Сайт для воспитателей детских садов



Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
«Академия чувств и эмоций»

 

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

(Составитель И.С.Макарова, педагог-психолог ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда».)

 

Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития ребенка подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше. Это объясняется ее сложностью и принципиальным отличием психологии эмоций от других психологических проблем.

Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса развития эмоций и поведения на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей.

Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных групп приюта «Надежда», являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Дети, поступающие из неблагополучных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации испытывают различного вида страхи, имеют превышающий уровень тревожности, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. Малыши часто капризничают, упрямятся. Это естественный фактор развития в дошкольном возрасте. Но  если не проводить целенаправленных воспитательных и коррекционных мероприятий, то в дальнейшем это не лучшим образом отразится как на учебной деятельности ребенка, так и на формировании личности в целом.

Выше сказанное дает основание считать данную проблему актуальной.

Работу по развитию эмоционально-волевой сферы, поведения необходимо начинать с детства. Этому способствует организация воспитательной и коррекционной работы средствами сказкотерапии. Он является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей притягательной силой, позволяющей ему не только мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и ч3вствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет понять ему, что не только у него есть такие проблемы. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Дети сталкиваются с какими-либо проблемами и приходят к нам, взрослым. Чаще всего способы, которые мы им предлагаем, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы не можем им помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, злобу или радость, которые переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему.

Выявив, наиболее острые эмоционально-личностные детские проблемы, автор программы грамотно подошла к подбору сказок. Игры и задания, которые включены в структуру занятия, не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного, так и школьного возраста.

Автор-составитель изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, подтвердил сказкотерапию как метод эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Программа «Академия чувств и эмоций» может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.

Рецензент: КПН, доцент каф. педагогической

психологии и педагогики

МГУ им. Н.П. Огарева

Н.Н. Морозова

 

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

(Составитель И.С.Макарова, педагог-психолог ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда».)

 

Безусловно, каждый думающий педагог заинтересован в создании условий для развития личности ребенка. Ядром личности является совокупность действенных отношений с окружающим миром, в которые вступает человек. Следствием этих отношений становятся качества личности.

По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Постепенно недифференцированные эмоциональные реакции превращаются в чувства, а от степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. В конечном итоге, общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях.

Отсутствие должного внимания к этому вопросу в программных документах для дошкольных образовательных учреждений обуславливает актуальность выбранной темы.

В программе Ирины Сергеевны убедительно показано влияние художественной литературы на эмоции и чувства ребенка. Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте.

Более подробно автор рецензируемой программы останавливается на сказкотерапии.

Дается характеристика этой системы воспитания. Раскрываются характерные черты и функции сказки. Приведена типология сказок: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические. Приведена структура сказкотерапевтического занятия, включающая семь этапов. Предложены правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программным документам и может быть использована в работе психологов, педагогов, воспитателей и родителей.

Рецензент: КПН, доцент, заведующая кафедрой

специальной и прикладной психологии

Морд ГПИ им. М.Е. Евсевьева

А.Н. Яшкова

 

Оглавление

Пояснительная записка.

Введение.

Тематическое планирование.

Заключение.

Приложение №1.

Конспект занятия 1 «Знакомство с волшебной академией».

Конспект занятия 2 «На маленькой полянке».

Приложение№2.

Методики на выявление эмоционально-личностных особенностей у детей.

Приложение №3. Беседа: Сказка в жизни ребенка.

Приложение №4. Памятка для родителей.

Приложение №5. Тест: «Какие сказки нужны моему ребенку».

Список литературы.

 

Пояснительная записка

Как улыбается ребенок? Радостно, беззаботно, искренно.

Почему же ни все дети часто улыбаются? Вероятнее всего нарушено их психологическое здоровье. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако, у детей, попавших в социозащитное учреждение для несовершеннолетних, мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья.

Новая обстановка, новые требования, отсутствие родителей - это конечно же стрессовая ситуация для ребенка, которая приводит к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т.д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. Она наполняет внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри себя и видеть поддержку окружающих.

Программа «Академия чувств и эмоций» является адаптированной программой для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и испытывающих те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.  В рамках ее реализации использование сказкотерапии позволяет работать с агрессивными, неуверенными, тревожными, застенчивыми, конфликтными детьми; с проблемами стыда, лжи, страха; с различного рода психосоматическими заболеваниями и т.д. Сказка в реабилитационном процессе позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным.

Цель программы:

Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы:

- выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников: агрессивности, беспокойства, безразличия,

демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, тревожности, страхов;

- формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;

-  тестирование родителей детей, имеющих отклонения в личностном развитии с целью актуализации процессов воспитания дома;

- отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.

Программа состоит из трех блоков и рассчитана на 37 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин.

Педагогическая работа – это 1 этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа – 2 этап,

включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику (упражнения в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи), собственно психокоррекционную работу (проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы). Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но в условиях приюта могут проводиться  на занятиях.

Структура занятия:

  1. Ритуал «входа в сказку».

Создать настрой на совместную работу.

  1. Повторение.

Психогимнастические этюды, психогимнастика. (Эти техники могут быть использованы на любом этапе занятия.)

  1. Знакомство с новой темой.
  1. Обсуждение главного героя.

Применение арттерапевтических техник.

  1. Закрепление нового опыта.
  2. Итог занятия.
  3. Ритуал «выхода» из сказки.

Основные формы реализации программы:

- практические занятия,

- творческая деятельность,

- моделирование реальной ситуации,

- беседы,

- тестирование.

    Ожидаемый результат:

- развитие интегративных качеств личности дошкольников:

умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции;

- формирование социальных навыков;

- совершенствование волевых качеств;

- повышение педагогической культуры родителей, позитивный сценарий развития детско-родительских отношений;

- снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников.

Введение

В последнее время педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Причин роста нездоровья множество. Это и  плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация, снижение двигательной активности.      

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, способствуют повышению эмоционального тонуса.

Сегодня приоритетной задачей в реабилитации  детей  является задача их социальной адаптации. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих  решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литераторепия, аромотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведения зависит от знания методики, систематичности и рациональности её использования.

Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра особенно через сказочный сюжет. Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

  1. Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.
  2. Развивающая. Направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.
  3. Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.        

Восприятию сказки способствует ряд ее композиционных и содержательных особенностей (повторы действия, противопоставления, наименование поступков  и разъяснение их смысла), умелое ее прочтение (интонация, паузы), эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Немаловажную роль играет повторное слушание одних и тех же сказок. Сказка обязательно должна переживаться слушателем. Продолжением после прочтения сказки могут быть почти все методы арттерапии или сказкотерапевтические методы: рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

художественные

К ним относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа и авторские истории. В них есть дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

дидактические

Они создаются педагогами для подачи учебного материала.

психокоррекционные

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение таких сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Сказку можно просто читать, не обсуждая ее (возможность побыть с самим собой и подумать).

психотерапевтические

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они

часто оставляют человека с вопросом, помогают изменить отношение людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

медитативные

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного роста. Главное особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.

Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от её текста.

Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у

детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.

Немаловажную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым

высказываниям – комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми

предложениями. Важно  поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.  Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить

положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к  двигательному беспокойству ребенка.

Тематический план

№ занятия Тема занятия Цель и задачи Формы работы Кол-во часов
Блок психологической диагностики
  Диагностика эмоционально-личностной сферы детей

5-7 возраста

Исследование индивидуальных особенностей детей. Методики: «Кактус», «Страхи в домиках», тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности. 5
Блок психоло-педагогической коррекции
1 «Знакомство с волшебной академией» Научить детей различать и правильно называть эмоциональное состояние человека. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. Игра-путешествие 1
2 На маленькой полянке Коррекция неуверенности в себе. Повысить самооценку у детей. Формирование умения рассуждать, делать выводы. Развитие мелкой моторики рук. Снятие эмоционально-психического напряжения. Ритуал входа. Сказка «На маленькой полянке». Этюд «Что со мной?».

Лепка.

Игра «Мышь и мышеловка». Ритуал выхода.

2
3 Вороненок Коррекция неуверенности, несамостоятельности. Развитие навыков невербального выражения эмоций. Учить приемам релаксации. Развитие тактильного восприятия, творческих способностей. Ритуал входа. Сказка с вопросами для обсуждения. Рисование. Прием релаксации. Ритуал выхода. 2

 

4 Маленький желтый автобус Коррекция неуверенности в себе.

Формирование у детей уверенности в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.

Закрепление  навыков невербального выражения эмоций. Снятие психо-эмоционального напряжения. Развитие мелкой моторики рук.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги». Сказка о маленьком желтом автобусе. Раскрашивание.

Этюд «Капитан».

Ритуал выхода.

2         
5 Случай в лесу Коррекция неуверенности в себе. Обучение способам самовыражения. Снятие психического напряжения. Развитие уверенности в себе через развитие мимических и пантомимических способностей. Развитие саморегуляции. Ритуал входа. Упражнение «В лесу». Сказка «Случай в лесу». Проигрывание эпизода сказки. Релаксационное упражнение «Океан».

Ритуал выхода.

2
6 Белочка-Припевочка Коррекция неуверенности, тревожности. Обучение выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний. Гармонизация личности детей. Ритуал входа. Упражнение «В осеннем лесу». Сказка «Белочка-

Припевочка». Игра «Иголка и нитка». Рисование на спине. Ритуал выхода.

2
7 Подсолнечное семечко Коррекция тревожности, беспокойства, страха самостоятельности. Повысить самооценку детей. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного, эмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». «Сказка о подсолнечном семечке». Аппликация. Релаксационное упражнение «Подсолнух». Игра «Я- смелый». Ритуал выхода. 2
8 Непоседливая обезьянка Коррекция невнимательности, неусидчивости, гиперактивности. Развитие коммуникативных умений и навыков. Развитие усидчивости, самоконтроля. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Огненная река». «Сказка о непоседливой обезьянке». Игра «Расставь посты». Рисование. Рефлексия «Солнечный лучик». Ритуал выхода. 2
9 Серое ухо Коррекция тревожности, страха  темноты. Расширение кругозора детей, формирование речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти.

Формирование у детей  умение преодолевать свои страхи. Развитие у детей уверенности в себе посредством коммуникативных и артистических способностей. Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги».

Сказка «Серое ухо». Раскрашивание.

Этюды «Страх»

«Радость». Ритуал выхода.

2
10 Сказка про Енота Коррекция страха общения неумения устанавливать контакты. Закрепление коммуникативных умений и навыков посредством развития артистических способностей.  Развитие самоконтроля. Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Живой огонек». Сказка про Енота. Обыгрывание основного сюжета сказки. Этюд «Встреча с другом». 2

 

Ритуал выхода.
11 Тимошка и Темнота.

 

Коррекция тревожности, страха темноты. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Развитие внутренней свободы и раскованности. Снятие психомышечеого и эмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебная ракушка». Сказка «Тимошка и Темнота». Подвижная игра «День-ночь».  Худож. упражнение «Нарисуй страх». Вербальное упражнение «Напугаем страх». Ритуал выхода. 2
12 Бусы из волшебных ягод Коррекция невнимательности, неусидчивости. Развитие усидчивости, самоконтроля. Развитие наблюдательности. Развитие мелкой моторики рук.  Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». Сказка «Бусы из волшебных ягод». Рисование. Игра «Слушай хлопки». Релаксационное упражнение. Ритуал выхода. 2
13 Волчонок и светлячки Коррекция страха темноты, одиночества, замкнутого пространства.

Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Обучение способам самовыражения.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный перстень». Сказка «Волчонок и светлячки». Этюды «Гроза»,

«Дождик». Психологическая лепка. Игра «Темная нора». Ритуал выхода.

2
14 Полезная боюська Коррекция страха темноты

Развитие тактильных ощущений. Учить детей избавляться от страхов посредством вербальных игр и упражнений.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный предмет». Сказка «Полезная боюська». Упражнение «Напугаем страх». Игра «Пчелка в темноте». Ритуал выхода. 2
15 Сказка о страхе Коррекция детских страхов. Совершенствование коммуникативных умений и навыков детей. Развитие речевой активности. Развитие умения избавляться от страха, используя вербальные упражнения. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный тоннель». Сказка о страхе.

Релаксационное упражнение «Воздушный шар». Игровое упражнение «Падающая башня». Упражнение «Отпускаем страх». Ритуал выхода.

2
Блок работы с родителями
Задача: Позитивная ассимиляция ребенка в социальную среду.
Сказка в жизни ребенка Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка. Беседа
Сказка в жизни ребенка Рекомендации по работе со сказкой в семье. Памятка для родителей
Какие сказки нужны моему ребенку Советы родителям в подборе сказок для их ребенка Тест для родителей

 

Заключение

Процесс перехода ребенка из семьи в социальное учреждение сложен для малыша. Ему предстоит приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.  А это совсем не просто. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми дети поступают к нам в приют.

Во-первых -  у детей довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.

Во-вторых – у детей наблюдаются отклонения в поведении. Эта проблема касается сна, аппетита ребенка, гипервозбудимых и малоэмоциональных, неконтактных детей, с проявлениями страхов.

Использование в работе с дошкольниками сказкотерапии дает свои положительные результаты. К моменту завершения курса занятий замечен ряд изменений, которые произошли с детьми, прошедшими курс коррекционных занятий: уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе.

Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии  в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Марина
    Предлагаем Ортопедические массажные коврики "Орто Пазл"!!! Поле зная игрушка для вашего ребенка В ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Оставляйте координаты, электронный адрес

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Коллеги! Пишите на tatyta055@mail.ru, все подробности письмом

    Подробнее...

     
  • Эльвира
    [quote name="Татьяна"] Уважаемые коллеги! На данный момент написана методика проведения занятий по ...

    Подробнее...

     
  • ylia
    Очень интересное ,содержательно.

    Подробнее...