(66 детей)

Старшая группа – 2 (51ребенок)

Подготовительная группа – 3 (63 ребенка)

Состав Направление Количество Группы здоровья
2 группы детей раннего возраста Общеразвивающего вида 50 1-я группа-

2-я группа-

3-я группа-

 

10 групп детей дошкольного возраста Общеразвивающего вида

 

1-я группа-

2-я группа-

3-я группа-

 

«Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного      возраста» (с. 13. Программы «Детство»)

1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде

целевых ориентиров.

  • Обязательная часть:

Планируемые результаты освоения программы «Детство» (ст.42).

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Дети. Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.

Педагоги. Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.

Родители. Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.

Детский сад. Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.

Система педагогической диагностики

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);
  2. Оптимизация работы с группой детей;

Воспитатели и специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностики педагогического процесса Н.В.Верещагиной,  по итогам диагностики проводятся педагогические советы. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальный маршрут ребенка.

Содержание диагностики тесно связано с программой «Детство». Обязательным требованием к построению системы диагностики является использование только тех методов, применение  которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы) Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете – Не...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...

Читайте также

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту»

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту» Ведущая: Внимание, внимание! Авиакомпания Детский сад – аэро объявляет посадку пассажиров на рейс № 2022 -...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...