Программа по гражданскому воспитанию дошкольников «Родной край»

 

Гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком – дошкольником в гражданско-нравственном направлении, что и нашло отражение в авторской программе.

Программа знакомит с содержанием и планированием деятельности по решению задач воспитания основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Материал Программы предназначен для воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителям.

Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого

— любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев.

 

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.

Однако в последние годы в нашем обществе произошли кардинальные социально-политические изменения, затронувшие все сферы жизни. Эти изменения, особенно формальная деидеологизация общества, привели к такому положению, что значительно пошатнулся стержень государственности. Общественные отношения приняли главным образом материальный, имущественный характер. Растет детская преступность, агрессивность и жестокость в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость, чему в немалой степени способствуют средства массовой информации. С экранов телевизоров, через компьютерные игры на детей льется поток зла, насилия и жесткости. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек - гражданин.

Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, связанные:

- с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г.Ронкин, Н.И.Судаков);

- с изучением возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А.Козловой, Е.Н.Радиной, Э,К.Сусловой).

- с теорией социального развития (Д.И.Фельдштейн, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко);

- с деятельностным подходом к становлению гражданственности (В.И.Кожокарь, Н.И.Шевченко).

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.

Разделяя теории Л.Н.Леонтьева, Л.В. Коломийченко, Д.И.Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребёнка.

Исходя из этого, гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к правовой культуре, формирования патриотизма и межнациональной толерантности, но и условием социального взросления ребёнка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определённых знаний, но и постоянное открытие, утверждение ребёнком себя как социального субъекта.

Актуальность данной программы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу

Программа разработана в соответствии

  • Федерального закона РФ от 29.12.2112г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13;
  • Закона «Об образовании в Кемеровской области», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области 3.07.2013 г.
  • Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Искитимский детский сад «Аистенок».

Программа построена с учетом принципов:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальный этому возрасту);

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- интеграции образовательного процесса (взаимосвязь различных видов деятельности);

-синтез интеллекта, эмоций и действия – активное взаимодействие детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем.

Основная цель программы: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста, как предпосылки их социализации в демократическом обществе

Задачи:

  • Воспитывать любовь, привязанность и уважение к семье, детскому саду, родной улице, поселку;
  • Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости Кузбасса;
  • Воспитать уважение к труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;
  • Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину
  • Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.
  • Формировать первые представления и понятия об элементарных правовых нормах,
  • Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.

Программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста и активное участие родителей в ее реализации по тематическим блокам:

 

тематические блоки

 

Педагогические средства

 

Педагогические средства

 

Формы работы

1. Целевые прогулки и экскурсии;

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми;

5. Использование детских художественных произведений, видеофильмов, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (Важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.)

Формируя начала гражданственности и патриотических чувств у детей, важно воспитывать у них уважение к ветеранам войны и труда:

12. Тематические праздники, развлечения, викторины

13. Различные виды игр.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории поселка, в котором мы живем, города Юрги, ее достопримечательностях. О трудовых буднях, природных богатствах Кузбасса, социально-экономической значимости, символике родного города, области. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края. Сформированность определенных черт личности6 активности, самостоятельности, инициативности. Привлечение семьи к гражданскому воспитанию детей.

 

Содержание программы «Родной край».

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы

Тема 1. Мой любимый детский сад

Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся о том, чтобы всем было хорошо. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет их по имени и отчеству; улыбается при встрече, не забывает поздравить с праздником, приготовить подарки. А чтобы у всех было хорошее настроение, каждый воспитанный ребенок старается сделать им приятное: помочь няне собрать посуду, поменять постельное белье, унести его в прачечную; расставить по местам игрушки; не разбрасывать одежду, обувь; не сорить на участке.

Тема 2. Моя семья

Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники - папа, мама, родные сестры и братья, бабушки и дедушки. Дальние родственники – тети, дяди. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

В каждой семье отмечают «мужские» и «женские» праздники. В День Защитника Отечества (23 февраля) поздравляют мальчиков, мужчин, делают им подарки. 8 марта отмечают Женский день. В этот день мужчины особенно внимательны к женщинам: готовят праздничный стол, покупают цветы, делают подарки.

