Программа обучения детей плаванию

 

1. Целевой раздел

В целевом разделе раскрываются цели, задачи и принципы к формированию Программы, целевые ориентиры и система оценки результатов освоения Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.

1.1. Пояснительная записка

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ ред. от 23.06.2014г.), СанПиН 2.4.1.3049-13, Приказ МО «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.1.6., 2.6).

Программа построена на теоретика – методологических в подходах к проблеме развития психики ребенка:

- качественном (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже);

- возрастном (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леоньева, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин);

- культурно – историческом (Л.С. Выготский);

- личностном (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эконин);

- деятельностном (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Содержание Программы представляет одно из направлений ФГОС ДО образования - «Физическое развитие». Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей.

Однако, педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в условиях Западной Сибири, имеет свои особенности. В результате резких изменений климатических условий происходят неблагоприятные изменения в функционировании не только центральной нервной системы, но и всех систем организма детей дошкольного возраста. Низкие температуры воздуха, недостаток солнечного света в осенне-зимний период года ограничивают возможность двигательной деятельности, которая необходима для нормального функционирования и развития детского организма.Поэтому плавание в бассейне является одним изактуальнейших средств оздоровления и полноценного физического развития дошкольников.

Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. В процессе обучения детей плаванию формируются элементарные технические навыки, коммуникативная компетентность. Кроме того, происходит гармоничное развитие всех мышц тела ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня развития для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Цель программы:

обучение плаванию детей дошкольного возраста, закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем).

Задачи программы:

Оздоровительные:

- укреплять здоровье ребенка;

- формировать навыки личной гигиены;

- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

Образовательные:

- формировать навыки плавания, умения владеть своим телом в непривычной среде;

- формировать знания о здоровом образе жизни.

Воспитательные:

- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип систематичности, последовательности и постепенности подачи учебного материала;
  • принцип единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности.

Для реализации Программы используются следующие положения:

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • реализация Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • взаимодействие взрослых с детьми на основе личностно-развивающего и гуманистического характера;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей каждой возрастной группы;
  • признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений, активности и самостоятельности.

Данная Программа входит в вариативную часть Основной общеобразовательной программы, которую формирует образовательное учреждение как третье занятие по физическому развитию и предусмотрена для детей от 3 до 7 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры: устойчивое позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде, (наблюдение за ребенком), позитивное восприятие занятий по плаванию, а также сформированные двигательные навыки (выполнение диагностических заданий).

Система оценки результатов освоения программы

В начале и конце учебного года (октябрь - май) при реализации образовательной программы проводится оценка индивидуального развития детей. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности.Оценка качества обучения плаванию выражается в опосредованной форме:

- не сформирован (0 баллов);

- находится в стадии становления (1 балл);

- сформирован (2 балла).

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Младшая группа

Таблица 1

п\п

Фамилия имя ребенка Позитивное отношение

к воде и

занятиям по плаванию

Передвижения Приседания в воде, погружение в воду с опорой и без опоры Выдохи в воду Скольжение на груди со вспомогательными снарядами, отталкиваясь от дна и стенки бассейна Средний

балл

               

Средняя группа

Таблица 2

п\п

Фамилия имя ребенка Позитивное отношение

к воде и

занятиям по плаванию

Ориентирование в воде с открытыми глазами

 

Лежание на груди Лежание

на спине

Скольжение на груди и спине Средний балл
               

Старшая группа

Таблица 3

п\п

Фамилия, имя ребенка Позитивное отношение

к воде и

занятиям по плаванию

Скольжение на груди Скольжение

на спине

Координация движения ног

по типу кроля

Координация движения рук

в плавании на груди и спине

Средний балл
               

Подготовительная группа.

Таблица 4

п\п

Фамилия, имя ребенка Позитивное отношение

к воде и

занятиям по плаванию

Торпеда Кроль на груди Кроль на спине Плавание произвольным способом Средний балл
               
  1. 2. Содержательный раздел

    2.1. Возрастные особенности усвоения программного материала

Таблица 5

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

 

Развивается моторика. Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему усложнятьранее освоенные основные движения. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок способен к освоению сложных движений. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек. Ребенок способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию. Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. Выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Свойства центральной нервной системы таковы, что дети быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

 

2.2. Содержание работы в возрастных группах

Первый год обучения. Младшая группа.

Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием. С самого начала детей знакомят с основными правилами: входить в воду по разрешению педагога, не стоять в воде без движения, не мешать друг другу купаться, не толкать друг друга, не бегать, не кричать, по команде преподавателя быстро выходить из воды.

После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям и продвижениям.

Основные задачи начального обучения плаванию на данном этапе включают в себя игры с игрушками, все виды ходьбы: по одному, группой, вдоль бортика, на носках, по кругу и т.д., бега: в произвольном и заданном направлении, с высоким подниманием коленей, убегать и догонять и т.д., прыжков: на двух ногах на месте, продвигаясь вперёд, в длину с места, подпрыгивать высоко и падать в воду.

Дети младшей группы должны освоить погружение под воду. При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны самостоятельно научиться выполнять вдох – выдох в воду несколько раз.

Это связано с тем, что первоначально неправильно созданные и закрепленные навыки не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень сложно.

Обучение каждому плавательному движению производится в игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять ему свои подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявить самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих умений.

Упражнения для общефизической подготовки

Занятия проходят в зале сухого плавания.

Строевые упражнения:

  • построения — в колонну, в круг, стайкой, врассыпную;
  • перестроения — парами, в колонну по два, в несколько кружков, нахождение своего места в строю;
  • повороты — по примеру воспитателя, используя зрительные ориентиры.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ):

  • для развития рук и плечевого пояса — исходные положения руки на пояс, к плечам, за спину, вниз, в стороны;
  • для мышц туловища — исходные положения, стоя, стоя на четвереньках, сидя на стульях, скамейке, на полу ноги вместе, ноги врозь, лежа на животе;
  • для мышц ног — исходные положения стопы параллельно, ноги вместе, широко врозь.

Движения в ОРУ выполняются на 2 счета, в среднем темпе  (для мышц туловища в более медленном темпе); движения носят имитационный характер; предъявляются требования по технике  выполнения (не сгибать колени, не отрывать пятки от пола, слушать счет, соблюдать темп движения и т. п.).

Упражнения для специальной подготовки

Предварительно происходит ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками; с правилами поведения в бассейне; посещение занятий по плаванию старших групп.

Спуск в бассейн производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полу приседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.

Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу в прямом направлении.

Действия с предметами, плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).

Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой.

Погружения в воду с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей» (долгий выдох), дуть на воду.

Скольжения на животе — держась за руки преподавателя; за поручень; опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно); передвигаться, держась за плавательную доску; с поплавком на спине; лежа на животе свободно без опоры: принять положения «стрелка», «запятая», «звездочка», «поплавок»; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения, сидя, лежа с опорой и без опоры).

К концу учебного года дети младшей группы могут: свободно перемещаться в воде (ходить, бегать, прыгать), доставать со дна игрушки, погружаться в воду с открытыми глазами; делать выдохи в воду (3-4 раза).

Второй год обучения. Средняя группа.

Двигательные навыки

У детей 4—5 лет закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе. Упражнения в воде и игры выполняются детьми на глубине 70—85 сантиметров без поддержки взрослого.

Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Преподаватель должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения.

Особенно важен показ упражнений в воде: дети воспринимают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно. Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладевать правильными движениями. В объяснении можно прибегать к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное. Образ должен быть понятен детям.

Большое значение следует уделить воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.

В обучении используют разнообразные упражнения и игры.

Упражнения для общефизической подготовки

Занятия проходят в зале сухого плавания.

Строевые упражнения:

  • построения — в колонну, шеренгу, в круг, врассыпную;
  • перестроения — в звенья, тройками, в несколько кружков, парами, в колонну по одному, по два, в одну-две шеренги;
  • повороты — прыжком и переступанием, направо и налево, используя зрительные ориентиры.

Общеразвивающие упражнения:

  • для развития рук и плечевого пояса — исходные положения вниз, на пояс, вверх, в стороны, к плечам, за спину, вперед. Движения рук: в одном направлении, поочередные, махи, сжимание и разжимание пальцев, пальчиковая гимнастика, вращения (одновременные) вперед, назад (упражнение «мельница»);
  • для мышц туловища — исходные положения, стоя, стоя на коленях, стоя на четвереньках, упор присев, сидя упор сзади, сидя ноги вместе, сидя ноги врозь, лежа на животе, лежа на спине. Наклоны вперед, назад; повороты вправо, влево;
  • для мышц ног — исходные положения вместе, слегка врозь; пятки вместе, носки врозь; на ширине плеч; врозь; на одной ноге. Махи, подъемы (одновременно и поочередно), приседания, подскоки на месте.

