Образовательная программа дошкольного отделения в соответствии с ФГОС ДО:
Содержательный раздел - образовательная область «Речевое развитие»
Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. На современном этапе одним из важнейших задач дошкольного образования является развитие коммуникативных навыков у детей, как основы успешного формирования учебной деятельности.
Большое значение имеют сформированные коммуникативные умения на этапе подготовки ребенка в школу. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
По мнению К.Д. Ушинского одной из главных целей речевого развития является «развитие дара слова», то есть умения выразить точное богатое содержание в речи. Речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами то есть, самого языка, сознания, мышления, предметной деятельности.
Культура речи старших дошкольников понимается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и рассматриваются в русле общего речевого развития.
Выделяется три направления характеристики задач развития речи:
- структурный – формирование в речи детей разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- функциональный – в нем рассматриваются вопросы связной речи как средства коммуникации;
- познавательный – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Все вышеизложенные направления взаимосвязаны и позволяют обеспечить полноценное развитие речевой культуры детей.
Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Входя в жизнь ребенка, литература постепенно создает круг нравственных суждений и представлений, дает прекрасные образцы литературного языка.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:
1) о предметах и явлениях;
2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное развитие речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
- эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
- демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
- достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
- большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.
Основные принципы
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип развития языкового чутья.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспеченности активной языковой практики.
Задачи образовательной работы с детьми по речевому развитию:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Методы речевого развития
- Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе экскурсии).
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- Словесные:
- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практические:
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства речевого развития
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи в непосредственной образовательной деятельности.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
- Образовательная деятельность по другим разделам программы.
Развитие речи
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные направления работы по развитию речи
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
-
Формирование грамматического строя:
• Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам);
• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
• Словообразование.
4. Развитие связной речи:
• Диалогическая (разговорная) речь;
• Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и
слова, нахождение места звука в слове).
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Развитие речи» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.
Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:
- Общение: неподготовленное и подготовленное.
- Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно - ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
- Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
- Пение. Стихотворение-рифмование.
- Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
- Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
- Труд: трудовые и речевые действия.
- Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
Формы образовательной работы с детьми по направлению «Развитие речи»
3-5 лет | |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
|
|
Организованная образовательная деятельность | - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. - Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). - Сюжетно-ролевая игра. - Игра-драматизация. - Работа в книжном уголке. - Чтение, рассматривание иллюстраций. - Сценарии активизирующего общения. - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. - Тематические досуги |
Самостоятельная деятельность | - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). - Игра-драматизация с использованием разных видов театров. - Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) |
Взаимодействие с семьей | Эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).
- Игры парами. - Беседы. - Чтение, рассматривание иллюстраций |
Развитие всех компонентов устной речи
|
|
Организованная образовательная деятельность | Занятия по:
- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя; - обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление); - обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки); - обучению пересказу по картине; - обучению пересказу литературного произведения. - Артикуляционная гимнастика. - Дидактические игры, настольно-печатные игры. - Продуктивная деятельность. - Разучивание стихотворений, пересказ. - Работа в книжном уголке. - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Речевые тренинги (упражнения). - Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине. - Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Называние, повторение, слушание.
- Речевые дидактические игры. - Наблюдения. - Работа в книжном уголке: чтение, беседа. - Разучивание стихов. - Имитационные игры и упражнения |
Самостоятельная деятельность | - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
- Словотворчество |
Взаимодействие с семьей | - Объяснение, повторение, исправление.
- Дидактические игры. - Чтение, разучивание стихов. - Беседа, пояснение. - Тренинги (действия по речевому образцу взрослого) |
Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | |
Организованная образовательная деятельность | - Сюжетно-ролевые игры.
- Чтение художественной литературы. - Досуги |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Освоение формул речевого этикета (пассивное) |
Самостоятельная деятельность | - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей |
Взаимодействие с семьей | Информационная поддержка родителей |
5-7 лет | |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
|
|
Организованная образовательная деятельность |
- Имитативные упражнения, пластические этюды.
- Сценарии активизирующего общения. - Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). - Коммуникативные тренинги. - Совместная продуктивная деятельность. - Работа в книжном уголке. - Экскурсии. - Проектная деятельность |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Поддержание социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа).
- Коммуникативные тренинги. - Тематические досуги. - Мимическая гимнастика. - Логоритмическая гимнастика |
Самостоятельная деятельность | - Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
- Сюжетно-ролевая игра. - Игры-импровизации по мотивам сказок. - Театрализованные игры. - Игры с правилами. - Игры парами (настольно-печатные). - Совместная продуктивная деятельность детей |
Взаимодействие с семьей | - Игры парами.
- Чтение, рассматривание иллюстраций. - Беседы. - Игры-драматизации. - Досуги, праздники. - Экскурсии. - Совместные семейные проекты |
Развитие всех компонентов устной речи
|
|
Организованная образовательная деятельность | - Творческие задания.
- Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры. - Игры-драматизации. - Экспериментирование с природным материалом. - Разучивание, пересказ. - Речевые задания и упражнения. - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Артикуляционная гимнастика. - Проектная деятельность. - Обучению пересказу литературного произведения |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Речевые дидактические игры.
- Чтение, разучивание. - Беседа. - Досуги. - Разучивание стихов |
Самостоятельная деятельность | - Игра-драматизация.
- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Самостоятельная художественно-речевая деятельность |
Взаимодействие с семьей | - Объяснение, повторение, исправление.
- Дидактические игры. - Чтение стихов. - Беседа. - Консультации у логопеда. - Открытый показ образовательной деятельности по обучению рассказыванию |
Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | |
Организованная образовательная деятельность | - Интегрированные занятия.
- Тематические досуги. - Чтение художественной литературы. - Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Использование в повседневной жизни формул речевого этикета.
- Беседы |
Самостоятельная деятельность | - Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Сюжетно-ролевые игры |
Взаимодействие с семьей | - Информационная поддержка родителей.
- Экскурсии с детьми |
Формирование интереса и потребности в чтении | |
Организованная образовательная деятельность | - Подбор иллюстраций.
- Подвижные игры. - Физкультурные досуги. - Заучивание. - Рассказ. - Обучение. - Экскурсии. - Объяснения. - Чтение художественной и познавательной литературы. - Творческие задания. - Пересказ. - Литературные праздники. - Досуги. - Презентации проектов. - Ситуативное общение. - Творческие игры. - Театр. - Подбор загадок, пословиц, поговорок |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Физкультминутки.
- Беседа. - Рассказ. - Чтение. - Дидактические, настольно-печатные игры. - Игры-драматизации. - Работа в театральном уголке. - Досуги. - Кукольные спектакли. - Праздники. - Литературные викторины |
Самостоятельная деятельность | - Дидактические игры.
- Театр. - Рассматривание иллюстраций. - Продуктивная деятельность. - Беседы |
Взаимодействие с семьей | - Беседы.
- Ситуативное обучение. - Чтение. - Прослушивание аудиозаписей музыкальных сказок. - Посещение театра. - Творческие игры. - Экскурсии. - Посещение музеев, выставок, галерей. - Продуктивная деятельность |
Приобщение к художественной литературе
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи:
- Формирование интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Формирование и совершенствование связной речи, поощрение собственного словесного творчества через прототипы, данные в художественном тексте.
- Развитие литературной речи.
Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:
- Ежедневное чтение детям вслух должно являться обязательным и рассматривается как традиция.
- В отборе художественных текстов учитывать предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
- Разрабатывать по поводу художественной литературы детско-родительские проекты с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего должны создаваться целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
- Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.
Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Приобщение к художественной литературе» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Формы образовательной работы с детьми по направлению «Приобщение к художественной литературе»
Организованная образовательная деятельность | - Театрализованная деятельность.
- Рассматривание книг и иллюстрации. - Викторины. - Сюжетно-ролевые игры. - Ручной труд по ремонту и изготовлению книг. - Сочинение сказок и стихов. - Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного |
Образовательная деятельность в режимные моменты | - Чтение художественных произведений.
- Рассказ литературных произведений. - Обсуждение проблемных ситуаций по литературным произведениям. - Беседы. - Заучивание потешек, скороговорок. - Ситуативный разговор |
Самостоятельная деятельность | - Настольно-печатные игры.
- Рассматривание иллюстраций. - Сюжетно-ролевая игра. - Раскрашивание книжек-раскрасок по литературным произведениям. - Игра на основе сюжета литературных произведений. - Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного |
Взаимодействие с семьей | - Организация выставок детско-родительского творчества.
- Театрализованная деятельность. - Проектная деятельность |
Примерные виды интеграции области «Речевое развитие»
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного речевого развития. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Поддержка детской инициативы при организации работы по “Речевому развитию”
- Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, загадок, пословиц, поговорок.
- Ежедневное чтение детям.
- Поощрение стремления ребенка делать собственные умозаключения, выслушивать все рассуждения.
- Поддержка стремления ребенка рассказать о личном опыте.
А также:
- Обогащение познавательной сферы информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передача информации через слово.
- Обогащение эмоционально-чувственного опыта в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
- Помощь в упорядочении сведений о мире, формирование представления о его целостности.
- Формирование бережного и созидательного отношения к миру.
- Создание условий способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
- Создание условий для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»
Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...
Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…
Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...
Детские сказки дома и в детском саду
Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...