Программа «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии»

 

Пояснительная записка.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение. Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. В.В. Давыдов считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста, которое формируется на основе игровой деятельности ребенка и позволяет ему производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим. Главной особенностью воображения, по мнению данного автора, является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

Основные этапы развития воображения в дошкольном детстве.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2.5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и "эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного "я", переживание своей отделенности от окружающего мира. Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения, о которых мы говорили. Отметим, что, вероятно, именно "эмоциональное" воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик). На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является "опредемечивающий" образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности), их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение "творит" только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.

Второй этап-возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития. "Эмоциональное" воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. "Познавательное" - с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления

Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. "Эмоциональное" воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. "Познавательное" воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети б лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом "включение". Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.

Механизмы и приемы продуктивного воображения:

типизация – создание целостного образа синтетического характера; комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности; акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов (Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его - это гипербола - или уменьшает - это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.

реконструкция – создание целого по части;

агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности (c помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли);

уподобление – использование аллегорий и символов.

Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.

Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

Для детей трех-четырех лет значимо, чтобы предмет-заместитель был похож на тот предмет, который он замещает. Так, играя в волшебника, ребенок в качестве волшебной палочки использует прутик. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из-под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придается новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка. У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами. К пяти-шести годам развивается произвольное воображение, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребенок придумывает какую-нибудь игровую ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все более новыми и необычными деталями.

Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребенка. Эти воображаемые спутники детской жизни - невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.

Три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить что-то, что до этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правому полушарию свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания. Существуют специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Одно из таких упражнений является упражнение на визуализацию, в котором ребенок включается во все ощущения: зрение, вкус, обоняние, включается в деятельность и воображение, и речь. Данный прием будет полезен при обсуждении сказки.

Хотелось бы отметить центральную творческую способность. Это – творческая фантазия. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер. А умение представлять и предугадывать многие события бывает очень полезным во взрослой жизни. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Приемы творческого воображения.

Увеличение - уменьшение.Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости. Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации. Добавление одного или нескольких фантастических свойств человеку (или сказочному герою). Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?

Великих людей? Вымирающих животных?

Новых животных и растений?

Исключение некоторых качеств человека (или сказочного героя)

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

- Человек не спит.

- Человек не чувствует боли.

- Человек потерял вес, обоняние.

Превращение в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок. Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.

В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик? Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Изменение привычных отношений между героями сказок.

Метафора.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд". Новое название картины, сказки.

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д. Фантастическое объединение.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Фантастическое дробление.

К примеру, можно придумать сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка.

Прием ускорение замедление

Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если" Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет?

Машина времени.

Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. Например, придумать фантастическое растение на котором будут расти фрукты и овощи

Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

К примеру, превращение в волшебника.

Метод переноса свойств или метод фокальных обектов

Выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор. Для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков. Сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

Метод, используемый в данной программе для развития творческого воображения.

В качестве основного метода программы является сказкотерапия. Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, верить в добро, приоткрывать дверь в непознанное. Сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало. Сказкотерапевтическая программа для детей старшего дошкольного строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Существуют творческие методы работы со сказками. Их описание помогает более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.

Вот некоторые из них:

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Коллаж из сказок.

Спасательные ситуации в сказках.

Сказки от странных историй.

Сказки от фантастических явлений.

Случайные сказки.

Сказки о бытовых предметах.

Сказки от «живых» капель и клякс.

Сказки о чудищах.

Сказки по смешанным образам.

Сказка продолжается.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Перевирание сказки.

Сказка, но по-новому.

Бином фантазии.

Эксперименты в сказках.

Цветные сказки.

Сериал в сказке.

Решение противоречий в сказке.

Сказки о фантастических странах.

Сказки о любимых игрушках.

Сказки о путешествиях.

Сказки от одного слова.

Сказки о временах года, запахах, звуках.

Сказка по аналогии с известными.

Сказки по комическим рисункам.

Сказки по завуалированным картинкам.

Моделирование сказок.

Сказки с новым концом.

Сказка с середины.

Частица «не» и новая сказка.

Сказки к волшебным рисункам.

Имя и сказка.

Сказки про самого себя.

Сказкотерапевтическая программа для детей старшего дошкольного строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. В данной программе используется несколько сказок одного автора.

