Авторская программа дополнительного образования для дошкольников «Русские корни»

 

Программа «Русские корни» направлена на достижение духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина России, что является одной из ключевых задач современной государственной политики Российской Федерации. В программе представлен перспективный план работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей. Предлагаемая программа была апробированана детях средней группы (4-5 лет) и соответствует принципам и целям дошкольного образования и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.Сроки реализации дополнительной образовательной программы с 1 сентября 2015 – 1 июля 2016г.

 

Пояснительная записка

 

«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».

Сухомлинский В.А.

Наши дети начинают свой жизненный путь в непростое для страны  время, которое отличается  заимствованием всего иностранного, чужеземного абсолютново всем, что нас окружает. Во многих странах идет уничтожение любых отголосков русской культуры.Далеко не в каждом  русском доме остались семейные традиции, народные праздники, знание народного фольклора и культуры нашего великого русского народа. 

Подготовка ребенка к жизни в социуме, разностороннее его развитие и воспитание - главные задачи, решаемые обществом и семьей. Ребёнок дошкольного возраста очень восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Все, что пережито и усвоено в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Программа «Русские корни» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.

Отбор содержания циклов программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлён в соответствии со следующими принципами:

- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;

- принцип интеграциив соответствии возрастными возможностями и особенностями образовательных областей и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип культуросообразности, обеспечивающим становление личности ребенка на основе ознакомления с культурой своего народа, этнических особенностях своего региона;

- принцип преемственности -  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;

- принцип минимакса – создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

- принцип творчества – образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Реализация программы «Русские корни» может осуществляется как на протяжении всего дошкольного детства (от 3 до 7) с более подробным изучением блоков, так и в течение одного года. Ее содержание представлено циклами «Русь моя. Наши предки», «Я живу в России», «Мой город-моя маленькая Родина», «Моя семья-частичка России», каждый из которых дифференцирован по темам (см. таблицу).

Блоки программы Тема блока
   «Русь моя. Наши предки» «Русская изба, быт»

«Семья, труд людей на Руси»

«Народный фольклор»

«Народные праздники, традиции, обычаи»

   «Я живу в России» «Наша Планета – Земля»

«История России (элементарное представление)»

«Россия. Символы государства»

«Народы России»

«Природа России»

«Государственные праздники»

«Промыслы народов России (чем славиться наша родина)»

Не прикладное искусство (художественная литература, изо, театр, музыка)

Спорт. Здоровый образ жизни.

«Мой город-моя маленькая Родина» «Город Новосибирск - местоположение. Достопримечательности».

«Природа родного края».

«Мой детский сад».

«Моя семья-частичка России» «Мои предки (родословная)»

«Моя семья. Наши традиции».

При разработке программы мы опирались на принципы ФГОС, основную образовательную программу МКДОУ и  СанПин 2.4.1.3049-13. Каждый цикл содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к русской народной культуре, патриотическому воспитанию. Наличие циклов и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации программы.                                                                                                                                                    

Данная программа отличается от аналогов тем, что родители являются постоянными ее участниками не только в реальном времени, но и в режиме онлайн. В этом нам помогает программа WhatsApp, и социальная сеть «В Контакте» через нее же и получаем обратную связь от родителей, т.к. данный вид общения является распространенной и доступной культурной практикой наших дней. Важным этапом работы является информирование родителей о наличии сайтов культурных центров нашего города, возможности получения рассылки о готовящихся народных праздниках и мероприятиях. Это позволяет нам переключить родителей с виртуальной жизни, на реальность (при помощи излюбленного интернета), дает возможность посмотреть по сторонам, обрести хобби, задуматься о семейных ценностях. Начинать в любом случае надо с родителей.

Также особенностью данной программы считаем привлечение большого количества социальных партнеров.  Дети осваивают и познают мир не только по картинкам и иллюстрациям, а в большинстве своем через практические действия, реальные эмоциональные переживания.  Более ранний возраст детей- 4-5 лет (в основном все существующие программы для детей 6-7 лет) тоже считаем особенностью.

Только если с момента рождения и раннего детства ребенок будет жить в системе нравственных ценностей и традиций, он сможет стать патриотом и носителем русской культуры. Данная программа призвана напомнить родителям о том, что ребенку более родными будут добрые образы русских сказок, отечественных фильмов, которые пропагандируют добро и труд, семейные ценности.