Мужчины и женщины в семье называются по-разному: мальчик в семье –сын, брат, внук; девочка – дочь, сестра, внучка; мужчина – отец, сын, муж, дедушка; женщина- мать, дочь, жена, бабушка. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый. В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках. В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др.

Знакомство с историей семьи: у каждого человека есть имя. Его дают родители. Взрослых людей называют по имени – отчеству. Это проявление уважения к ним. У человека есть также фамилия (в переводе значит «Семья»). В большинстве семей у всех родственников фамилии одинаковые. В праздники родственники обычно собираются вместе: Новый год, Рождество, 9 Мая. Но есть праздники, которые называются семейными: дни рождения родственников, свадьба. В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях: фотографии, почетные грамоты, медали. Эти вещи помогают хранить историю семьи.

Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.

Тема 3. Родной поселок

Есть в России много больших городов и маленьких поселков. Село, город. поселок, в котором человек родился, называется родным. Наш поселок называется станция Юрга-2. Он выстроен совсем недавно, в нем много высотных и маленьких домов. Как и у человека, у поселка есть имя, которое что-то обозначает. Слово Юрга переводится как «иноходец», татары же считают, что Юрга происходит от их слова, которое в переводе означает «мелкая рысь лошади». Наш поселок назван Юрга-2, так как рядом находится город Юрга. Поселок расширяется, в нем строится много новых домов. Здесь есть школа, любимый детский сад, краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают об истории и современности. Так же есть музыкальная школа, в которой дети обучаются музыкальному искусству, детский спортивный клуб, есть магазины, аптека. Как и у человека у поселка есть свой день рождения (день основания). Улицы поселка тоже имеют свои имена и свою историю. Имена улиц обычно связаны с именами известных людей, новых событий или значимых объектов (улица имени Р.И. Ахцигера, улица Новая, улица Школьная). Все должны знать название своего поселка и свой адрес. В поселке есть парк, в котором построен мемориал памяти погибшим воинам в Великой отечественной войне. Мы должны помнить, что погибли отважные люди, защищавшие нашу землю от врага (фашистких захватчиков). Наш поселок красив: в нем много детских площадок, возле домов чисто и аккуратно (заасфальтированы дорожки, высажено много деревьев и кустарников, разбиты цветники). В поселке живут и трудятся люди разных национальностей: русские, татары, немцы, армяне. Все доброжелательно относятся к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Основные профессии жителей нашего поселка – это труженики сельского хозяйства, строители, учителя. Каждый, кто любит поселок, заботится о нем. Дети тоже должны поддерживать порядок на улице, не сорить, не ломать кустарники и деревья, вместе с родителями высаживать деревья и цветы.

Тема 4. Любимый город Юрга. У каждого города есть своя история. Есть города молодые и старые, а есть и вовсе древние. Старые города строились там, где проходили торговые пути; в те времена грузы сплавляли по рекам или перевозили при помощи животных, а они прокладывали дорогу там, где сами могли пройти. В местах пересечения этих путей и строили города. Наш город Юрга построен на берегу реки Томь и стоит на пересечении дорог в крупные города: Кемерово - Новосибирск - Томск. Имя нашего города, как и у нашего поселка переводится как «иноходец», татары же считают, что слово Юрга происходит от их слова, которое в переводе означает «мелкая рысь лошади». У города есть свой день рождения – это 18 января 1949 года. Улицы города тоже имеют свои имена и свою историю. Многие улицы города носят названия городов, чье оборудование и рабочие были эвакуированы в самые тяжелые годы войны к нам, в Юргу (улица Московская, улица Ленинградская). Есть сквер, названный в честь Георгия Васильевича Басырова, кавалера ордена Славы трех степеней. На карте города имеются улицы Героев Советского Союза – В.Н.Исаченко и А.П. Максименко. В городе есть машиностроительный завод, который в годы Великой отечественной войны выпускал боевые танки и снаряды для борьбы с фашистскими захватчиками. В настоящее время труженики завода изготавливают машины для мирного производства: подъемные краны, механизмы для работы в шахтах по добыче угля, различные узлы и детали для машиностроения. Наш город, город – труженик. Появилось много новых производств: завод по переработке молока, заводы по производству строительных материалов («Технониколь», завод ферросплавов). У многих папы и мамы работают на городских предприятиях. Юрга красива и современна. Здесь есть красивые парки, дома культуры, кинотеатры, школы, институты, больницы, бассейны, стадионы, памятники, церкви. Каждый, кто любит родной город – заботится о нем.

