Рабочая программа воспитателей, группы с ТНР, ОНР
(Старший возраст)
Содержание «Рабочей программы воспитателей для детей старшей логопедической группы»
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка. Цель, задачи и принципы реализации «Рабочей программы»
2. Характеристики, значимые для разработки и реализации «Рабочей программы»
3. Целевые ориентиры освоения рабочей программы
II. Содержательный раздел
1. Физическое развитие
1.1. Физическая культура
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
1.2. Представление о здоровом образе жизни и гигиене
2. Познавательное развитие
2.1. Конструктивные игры и конструирование
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
2.2. Представление о себе и об окружающем природном мире
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
2.3. Элементарные математические представления
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
3. Речевое развитие
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
4. Художественно-эстетическое развитие
4.1. Изобразительное творчество
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
4.2. Музыка
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
5. Социально-коммуникативное развитие
5.1. Игра
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
5.2. Представление о мире людей и рукотворных материалах
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
5.3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
5.4. Труд
Задачи коррекционно-развивающей работы
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
- Организационный раздел
1. Организация занятий
2. Взаимодействие с воспитателями
3. Взаимодействие со специалистами ГБДОУ
4. Взаимодействие с родителями
5. Организация предметно – пространственной развивающей среды
6. Мониторинг
Приложение №1. Список детей по подгруппам
Приложение №2. Лист здоровья детей группы
Приложение №3. Сведения о семьях воспитанников группы
Приложение №4. Режимы группы
Приложение №5. Сетка занятий воспитателя и логопеда.
Приложение №6. Организация непосpедственной образовательной деятельности.
Учебный план.
Приложение №7. Модель календарного планирования
Приложение №8. Модель планирования индивидуальной работы с детьми на месяц
Приложение №9. Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Приложение №10. Перспективный план взаимодействия с родителями
Приложение №11. Информационно-методическое обеспечение
I. Целевой раздел.
Рабочая программа воспитателей для детей 5-6 лет с задержкой психического развития, тяжёлым нарушением речи разработана с учётом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов к дошкольному образованию, Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г., требований СанПиН от 15.05.2013. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития различного генеза и направлена на:
- обеспечение возможности формирования общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности как условие социальной успешности;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- квалифицированную коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии старших дошкольников с ЗПР.
Программа базируется на Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, задержкой психического развития), принятой и утвержденной в ГБДОУ№ 105. Ее построение учитывает содержание по основным направлениям коррекционно-развивающей работы, разработанные Н.В. Нищевой и представленные в «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Важным аспектом являются рекомендации Л.Б. Баряевой в «Программе воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» (2010 год), а так же «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (2012 год).
Цель рабочей программы – выстраивание системы коррекционно – развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития каждого ребёнка с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, а также максимальное сближение культурного и биологического в развитии старших дошкольников с общим недоразвитием речи, ЗПР.
Задачи рабочей программы воспитателя:
- своевременное выявление и компенсация нарушений в физическом и психоречевом развитии старших дошкольников;
- формирование и совершенствование элементарных навыков игровой, физической изобразительной, познавательной, речевой и др. деятельности;
- социально-личностное и познавательное развитие, коммуникативно-деятельностное взаимодействие;
- компенсация дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи, связной речи дошкольников с ЗПР.
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и специалистами ГБДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативное использование образовательного материала, позволяющее компенсировать недостатки в физическом и психоречевом развитии воспитанников в соответствии с особенностями каждого ребенка;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Успешное решение данных задач способствует разностороннему развитию воспитанников, коррекции недостатков в их развитии, а также профилактике нарушений, имеющих не причинный, а следственный (социальный) характер. Это позволяет формировать у дошкольников с ЗПР различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или СКШ (Y- YII вида), а также достичь основных целей дошкольного образования, сформулированных в ФГОС ДО.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих положений и принципов:
- положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития, предполагающий учёт функционального развития (изменений некоторых психических свойств) и стадиального, возрастного развития;
- положение о том, что приобретение дошкольниками с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях ДО социального и познавательного опыта осуществляется двумя путями: под руководством педагогов в процессе КРО и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка;
- положение о том, что процесс обучения - это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию детей и овладению ими закономерностями окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определённом месте, в определённое время, в конкретных формах и т.д.;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода; сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков, возврата к уже изученному материалу;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- принцип тесного взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателей группы и родителей воспитанников, позволяющий закреплять и обогащать знания, умения детей.
Реализация данных принципов обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребёнка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствует его физическому здоровью, а также обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают воспитанникам овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности.
