Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет в различных видах общения и деятельности, с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.

Рабочая программа разработана на основании Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 71 «Семицветик».

Цели и задачи реализации программы.

Цели программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществе;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Принципы и подходы к формированию программы

Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраст, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построении образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6-ми лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Характеристика особенностей развития детей в возрасте от пяти до шести лет. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. стр. 250-252

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры

Целевые ориентиры освоения программы
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства детьми 5-6 лет; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

В итоге педагогической диагностики оформляются карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Результаты диагностики вносятся в карту индивидуального развития ребенка 2 раза в год.

№ п\п Направление педагогической диагностики

 

Ответственные за проведение

педагогической диагностики

График проведения

педагогической диагностики

Методы педагогической диагностики
1 Физическое развитие

 

Воспитатель,

Инструктор по физической культуре

 

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, проблемные ситуации, наблюдение
2 Социально-коммуникативное развитие Воспитатель

 

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии по территории детского сада. Наблюдение за предметно-игровой деятельностью детей; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; создание проблемных ситуаций; наблюдение за процессом труда.
3. Познавательное развитие Воспитатель Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Беседа, опрос, задания, проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.
4. Речевое развитие

 

Воспитатель Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Индивидуальные беседа; опрос, беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры.
5. Художественно-эстетическое развитие

 

Воспитатель,

Музыкальный руководитель

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания.

1.3. Часть образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений

1.3.1. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений, - развитие экологической культуры личности всех участников образовательного пространства – детей, родителей, педагогов группы,как основы безопасности окружающей среды.

Задачи реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

1. Всестороннее развитие воспитанников группы средствами экологического воспитания.

2. Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста как основы безопасности окружающего мира природы.

3. Развитие духовной и практической составляющих экологической культуры как свойства личности воспитанников.

4. Способствовать развитию экологической культуры родителей воспитанников средствами привлечения к проведению экологических акций.

5. Экологизировать сознание широкой общественности через привлечение к активным действиям по сохранению природных ресурсов.

1.3.2. Планируемые результаты освоения программы

В работе с семьями воспитанников:

- повышение уровня экологической культуры родителей;

- привлечение родителей к активным действиям в области охраны и защиты природы;

-повышение уровня заинтересованности и активности семей воспитанников во взаимодействии с МБДОУ по проблемам экологического воспитания.

В работе с детьми:

- всестороннее развития воспитанников средствами экологического воспитания;

- развитие экологической культуры детей дошкольного возраста как основы безопасности окружающего мира природы;

- развитие духовной и практической составляющих экологической культуры как свойства личности;

- обогащение опыта природоохранной и ресурсосберегающей деятельности детей.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по аппликации младшей группе. Тема: «Украшение шарфика»

Конспект занятия по аппликации младшей группе Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Читайте также

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...