Тема 5. Кузбасс – наш край родной

(природа, главный город, достопримечательности, труд людей)

Кемеровская область расположена в Западной Сибири. Областной центр – город Кемерово. Места в Кемеровской области равнинные, по которым протекает много рек. Самые крупные из них Томь, Иня, Яя. Огромное богатство Кемеровской области - таёжные леса. Здесь растет пихта, кедровая сосна, осина, береза, липа, тополь и другие деревья. Повсюду природа богата лекарственными растениями, ягодами, грибами, папоротником. Кедровый орех – излюбленное лакомство сибиряков.

Во многих уголках Кемеровской области встречается таёжная живность: рысь и выдра, бурый медведь и лиса, ласка и горностай, бурундук и колонок. По окраинам тайги живут лоси и косули. Зима в Сибири длинная и холодная. Лето жаркое и короткое.

Недра земли богаты ценными минералами железа, золота, серебра. Много строительных материалов: известняк, глина, песок и других. Но главный среди ископаемых – каменный уголь.

В Кемеровской области много крупных и малых городов, поселков и деревень. Везде живут трудолюбивые люди. На шахтах добывают каменный уголь, на металлургических заводах выплавляют сталь, на химических заводах производят пластмассу, полиэтилен, синтетические ткани. Работники сельского хозяйства выращивают зерно, овощи, разводят домашних животных. Кемеровская область – регион культуры и спорта. Наши спортсмены – участники Олимпийских игр в Сочи (Сноубордисты Наталья Соболева и Екатерина Тудегешева, Станислав Детков и Валерий Колегов; Надежда Сергеева – бобслей, Александр Бессмертных - лыжник). В Кемеровской области много музеев и театров. Главные из них – Губернаторские симфонический оркестр и камерный хор, Музыкальный театр Кузбасса, музей изобразительных искусств, музеи – заповедники «Красная горка» и «Томская писаница». В Кузбассе строятся новые дома, он растет и становится все краше. Все жители Кемеровской области стараются сделать свою жизнь еще интереснее.

Тема 6. Наши права и обязанности

Мы знаем о медицинской службе и бережно относимся к своему здоровью. Все люди разные. Есть среди нас старые и больные, есть малыши, а есть и люди – инвалиды - ко всем надо относиться уважительно. Мы заботимся о младших, помогаем их, защищаем тех, кто слабее. Мы бережно относимся к игрушкам, к окружающим предметам в группе, на улице и дома. В игре мы считаемся с правами и интересами других детей, справедливо решаем спорные вопросы, уважительно относимся к своим и чужим чувствам

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы

Тема 1. Мой любимый детский сад

Детский сад тоже имеет свою историю. У него есть день рождения – день, когда в него впервые пришли дети. В жизни детского сада, как и в жизни каждого человека бывают разные события: открывают новые группы, стоят новые здания (бассейн). Детские сады, которые построены давно, работали в годы войны, когда отцы детей были на фронте. Если рассмотреть старые фотографии, можно увидеть как изменилось здание, участок, одежда детей, игровые уголки. В детских садах, как и в семье, есть много вещей, по которым можно узнать о прошлом. Их берегут, чтобы помнить об истории детского сада.

В детском саду ребенок приобщается к образованию и культуре: воспитатели проводят разные занятия, музыкальный руководитель учит петь, слушать музыку, танцевать.

Взрослые, которые работают в детском саду, заботятся о детях: дети без них обойтись не могут, и взрослые не могут обойтись друг без друга (например, чтобы повар приготовил обед, шофер привозит продукты; медсестра составит меню, электрик проверяет как работает электроплита и т.д.). Чтобы все работали дружно и эффективно, в детском саду есть заведующая. Заботу о детях, которые ходят в детский сад, проявляют не только люди, которые в нем работают, но и многие другие: строители, хлеборобы, художники и др. В детском саду у каждого ребенка есть друзья. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Дети любят свой детский сад, гордятся людьми, которые в нем работают, украшают его к праздникам.