Упражнения для специальной подготовки

Предварительно повторяются правила поведения в бассейне, душевой комнате. Происходит ознакомление детей со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов), посещение занятий детской спортивной школы, экскурсии в большие, бассейны.

Спуск в воду с последующим погружением.

Передвижения в воде шагом: на носках; перекатом с пятки на носок; приставными шагами; мелким и широким шагом; с высоким подниманием колена; в полу приседе, с поворотами; с заданиями (руки к плечам, вперед, на плечи впереди идущему, вверх, с остановкой по сигналу и т. п.); спиной вперед; на внешних сводах стоп; в чередовании с бегом.

Передвижения в воде бегом: в колонне по одному; парами; «змейкой»; со сменой темпа; со сменой ведущего; по диагонали; с высоким подниманием колена, на носках, челночный бег.

Передвижения прыжками, на обеих ногах, со сменой ног, на одной ноге, с поворотами кругом; прыжки вверх (из воды), чтобы достать предмет.

Погружения в воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание на вдохе, делать выдох в воду.

Передвижения под водой шагом в полном приседе с помощью и без помощи рук; прыжками, с головой уходя под воду; быстрым и медленным шагом; держась за плавательную доску и самостоятельно.

Скольжении на животе — держась руками за поручень; за плавательную доску; опираясь о дно; держась на плаву самостоятельно; поднимать голову, делать вдох и опускать голову, делая выдох в воду; лежать на воде свободно: принять положения «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка», делая выдох в воду 5—6 раз.

Движения ног кролем на груди из исходного положения сидя упор сзади (на бортике бассейна, на суше), в упоре лежа на животе (в воде) с поднятой головой и с выполнением выдоха в воду; лежа, держась за поручень, за плавательную доску, свободно. Скольжение на животе без работы ног и с работой ногами кролем: с плавательной доской и без; с выдохом в воду и с задержкой дыхания.

К концу учебного года дети средней группы могут: скользить на груди с подвижной опорой, лежать на воде с задержкой дыхания, спрыгивать в воду из положения, сидя на бортике; работать руками и ногами, как при плавании кролем; передвигаться по дну в различных положениях.

Третий год обучения. Старшая группа.

Двигательные навыки

В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся иные задачи: освоение спортивных способов плавания; изучение техники движения кролем на груди и на спине.

Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним. Техническая подготовка ребенка позволит решить поставленные на данном этапе задачи.

При начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приемы:

  • показ упражнений. Наиболее сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот методический прием способствует формированию у детей психологической установки: доступность упражнения (может мой сверстник — могу и я). На этапе закрепления техники плавательных движений используется прием показа упражнения со всевозможными ошибками. Дети исправляют их, самостоятельно проговаривая последовательность выполнения. Очередность показа неправильных упражнений определяется педагогом. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность;
  • средства наглядности. Использование наглядной схемы упражнения (карточки) с изображением отдельных его элементов. Ребенок по карточке должен выполнить упражнение. Следует использовать также графические изображения подвижных игр (расстановка пособий и расположение играющих), по которым дети придумывают содержание и правила игры. Применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей;
  • разучивание упражнений. Наиболее координационном сложные упражнения разучиваются с детьми по частям и только затем выполняются в целом. Такое выполнение упражнений помогает детям избежать грубых ошибок и формирования неправильных навыков. Упражнения выполняются детьми только по словесному объяснению тренера или сообразно названию упражнения;
  • исправление ошибок. Тренером ведется работа по предупреждению и исправлению ошибок, воспитанию привычки у детей контролировать свои действия и действия своих сверстников. Ошибку при выполнении задания делают предметом внимания детей. Это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям преподавателя;
  • подвижные игры на суше и в воде. В процессе формирования первоначальных навыков плавания (в воде) используются подвижные игры. Они придают занятиям эмоциональную окраску и позволяют детям непринужденно, смело выполнять различные действия и упражнения, добиваться их высокого качества. Благодаря игровым приемам дети быстрее усвоят программный материал;
  • имитация упражнений. Педагог или заранее подготовленный ребенок выполняют движения, подражая животным, птицам, изображая явления природы. Остальные дети должны угадать предлагаемый образ, описать последовательность его движений и самостоятельно повторить;имитация упражнений. Педагог или заранее подготовленный ребенок выполняют движения, подражая животным, птицам, изображая явления природы. Остальные дети должны угадать предлагаемый образ, описать последовательность его движений и самостоятельно повторить;
  • оценка (самооценка) двигательных действий. После проведения упражнений педагог проговаривает последовательность их выполнения и оценивает их воздействие на организм ребенка, задает вопросы детям об их самочувствии и ощущениях;
  • индивидуальная страховка и помощь. Метод применяется по мере необходимости для преодоления неуверенности, чувства страха у ребенка;
  • межличностные отношения между тренером-преподавателем и ребенком. Они строятся на высокой требовательности к развивающейся личности. Двигательные навыки в плавании формируются путем сочетания игровых приемов со словесными воздействиями преподавателя: команды, распоряжения, поощрения, порицания, объяснения способов, выполнения упражнений, убеждения, внушения. Тренер пользуется словом, как педагогическим инструментом, изменяя интонацию и силу голоса. Лишь в исключительных случаях он повышает голос, но в то же время его тон не должен быть бесстрастным. По тону тренера ребенок должен понять, порицают его или хвалят. В ходе проведения занятий бывает необходимо прибегать к запретам, которые связаны с техникой безопасности;
  • круговая тренировка.Выполнение упражнений (в зале) способом круговой тренировки, чередующимся с поточным, фронтальным и игровым методами организации занятий, которые позволят повысить моторную плотность занятий;
  • игры на внимание и память. В подготовительной и заключительной частях занятия проводятся игры на внимание: «Запрещенное движение», «Делай как я», «День и ночь», «Совушка» и др. Эти игры способствуют развитию произвольности поведения, координации движений, равновесия, быстроты мышления, двигательной памяти;
  • соревновательный эффект. Использование игр-эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию. Эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения;
  • контрольные задания. При обучении базовым плавательным движениям используется метод контрастных заданий. По каждой задаче обучения плаванию подбирается большое количество упражнений, различных по трудности, чтобы обеспечить выполнение поставленных целей. Очередность заданий намечается заранее. Основным правилом смены упражнений является не переход от простого к более сложному, а контрастность заданий. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря такой организации занятий новое движение осваивается гораздо быстрее и легче, чем в традиционных формах.

Упражнения для общефизической подготовки

Занятия проходят в зале сухого плавания.

Строевые упражнения:  

  • быстро, организованно и самостоятельно строиться в колонну (несколько колонн), шеренгу (несколько шеренг); перестраиваться в движении; пересчитываться на один-два; смыкаться и размыкаться от направляющего, замыкающего, середины; повороты: прыжком и по разделениям; направо, налево, кругом, вполоборота.

Общеразвивающие упражнения:

  • для развития рук и плечевого пояса — поднимать, опускать и поворачивать плечи, голову; круговые движения прямыми и согнутыми руками (вперед, назад), рывки прямыми и согнутыми руками; упражнения для мелкой мускулатуры рук (однонаправленные и разнонаправленные);
  • для мышц туловища — вращение туловищем; в исходном положении лежа на спине достать ногами предмет, лежащий за головой, садиться с помощью и без помощи рук (3 раза по 10 приседаний); группироватьсяи покачиваться в этом положении; выполнять наклоны из исходного положения, сидя ноги врозь, касаясь руками носков ног; отжиматься от пола 2—5 раз из исходного положения упор лежа;
  • для мышц ног — приседать, (поднимаясь на носки, руки в исходных положениях; делать выпады вправо-влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую; махи ногами вперед, назад, в сторону с опорой о рейку лестницы и без опоры; прыжки на обеих ногах (по 120—140 прыжков с отдыхом в 30 секунд); прыжки через скакалку вперед, назад.

Дыхательные упражнения

На занятиях в зале и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха — это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время. Указывают, что вдох необходимо делать легко, бесшумно, не поднимая высоко плечи и обязательно через рот. Наиболее эффективными дыхательными упражнениями являются те, которые имитируют при вдохе «вдыхание запаха цветка», при выдохе — «сдувание одуванчика».

