Дополнительная образовательная программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников
«Психологическая поддержка младших школьников»
Направленность: индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая.
Срок реализации: 3 месяца.
Возраст обучающихся: 6-9 лет.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа «Психологическая поддержка младших школьников» направлена на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогами и сверстниками.
Данная программа разработана на основе программ «Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников» (Автор-составитель Рудякова О. Н.), «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» (Глазунов Д. А.).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Поступление ребенка в школу – это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребенка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.
Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность - один из существенных моментов в реализации данной программы. В этих условиях дети становятся социально адаптированными и сближаются друг с другом.
Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися первого класса общеобразовательной школы, испытывавшими трудности адаптации к требованиям школьного обучения, предъявляемым в классно-урочной системе. Условия школьного обучения предполагают:
- умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;
- умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;
- способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;
- наличие у ребенка определенного уровня мотивации к познавательной деятельности.
Цель программы: коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи:
- создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей;
- способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;
- создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе;
- развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.
Отличительной особенностью данной программы является возможность развития и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников в ходе школьного обучения в доступной игровой деятельности.
Организационная структура программы
Этапы работы
Предварительный этап
Предварительный этап включает в себя диагностику обучающихся, выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах личности; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками интегративных групп
Диагностируемые параметры | Рекомендуемые диагностические ме- тоды и методики | |
1 | Самооценка | Методика «Лесенка» |
2 | Тревожность | Тест Тэммл, Дорки, Амен |
3 | Внимание | Тест Тулуз-Пьерона |
4 | Эмоциональное состояние | Цветовой тест Люшера |
5 | Мышление | Тест Равена |
6 | Память | Методика «10 слов» |
7 | Мотивация | Методика Лускановой |
Критерии отбора детей для формирования группы:
- эмоциональная мотивационная незрелость;
- нарушение познавательных процессов;
- соматическая ослабленность;
- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.
Наполняемость группы до 10-12 человек.
Основной этап
Основной этап состоит из 12 коррекционно-развивающих занятий.
Структура занятий:
- Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку
- Основное содержание занятия – подразделяется на два блока:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции познавательных процессов и речи, как показателя развития мышления;
2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.
- Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка к занятию.
- Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Заключительный этап
Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.
Возраст детей. Младший школьный возраст.
Сроки реализации программы – 3 месяца.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся в форме учебно-игровой деятельности с частотой один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
- Сенсорное развитие высших психических функций.
- Формирование положительной мотивации к учению, речевой активности.
Способ проверки результативности программы – повторная психодиагностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Учебно-тематический план
№ раздела, тем | Название раздела, тем | Количество часов |
I | Знакомство. | 1 |
II | Внимание и мышление. | 1 |
III | Коммуникативные умения. | 1 |
IV | Внимание и мыслительные процессы. | 2 |
V | Эмоциональная сфера. | 2 |
VI | Внимание и творческое мышление. | 1 |
VII | Умение взаимодействовать и сотрудничать. | 1 |
VIII | Познавательные процессы. | 1 |
IX | Нормативное поведение. Школьные страхи. | 1 |
X | Эмпатия и рефлексия. | 1 |
Всего | 12 |
Содержание дополнительной образовательной программы
№ Раздела, тем | Название раздела, тем | Теория. Основные теоретические понятия | Практика. Примерное содержание деятельности | Оборудование, оснащение | Место проведения занятия |
I. | Знакомство. | Невербальное общение.
|
Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в группе через совместную игровую деятельность. | Большой лист бумаги, карандаши, краски, мягкая игрушка-символ, предоставляющий право слова (на каждом занятии). | Просторная, проветриваемая комната с партами, с достаточным количеством стульев, возможность подключать аудиоап-паратуру, школьная доска, на полу ковер или маты. |
II. | Внимание и мышление. | Понятие «Опорное слово», «Заданный признак». | Развивать внимание и творческое мышление через совместное игровое взаимодействие. | Тетрадь в клетку, ручка, буквенный ряд, варианты графических диктантов. | |
III. |
Коммуника- тивные умения. |
Вербальное и невербальное общение. | Развивать коммуникативные умения в процессе межличностного взаимодействия. | Альбом, цветные карандаши. | |
IV. | Внимание и мыслительные процессы. | ||||
1-2. | Умение сравнивать, обобщать, анализировать. | Обобщающее понятие. | Развивать внимание и мыслительные процессы в ходе межличностного взаимодействия. | Бланки с рисунками, бланки с точками, набор букв. | |
V. | Эмоциональная сфера. | ||||
1. | Учимся сотрудничеству. | Понятие «Известие», «Комплимент». | Развивать умение выражать свои чувства.
