Программа по экологическому воспитанию «Молодые защитники природы» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Срок реализации 1 год.

 

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современного общества. Незнание правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к ней. Такой экологически безграмотный человек мало того, что не может защищать природу и помогать ей, так ещё и разрушает её. Учитывая недостаточную осведомлённость детей об окружающем мире природы, экологическое воспитание воспитанников необходимо начинать с ранних лет - учить любить, беречь и защищать наш окружающий мир, видеть красоту и понимать значимость природных богатств для человека. Разработана Программа по экологическому воспитанию для детей 5-6 лет. Программа разработана с целью:

1. Формирования представлений экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.

2. Создания условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Задачами Программы являются:

1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системы;

2. Формировать первоначальные навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;

3. Развивать умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Обучение по программе рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний. 

В программе материал выстроен от элементарного к сложному. Ребенок получает знания об окружающем мире, представленные на элементарном уровне с последующим усложнением. Усложнение содержания идёт за счет установления различных связей и зависимостей между объектами природы. 

Программа построена на принципах:

- научности - отобранные знания четко определены и не могут быть опровергнуты;

- доступности - материал доступен пониманию ребенка, он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно-следственные, временные и функциональные связи в природе;

- конкретности - объем знаний увеличивается, знания конкретны (нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями).

- основной принцип - принцип наглядности - позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.

Программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач. 

1 блок - "Растительный и животный мир Липецкой области» - предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями Липецкой области, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках Липецкой области. Блок направлен на:

- воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их;

- понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания;

- формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме;

- понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Обучение правилам поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Итоговые мероприятия:

  • Экскурсия в парк;
  • Выставка детских рисунков «Животные Липецкой области»

2 блок - "Научная лаборатория Наураша» - направлен на то, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность с помощью научной лаборатории Наураша; формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской деятельности, мышления, восприятия, внимания и памяти.

3 блок"Знай, люби и сохраняй"- направлен на формирование знаний детей об особенностях живого мира: воспитание бережного, эмоционального отношения ко всем лесным жителям; даёт представление о заповедниках, находящимся на территории Липецкой области; знакомство с разнообразием перелетных птиц, которые обживают леса.

Итоговые мероприятия:

  • Экологические игры;
  • Размещение на досках объявлений города листовок: «Береги природу родногокрая!».

    4 блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" – направлен на формирование представлений о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека, осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу; экономного использования воды в быту, преодоление потребительского отношения к природе через формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.

Итоговые мероприятия:

  •  Экологическая сказка «Приключение капельки»;
  • Конкурс экологических плакатов «Защитим нашу планету».

Формы и методы работы

В программе предусмотрено использование разнообразных форм работы с детьми:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- КВН, викторина;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- зеленый патруль;

- экологические выставки и экспозиции;

- экологические игры;

- экологические сказки.

Планируемые результаты освоения программы:

- дети знают правила поведения в природе; имеют представление о животном и растительном мире Липецкой области; видах птиц своего края; различных природных объектах (река, луг, лес, заповедник); полевых и комнатных цветах (3-4 вида);

- дети имеют представление об экологически безопасном поведении в природе; значении природы в жизни человека; знакомы с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, могут делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- дети знают о значении таких природных явлениях как вода, воздух и солнце в жизни всех живых объектов природы; склонны наблюдать, экспериментировать, проявляют любознательность.

Содержательный раздел:

1. Тематический план организованной образовательной деятельности:

№ п/п Наименование разделов, блоков, тем с указанием цели Срок проведения (месяц, неделя) Источник метод. литературы, Интернет-ресурса
1 блок «Растительный и животный мир Липецкой области»
1. Наш дом – природа

Цель: воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям

1 неделя, сентябрь Конспект
2. Животный и растительный мир Липецкой области.

Цель: познакомить с редкими видами растений и животных Липецкой области

3 неделя, сентябрь Конспект
3. Экскурсия «Осенние цветы».

Цель: создание условий для личностно – ориентированного образования дошкольников, посредством здоровьесберегающей среды

1 неделя, октябрь Конспект
4. Золотая осень. Экскурсия в парк.

Цель: продолжать знакомить детей с приметами осени, особенностями природы осенью

3 неделя, октябрь Конспект
5. Сердитые голоса. Логические задачи по экологии.

Цель: расширить представление детей об экологических проблемах

1 неделя, ноябрь Конспект
6. Экологические проблемы нашей области.

Цель: познакомить с экологическими проблемами Липецкой области.

Выставка детских рисунков «Животные Липецкой области»

 

3 неделя, ноябрь Конспект
2 блок: «Научная лаборатория Наураша»
7. Проект «Комнатные растения»

Цель: познакомить детей с миром комнатных растений.

Экспериментирование «Как растение пьют воду?»

Цель: доказать на опыте, что корень растения всасывает воду и проводит её.

1 неделя, декабрь Конспект
8. ОД – экспериментирование «Путешествие в морское царство

Цель: формировать представления о воде и о том, что она составляет часть всех живых организмов

3 неделя, декабрь Конспект
9. Экспериментирование «Ветер»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра

2 неделя, январь Конспект
10. Сравнение песка, глины и камней.

