Дополнительная программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и чтению

 

Дополнительная программа по подготовке детей к обучению грамоте и чтению составлена на основе парциальной образовательной программы «От звука к букве» Колесниковой Е.В.

В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы.

Дополнительная программа сопровождается методическими рекомендациями для педагога и рабочими тетрадями для детей.

Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

  • Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
  • Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
  • В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙ-КА» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Система работы соответствуют возрастным особенностям ребенка и представлена увлекательными играми и упражнениями со звуками, буквами, словами, которые могут подготовить ребенка к школе, способствуя:

  • Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
  • Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • Формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формированию умения планировать свою учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • Овладению навыками речевого общения;
  • Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Наглядно-методический материал, представленный в виде рабочих тетрадей с игровыми заданиями для ребенка обеспечивает практические действия ребенка по усвоению программного материала. При этом учитывается положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей слой психического развития. Обучение по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. Такая работа создает благоприятный эмоциональный фон, при котором эффективнее усваивается учебный материал.

Дополнительная программа по обучению детей грамоте «АБВГДЕЙ-ка» разработана на основе технологии Е.В. Колесниковой «От слова к букве».

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Нормативными документами при составлении Программы являются:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2. Закон «Об образовании в Кемеровской области», принятый Советом народных депутатов Кемеровской области 3.07.2013 г.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26, зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564);

5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Искитимский детский сад «Аистенок»;

1 Ведущие цели и задачи программы

1.1. Ведущие цели Программы: подготовка детей к школе, развитие звукобуквенного анализа, подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков письма.

Задачи:

  • Закрепить умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
  • Закрепить умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
  • Закрепить умение делить слова на слоги;
  • Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем);
  • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
  • Учить определять место заданного звука в слове (в начале, середине и в конце);
  • Знакомить с графическим изображением слова – (прямоугольник);
  • Познакомить с условным изображением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);
  • Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков;
  • Учить писать слова с помощью графических изображений;
  • Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
  • Учить соотносить звук и букву;
  • Учить писать слова и предложения печатными буквами;
  • Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
  • Способствовать развитию фонематического восприятия;
  • Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
  • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
  • Познакомить с термином предложение;
  • Учить правильно пользоваться терминами «Звук», «Слог», «Буква», «Слово», «Предложение»;
  • Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
  • Учить записывать предложение условными обозначениями;
  • Способствовать развитию графических навыков;
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.2. Принципы и подходы к реализации программы

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Доступность материала, системность и постепенность его усложнения;
  • Соблюдение преемственности программного материала между детским садом и школой

1.3. Возможные достижения детей

•  членить предложения на слова;

•  соотносить буквы и звуки;

•  называть звуки и слоги в словах;

•  находить слова с определённым звуком;

•  определять место звука в слове;

•  проводить звуковой анализ слова;

•  владеть основами плавного слогового чтения;

•  обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;

•  правильно держать ручку, карандаш;

•  классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

1.4. Система оценки результатов программы

Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций:

  • Проговори скороговорку: У Зины много забот, заболел у зайки живот;
  • Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
  • Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
  • Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
  • Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова.
  • Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста характерно формирование и развитие следующих качеств:

•  формирование и развитие способности адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,

•  формирование представлений об изменениях признаков, их количества, появляется способность оперировать «в уме», мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий,

•  формирование первичного целостного образа, отражающего основные его закономерности,

•  формирование готовности к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание методики

Предметом изучения Программы «АБВГДЕЙ - КА» являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква». Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.

Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них.

Детям демонстратируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить образ буквы.

Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой, что позволяет им писать буквы одинаковой ширины и высоты, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами, а самое главное – тут же увидеть ошибку, если они какую – то букву не дописали (количество клеток равно количеству букв в слове).

Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звуко – буквенного анализа, а так же способствует развитию графических навыков (цель – подготовка руки ребенка к письму). Написание букв в клетках позволяет так же создавать положительное отношение к процессу обучения, так как это действие почти не вызывает у детей затруднений.

В тетради имеются задания на соединение, заштриховку, что так же способствует подготовке руки к письму.

По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет их от механического заучивания слов и букв.