После освоения детьми правильного вдоха и выдоха их учат согласовывать дыхание с движениями ног, рук, затем головы. На каждом занятии разучивают два-три дыхательных упражнения. Каждое последующее занятие начинается с повторения упражнений, освоенных ранее. Дыхательные упражнения выполняются индивидуально в различном темпе, в зависимости от уровня развития и состояния дыхательной мускулатуры ребенка. В начале разучивания нового упражнения тренер - преподаватель показывает детям, как сочетались правильное дыхание с движениями. Все дыхательные упражнения тренер сопровождает указаниями о том, где и как надо делать вдох и выдох.

Упражнения для специальной подготовки

Предварительно повторяются правила поведения в бассейне (в воде и на суше); напоминаются сигналы для входа и выхода из воды; для начала и окончания упражнения.

Спуск в воду с последующим погружением. Уходя под воду с головой, открывать глаза, разглядывать под водой предмет.

Передвижения в воде шагом: гимнастический шаг; с задержкой на носке (петушиный шаг); с мешочком на голове; приставной шаг с приседанием; шаг противоходом; шаг продольной и поперечной «змейкой».

Передвижения в воде бегом: бег в разных построениях; челночный бег (5 раз по 7—10 метров, в зависимости от длины бассейна); в медленном темпе без помощи рук и помогая себе руками, выполняя гребковые движения; спиной вперед; галопом правым и левым боком.

Передвижения прыжкам: прыжки с ноги на ногу, выбрасывая ноги вперед; прыжки из обруча в обруч, которые лежат на воде (необходимо вынырнуть в другом обруче).

Погружения в воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, 20, 32 счета); собирать предметы, разбросанные по дну бассейна; ныряние.

Скольжения на животе: скольжение на груди без и с работой ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой рукой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук); с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры; с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания. Согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди.

Скольжения на спине — с опорой о плавательную доску; с поддержкой головы шестом и без опоры; лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; скользить на спине, отталкиваясь от бортика;скользить с работой ног; скользить, сочетая движения ног и рук; скользить, сочетая работу рук, ног и дыхания. К концу учебного года уметь проплывать кролем на груди и на спине в полной координации 3 раза по 8 метров.

К концу учебного года дети старшей группы могут: скользить на груди и спине с подвижной опорой, лежать на воде на спине и на груди с задержкой дыхания, спрыгивать в воду из положения, сидя на бортике, работать руками и ногами, как при плавании кролем, принимать безопорное положение на воде, всплывать.

Четвёртый год обучения. Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что они полностью овладели правильной техникой способов плавания. Большинство детей осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. В группах детей подготовительного к школе возраста осваиваются умения и навыки определенных способов плавания, разучивается их техника. Если ребенок продолжает занятия, перейдя из старшей группы в подготовительную группу, то порядок их проведения остается прежним, но увеличивается количество упражнений и интенсивность их выполнения. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение использовать приобретенные навыки. Процесс обучения старших дошкольников уплотняется, интенсивнее становится формирование навыков подготовительных упражнений. Использование игр – эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию.

Основным показателем успешной реализации программы является устойчивое позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде, (наблюдение за ребенком), позитивное восприятие занятий по плаванию, а также сформированные двигательные навыки (выполнение диагностических заданий).

2.3. Перечень задач, средств и методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Таблица 6

Средство

 

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет метод
Задачи гигиенического воспитания в процессе занятий плаванием решаются постоянно в каждой группе
1. Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней
1.1. Индивидуальный вход в воду

1.2. Поточный вход в воду

1.3. Умывание в воде бассейна

1.4. Плескание

1.5. Движения руками в воде

1.6. Игры в воде

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, помощь педагога, указания, название и повторение упражнений, зрительные и звуковые ориентиры, объяснения, беседа, рассказ, игра, постепенное усложнение упражнений.
2. Учить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине
Передвижения по дну бассейна

2.1. шагом

2.2. бегом,

2.3. прыжками,

2.4. ранее изученными способами в сочетании с движением рук,

2.5. на руках по дну бассейна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+
+
Показ, помощь педагога, указания, название и

повторение упражнений, зрительные и звуковые

ориентиры, объяснения, беседа, рассказ, игра, образные

сравнения, имитация, использование элементов

соревнования (для старшихгрупп), постепенное усложнение упражнений

3. Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой
3.1. Опускание лица в воду, стоя на дне

3.2. Открывание глаз в воде, стоя на дне.