 

Психолого-педагогическая программа «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии»

«Жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии,

а без этого он засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста. Количество- 6-10 детей.

Цели программы:

- стимулирование раскрытия творческого потенциала ребенка;

- расширение границ творческого восприятия мира.

Задачи:

- развитие творческого воображения с помощью использования сказок;

- стимулирование творческого самовыражения;

- развитие умения выделения, анализа и оценки ситуации;

- гармонизация эмоционального состояния.

Программа состоит из 12 занятий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, тематическое рисование и лепку, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, игровую терапию, арт-терапию, цветотерапию.

Структура занятий.

- постоянный ритуал начала занятия;

- сказки Кротова В.Г.;

- упражнения и игры;

- обсуждение занятия;

- ритуал прощания.

Ритуалы начала занятия.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Несколько вариантов начала занятия.

1.Волшебный клубочек.

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит волшебное ласковое слово, или доброе пожелание. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

2.Вхождение в сказку.

У педагога в руках волшебный графин. Дети берут в руки воображаемые стаканчики (можно пустые одноразовые). Педагог наливает волшебную воду, которая становится тем, чем он скажет.

1 вариант: Первый глоток-какао. Вспомните вкус запах вид. Только когда вспомните, можете отпить немножко

Второй глоток - молоко.

Третий глоток – сок.

Вы сделали три глотка волшебной воды, с помощью которой вы оказались в сказке.

2вариант: Дети самостоятельно придумывают, что за напитки будут и по очереди называют свой напиток.

3.Заколдованный обруч.

Педагог: «Сегодня попасть в сказку поможет нам сила заколдованного обруча. Станьте в круг, все возьмитесь двумя руками за обруч и закройте глаза. Представьте, как волшебная сила течет по обручу, а теперь каждый из вас возьмет себе столько волшебной силы из круга, сколько вам захочется. Когда вы почувствуете, что все ваше тело заполнилось целительной силой, сделайте три вдоха и выдоха и откройте глаза». После дети по очереди называют цвет целительной силы.

Ритуалы окончания занятия.

Окончание занятие – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

1. Сказочная релаксация «Улыбка».

Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться шире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Важно увидеть улыбку на лицах всех детей.) Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся. Ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находиться большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

2. Солнечные лучики.

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Рекомендации.

Для повышения интереса детей необходимо подобрать наглядные сказочные персонажи.

Перед началом программы и по её окончанию желательно провести диагностику развития воображения. Предлагается использовать:

1. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

2. Методы диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (Синельников В., Кудрявцев В.)

Содержание программы занятий.

Занятие 1

Задачи:

1. Снятие напряжения

2. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности

3. Развитие вербального воображения

4. Развитие эмоциональной сферы

1. Ритуал начала занятия.

2. Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к сказке. К сказке о сказочном дереве. Сказка «Добрая борода»

Выросло однажды на дворе дерево с бородой.

Если кто-нибудь из детей гладил бороду и говорил: «Борода-борода, хочу мороженое!» — тут же на дереве вырастало мороженое. Что могла борода вырастить в ответ на просьбу, непременно выращивала. А если её просто гладили и ничего не просили, борода начинала рассказывать интересные истории. Такая уж она была отзывчивая.

Вопросы: Какие деревья дети знают? Как выглядит такое дерево? Какие деревья вам приходят на ум, когда вы послушали сказку? Кто может обитать в таком сказочном лесу?

3. Упражнение» Ассоциации»

Какие сказки или фильмы вам приходят на ум, когда вы слышите «Добрая борода»?

4. Упражение. Необходимые материалы: заготовка рисунка дерева на ватмане, вата, клей, пластилин, искусственные цветы и листья, цветная бумага, карандаши, ножницы.

Групповой коллаж дерева «Добрая борода».

5. Упражнение.

Каждый придумывает, что может вырастить «Борода». Придумать самое необычное. Детям раздают цветную бумагу и просят на ней нарисовать свою просьбу. Затем дети вырезают свои работы и с помощью пластилина прикрепляют на дерево.

С этого момента «Добрая борода» будет рассказывать нам интересные истории.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 2.

