Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Мы – вместе»

 

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность проблемы

Инклюзивное образование - одна из наиболее актуальных проблем совершенствования нашей образовательной системы, - это мировой процесс, веление времени и общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Совместное обучение здоровых детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – недалекая перспектива. В ближайшие годы, судя по степени разработанности специальных образовательных стандартов, мы будем говорить в плане инклюзии о наиболее благополучных детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство. Знание педагогами общеобразовательных детских садов особых по своему характеру потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ - один из основных факторов успешности работы в области здоровьесбережения:

  • знание педагогами основ дефектологии; учет особенностей и нарушений в деятельности высших психических функций;
  • введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
  • индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды и др.

Одним из актуальных направлений в области здоровьесбережения является формирование толерантных отношений к людям с инвалидностью.

Воспитание толерантности – одна из целей, поставленных государством.

В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме воспитания толерантного отношения к людям-инвалидам в период дошкольного детства и младшего школьного возраста.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям-инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.

База толерантного отношения к людям-инвалидам должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Существенную роль в решении проблемы воспитания толерантности играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. В условиях интегрированного обучения педагогу легче выстроить ситуации общения, показать модели нужного поведения. В условиях отсутствия условий интегрированного обучения выходом из сложившейся ситуации может стать моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с людьми с инвалидностью, предполагающее четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.

Вместе с тем анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень толерантности современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

  • потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  • потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
  • необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

В связи с решением обозначенных проблем возникла необходимость создания собственной программы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

Объективным выражением именно таковых подходов к воспитанию у детей толерантности в программе стали следующие стратегические документы:

Международные документы:

  • Всеобщая Декларация прав человека (1948).
  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
  • Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;

2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;

3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;

4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;

5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:

- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;

- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;

- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

 

II. Содержательный раздел

В основу программы «Мы - вместе» положены программы А.С.Сиротюк «Методика формирования толерантности», Е.А. Анисимовой «Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста», но изменённые с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

1. Методы, приемы и формы работы

Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.; упражнения-имитация, упражнения-проекция, моделирование ситуаций, показ презентаций, документальные и игровые видеофильмы, мультфильмы, изобразительная деятельность.

Весь цикл занятий состоит из 30 занятий и включает в себя два блока: развивающий и блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности). 1-10 занятия направлены на формирование когнитивного компонента, 11-20 – эмоционального, 21-30 – поведенческого. Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.

Развивающий блок.

Цель: развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста; обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие; развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности детей дошкольного возраста.

Блок формирования толерантности.

Цель: формирование толерантности у нормативно развивающихся детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.

Примерный расчет времени занятий:

- развивающий блок:

  • упражнение на растяжку/дыхательное упражнение/упражнение для глаз /общеразвивающие упражнения (ОРУ) (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук/артикуляционного аппарата/когнитивной сферы (5 мин):
  • упражнение для релаксации (5 мин).

- блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности) (10-15 мин).

2. Формы контроля и методы оценки освоения программы

Контроль проводится два раза в год. Для оценки результативности применяется входной и итоговый контроль. В качестве методики используется авторская методика А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья». Цель: исследование когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.

В методику включены беседы и ситуации для обсуждения. При работе с методикой используются рисунки с изображением детей с ОВЗ в двух вариантах (для мальчиков и для девочек): «Ребенок в очках», «Ребенок со слуховым аппаратом», «Ребенок на костылях», «Ребенок в инвалидной коляске»; рисунки для распознавания эмоций: «Дети в инвалидных колясках (грустный и веселый)», «Дети с подарками в руках, выражающие негативные эмоции (злость и обида)».

Уровни развития толерантности:

Низкий уровень толерантности Средний уровень толерантности Высокий уровень толерантности
У ребенка не сформировано представление о детях с ОВЗ. Он не информирован о правилах поведения в обществе таких детей, не понимает их эмоций и желаний. Отсутствует интерес и желание вступать с ними в контакт. Ребенок не готов к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми. Ребенок имеет фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Он мало информирован о правилах поведения в обществе таких детей, лишь частично понимает их эмоции и желания, проявляет фрагментарный интерес к взаимодействию. Однако у него не возникает желания помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с ними нестабильна. Ребенок имеет достаточно полное представление о детях с ОВЗ, информирован о правилах поведения в обществе таких детей, старается понять их эмоции и желания; проявляет ин6терес к взаимодействию с ними, хочет оказать им помощь и готов к выстраиванию взаимоотношений.

3. Учебно-тематическое планирование

ТЕМА ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 Занятие 1

«Разве мы разные?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Кобра», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Огонь и лед» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Уроки доброты. Разве мы разные?» (10-15 мин).

30 мин.
2 Занятие 2

«Быть не таким как все – не плохо, и не страшно»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение для развития когнитивной сферы «Ассоциативное мышление», сказкотерапия «Маленький котенок» (10-15 мин).

30 мин.
3 Занятие 3

«Кто из нас прав?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Кобра», ОРУ «Велосипед» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Волшебный стул», сказкотерапия «Кто из нас прав?»» (10-15 мин).

30 мин.
4 Занятие 4

«Чем мы похожи?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Звезда», «Кобра», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Огонь и лед» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Ассоциации с запахом», «Чем мы похожи» (10-15 мин).

30 мин.
5 Занятие 5

«Я рисую»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Я хочу», арт-терапия: упражнение «Рисунок толерантности» (10-15 мин).

30 мин.
6 Занятие 6

«Моя рука – твоя рука»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Растяжка с дыханием», ОРУ «Эмбриончик» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Моя рука – твоя рука», «Поиск общего», «Ассоциации толерантности» (10-15 мин).