Работа с детьми по ознакомлению со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и в конце (занятия 1- 5), что уже на следующем этапе – ознакомление с сонорными согласными (Л, М, Н, Р тоже хорошо слышны как в начале, так и в конце слова, в отличие от парных звонких и глухих согласных) – позволяет детям (на занятиях 6 -9) читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с их условным обозначением – красный квадрат, - гласные звуки, синий – твердые согласные.

В рабочих тетрадях дается несколько предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте.

Одновременно начинается работа над ударением, которое закрепляет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся выделять ударный гласный звук в слове.

Дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

На занятии №10 дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками. Только у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения.

Чтению и составлению предложений ребенок учится с использованием сюжетных картинок. Прежде, чем прочитать или составить графическую модель предложения, дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы педагога.

Введение следующих групп гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) (занятия 12-15) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ. Поэтому мы представляем детям йотированные буквы, как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О,У, но если согласный перед ними звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными (занятия 18 – 22, 24), что позволяет им хорошо усвоить парность по звонкости \ глухости.

Здесь за основу взята методика С.М. Бондаренко (Секреты орфографии. М.: Просвещение,1991).

Звонкие и глухие двойняшки

Произнесите пожалуйста, звук Ш. Слышится только шум. Произнесите – ка еще раз. Слышите сколько шума?

А теперь произнесите звук Ж. Что нам пришлось подключить, чтобы получился этот звук? Конечно, голос! Один шум с этой работой не справится.

Итак, при произношении согласных звуков могут работать и шум и голос. Причем шум бывает всегда, а голос - нет.

Произнесите звук К. Услышите голос? Конечно, нет. А теперь подключите голос. Получится звук Г. Теперь давайте попробуем произнести наоборот.

Согласные, которые произносятся с выключенным голосом и состоят только из шума, называются глухими.

Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили свое название – звонкие.

Некоторые звонкие и некоторые глухие звуки очень похожи друг на друга – постоянные двойняшки, их произносят почти совсем похоже. Одинаково складываются губы, одинаково движется язык. Только при произношении глухих звуков не подключается голос.

По мере расширения круга согласных, с которыми знакомятся дети, увеличивается количество слов, которые дети учатся читать. Они начинают читать несложные тексты, представленные веселыми стихами, в которых часто встречается изучаемый звук.

Чтение текстов начинается с рассматривания веселых рисунков, которые помогают понять их содержание.

Чтение текстов происходит по цепочке: дети читают один за другим по заданию педагога. Первыми начинают дети, которые читают лучше.

Это один из самых сложных этапов, поэтому к работе привлекаются все дети. Они прослеживают за чтением товарищей, находят допущенные ошибки.

Дети познакомятся с одиночными согласными Х, Ц;

С мягким согласным Й;

С разделительной и смягчающей функцией Ь;

С разделительной функцией Ъ;

На занятии 30 -32 дети закрепляют полученные знания.

В каждое занятие включены физминутки, на которых дети выполняют упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия.

Для усвоения материала используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

Эффективность занятия повышается, потому что каждый ребёнок занят и имеет возможность выполнять задания на своём рабочем листе и выбирать темп выполнения работы.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Распределение программного материала на учебный год
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Занятие 1
Звук и буква А
Занятие 2

Звук и буква О

Занятие 3

Звук и буква У

Занятие 4

Звук и буква Ы

Занятие 5
Звук и буква Э
Занятие 6

Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала

Занятие 7

Звук и буква Л, чтение слогов

Занятие 8

Звук и буква М, чтение слогов, слов, ударение

Занятие 9
Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов
Занятие 10

Звуки и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения

Занятие 11

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов и слов

Занятие 12

Буква Я, чтение слогов, слов, предложений

Декабрь Январь Февраль
Занятие 13
Буква Ю, чтение слогов, слов Занятие 14

Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений

Занятие 15

Буква Ё, чтение слогов, слов Занятие 16

Звук и буква И, чтение слогов, слов

Занятие 17
Закрепление пройденного материала
Занятие 18

Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г -К , чтение слогов, составление и условная запись предложения

Занятие 19

Звуки Д-ДЬ, буква Д чтение слогов, слов, предложений

Занятие 20 Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В – Ф. чтение слогов, предложений.

Занятие 21
Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З –С. Чтение слогов, слов
Занятие 22

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П . Чтение слогов, слов, предложений.

Занятие 23

Звуки Х-ХЬ, буква Х. Чтение слогов, слов, предложений.