3.3. Приседания в воде,

3.4. Погружение в воду с опорой,

3.5. без опоры,

3.6. с рассматриванием предметов.

3.7 Игры, связанные с погружением в воду, передвижением и ориентирование под водой.

3.8 Ныряние

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, зрительные и звуковые ориентиры, помощь

педагога, указания, вопросы-предложения, команды,

распоряжения, повторение упражнений, игровой метод,

использование образных сравнений, игрушек, обручей,

спасательных кругов, применение элементов

соревнования (для старших групп).

4. Учить выдоху в воду
4.1 Выдох перед собой в воздух,

4.2 Выдох на воду,

4.3 Выдох на границе воды и воздуха,

4.4 Выдох в воду,

4.5 Игры с использованием выдоха в воду.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры,

объяснения, распоряжения, названия упражнений,

повторение, игровой метод

5. Учить лежать в воде на груди и на спине
5.1. Лежание на груди,

5.2. Лежание на спине,

5.3. Игры, связанные с лежанием на груди и спине

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Объяснения, распоряжения, названия упражнений.Образные сравнения и ориентиры
6. Учить скольжению в воде на груди и на спине
6.1. Упражнения на скольжение в воде со вспомогательными снарядами и помощью педагога;

6.2. Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от дна;

6.3. На груди, отталкиваясь от стенки бассейна.

6.4. Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду

6.5. в сочетании с движениями рук.

6.6. Скольжение на спине, отталкиваясь от дна,

от стенки бассейна,

в сочетании с дыханием,

с движениями рук.

Игры, связанные со скольжением на груди и спине

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Объяснения, распоряжения, названия упражнений.

Буксировка, подталкивание, поддержка педагога. Постепенное увеличение глубины. Использование вспомогательных снарядов и игрушек.

7. Обучение координационным возможностям в воде: учить движениям ногами (по типу кроля)
7.1. Движения ногами в воде, сидя

7.2. Движения ногами в воде, опираясь на руки

7.3. Движения ногами в воде, лежа на груди с опорой

7.4. Движения ногами в воде, лежа на спине

7.5. Движения ногами в скольжении на груди

7.6. Движения ногами в скольжении на спине

7.7. Движения ногами в плавании на груди и спине

7.8. Игры, с использованием скольжения в сочетании с движениями ногами

  + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Объяснения, распоряжения, названия упражнений, помощь педагога, повторение упражнений. Образные сравнения и ориентиры
8. Обучение координационным возможностям в воде, учить движениям руками в плавании на груди и спине
8.1. Движения руками на суше

8.2. Движения руками в воде

8.3. Выполнение гребковых движений руками в скольжении

8.4. Выполнение гребковых движений руками в скольжении в сочетании с выдохом в воду

8.5. Игры с использованием скольжения в воде с движениями рук

    +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Объяснения, распоряжения, названия упражнений, помощь педагога, повторение упражнений. Образные сравнения и ориентиры
9. Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: учить сочетанию движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду
9.1. Передвижения по дну различными способами в сочетании с движениями рук

9.2. Плавание на груди с попеременными движениями ногами и движениями рук по типу облегченных спортивных способов плавания

9.3. Плавание на спине с попеременными движениями ногами и движениями рук по типу облегченных спортивных способов плавания

9.4. Игры, связанные с координацией движений рук и ног

    +

 

+

+

+

+

Показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Объяснения, распоряжения, названия упражнений, помощь педагога, повторение упражнений. Образные сравнения и ориентиры
10. Обучение облегченным способам плавания
10.1. Попеременные движения лежа на груди и спине без опоры в сочетании с дыханием

10.2. Попеременные движения ног в плавании на груди и спине без опоры в сочетании с дыханием

10.3. Движения руками на суше в сочетании с дыханием

10.4. Движения руками в воде в опорных положениях в сочетании с дыханием

10.5. Плавание за счет движения руками

10.6. Плавание облегченными способами в полной координации

10.7. Игры с использованием облегченных способов плавания

      +

+

+

+

+

+

+

То же.
11. Обучение спортивным способам плавания
11.1. Упражнения имитационного характера

11.2. Плавание за счет движений ногами на груди и спине в сочетании с дыханием

11.3. Плавание за счет движений руками на груди и спине в сочетании с дыханием

11.4. Упражнения, подводящие к плаванию кролем на груди и спине в полной координации

11.5. Плавание кролем на груди и спине в полной координации

11.6. Игры на воде с использованием изученных способов плавания

      +

+

+

+

+

+

То же
  1. 3. Организационный раздел

    3.1. Кадровое обеспечение программы

В плавательном бассейне детского сада работают инструктор по физической культуре, медсестра, помощник воспитателя.