Тема 2. Моя семья

Дом, семья – это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.

Мужчина в семье – защита и опора. К этому надо готовить себя с детства. Женщина в семье – хранительница традиций. Все любят ее мягкость, нежность, доброту, трудолюбие, заботливость, гостеприимство. К этому тоже надо готовит себя с ранних лет.

Человеку трудно одному, ему очень важно знать, что его любят. От одиночества человек страдает, поэтому нужно заботиться о родственниках, которые живут одни.

Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, полюбив друг друга женятся, у них появляются дети. Чем больше в семье детей, тем богаче их род.

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, честными, умными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами. Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них, убаюкивать, петь колыбельные; мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать отдыхать.

Любовь родителей к детям выражается в заботе о них. Любовь детей к родителям – во внимании, послушании. Чтобы не огорчать взрослых – надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение. Любящим детям иногда надо поступать вопреки своим желаниям: продолжать начатое дело, не требовать купить игрушку, если знаешь, что деньги нужны бабушке на лекарство; отдать любимую игрушку младшей сестренке, если видишь, что она очень сильно этого хочет.

 Кроме родственников у каждого есть друзья – люди, которые понимают друг друга и хотят быть вместе. У каждой семьи есть соседи. Чтобы жить дружно- надо проявлять к ним внимание (здороваться, помогать, если об этом попросят, поздравлять с праздниками).

  История семьи. Слово семья складывается из двух слов: семь и я. В семье есть предметы, с которых начинался семейный род. Они называются реликвиями. По ним можно проследить историю семейного рода, составить свою родословную. Семью можно сравнить с ветвистым мощным деревом, у которого есть корни (люди, которые стоят в начале рода), ствол (близкие и дальние родственники), ветки (родители), маленькие веточки (дети). Если члены семьи помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, не забывают о родственниках, такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали.

Тема 3. Родной поселок

Каждый поселок хранит свою историю в музеях, где собраны ценные предметы, документы. Чтобы собрать старинные предметы, документы и правильно их расположить, нужны историки и музейные работники; чтобы интересно рассказать о реликвиях, нужны экскурсоводы. Наш краеведческий музей многое расскажет об истории возникновения нашего поселка, района, о людях его прославивших.

В поселке есть школа. В ней работают учителя, которые дают знания по разным предметам; лаборанты, которые ставят опыты; повара, врачи. Которые заботятся о том, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Руководит школой директор.

Чтобы поселок развивался, нужен человек, который им управляет, глава. Он координирует работу образовательных и культурных учреждений, работу магазинов, озеленение поселка, работу милиции.

В поселке живут и трудятся люди разных национальностей русские, татары, немцы, армяне. У всех народностей есть свои праздники и традиции. В поселке живет много талантливых и уважаемых людей. Мы ими гордимся. Всех нас называют селяне или односельчане. Наш поселок по-своему красив – много зелени, чистый и опрятный. Для каждого человека место, в котором он живет – самое лучшее.

Тема 4. Родной город Юрга

Закрепление знаний об истории возникновения города, с различными районами города, его достопримечательностями. Продолжать развивать интерес к профессиям, связанным со спецификой родного города, воспитывать уважение к людям труда.

Знакомство с гербом города Юрги. Геральдическое описание герба города Юрги гласит:

"В лазоревом (синем, голубом) поле выходящее снизу золотое пламя, обременённое чёрным восстающим конём". Конь, вставший на дыбы, аллегорически показывает, что Юрга город молодой. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, покой. Лазоревое поле герба дополняет символику и показывает реку Томь, на которой расположен город, и живописную природу. Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.

На территории Юргинского района находится военная мотострелковая бригада. Ее воины храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. И в настоящее время бойцы достойно несут свою службу. Пять из них удостоены высокого звания Героя России. В Юрге много талантливых людей. Почетными гражданами города являются поэт и художник Николай Николаевич Черкасов, поэтесса Тамара Ильинична Рубцова. Мы гордимся славными людьми нашего города.

Тема 5. Кузбасс – мой край родной

Закрепление знаний о природе, достопримечательностях, тружениках Кузбасса.