Задачи:

1. Развитие вербального и творческого воображения

2. Развитие умения представлять образы

3. Развитие коммуникативных навыков

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Камушки на дороге»

Лежали на дороге камушки. Каждый сам по себе, про соседей не знал ничего. Как-то летела над дорожкой Утренняя Фея и пролила на неё волшебный сок. Оглядываются камушки, а среди них и кремни, что огонь высекают, и мел, которым рисовать можно, и граниты искрящиеся, и каменные угольки с отпечатками древностей, и сколько ещё всяких удивительных. Стали друг другу рассказывать про свою жизнь. Даже Утренняя Фея прилетала послушать.

Вопросы: Какие бывают камни? Где они встречаются? Для чего они нужны?

3. Упражнение. Детям предлагается на выбор разноцветные камушки. Каждый от имени камня рассказывает что-нибудь о себе группе.

4. Упражнение. На листе бумаги ребенок обводит карандашом свой камень и придумывает на что похоже? Педагог предлагает придумать детям и рассказать кем (или чем) могли быть камешки до превращения. Ребенок дорисовывает камешек так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета (или существа).

5. Упражнение. Придумать мир камней. Дети с помощью пластилина крепят свои камни на папку-конверт (зеленого или желтого цвета) и лепят совместно мир волшебных камней. 6. Рефлексия. 7.Ритуал прощания.

Занятие 3.

Задачи:

1. Развитие оригинальности мышления

2. Развитие творческого воображения

3. Развитие коммуникативных навыков

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Говорящая конфета»

Подарили сластёне Шуге большую конфету. А она оказалась говорящей. Шуга просил её помолчать, чтобы съесть спокойно, но она болтала без умолку. Да так забавно, что Шуга спрятал её от себя в клетку, чтобы не съесть нечаянно. В клетке говорящая конфета отрастила себе хвост, крылья и клюв, так что стала похожа на попугая. Все и думали, что это попугай. Хотя у Шуги текли при виде конфеты слюнки, но он её не ел. А то с кем ему разговаривать? Вопросы: Какие бывают конфеты? Какие бывают попугаи? Как выглядит говорящая конфета? 3.Упражнение. Визуализация. Педагог просит вообразить, что в руках каждого конфета. Все они пахнут фруктами и мороженым. Посмотрите, какого она цвета. Попробуйте, какая она на вкус. Представьте, что она тает во рту и превращается в сок.

4. Упражнение. Кто какие любит конфеты? Если бы конфеты были бы размером с воздушный шарик, с пятиэтажный дом? Придумать и нарисовать в кого может еще превратиться конфета.

5. Рефлексия. 6.Ритуал прощания

Занятие 4.

Задачи:

1. Развитие способности видеть ситуацию с разных сторон

2. Развитие творческого воображения

3. Развитие образного мышления

4. Развитие эмпатии

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Конфетный кактус»

На окне стоял кактус. Он никогда не цвёл. И вдруг зацвёл конфетами. Конфеты были в пёстрых фантиках и свисали с него пучками. Их рвали с кактуса и ели, пока не съели все. Кактус от огорчения покрылся колючками. Ведь если бы хоть одну конфету зарыли в землю, вырос бы новый конфетный кактус.

Вопросы: Какие растения и цветы вы знаете? Какие встречаются кактусы? Как выглядит конфетный кактус? Где могут расти?

3. Упражнение. Рисунок волшебного кактуса.

4. Упражнение. Придумать как можно больше способов использования кактуса.

5. Упражнение. Детям раздают карточки группы овощи и фрукты. У каждого по одной карточки из группы. Задача придумать волшебный фрукт. Дать название. Представить вкус и запах. Где растет.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 5.

Задачи:

1. Развитие вербального воображения

2. Развитие творческого воображения

3. Снятие напряжения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Арбузная бабочка»

Одна бабочка случайно вылупилась не из куколки, а из арбузного семечка.

Когда ели арбуз, она прилетала попить арбузного сока. Все махали руками, отгоняли её. Только младшая дочка говорила:

— Пусть попьёт красавица.

Вот у этой девочки на окне бабочка отложила яички. Зелёные в полоску. К утру это уже были маленькие арбузы, а через пару дней — большие. Когда такой арбуз разрезали, из косточек вылуплялись арбузные бабочки, совсем новый вид. Учёные изучили их и назвали именем той самой девочки.

Вопросы: Какие бывают бабочки? Когда и где живут? Какие любят цветы? Какие бывают арбузы? Где растут? Как выглядит арбузная бабочка?

3. Упражнение. Рисунок арбузной бабочки.

