Образовательная программа дошкольного отделения в соответствии с ФГОС ДО:

Содержательный раздел - образовательная область «Речевое развитие»

 

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. На современном этапе одним из важнейших задач дошкольного образования является развитие коммуникативных навыков у детей, как основы успешного формирования учебной деятельности.

Большое значение имеют сформированные коммуникативные умения на этапе подготовки ребенка в школу. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

По мнению К.Д. Ушинского одной из главных целей речевого развития является «развитие дара слова», то есть умения выразить точное богатое содержание в речи. Речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами то есть, самого языка, сознания, мышления, предметной деятельности.

Культура речи старших дошкольников понимается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и рассматриваются в русле общего речевого развития.

Выделяется три направления характеристики задач развития речи:

- структурный – формирование в речи детей разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- функциональный – в нем рассматриваются вопросы связной речи как средства коммуникации;

- познавательный – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Все вышеизложенные направления взаимосвязаны и позволяют обеспечить полноценное развитие речевой культуры детей.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Входя в жизнь ребенка, литература постепенно создает круг нравственных суждений и представлений, дает прекрасные образцы литературного языка.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1)  о предметах и явлениях;

2)  о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное развитие речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Основные принципы

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип развития языкового чутья.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспеченности активной языковой практики.

Задачи образовательной работы с детьми по речевому развитию:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Методы речевого развития

  • Наглядные:
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе экскурсии).
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • Словесные:
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические:
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства речевого развития

  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда.
  • Обучение родной речи в непосредственной образовательной деятельности.
  • Художественная литература.
  • Изобразительное искусство, музыка, театр.
  • Образовательная деятельность по другим разделам программы.

Развитие речи

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими

на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  3. Формирование грамматического строя:

• Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам);

• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

• Словообразование.

4. Развитие связной речи:

• Диалогическая (разговорная) речь;

• Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и

слова, нахождение места звука в слове).

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Развитие речи» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное.
  2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно - ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
  4. Пение. Стихотворение-рифмование.
  5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
  6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
  7. Труд: трудовые и речевые действия.
  8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Развитие речи»

3-5 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний (мл. гр.)
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» (ср. гр)
Организованная образовательная деятельность - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).

- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра-драматизация.

- Работа в книжном уголке.

- Чтение, рассматривание иллюстраций.

- Сценарии активизирующего общения.

- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры

Образовательная деятельность в режимные моменты - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Тематические досуги

Самостоятельная деятельность - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров.

- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)

Взаимодействие с семьей Эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

- Игры парами.

- Беседы.

- Чтение, рассматривание иллюстраций

Развитие всех компонентов устной речи
  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)
Организованная образовательная деятельность Занятия по:

- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя;

- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление);

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок

(выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки);

- обучению пересказу по картине;

- обучению пересказу литературного произведения.

- Артикуляционная гимнастика.

- Дидактические игры, настольно-печатные игры.

- Продуктивная деятельность.

- Разучивание стихотворений, пересказ.

- Работа в книжном уголке.

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- Речевые тренинги (упражнения).

- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине.

- Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха)

Образовательная деятельность в режимные моменты - Называние, повторение, слушание.

- Речевые дидактические игры.

- Наблюдения.

- Работа в книжном уголке: чтение, беседа.

- Разучивание стихов.

- Имитационные игры и упражнения

Самостоятельная деятельность - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Словотворчество

Взаимодействие с семьей - Объяснение, повторение, исправление.

- Дидактические игры.

- Чтение, разучивание стихов.

- Беседа, пояснение.

- Тренинги (действия по речевому образцу взрослого)

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
Организованная образовательная деятельность - Сюжетно-ролевые игры.

- Чтение художественной литературы.

- Досуги

Образовательная деятельность в режимные моменты - Освоение формул речевого этикета (пассивное)
Самостоятельная деятельность - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей
Взаимодействие с семьей Информационная поддержка родителей
5-7 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми

Организованная

образовательная деятельность

- Имитативные упражнения, пластические этюды.

- Сценарии активизирующего общения.

- Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).

- Коммуникативные тренинги.

- Совместная продуктивная деятельность.

- Работа в книжном уголке.

- Экскурсии.

- Проектная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты - Поддержание социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа).

- Коммуникативные тренинги.

- Тематические досуги.

- Мимическая гимнастика.

- Логоритмическая гимнастика

Самостоятельная деятельность - Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игры-импровизации по мотивам сказок.

- Театрализованные игры.

- Игры с правилами.

- Игры парами (настольно-печатные).

- Совместная продуктивная деятельность детей

Взаимодействие с семьей - Игры парами.

- Чтение, рассматривание иллюстраций.

- Беседы.

- Игры-драматизации.

- Досуги, праздники.