|
Альбом, цветные карандаши, аппаратура , обеспечивающая музыкальное сопровождение. | |
2. | Повышаем самоуважение. | Виды эмоций. | Развитие эмпатии. Помочь ребенку глубже понимать чувства и настроение. | Альбом, цветные карандаши, аппаратура, обеспечивающая музыкальное сопровождение. | |
VI. | Внимание и творческое мышление. | Обобщающее понятие. | Умение определять связи и отношения между словами. | Бланки с таблицами, бланки корректурной пробы. | |
VII. |
Умение взаимодей- ствовать и сотрудничать. |
Формировать умения продуктивного взаимодействия; прорабатывать умения совместного принятия решения. | Рисунки на доске, бланки с рисунками. | ||
VIII |
Познава- тельные процессы. |
Обобщающее понятие. | Развитие познавательных процессов с опорой на ведущие и сохранные анализаторы. | 10 любых предметов для запоминания, альбом, карандаши, тетрадь, фигурный ряд для запоминания. | |
IX. | Нормативное поведение. Школьные страхи. | Понятие «Страх». | Развивать компетентность в вопросах нормативного поведения; корригировать школьные страхи. | Картинки, цветные карандаши, альбом. | |
Х. | Эмпатия и рефлексия. | Развивать эмпатию и рефлексию. | Слова, буквы. |
Методическое обеспечение
Форма проведения всех занятий – учебно-игровая деятельность
№ раздела, тем | Название раздела, тем | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
I | Знакомство | Беседа, интерактивные упражнения, разминки | Итоговая рефлексия |
II | Внимание и мышление | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика | Итоговая рефлексия |
III | Коммуникативные умения | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка | Итоговая рефлексия |
IV | Внимание и мыслительные процессы | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка, психогимнастика | Итоговая рефлексия |
V | Эмоциональная сфера | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка, психогимнастика | Итоговая рефлексия |
VI | Внимание и творческое мышление | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика | Итоговая рефлексия |
VII | Умение взаимодействовать и сотрудничать | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика | Итоговая рефлексия |
VIII | Познавательные процессы | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка | Итоговая рефлексия |
IX | Нормативное поведение Школьные страхи | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка | Итоговая рефлексия |
X | Эмпатия и рефлексия | Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка | Итоговая рефлексия |
Список литературы:
- Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей: Тренинг (Текст): / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 228 с., ил.
- Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей. [Текст]: учебно-методическое пособие. / Е.С. Ермаова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева -СПб.:Речь,2007.-208с.
- Глазунов,Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия (Текст): Методическое пособие с электронным приложением / Д.А.Глазунов.-М.: Глобус,2008.-240с.
- Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция (Текст): / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПБ.: Речь, 2004. – 248 с., ил.
- Князева,Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников (Текст): / Т.Н.Князева.-М.: АРКТИ,2004.-216с.
- Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. [Текст]: / С.В. Коноваленко – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 240 с., ил.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. [Текст]: практикум для психологов и логопедов. / С.В.Коноваленко -М.: «Гном-пресс», «Новая школа», 1998. - 56с.
- Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. [Текст]: программа развития. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
- Локалова,Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 1 (Текст): Книга для учителя /Н.П.Локалова,3-е изд.,перераб. и доп.-М.: «Ось-89», 2006.-272с.
- Рудякова О.Н, Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспект, занятия / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель,2008. - 89 с.
- Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений удетей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие [Текст]: Библиотека психолога образования/ Н.Я. Семаго.- М.: Айрис-пресс, 2007. – с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э.Симановский Ярославль: «Академия развития»,1996.-192с.
- Сорокоумова, Е.А. Уроки общения в начальной школе. [Текст]: практическое пособие / Е.А. Сорокоумова. – М.: Аркти,2007. – 40 с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10лет. [Текст]: ваш ребенок: наблюдаем, развиваем, изучаем / Тихомирова Л.Ф.-Ярославль:Академия развития, 2005.-144с.
- Тихомирова,Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов (Текст): /Л.Ф.Тихомирова. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко:Академия Холдинг, 2001.-208с.,ил.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. [Текст]: уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева – М.: Генезис, 2001. – 208 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
- Шевлякова,И.Н. Посмотри внимательно на мир (Текст): /И.Н.Шевлякова.-М.:Генезис,2003.-96с.
- Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст]: Психологический практикум/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.- Изд. 6-е.- Ростов н/Д, 2008. – 314 с.
- Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе [Текст]: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л.А. Ясюкова. – СПб.: «ИМАТОН», 1999. – 181 с.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Ранние симптомы задержки речевого развития
Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…
Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...