4. Упражнение. Дети с помощью карточек бабочек и карточек фруктов и овощей придумывают новый вид бабочек.

5. Упражнение. Визуализация. Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Мы очень любим цветы, и даже сами похожи на них. И сейчас мы с вами полетим на цветочную полянку. Давайте расправим наши изящные крылышки и поднимемся в небо. А теперь полетим. Плавно, легко машем крылышками. Ну, вот мы и прилетели на поляну. Сколько вокруг разных цветов: васильков, ромашек. Вот растет ароматная кашка. Давайте подлетим к этим цветам и попробуем их ароматную пыльцу. Вдохните глубже, почувствуйте аромат. Ах, какая сладкая, вкусная пыльца. Бабочкам она очень понравилась. А теперь бабочки встали в хоровод и танцуют на цветах. Они легко наступают на цветы, чтобы не сделать им больно. Солнышко начало припекать. Давайте протянем наши крылышки к нему. Ведь мы очень любим солнышко и радуемся его свету и теплу. А теперь бабочки опять разлетелись в разные стороны и порхают с цветка на цветок. Как красиво кругом! И так летают бабочки целый день. Но вот наступает вечер, и бабочки с мотыльками садятся на какой-нибудь цветок и засыпают.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 6.

Задачи:

1. Развитие способности видеть ситуацию с разных сторон

2. Развитие творческого воображения

3. Развитие эмоциональной сферы

4. Снятие напряжения.

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Ветряная почта»

У червячка Игнатия много друзей. Божья коровка Пятнашка, жук Дормидонт, паук Пафнутий и многие другие. И самая большая радость для них - собраться в норке червячка Игнатия на чаепитие.

Однажды червячок Игнатий забеспокоился, что на свете очень много одиноких существ. Взял он берёзовый листок, написал на нём сердечное письмо неизвестно кому и пустил по ветру. И ещё много писем таких же послал. А потом к его норке стали отовсюду письма прилетать. На самых разных листках. Он на каждое письмо отвечал, и переписка эта становилась всё обширнее. Хотя только ветер знал, откуда и куда летели эти письма.

Вопросы: Что такое переписка? Зачем она нужна? Что можно написать? Кому? Как отправляют письма?

3.Упражнение. Волшебные письма.

Необходимые материалы: акварель, бумага, кисточка, парафиновая свечка. Заточить свечку как карандаш. Ребенок рисует парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Потом необходимо закрасить краской весь белый лист. Лучше использовать больше разных цветов. На цветном фоне выступит первоначальный рисунок. На что похож рисунок? Увидеть как можно больше. Дети дарят друг другу волшебные письма.

4. Упражнение. Придумать как можно больше способов отправления почты.

5. Упражнение. Дождь из писем. Дети представляют, что кусочки цветной бумаги это письма для самых маленьких существ Земли, а они ветер. Рвут цветную бумагу и раздувают.

6. Рефлексия. 7.Ритуал прощания.

Занятие 7.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы

2. Развитие памяти

3. Развитие творческого воображения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Божья коровка Пятнашка»

Самую веселую из божьих коровок звали Пятнашка. Она обожала играть и больше ничем не занималась. "Как тебе не стыдно бездельничать! - сказал ей строгий жук Дермидонт. - Хоть бы молоко давала, как другие коровы." - "Я не простая коровка, а Божья, - ответила Пятнашка. Обычные коровы молоко дают, а я - радость. Пойдем, поиграем?" Вопросы: Кто такая божья коровка? Где и когда они живут? Что любят? Зачем нужны? Что значит давать радость?

3. Упражнение. С помощью пластилина и аппликаций божъей коровы дети делают пятнышки.

4.Упражнение. Подарить друг другу радость? Кто больше скажет добрых слов и придумает добрые поступки?

5. Упражнение. Связать предыдущую сказку с «Божъей коровкой Пятнашкой» Придумать, как Пятнашка помогает оправлять письма Игнатию.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 9.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков

2. Развитие вариативности и оригинальности мышления

3. Развитие творческого воображения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Паук Панфутий » На сто километров вокруг искуснейшим мастером плетения паутины был паук Панфутий. Питался он цветочной пыльцой. Многие попадались к нему в сеть, заглядевшись на ее узоры. Каждого он освобождал, угощал пыльцой и говорил с ним так ласково, что тут же становился его другом. И на все жизнь между ними протягивалась невидимая паутинка.