Программа реализуется инструктором по физической культуре ДОУ. Он имеет специальную подготовку по работе с детьми дошкольного возраста, знает анатомо-физиологические и психологические особенности детей и учитывает их в работе; соблюдает технику безопасности занятий на воде; владеет приемами страховки и оказания первой медицинской помощи. Инструктор по физической культуре знает комплекс физических и плавательных упражнений и владеет основными элементами техники их выполнения. Он занимается организационными вопросами, проводит занятия по плаванию, беседует с воспитателями групп и родителями.

Допуск в бассейн происходит по справке участкового педиатра с учетом здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Медсестра в соответствии с заключением врача освобождает воспитанников от занятий плаванием после перенесенных заболеваний, дает рекомендации инструктору по плаванию по обеспечению щадящего режима и индивидуальных физических нагрузок. При инфекционных заболеваниях запрещает посещение бассейна детьми карантинных групп до окончания срока карантина. Медицинская сестра осматривает детей перед занятиями и присутствует во время их проведения.

Воспитатель ведет работу в своей группе. Он вместе с родителями готовит детей к занятиям плаванию: следит, чтобы у всех детей были купальные принадлежности, напоминает правила поведения в бассейне, учит быстро одеваться и раздеваться.

Помощник воспитателя помогает приводить и отводить детей, мыть их в душе, вытирать, просушивать волосы. Оказывает помощь детям при раздевании - одевании.

Уборщик помещений содержит помещения бассейна в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

3.2. Материально-техническое и научно-методическое обеспечение программы

В ДОУ функционирует бассейн общей площадью 86, 9 кв. м. В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, раздевалка с душевыми и туалетом, техническое помещение. Бассейн удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям к их устройству и эксплуатации. Помещение проветривается каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание.

Для реализации программы имеются:

  1. Плавательные доски.
  2. Плавающие и тонущие игрушки, предметы разных форм и размеров.
  3. Надувные круги разных размеров.
  4. Нарукавники.
  5. Мячи разных размеров.
  6. Поролоновые палки.
  7. Разделительная дорожка.
  8. Обручи плавающие и с грузом.
  9. Одежда детей для занятий.
  10. Шест.
  11. Поплавки цветные.
  12. Секундомер.
  13. Судейский свисток.
  14. Термометры для воды и воздуха.
  15. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
  16. Музыкальный центр.
  17. Диски с музыкальными композициями.

Дети занимаются плаванием в купальных костюмах, которые приносят из дома и уносят обратно в день занятий. Для передвижения по детскому саду до и после занятий приобретаются родителями махровые халаты с капюшоном и длинными рукавами. У каждого ребенка имеется свое домашнее полотенце и мочалка, которые после каждого занятия уносятся и обрабатываются родителями дома.

Программа по реализации образовательной области «Физическая культура» (обучение детей плаванию) составлена в соответствии:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155от 17.10. 2013 года;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. N 4 «Введение в действие СанПиН 2.1.2.1188-03» раздел «2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

- Устава МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок»;

- Примерной основной общеобразовательной Программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.);

- Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок».

Реализация Программы происходит в соответствии Учебного плана ДОУ и годового календарного учебного графика ДОУ.

3.3. Организация деятельности по реализации Программы

Процесс обучения начинается с 15 сентября и заканчивается 15 мая в форме занятий 1 раз в неделю для детей младшего и среднего возраста и 2 раза в неделю для детей старшего дошкольного возраста.

Длительность занятий варьируется в зависимости от возраста детей.

Количество и продолжительность занятий в группах

Таблица 7

Младшая группа    Средняя группа Старшая группа Подготовительная

к школе группа

Длительность занятия Количество в неделю Количество в год Длительность занятия Количество в неделю Количество в год Длительность занятия Количество в неделю Количество в год Длительность занятия Количество в неделю Количество в год
15 мин 1 31 20 мин. 1 31 25 мин. 2 62 30 мин. 2 62

Занятия по плаванию проводятся в первую половину дня подгруппами. Количество детей в подгруппах не превышает 10-12 человек. В подгруппу дети могут объединяться не только по возрастному признаку, но и по состоянию здоровья, уровню плавательных умений.