Цель: расширять представления детей о свойствах глины, песка и камней

4 неделя, январь Конспект
11. КВН- игра «Мы – экспериментаторы»

Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций и их решения

1 неделя, февраль

 

3 блок «Знай, люби и сохраняй!»»
12. «Заповедник Липецкой области»

Цель: познакомить с понятием «заповедник»

3 неделя, февраль

 

13. «Лес – наше богатство»

Цель: раскрыть познавательное, оздоровительное, практическое, эстетическое значение природы в жизни людей.

Экологические игры.

1 неделя, март

2 неделя, март

Конспект
14. Проект «Птичий дом»

Наблюдение «Как птицы строят гнездо?

Цель: изучить действия птиц, занятых строительством дома.

КВН-викторина «Всё о птицах»

Цель: закреплять знания о местах обитания птиц.

ОД «Птицы – наши друзья»

Цель: познакомить с такими видами птиц, как грач, скворец, синица.

1 неделя, апрель

3 неделя. апрель

Конспект

Конспект

15. ОД «Одуванчик» (нетрадиционные техники рисования)

Цель: учить рисовать весенний цветок нетрадиционным способом

4 неделя, апрель Конспект
4 блок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
16. Экскурсия к реке. «Речка, реченька»

Цель: закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека

1 неделя, май Конспект
17. «Чистый воздух и вода – богатство нашей страны.»

Цель: воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды

2 неделя, май Конспект
18. Экспериментирование «Каким воздухом мы дышим?»

Цель: воспитание бережного отношения к природе

3 неделя, май Конспект
19. Экологическая сказка «Сказочный лес» 4 неделя, май Конспект

2. Авторские конспекты по каждой теме организованной совместной образовательной деятельности (занятия).

Конспект ОД в старшей группе.

Тема: «Наш дом - природа».

Задачи:

• воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям;

• воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;

• совершенствовать умения детей выразительно читать стихи;

• Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;

• Развивать творческие способности

Оборудование: картинки с изображением живой и неживой природы, запись фонограмм «Голоса птиц»«Журчанье воды», загадки, стихи, краски, цветные карандаши, лист ватмана с цветным фоном.

Предварительная работа: просмотр презентаций о природе, видеофильма «Охраняйте природу!»

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки, посмотреть на рядом стоящего ребенка и улыбнуться.

Воспитатель: ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?

Ребята: деревья, траву, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины.

Воспитатель: А если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим?

Ребята: много разных деревьев, зверей, птиц. В лесу растут ягоды и грибы. Летают бабочки. По траве ползают насекомые.

Воспитатель: Скажите, вам нравится гулять пол лесу? Почему?

Ребята: В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы и ягоды, отдыхать и дышать свежим воздухом.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что вы находитесь в летнем лесу или на берегу реки. Представьте себе увиденное.

(При этом включается запись «Голоса птиц»«Журчанье воды». После прослушивания начинается обсуждение ощущения детей)

Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?

Ребята: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

Ребята: То, что сделано руками человека.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)

Набор картинок:

Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т. д.

Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.

Есть ли в природе машины? Нет, значит, автомобиль – это «не природа», а вот лошадь или верблюд, также помогают человеку передвигаться – уже природа. Почему?

Животных человек просто приручил, превратил в домашних, но они и без него существовали на земле. Машину же он сделал сам.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «На что похоже». (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.)

Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.

(воспитатель называет слова)

Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?

Ребята: предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.

Воспитатель: А сейчас пройдем с вами за стол и выполним задание. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»- зеленым.

Воспитатель: Предлагаю детям пройти на коврик и сесть. Наш дом- природа. Раньше единственным домом для человека была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему человек не может жить без природы?

Ребята: Почему что человек не может прожить без воды, солнца, растений, животных.

Воспитатель: Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а мне разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.

Воспитатель: Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача.

Коллективная работа. Изготовление плаката

По количеству детей нарезать карточки разного размера. На одной из сторон карточек написать загадки. На другой стороне дети рисуют ответ к загадке.

Загадки.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню земляникой,

Таню костяникой,

Машеньку орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку малинкой,

Васю хворостинкой!

(Лес.)

У кого из зверей

Хвост пушистее и длинней?

(Лиса.)

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса.)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж.)

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка.)

Водяные мастера, строят дом без топора.

(Бобры.)

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

(Лягушка.)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных. (Божья коровка.)

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук.)

Ходит хмурый и голодный?

(Волк.)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса.)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака.)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыбка.)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

Ответ: Гриб

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

Солнце

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы

Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села,

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить? (Гнездо.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

Кто осенью холодной

После того, как дети закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под руководством воспитателя дети приклеивают свои вырезанные рисунки на лист ватмана с цветным фоном. Фоновою окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого- под цвет травы.

Итог.

Чтение стихотворения.

Живой букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же, в их труде

Все по справедливости;

Отражение в воде

Учить нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте,

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Помните! Природа – наш друг, и наша жизнь зависит от ее сознания. Мы должны беречь и охранять природу.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...