Занятие 24

Звуки и буквы Ж-Ш чтение слогов, слов.

Март Апрель Май
Занятие 25
Звуки и буквы Ч - Щ. Чтение слогов, предложений.
Занятие 26

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов, стихотворных текстов.

Занятие 27

Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов.

Занятие 28

Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов

Занятие 29
Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов
Занятие 30

Закрепление пройденного материала: Чтение слов, слогов, предложений. Занятие 31

Закрепление пройденного материала: Чтение слов, составление и запись предложений.

 

Занятие 32. Закрепление пройденного материала
(можно использовать материалы занятий 25-31)

III. Организационный раздел

3.1. Условия и формы проведения занятий

Образовательная услуга представляется для детей старшего дошкольного возраста в форме работы кружка «АБВГДЕЙ-КА».

Для успешной реализации Программы необходимо:

1.Систематически проводить занятия с детьми.

2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Для этого педагог должен:

  • Общаться с детьми доброжелательно;
  • Внимательно выслушивать детей, помогать делиться своими мыслями, создавать ситуации обсуждения;

Обеспечивать во время занятия различные виды деятельности, поддерживать инициативу детей.

Планируемое количество детей – 12-15 детей.

Формы работы: групповая, индивидуальная работа.

Продолжительность занятий – до 30 минут

Форма работы Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год
1 Групповая работа 1 4 32
2 Индивидуальная работа 1 4 32
  Итого 2 8 64

3. 2. Взаимодействие с семьей

Работа по "АБВГДЕ - ЙКЕ" предполагает взаимодействие педагога с семьей. Познакомить родителей с учебно-методическим комплексом к Программе кружка можно на родительском собрании, на сайте ДОУ, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, на котором отразить, чем ребенок будет заниматься в группе, предложить материал для занятий дома. Необходимо привлекать родителей к тому, чтобы они разучивали с детьми стихи о буквах, выполняли задания в тетради (особенно с часто болеющими детьми).

Включение родителей в педагогический процесс прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему па помощь.

Хорошо два раза в год провести открытые занятия для родителей, с тем чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него есть проблемы.

3.3. Оборудование и материалы, необходимое для проведения занятий.

  1. Азбука – наглядно -демонстрационный материал.  
  2. Колесникова Е.В., От А до Я: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2007 – 64 с.: ил. (на каждого ребенка).
  3. Колесникова Е.В., развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство «Ювента», 2009 – 80 с.: ил.
  4. Ручки, карандаши, фломастеры.

Заключение

Работая по данной Программе можно надеяться, что ребенок покажет высокие результаты фонематического восприятия, овладения языковой системой русского языка и, следовательно, почувствовать себя умным, талантливым, успешным и готовым к дальнейшему обучению в школе.

Итогом всей системы обучения и воспитания является перевод ребёнка-дошкольника на новый уровень социального функционирования, который позволяет и создаёт условия для личностно-актуальной социализации ребёнка в изменяющемся мире.

Литература.

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – изд. 2-е переработанное. М.: Издательство «Ювента», 2009.- 80с.: ил.
  2. Колесникова Е.В. От А до Я: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Изд. 3-е, переработанное М.: Издательство «Ювента», 2007.-64 с.: ил.
  3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М., 1983.
  4. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

 

Приложение

Справочный материал

В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв - 10. Согласных – 21
Гласных звуков - 6 Согласных звуков - 36
Буквы Ъ и Ь – ни гласные, ни согласные, звуков не обозначают

Гласные звуки и буквы

  1. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
  2. Гласные образуют слог.
  3. Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.
  4. Гласные Я, Е, Ё, И, Ю обозначают мягкость согласных звуков.
  5. Гласные Я, Е, Ё , Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ, Ь.

Согласные звуки и буквы

  1. При произнесении согласных звуков, воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
  2. Согласные без гласных не образуют слога.
  3. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
  4. Непарные звонкие , сонорные Л, М, Н, Р, Й-краткое – всегда мягкий.
  5. Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые).
  6. Непарные глухие согласные Х, Ц всегда твердые. Ч, Щ всегда мягкие.
  7. Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным.

Схема фонетического разбора слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки (ударные, безударные).
  3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
  4. Количество звуков и букв.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...