3. Упражнение. Рисунок самой необычной паутины. Или с помощью клея и нитей сделать паутину на листе бумаги.

4. Подвижная игра «Паутинка» Дети встают в круг, и как паучки плетут паутинку-путанку. Берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

5. Упражнение. Сочинить продолжение сказки.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 10.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы

2. Коррекция страхов

3. Развитие творческого воображения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Страшилка для каждого»

Невесть откуда появилась как-то на свете Страшилка. Не простая, особая: каждого она пугала тем, чего он больше боялся. Кому Страшилка призраком являлась, кому львом, кому бандитом, а кому милиционером. Все её боялись и не знали, как быть. Потом придумали. Нашли человека, который боялся только бабочек, и подставили его Страшилке. Та, конечно, в бабочку превратилась. Тут-то её сачком и накрыли друзья Игнатия.

3. Упражнение. Рисунок Страшилки. Превращение Страшилки в самое необычное доброе существо или предмет. Придумать сказку.

4. Сказочная гимнастика. Играем в ловлю Страшилок.

5. Рефлексия. 6.Ритуал прощания.

Занятие 11.

Задачи:

1. Снятие напряжения

2. Развитие оригинальности мышления

3. Развитие творческого воображения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Неторопливый скороход »

Улитка Ульяна пришла на соревнования по бегу. Там выступали одни чемпионы, сверкая множеством медалей. Но Ульяна не побоялась соревноваться с ними. И всех обогнала. Она-то была без медалей, налегке! Только перед самым финишем Ульяна вдруг свернула вбок и скрылась куда-то. Не хотела, чтобы её утяжеляли медалью.

3. Упражнение. Сказочная гимнастика. Как ползет улитка? Как будет ползти заяц? Бабочка?

4. Упражнение. Трафарет медали. Каждый рисует медаль для Ульяны.

5. Упражнение. Придумать: А, что если соревнования происходили бы в космосе на другой планете.

6. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Занятие 12.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков

2. Сплочение группы

3. Развитие творческого воображения

1. Ритуал начала занятия. Встреча с «Доброй Бородой»

2. Сказка «Путешествие в космос»

Однажды жук Дормидонт услышал от червячка Игнатия, что тот хочет побывать в космосе. "Что за ерунда!" - воскликнул жук. И с тех пор каждый раз при встрече ехидно спрашивал: "Ну как, побывал?" Но однажды червячок Игнатий кивнул в ответ и стал рассказывать такие подробности о космическом путешествии, что жук Дормидонт вынужден был признать: да, побывал. Тут червячок Игнатий показал ему толстую "Космическую энциклопедию" и говорит: "Вот моя ракета для полётов в космос. О такой я и не мечтал".

3. Упражнение. Рисунок формы ракеты. Когда эскиз будет готов предложить ребенку перенести изображение на тонкий картон и вырезать. Получится трафарет на листе картона. Трафарет должен быть не очень большим - примерно 10 на 10 см. Показать ребенку, как работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, а так же закрасить краской, используя тампон из поролона или материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок.

4. Упражнение. Придумать сказку как Червячок Игнатий и его друзья вместе с Доброй Бородой отправились в путешествие в космос. Что за планета? Кто обитатели?

5. Совместная работа «Волшебная планета» (по желанию: или коллаж, или работа с пластилином, или песочная терапия).

6. Ритуал прощания.

 

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. - М: ТЦ Сфера, 2009
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М: ТЦ Сфера, 2002
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
  4. Зденек М. Развитие правого полушария. Пер. с англ. — Мн.: ООО "Попурри", 1997
  5. Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. Издательство «Речь», 2006
  6. Кротов В. Г. «Червячок Игнатий и его мечты» Изд. Центр Нарния, 2007г
  7. Кротов В. Г. «Червячок Игнатий и его чаепития» Изд. Центр Нарния, 2009г
  8. Кротов В. Г. «Сказки по алфавиту» Изд. Центр Нарния, 2007г
  9. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения М: ООО «Изд. ГНОМ и Д»2001
  11. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, М., Прогресс, 1990
  12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и
  13. педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г.
  15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой Издательство: Фолио, 1996 г.
  16. Фопель К., Как научить детей сотрудничать? М. Генезис – 1998 г. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство…

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в...

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Читайте также

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...