Дополнительная образовательная программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников
«Психологическая поддержка младших школьников»

 

Направленность: индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая.

Срок реализации: 3 месяца.

Возраст обучающихся: 6-9 лет.

 

Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа «Психологическая поддержка младших школьников» направлена на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогами и сверстниками.

Данная программа разработана на основе программ «Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников» (Автор-составитель Рудякова О. Н.), «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» (Глазунов Д. А.).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Поступление ребенка в школу – это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребенка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.

Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность - один из существенных моментов в реализации данной программы. В этих условиях дети становятся социально адаптированными и сближаются друг с другом.

Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися первого класса общеобразовательной школы, испытывавшими трудности адаптации к требованиям школьного обучения, предъявляемым в классно-урочной системе. Условия школьного обучения предполагают:

- умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;

- умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;

- способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;

- наличие у ребенка определенного уровня мотивации к познавательной деятельности.

Цель программы: коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.

Задачи:

  • создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей;
  • способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;
  • создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе;
  • развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.

Отличительной особенностью данной программы является возможность развития и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников в ходе школьного обучения в доступной игровой деятельности.

Организационная структура программы

Этапы работы

Предварительный этап

Предварительный этап включает в себя диагностику обучающихся, выявление группы детей с трудностями в познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах личности; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками интегративных групп

  Диагностируемые параметры Рекомендуемые диагностические ме- тоды и методики
1 Самооценка Методика «Лесенка»
2 Тревожность Тест Тэммл, Дорки, Амен
3 Внимание Тест Тулуз-Пьерона
4 Эмоциональное состояние Цветовой тест Люшера
5 Мышление Тест Равена
6 Память Методика «10 слов»
7 Мотивация Методика Лускановой

Критерии отбора детей для формирования группы:

- эмоциональная мотивационная незрелость;

- нарушение познавательных процессов;

- соматическая ослабленность;

- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.

Наполняемость группы до 10-12 человек.

Основной этап

Основной этап состоит из 12 коррекционно-развивающих занятий.

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку
  • Основное содержание занятия – подразделяется на два блока:

1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции познавательных процессов и речи, как показателя развития мышления;

2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.

  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка к занятию.
  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Заключительный этап

Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.

Возраст детей. Младший школьный возраст.

Сроки реализации программы – 3 месяца.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся в форме учебно-игровой деятельности с частотой один раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

- Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей у детей.

- Сенсорное развитие высших психических функций.

- Формирование положительной мотивации к учению, речевой активности.  

Способ проверки результативности программы – повторная психодиагностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

 

Учебно-тематический план

№ раздела, тем Название раздела, тем Количество часов
I Знакомство. 1
II Внимание и мышление. 1
III Коммуникативные умения. 1
IV Внимание и мыслительные процессы. 2
V Эмоциональная сфера. 2
VI Внимание и творческое мышление. 1
VII Умение взаимодействовать и сотрудничать. 1
VIII Познавательные процессы. 1
IX Нормативное поведение. Школьные страхи. 1
X Эмпатия и рефлексия. 1
Всего   12

 

Содержание дополнительной образовательной программы

№ Раздела, тем Название раздела, тем Теория. Основные теоретические понятия Практика. Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащение Место проведения занятия
I. Знакомство. Невербальное общение.

 

Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в группе через совместную игровую деятельность. Большой лист бумаги, карандаши, краски, мягкая игрушка-символ, предоставляющий право слова (на каждом занятии). Просторная, проветриваемая комната с партами, с достаточным количеством стульев, возможность подключать аудиоап-паратуру, школьная доска, на полу ковер или маты.
II. Внимание и мышление. Понятие «Опорное слово», «Заданный признак». Развивать внимание и творческое мышление через совместное игровое взаимодействие. Тетрадь в клетку, ручка, буквенный ряд, варианты графических диктантов.  
III.

Коммуника-

тивные умения.

Вербальное и невербальное общение. Развивать коммуникативные умения в процессе межличностного взаимодействия. Альбом, цветные карандаши.  
IV. Внимание и мыслительные процессы.        
1-2. Умение сравнивать, обобщать, анализировать. Обобщающее понятие. Развивать внимание и мыслительные процессы в ходе межличностного взаимодействия. Бланки с рисунками, бланки с точками, набор букв.  
V. Эмоциональная сфера.        
1. Учимся сотрудничеству. Понятие «Известие», «Комплимент». Развивать умение выражать свои чувства.

 

Альбом, цветные карандаши, аппаратура , обеспечивающая музыкальное сопровождение.  
2. Повышаем самоуважение. Виды эмоций. Развитие эмпатии. Помочь ребенку глубже понимать чувства и настроение. Альбом, цветные карандаши, аппаратура, обеспечивающая музыкальное сопровождение.  
VI. Внимание и творческое мышление. Обобщающее понятие. Умение определять связи и отношения между словами. Бланки с таблицами, бланки корректурной пробы.  
VII.

Умение взаимодей-

ствовать и сотрудничать.

  Формировать умения продуктивного взаимодействия; прорабатывать умения совместного принятия решения. Рисунки на доске, бланки с рисунками.  
VIII

Познава-

тельные процессы.

Обобщающее понятие. Развитие познавательных процессов с опорой на ведущие и сохранные анализаторы. 10 любых предметов для запоминания, альбом, карандаши, тетрадь, фигурный ряд для запоминания.  
IX. Нормативное поведение. Школьные страхи. Понятие «Страх». Развивать компетентность в вопросах нормативного поведения; корригировать школьные страхи. Картинки, цветные карандаши, альбом.  
Х. Эмпатия и рефлексия.   Развивать эмпатию и рефлексию. Слова, буквы.  

 

Методическое обеспечение

Форма проведения всех занятий – учебно-игровая деятельность

№ раздела, тем Название раздела, тем Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Форма подведения итогов
I Знакомство Беседа, интерактивные упражнения, разминки Итоговая рефлексия
II Внимание и мышление Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика Итоговая рефлексия
III Коммуникативные умения Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка Итоговая рефлексия
IV Внимание и мыслительные процессы Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка, психогимнастика Итоговая рефлексия
V Эмоциональная сфера Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка, психогимнастика Итоговая рефлексия
VI Внимание и творческое мышление Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика Итоговая рефлексия
VII Умение взаимодействовать и сотрудничать Беседа, интерактивные упражнения, разминки, психогимнастика Итоговая рефлексия
VIII Познавательные процессы Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка Итоговая рефлексия
IX Нормативное поведение Школьные страхи Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка Итоговая рефлексия
X Эмпатия и рефлексия Беседа, интерактивные упражнения, разминки, речевая зарядка Итоговая рефлексия

 

Список литературы:

  1. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей: Тренинг (Текст): / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 228 с., ил.
  2. Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей. [Текст]: учебно-методическое пособие. / Е.С. Ермаова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева -СПб.:Речь,2007.-208с.
  3. Глазунов,Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия (Текст): Методическое пособие с электронным приложением / Д.А.Глазунов.-М.: Глобус,2008.-240с.
  4. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция (Текст): / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПБ.: Речь, 2004. – 248 с., ил.
  5. Князева,Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников (Текст): / Т.Н.Князева.-М.: АРКТИ,2004.-216с.
  6. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. [Текст]: / С.В. Коноваленко – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 240 с., ил.
  7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. [Текст]: практикум для психологов и логопедов. / С.В.Коноваленко -М.: «Гном-пресс», «Новая школа», 1998. - 56с.
  8. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. [Текст]: программа развития. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
  9. Локалова,Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 1 (Текст): Книга для учителя /Н.П.Локалова,3-е изд.,перераб. и доп.-М.: «Ось-89», 2006.-272с.
  10. Рудякова О.Н, Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспект, занятия / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель,2008. - 89 с.
  11. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений удетей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие [Текст]: Библиотека психолога образования/ Н.Я. Семаго.- М.: Айрис-пресс, 2007. – с.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э.Симановский Ярославль: «Академия развития»,1996.-192с.
  13. Сорокоумова, Е.А. Уроки общения в начальной школе. [Текст]: практическое пособие / Е.А. Сорокоумова. – М.: Аркти,2007. – 40 с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10лет. [Текст]: ваш ребенок: наблюдаем, развиваем, изучаем / Тихомирова Л.Ф.-Ярославль:Академия развития, 2005.-144с.
  15. Тихомирова,Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов (Текст): /Л.Ф.Тихомирова. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко:Академия Холдинг, 2001.-208с.,ил.
  16. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. [Текст]: уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева – М.: Генезис, 2001. – 208 с.
  17. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
  18. Шевлякова,И.Н. Посмотри внимательно на мир (Текст): /И.Н.Шевлякова.-М.:Генезис,2003.-96с.
  19. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст]: Психологический практикум/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.- Изд. 6-е.- Ростов н/Д, 2008. – 314 с.
  20. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе [Текст]: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л.А. Ясюкова. – СПб.: «ИМАТОН», 1999. – 181 с.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Читайте также

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...