Формы организации детей в структуре образовательной деятельности

Таблица 8

Формы образовательной деятельности
Режимные

моменты

Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж;

Закаливающие процедуры: ходьба по ребристой дорожке, массажным коврикам, соляной дорожке и сухой, босохождение, облегченная одежда в помещении, сон с доступом воздуха, без маек (в теплое время года)

Контрастные воздушные ванны

Игра

Игровые упражнения

Ориентиры

звуковые (голос, свисток, хлопки в ладоши, удары в гонг, барабан, бубен), зрительные (жесты) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных).

Наглядные методы демонстрация способов плавания и различных упражнений, показ фотографий, рисунков, плакатов, игрушек

Словесные методы

объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ

Практические методы

упражнения, изучения движений в целом и по частям, совместное выполнение упражнений

Игровая беседа с

элементами движений.

Чтение.

Рассматривание.

Эксперимент.

Игра.

Утренняя гимнастика

Физическая культура (в теплое время года проводится на улице)

Интегративная

деятельность. Спортивные и

физкультурные досуги.

Спортивные состязания

Наблюдения за обитателями аквариума, птицами

Прогулка в

первой и второй

половине дня

самостоятельная организация

подвижных игр и физических упражнений

Двигательная активность

(в том числе в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях,

музыкально-

двигательных

импровизациях и др.)

Беседа Консультация

Открытые просмотры

Физкультурный досуг на воде

Физкультурные праздники на воде

Интерактивное общение

Мастер-класс

Непосредственная образовательная деятельность детей в условиях крытого бассейна имеет свою структуру:

гигиенические процедуры;

подготовительная часть выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (ходьбы, бега, прыжков по дну бассейна) (частично могут проводиться на суше или в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть. Формирование новых и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.

Заключительная часть. Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой. Подведение итогов.

Формы подведения итогов реализации программы:

- показ открытых занятий и развлечений для педагогов ДОУ;

- показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети которых посещают занятия по плаванию в данном дошкольном учреждении;

- оформление стендов в группах по результатам мониторинга;

- оформление фотовыставок в течение года.

3.4. Работа с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

В соответствии с ФГОС ДОсоциальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Примерный план работы с родителями

Таблица 9

месяц мероприятие Форма проведения
сентябрь «Отношение родителей к обучению детей плаванию в ДОУ»

Правила посещения бассейна

«Роль и значение плавания в развитии детей дошкольного возраста»

Анкетирование

Папка – передвижка

Общее родительское собрание

октябрь «Роль родителей в воспитании здорового ребенка» Папка - передвижка
ноябрь «Учимся плавать» Фотовыставка
декабрь «Игры на воде» Папка – передвижка
январь «Закаливание детей водой» Консультация
февраль «Физическое воспитание в семье» Консультация
март «Наши достижения» Фотовыставка
апрель «Плавание – средство воспитания дошкольников» Открытые занятия
май Техника безопасности при плавании в открытых водоемах Общее родительское собрание

3.5. Обеспечение безопасности занятий по плаванию

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям. Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включают следующие правила безопасности и гигиены:

- не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния;

- не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять на встречу друг другу, громко кричать;

- не проводить непосредственно-образовательную деятельность группами, превышающими нормы;

- допускать детей к НОД только с разрешения врача;

- приучать детей выходить из воды по необходимости только с разрешения педагога;

-во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказывать помощь ребенку;

- не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды;

- обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении занятий;

- не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции;

- знать индивидуальные данные физического развития, состояния здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.

Список литературы.

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 год.
  2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80с.
  3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать -М. 1985 год.
  4. Осокина Т.И. Тимофеева Е.А. БогинаТ.Л.Обучение плаванию в детском саду. -М.; Просвещение, 1991 год.
  5. ЧеменоваА.А.; СтолмаковаТ.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.
  6. Пищикова Н.Ч. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Москва – 2008г.
  7. Яблонская С.В.; Циклес С.А. Физкультура и плавание в детском саду. Творческий центр Москва – 2008г.
  8. Большакова И.А. Маленький дельфин Москва -2005г.
  9. Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. Феникс – 2007г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...