Знакомство с геральдикой Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

Герб Кемеровской области представляет собой щит, обрамленный дубовыми ветвями, и увенчанный короной в виде чаши. Нижняя часть щита - зелёного цвета. Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зелёный цвет — это цвет молодости и надежды. В центре щита — треугольник чёрного цвета, символизирует угольную промышленность. Перекрещенные кузнечный молот и кирка обозначают индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год — год образования Кемеровской области. Корона в виде полной чаши, символизирует богатство Кузбасса.

Тема 6. Наши права и обязанности

Закрепление знаний, полученных в старшей группе. Учимся развивать волевые качества: ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Тематическое планирование по программе в старшей группе

Тема 1. «Мой любимый детский сад»

Сентябрь (3 недели)
Содержание Задачи Формы работы
По дороге в детский сад Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек сюжетно-ролевые игры.
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.
Территория детского сада Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. Беседы, моделирование участков, зарисовки.
Итог Развлечение «Мой любимый детский сад»

Тема 2. Моя семья

Октябрь (4 недели)- Ноябрь (2 недели)
Содержание Задачи Формы работы
Понятие «Родня» Дать детям понятие о близких и дальних родственниках. Воспитывать желание заботиться друг о друге. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»)

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».

Выставка рисунков по теме.

Семейные фамилии. Традиции семьи Показать, что у каждого члена семьи одна фамилия. Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи Беседы. Театральная деятельность. Рисование герб семьи.
Место работы моих родителей Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов, рассказов. Экскурсии на предприятия нашего поселка, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Мужчины и женщины в семье Знакомить детей с ролью мужчины и женщины в семье, с их основными функциями. Беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание фотографий, репродукций картин М.В. Васнецова «Богатыри», Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Праздник «День матери».
Дедушка и бабушка – верные друзья Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, театрализованные представления
Защитники отечества Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. Встречи и беседы с родственниками, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, иллюстраций, изготовление сувениров и альбомов, коллажей, пение песен, просмотр видеофильмов, сюжетно-ролевые игры.
Итог: Спортивное развлечение «Мама, папа, я – дружная семья»

Тема 3. Родной поселок

Ноябрь (2 недели) – Декабрь (3 недели), Январь – 1 неделя
Содержание Задачи Формы работы
История поселка Закрепление знаний об истории возникновения города, с различными районами города, его достопримечательностями Рассказы, рассматривание фотографий

Экскурсия в краеведческий музей

Улицы моего поселка. Почему они так называются Закрепить понятие «улица», почему у каждой улицы есть свое название и в честь чего ей его дают Экскурсия по поселку. Составление схемы поселка. Дидактическое упражнение «Я иду в детский сад». Беседы о названии улиц поселка. Рисование на тему «Мой поселок»
Почетные труженики нашего поселка Вызвать у детей интерес к людям, живущим в поселке. Воспитывать уважение и чувство гордости за них. Беседы, встречи с интересными людьми, рассказы воспитателей об уважаемых людях поселка, рассматривание иллюстраций, фото о труде.
Центры культуры (спортивная школа, музей, школьная библиотека, музыкальная школа, СОШ) Познакомить с важными социальными объектами поселка. Оформление группы к новогоднему празднику

Зимние постройки для малышей

Экскурсии, встречи, совместные спортивные и творческие мероприятия

Растительный и животный мир, уроки безопасности Знакомить детей с растительным миром района; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. Экскурсии, рассматривание картин, слайдов о природе района, зарисовки, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, строительство кормушек для птиц.
Памятный мемориал погибшим в годы ВОВ Познакомить детей местом, где находится мемориал, воспитывать уважение к подвигу участников ВОВ. Экскурсии к памятнику. Беседы, встречи с тружениками тыла. Рисование, чтение художественной литературы по теме
Итог: Изготовление макета поселка