Программа «Русские корни» призвана включить всю семью в преобразовательный процесс, дать возможность задуматься  родителям о том, что и в наше время есть масса мест и мероприятий, которые можно посетить совместно с детьми или составить родословную, пересмотреть свое отношение к спорту и здоровому образу жизни.  Считаю данную программу актуальной и легко включаемой как в общий образовательный процесс, и как дополнительную. Гибкая структура программы позволяет усложнять материал в соответствии с возрастными потребностями детей, что позволяет использовать ее в любых возрастных группах.

 

Актуальность

Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный  набор элементов различных традиций и культур. Очень часто,в наши дни,можно услышать: «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок», «Дети стали гиперактивные».

Действительно, настали времена, и не пустеет больше двор при выпуске детских передач и мультфильмов (их сейчас в избытке), мало помогают дети родителям по хозяйству – нет такой необходимости. Дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют чужие тети и дяди, персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие матери – не дом, а карьера и статусность, яркое сияние супермаркетов, а не прогулкис ребенком. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли включив телевизор, ребенок сейчас выберет  добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?», «Какова главная цель семейного воспитания?», «Стоит ли соответствовать европейским стандартам?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях, своих кладезях нравственности и системы обучения. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.

Мы живем сейчас в непростое время, время перемен во всех отраслях, не обошло это и систему образования.  Мы стали малоуделять внимания духовному, нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению к труду подрастающего поколения.  Во все времена дети получали в наследие знание родителей о своем роде, своей семье.  Спросите себя, что вы знаете о своих предках? Не все смогут ответить. Так  может быть просто каждому родителю  «отрыть зонт» и укрыть своих детей от  «информационного дождя» в виде ужасающих передач, пропаганды агрессии и равнодушия, закрыть границы для европеизации в жизни детей и дать возможность детям прочувствовать, что такое детство. Ведь социальные сети уже давно полны выражений: «Такого детства больше не будет». Все в наших руках и если хоть одна семья и один ребенок примут необходимость возвращения к русским ценностям и отстранятся от иностранных мотивов, тогда будет надежда полагать, что эту модель переймут их дети и внуки. Пришла пора вспомнить семейные вечера и совместные игры: русское лото, шашки, шахматы, морской бой, игра в слова, прятки, города……их ведь так много, но телевизор, компьютер и социальные сети быстро вытеснили все это. Они остались вне конкуренции.

Результаты проекта будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью проекта достигается основная цель– формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской народной культуре. Дети и родители знакомятся и изучают русские народные традиции, обычаи, посещают культурные  места города, вместе выполняют  задания, участвуют в мероприятиях.

 

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, нравственно-патриотическому воспитанию.

2.  Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, обычаев, народного творчества.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада) через активные формы взаимодействия.

4. Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народным фольклором.  

5. Воспитывать уважение к семейным ценностям,учить различать добро и зло;

Реализация Программы призвана способствовать:

- Наличию у детей знаний об истории страны, родного края, достопримечательностях, природных богатствах;

- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны;

- Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;

- Привлечение семьи к воспитанию детей.

Ожидаемый результат:

1. Появление новой дополнительной образовательной программы для дошкольников. 

Дети в процессе освоения программы получат представление:

  • о планете, на которой мы живем;
  • о своей нации, языке, традициях;
  • о столице нашей Родины – Москву;
  • осимволах (флаг, герб, гимн) России;
  • о природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • о народных традициях, праздниках, обычаях;
  • о представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • о жизни детей в других странах;
  • о семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
  • о культурных местах своей малой Родины;
  • о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
  • о культуре поведения в общественных местах;
  • о добре и зле, о выражении внимания к больному, проявлении заботы к малышам.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4-5 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы с 1 сентября 2015 – 1 июля 2016 г.

Направления работы по реализации Программы

  • Работа с детьми.
  • Создание РППС.
  • Совместная работа воспитателей и родителей.
  • Самообразование воспитателей.
  • Привлечение социальных партнеров.

Формы работы с детьми:

  • беседы;
  • игры; 
  • Рукоделие;
  • проведение совместных праздников;
  • мастер-класс;
  • просмотр фильмов;
  • экскурсии в различные культурные  места города;
  • презентации;
  • организация выставок;
  • театрализация;
  • творческие вечера.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- наблюдение за детьми и родителями в ходе реализации программы;

- опросник (анкета) для детей, родителей;

- отзывы родителей;

- создание театрального уголка;

- создание уголка России;

- создание альбома «Моя семья», «Мой Новосибирск», «Животный мир Новосибирска».

- выставки;

- создание музея «Русская изба»;

- приглашение в музей всех групп детского сада;

- рефлексия.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для…

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для детей средней группы Цель: расширять представления детей о празднике Новый год;...

Читайте также

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...