- Экскурсии.

- Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи
  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)
Организованная образовательная деятельность - Творческие задания.

- Сценарии активизирующего общения.

- Дидактические игры.

- Игры-драматизации.

- Экспериментирование с природным материалом.

- Разучивание, пересказ.

- Речевые задания и упражнения.

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- Артикуляционная гимнастика.

- Проектная деятельность.

- Обучению пересказу литературного произведения

Образовательная деятельность в режимные моменты - Речевые дидактические игры.

- Чтение, разучивание.

- Беседа.

- Досуги.

- Разучивание стихов

Самостоятельная деятельность - Игра-драматизация.

- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Взаимодействие с семьей - Объяснение, повторение, исправление.

- Дидактические игры.

- Чтение стихов.

- Беседа.

- Консультации у логопеда.

- Открытый показ образовательной деятельности по обучению рассказыванию

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
Организованная образовательная деятельность - Интегрированные занятия.

- Тематические досуги.

- Чтение художественной литературы.

- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Образовательная деятельность в режимные моменты - Использование в повседневной жизни формул речевого этикета.

- Беседы

Самостоятельная деятельность - Самостоятельная художественно-речевая деятельность.

- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевые игры

Взаимодействие с семьей - Информационная поддержка родителей.

- Экскурсии с детьми

Формирование интереса и потребности в чтении
Организованная образовательная деятельность - Подбор иллюстраций.

- Подвижные игры.

- Физкультурные досуги.

- Заучивание.

- Рассказ.

- Обучение.

- Экскурсии.

- Объяснения.

- Чтение художественной и познавательной литературы.

- Творческие задания.

- Пересказ.

- Литературные праздники.

- Досуги.

- Презентации проектов.

- Ситуативное общение.

- Творческие игры.

- Театр.

- Подбор загадок, пословиц, поговорок

Образовательная деятельность в режимные моменты - Физкультминутки.

- Беседа.

- Рассказ.

- Чтение.

- Дидактические, настольно-печатные игры.

- Игры-драматизации.

- Работа в театральном уголке.

- Досуги.

- Кукольные спектакли.

- Праздники.

- Литературные викторины

Самостоятельная деятельность - Дидактические игры.

- Театр.

- Рассматривание иллюстраций.

- Продуктивная деятельность.

- Беседы

Взаимодействие с семьей - Беседы.

- Ситуативное обучение.

- Чтение.

- Прослушивание аудиозаписей музыкальных сказок.

- Посещение театра.

- Творческие игры.

- Экскурсии.

- Посещение музеев, выставок, галерей.

- Продуктивная деятельность

Приобщение к художественной литературе

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

Задачи:

  • Формирование интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Формирование и совершенствование связной речи, поощрение собственного словесного творчества через прототипы, данные в художественном тексте.
  • Развитие литературной речи.

Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:

  • Ежедневное чтение детям вслух должно являться обязательным и рассматривается как традиция.
  • В отборе художественных текстов учитывать предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
  • Разрабатывать по поводу художественной литературы детско-родительские проекты с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего должны создаваться целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
  • Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Приобщение к художественной литературе» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Приобщение к художественной литературе»

Организованная образовательная деятельность - Театрализованная деятельность.

- Рассматривание книг и иллюстрации.

- Викторины.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Ручной труд по ремонту и изготовлению книг.

- Сочинение сказок и стихов.

- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Образовательная деятельность в режимные моменты - Чтение художественных произведений.

- Рассказ литературных произведений.

- Обсуждение проблемных ситуаций по литературным произведениям.

- Беседы.

- Заучивание потешек, скороговорок.

- Ситуативный разговор

Самостоятельная деятельность - Настольно-печатные игры.

- Рассматривание иллюстраций.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Раскрашивание книжек-раскрасок по литературным произведениям.

- Игра на основе сюжета литературных произведений.

- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Взаимодействие с семьей - Организация выставок детско-родительского творчества.

- Театрализованная деятельность.

- Проектная деятельность

Примерные виды интеграции области «Речевое развитие»

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного речевого развития. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

Поддержка детской инициативы при организации работы по “Речевому развитию”

  • Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, загадок, пословиц, поговорок.
  • Ежедневное чтение детям.
  • Поощрение стремления ребенка делать собственные умозаключения, выслушивать все рассуждения.
  • Поддержка стремления ребенка рассказать о личном опыте.

А также:

  • Обогащение познавательной сферы информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передача информации через слово.
  • Обогащение эмоционально-чувственного опыта в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
  • Помощь в упорядочении сведений о мире, формирование представления о его целостности.
  • Формирование бережного и созидательного отношения к миру.
  • Создание условий способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
  • Создание условий для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Читайте также

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Правополушарное рисование в детском саду

Правополушарное рисование в детском саду