Тема 4. Родной город Юрга

Январь- 1 неделя Февраль – 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Рассказ воспитателя об истории Юрги Познакомить местоположением историческим прошлым, особенностям застройки Рассказ, рассматривание иллюстраций
Главная река нашего города – река Томь. Познакомить с природными особенностями, воспитывать чувство гордости за родной край. Беседа, просмотр видеопрезентаций, рассматривание иллюстраций, чтение стихов
Улицы и парки нашего города Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город (названия улиц. памятники). Познакомить с архитектурой города, с его красивыми местами, с культурным отдыхом горожан Экскурсии по городу с родителями. Просмотр видеопрезентаций. Чтение стихов и исполнение песен о Юрге.
Мемориал героям-участникам ВОВ Познакомить детей с историческим памятником, показать как горожане чтят подвиг участников ВОВ Просмотр слайдов, иллюстраций. Составление альбома о героях -юргинцах «Не забудем их подвиг»
Юрга – город труженик Дать знания о том, чем славится родной город. Рассказать о местной промышленности на примере труда родителей и других близких родственников. Видеоэкскурсия по городу, встреча с интересными людьми
Итог: Выставка фотографий о городе

Тема 5. Кузбасс – мой край родной

Март – 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Сибирь - Кемеровская область Познакомить с месторасположением Кемеровской области, крупными городами и малыми поселками, с реками, природным богатством края. Дать детям знания, что Кузбасс населяют люди разных национальностей: телеуты, шорцы, татары, русские и другие народности. Рассказ воспитателя о Сибири и Кемеровской области, работа с картой, видеопутешествие

по области.

Составление коллажа по рисункам, фотографиям, иллюстрациям о Кемеровской области

Кемерово- главный город нашей области Дать понятие – «главный город Кузбасса», с его названием. Познакомить с достопримечательностями города (культурные, исторические, спортивные объекты). Воспитывать чувство гордости за родной край. Видеопутешествие по городу, чтение стихов, разучивание песен
Кузбасс - труженик Познакомить с основными профессиями кузбассовцев. Воспитывать уважение к людям труда. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Кемеровская область – регион культуры и спорта Познакомить со спортивной и культурной жизнью Кемеровской области, с достижениями спортсменов и деятелей культуры. Развивать чувство гордости за знаменитых земляков. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Развлечение «Спортивная надежда Кузбасса»

Итог: Составление альбома о Кемеровской области.

Тема 6. Наши права и обязанности

Апрель - 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Я и мое имя Закрепить знание того, что каждый человек имеет право на имя

 

Игра «Давайте познакомимся»

«Сказка о гномике, у которого не было имени» Т. Шорыгиной,

Игра «Мое имя похоже…»

Право на жилище Познакомить с правом на жилище и с правом на защиту от насилия, закрепить определение слова «право», сравнить его со словом «правило», воспитывать самоуважение и уважение к другим людям, сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность Беседа о праве по мотивам сказки «Заюшкина избушка», игровые упражнения по занятиям Т.Шорыгиной.
Право на охрану и укрепление здоровья дать первоначальное представление о праве па охрану и укрепление здоровья, воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью

 

Игра с мячом «Что такое здоровье»

Беседа «Что нужно, если ты заболел?»

Загадки, стихи, пословицы о здоровье

Право на семью дать представление о праве ребенка на семью;

воспитывать любовь и уважение к родным и близким

Беседа «Семья и мы в семье», Игра «Кто ты в семье»
Итог Выпуск газеты по правам ребенка

3.4. Тематическое планирование по программе в подготовительной к школе группе

Тема 1. «Мой любимый детский сад»

Сентябрь (3 недели)
Содержание Задачи Формы работы
История детского сада Закрепить у детей понятие «история», рассказать об истории строительства и жизни детского сада. Рассматривание фотографий, рассказ воспитателя. Составление рассказа «Каким я представляю детский сад будущего»
Мои друзья Объяснить детям понятие «дружба», воспитывать дружеские взаимоотношения Беседы, загадки, чтение стихов и рассказов
Придумаем и составим герб

нашей группы

Учить детей в рисунке отображать наиболее значимые объекты и отношения, обозначая их символами Беседа и рассматривание различных гербов, изобразительная деятельность
Итог Выставка рисунков «Герб нашей группы»

Тема 2. Моя семья

Октябрь (4 недели)- Ноябрь (2 недели)
Содержание Задачи Формы работы
Семья. Род. Закрепить с детьми знания о семье и родственных взаимоотношениях Рассматривание семейных фотографий, обсуждение ситуаций «На кого я похож», беседы «Как росли мои родители, бабушка и дедушка». Чтение сказок «Крошечка-хаврошечка», «Морозко» и др.
Имена, отчества, фамилии, их значение Уточнить знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей, и фамилия, которая принадлежит нескольким членам семьи. Воспитывать чувство принадлежности к своей семье, истории своего имени и фамилии Беседы, чтение энциклопедий, проблемные вопросы
Родной очаг Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения понятия семьи в рисунках (герб семьи). Беседы на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя комната», сюжетно-ролевые игры. Рисование вместе с родителями «Герб моей семьи», беседы.
Моя мама Развивать понимание, что женщина в семье – хранительница домашнего уюта и традиций. Воспитывать у детей чувство любви, уважения и заботы о женщине -матери. Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").