30 мин.
7 Занятие 7

«Я люблю»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Растяжка с дыханием», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие квазипространственных представлений», «Я люблю», «Сенсорные ассоциации с толерантностью» (10-15 мин).

30 мин.
8 Занятие 8

«Движение – жизнь»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Движение – жизнь», упражнение «Имитация» (10-15 мин).

30 мин.
9 Занятие 9

«Сходства и различия»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Бревнышко», «Лодочка на животе», «Лодочка на спине», Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • ОРУ, упражнения для развития мелкой моторики рук «Партизан», «Звезда» «Кулак – ребро – ладонь» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Шумящие коробочки», «Скрепка», «Сходства и различия» (10-15 мин).

30 мин.
10 Занятие 10

«Если бы я был…»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Звезда», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Ковер-самолет».

Блок формирования толерантности: упражнение «Организация пространства листа», «Если бы я был...» (10-15 мин).

30 мин.
11 Занятие 11

«Я – хороший, ты – хороший»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Звезда», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Пляж».

Блок формирования толерантности: упражнение «Это и хорошо, и плохо», «Я – хороший, ты – хороший» (10-15 мин).

30 мин.
12 Занятие 12

«Замечательный день»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», «Медуза», ОРУ «Тоннель» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Лабиринт», «Замечательный день», «Аукцион идей» (10-15 мин).

30 мин.
13 Занятие 13

«Дождь в лесу»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Тух-тиби-дух», «Дождь в лесу» (10-15 мин).

30 мин.
14 Занятие 14

«Что увидят наши глазки?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Что увидят наши глазки?», упражнение – проекция «Ежик в тумане» (10-15 мин).

30 мин.
15 Занятие 15

«Расскажи про эмоцию»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Травинка на ветру», «Лучики», ОРУ «Вездеход» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • когнитивное упражнение «Ритм по кругу».

Блок формирования толерантности: упражнение «Расскажи про эмоцию», «Колыбельная» (10-15 мин).

30 мин.
16 Занятие 16

«Угадай эмоцию»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Парусник».

Блок формирования толерантности: упражнение «Угадай эмоцию», «Айболит» (10-15 мин).

30 мин.
17 Занятие 17

«Плохое настроение»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • массаж ушных раковин.

Блок формирования толерантности: упражнение «Изобрази голосом», «Плохое настроение» (10-15 мин).

30 мин.
18 Занятие 18

«Сотворение чуда»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», ОРУ «Качалка» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Потянулись - сломались».

Блок формирования толерантности: упражнение «Волны», «Сотворение чуда» (10-15 мин).

30 мин.
19 Занятие 19

«Утка с утятами»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Потянулись - сломались».

Блок формирования толерантности: упражнение «Танец пяти движений», «Утка с утятами» (10-15 мин).

30 мин.
20 Занятие 20

«Окажи внимание другому»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Цвет эмоций», «Окажи внимание другому» (10-15 мин).

30 мин.
21 Занятие 21

«Золотая рыбка»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Дерево», «Растяжка по осям» «Подвески», ОРУ «Перекрест» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Животные и эмоции», «Золотая рыбка» (10-15 мин).

30 мин.
22 Занятие 22

«Чаша доброты»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Чаша доброты», «Подари камешек» (10-15 мин).

30 мин.
23 Занятие 23

«Я хочу с тобой дружить»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Я хочу с тобой дружить», «Море волнуется…», «Плотик» (10-15 мин).

30 мин.
24 Занятие 24

«Что слышат наши ушки?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», «Снеговик», ОРУ «Ползание на животе» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Росток».

Блок формирования толерантности: беседа «Что слышат наши ушки?» упражнение «Рупор» (10-15 мин).

30 мин.
25 Занятие 25

«Доверие»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Тянемся к солнышку», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Росток» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Передай по кругу», «Послушать тишину», «Доверие» (10-15 мин).

30 мин.
26 Занятие 26

«Гномики»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Наклон», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • когнитивное упражнение «Осьминожки» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Змейка», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гномики» (10-15 мин).

30 мин.
27 Занятие 27

«Слепой и повадырь»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Пленник», ОРУ «Ползание на спине» (4-6 мин);
  • упражнение на развитие артикуляционного аппарата «Желобок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Льдинка», «Хвасталки», «Слепой и поводырь» (10-15 мин).

30 мин.
28 Занятие 28

«Это сложно, но возможно»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Верблюд», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • пальчиковая гимнастика «Поклон пальчиками» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Это сложно, но возможно», игра «Мы делили апельсин» (10-15 мин).

30 мин.
29 Занятие 29

«Если я тебя правильно понял?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Трансформер», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Рисующий слон» (5 мин);

Блок формирования толерантности: упражнение «Тень», «Если я тебя правильно понял?», «Рисунки по кругу» (10-15 мин).

30 мин.
30 Занятие 30

«Мирись и больше не дерись»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку, дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • когнитивное упражнение «Лишнее слово» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Мирись и больше не дерись», «Найди и промолчи», вопросы на закрепление (10-15 мин).

30 мин.

 

В началоНазад12ВперёдВ конец




Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Осень в гости к нам пришла и подарки принесла» Программное содержание: Учить...

Проект «Мой любимый город Омск» в средней группе №6

Проект «Мой любимый город Омск» в средней группе №6     Цель. Развитие патриотических чувств у детей. Задачи. 1. Формирование знаний детей о родном городе...

Конспект проведения физкультурного досуга «Зарница» для детей подготовительной логопедической группы

Конспект проведения физкультурного досуга «Зарница» для детей подготовительной логопедической группы Цель. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижную игру, придумывать собственный вариант. Развиватьдвигательные способности...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство