Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


«Шаг за шагом»
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Диагностический инструментарий.
  3. Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
  4. Учебно-тематический план.
  5. Содержание образовательной деятельности.
  6. Информационно-методическое обеспечение.
  7. Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
  8. Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
  9. Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
  10. Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
  11. Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
  12. Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

 

Пояснительная записка

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.

К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.

Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель Программы: успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.

Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

Работа с родителями:

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
  3. анкетирование (социальное, медицинское);
  4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;
  1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

Медико-психолого-педагогическая служба:

  • прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
  • выявляет группу «риска»;
  • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
  • разрабатывает последовательность приема детей в группу;
  • определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

II этап. Наблюдение.

  1. поэтапный прием детей в группу;
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  3. наблюдение за поведением детей;
  4. консультирование родителей;
  5. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.

III этап. Анализ и выводы.

  1. Обработка результатов:
  • анализ адаптационных листов;
  • анализ индивидуальных карт развития.
  1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
  4. Внесение изменений в существующую модель работы.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
  • процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
  • невротические реакции отсутствуют,

(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).

  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

Анкета-прогноз для родителей

“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла;

Неустойчивое - 2 балла;

Подавленное - 1 балл.

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;

Долго не засыпает - 2 балла;

Неспокойно - 1 балл.

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?

Да - 1 балл;

Нет - 3 балла.

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла;

1 ч - 1 балл.

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла;

Избирательный - 3 балла;

Неустойчивый - 2 балла;

Плохой - 1 балл.

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла;

Отрицательно - 1 балл.

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла;

Нет, но бывает сухой - 2 балла;

Нет, и ходит мокрый - 1 балл.

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;

Нет - 3 балла.

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Не играет сам - 1 балл.

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла;

Тяжело - 1 балл.

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл;

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
  • условно готов - 39-24 балла;
  • не готов - 23-16 баллов.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...