Рассказы детей о своих мамах, беседы: «Если мама устала», рисование «Портрет моей мамы», Праздник День Матери

Мой папа Закрепить у детей понятие о роли отца в семье. Воспитывать у детей чувство гордости, что мужчина - отец защищает слабых, оберегает семью от неприятностей, отвечает за благополучие. Беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц
Древо семьи Дать понятие «родословная семьи». Учить составлять генеалогическое древо, различать близких и дальних родственников. Беседы «Моя семья», рисование вместе с родителями «Древо моей семьи».
Итог Развлечение «Мама, папа, я – дружная семья»

Тема 3. Родной поселок

Ноябрь (2 недели) – Декабрь (3 недели), Январь – 1 неделя
Содержание Задачи Формы работы
Родной поселок - музейная история Познакомить с работой районного краеведческого музея, со значением труда его сотрудников. Воспитывать чувство гордости за наших земляков. Экскурсия, проблемные вопросы, беседа.
Наша школа Познакомить с профессиями сотрудников школы, значением их работы в жизни людей.

Воспитывать желание учиться в школе

Экскурсия в школу. Беседа. Сюжетно-ролевая игра.
Мы ими гордимся Дать детям знания об известных и уважаемых односельчанах. Воспитывать чувство уважения и гордости за этих людей. Беседы, встречи с интересными людьми.
Поселковая администрация Дать элементарное понятие о значении управления деятельностью поселка. Развивать у детей желание заботиться о красоте, чистоте, порядке в поселке Экскурсия по поселку и в поселковую администрацию Беседы. Проблемные вопросы. Сюжетно-ролевая игра.
Труд односельчан    
Мы – дети разных народов Показать на примере детей нашей группы о том, что в поселке живут люди разных национальностей, мы их всех уважаем. У каждого человека есть родной дом и город (поселок), где он родился и живет. Наша Родина Россия, а мы – россияне. Беседа, встреча с интересными людьми, чтение сказок разных народов. Исполнение песен и танцев разных народов.
Итог: Составление рукописной книги о поселке

Тема 4. Родной город Юрга

Январь- 1 неделя Февраль – 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Родной город – музейная история Закрепить представления о городе, истории его возникновения. Дать понятие «юргинец», указывающее на принадлежность человека к родному городу Экскурсия в городской краеведческий музей. Рассматривание иллюстраций, чтение стихов о Юрге. Выставка значков и сувениров о родном городе.
Основные символы города Познакомить с символикой города Юрга, дать понятие, где располагается герб города, в какие моменты и где поднимается флаг, учить тому, как необходимо себя вести при подъеме флага и исполнении гимна. Уметь выделять герб города из других знаков. Беседа, прослушивание песни, рассматривание герба. Игровые упражнения «Собери герб города из отдельных деталей», «Найди герб города Юрга».

 

Юргинцы – защитники Отечества

(2 недели)

Закрепить и расширить представления детей о героических делах юргинцев в военные годы. Дать знания о том, что в настоящее время юргинцы достойно несут службу по защите отечества. Беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий о военном прошлом машиностроительного завода, о героях-фронтовиках.

Чтение и рассматривание книги о Юргинском военном полигоне. Встреча с родителями – военнослужащими. Совместный праздник к дню защитника Отечества

Почетные люди нашего города. Культура и спорт в Юрге Закрепить знания детей о том, почему дают звание «Почетный житель города». Воспитывать чувство гордости за земляков, желание быть достойным жителем –юргинцем. Просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в городской музей изобразительного искусства
Итог Выставка «Юрга и юргинцы»

Тема 5. Кузбасс – мой край родной

Март – 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
История и достопримечательности Кузнецкого края

(2 недели)

Закрепления знаний о истории, природе, достопримечательностях Кузбасса Беседы, загадки, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Знаменитые люди Кемеровской области Закрепить знания о тружениках Кемеровской области. Воспитывать чувство гордости за достижения людей (знаменитые космонавты, шахтеры, труженики сельского хозяйства, металлурги) Рассказы воспитателя, игровая деятельность, просмотр видеопрезентаций, рассматривание альбомов и иллюстраций.
Символика родного края Знакомство с геральдикой Кемеровской области: герб, флаг, гимн. Беседа, рассматривание иллюстраций, прослушивание и пение песен, игровые упражнения.
Итог: Викторина «Знатоки Кузбасса»

Тема 6. Наши права и обязанности

Апрель - 4 недели
Содержание Задачи Формы работы
Право на отдых познакомить с правом на отдых;

учить пользоваться этим правом и не нарушать право других людей на отдых;

воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Беседа, Чтение Стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово спать…», Е. Благининой «Мама спит», игра «Можно-нельзя»
Право на игру дать представление о праве на игру;

формировать умение реализовывать свои права, считаться в игре с правами и интересами других людей, воспитывать гуманное и уважительное отношение к сверстникам, чувство справедливости

Чтение и беседа по стихотворению Е. Серовой «Нехорошая история», проблемная ситуация «Как поделим игрушку»

 

Право на жизнь дать представление о праве на жизнь, уточнить и скорректировать имеющиеся у детей представления и понятия,

способствовать развитию чувства собственного достоинства, социальной активности,

воспитывать жизнелюбие.

Беседа «Разговор с инопланетянами», чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят», игры на закрепление материала

 

Паспорт. Права ребенка помочь осознать свою принадлежность к обществу в целом;

формировать первоначальные представления о правах человека и ребенка;

познакомить с понятием «паспорт»;

воспитывать чувство собственного достоинства, уважения к людям

Беседа на тему «Общество и человек в нем»

Ручной труд- изготовим свой паспорт

 

III. Итоговые результаты освоения программы

К концу реализации программы дети должны:

  • Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях
  • Знать свой домашний адрес, название поселка, города, области
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них
  • Знать профессии своих родителей
  • Знать краткие сведения об истории поселка, города и края
  • Знать символику города Юрги и Кемеровской области
  • Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области
  • Знать о почетных гражданах города Юрги и родного края
  • Знать стихи поэтов и работы художников города Юрги
  • Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города
  • Иметь элементарные представления об охране природы
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества
  • Понимать некоторые права и обязанности

 

Список литературы/

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
  2. Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] Методическое пособие/ Под ред. А.М. Виноградовой., - М., Мозаика – Синтез - 1991.С.50-53.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
  5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] журнал «Дошкольное воспитание» /. N 1. - 2004. - С. 60 - 68.
  6. Казаева Е.А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии. – Шадринск.: Шадринский государственный педагогический институт, 2001. – 93 с.
  7. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 136 с..
  8. Мое отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2005.-232с.
  9. Портрет города «Юрга и юргинцы» [Текст] Публикации/ авторский коллектив Р.Н.Данилова, К.В.Евтеев, Д.А.Федорин, Д.В.Суязов. – Юрга ООО «Печаитные системы»,- 2004
  10. Свербиева В.Н. С любовью к малой Родине [Текст] журнал «Воспитатель»/ №10 - 2010.С. 22-27
  11. Хурда Т.А., Ситникова Л.А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст] журнал Воспитатель/ № 7 - 2010. С.25-28
  12. Юрга и юргинцы [Текст] Публикации/авторский коллектив Р.Н.Данилова, Е.Тамбовцев, П.Ласточкин- Томск «Д-Принт»-2008г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с…

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической...

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Читайте также

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Интерактивная пьеса для дошкольников 4-7 лет «Счастливый поросенок»

Интерактивная пьеса для дошкольников 4-7 лет «Счастливый поросенок» Действующие лица (дошкольники 6-7 лет): Поросеночек, Сорока-белобока, Волк, 1 еж-пожарный, 2 еж-пожарный, 3 еж-пожарный. Поляна. На ней домик с огородиком, рядом...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...