3. Характеристики, значимые для разработки и реализации «Рабочей программы воспитателя»
Решением ТПМПК (Протокол № от 03.04.2015 г) в группу № 10 на 2015-2016 учебный год было зачислено 15 детей (ТНР, ОНР), решение ТМПК (протокол от 18.03.2015)- 1 человек (ТНР, ОНР), решение ТМПК (протокол от 19.05.2015)- 2 человека (ФФНР); всего из них 7 мальчиков и 11 девочек: 14 детей – старший возраст, 4 – подготовительный.
Социально – коммуникативное развитие:
В целом у группы отмечен средний уровень развития игровых умений и навыков в совместной и самостоятельной игровой деятельности, наблюдается повышенная гиперактивность поведения в свободном времяпровождении, непроизвольность и неустойчивость психических процессов в совместно-организованной деятельности со взрослым, а так же в часто проявляющейся немотивиpованной словесной агрессии. Лидерские качества проявляют 5 детей, испытывают трудности в общении со взрослыми 4 детей, не проявляют инициативы в общении со свеpстниками только 2 человека, аутсайдеров в группе нет. Детей, испытывающих трудности в социализации нет.
Физическое развитие:
Отмечен низкий уровень физического развития детей, общая моторная слабость, повышенная физическая утомляемость. Аденоидит у 5 человек, у 6 детей плоскостопие и нарушения осанки, у 2 бронхиальная астма, 1 группы здоровья нет ни у кого.
Наблюдается не четкая моторная координация кисти pук и низкий уровень самопpоизвольности движений;
Речевое развитие: тяжелое нарушение речи (дизартрия) у 17 детей. Речь фразовая, состоит из простых предложений. Часто дети отвечают на вопрос неполными предложениями. Монологическая речь развита плохо, многие не могут подробно рассказать о каком – то знакомом недавно пpоизошедшем событии. Нарушен грамматический строй речи, достаточно сильно нарушено звукопроизношение (до 7 звуков у одного ребенка).
Познавательное развитие: конструктивные способности у детей развиты крайне низко, отмечен низкий познавательный интерес как к ближайшему окружению, так и к занятиям в совместной деятельности со взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие: художественно-творческие способности у детей развиты плохо. Нет интереса к изобразительному искусству. Дети плохо пользуются средствами художественной выразительности. Большинство не умеют держать правильно в руке карандаш, неправильно пользуются кистью, не умеют рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, а также сочетать прямые и наклонные линии. Слабые моторные навыки у детей при лепке и выполнении аппликаций из готовых форм. Дети плохо знакомы с народно - прикладным искусством. На основании педагогических наблюдений и с учетом индивидуальных особенностей детей были сформированы 3 подгруппы детей (см. приложение №1).
4. Целевые ориентиры освоения «Рабочей программы воспитателя».
Физическое развитие:
- развивать у детей двигательную память и зрительное внимание, выполняя двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
- обучать детей выполнению заданий на мышечную релаксацию по представлению;
- развивать у детей соответствующую их возрасту динамическую и зрительно-моторную координацию;
- формировать у детей навык владения телом в пространстве;
- развивать одновременность и согласованность движений;
- учить детей выполнять разноименные разнонаправленные движения;
- формировать у детей навыки сохранения равновесия;
- учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе;
- учить детей сохранять правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, средний, медленный);
- продолжать учить детей ловить мяч (расстояние 1,5 м), отбивать его от пола не менее пяти раз подряд;
- развивать ритмичность, пластичность и выразительность движений детей в соответствии с вербальным и невербальным образом;
- продолжать учить детей выполнять движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);
- формировать у детей умения осваивать более сложные в организационном плане игры и эстафеты.
Речевое развитие:
Ребёнок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
- понимает и осознанно употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствие с коммуникативной ситуацией;
- различает элементарные словообразовательные модели и грамматические формы слов;
- использует в речи словосочетания и простые нераспространённые предложения;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- использует элементарные виды интонационных конструкций;
- воспроизводит отражённо и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух – трёхсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
- может самостоятельно получать новую информацию (задает элементарные вопросы, экспериментирует);
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
- обладает возросшими звуко-произносительными возможностями;
- употребляет все части, проявляя элементы словотворчества;
- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми;
- воспринимает на слух детские литературные произведения;
- понимает основной смысл произведения, может назвать имя главного героя(героев) произведения;
- различает основные жанры литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
- с помощью взрослого может пересказать литературное произведение;
- отвечает на вопросы взрослого;
- разучивает стихотворения (2 -3 четверостишия);
- с помощью взрослого разыгрывает по ролям литературные произведения.
Социально – коммуникативное развитие
Ребенок:
- выполняет элементарные ролевые действия, понимает и называет свою роль;
- выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
- выполняет знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры, использует их в различных ситуациях, тематически близких уже освоенной игре;
- отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество);
- использует в ходе игры доступные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
- передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх элементарные виды социальных отношений;
- вступает в ролевое взаимодействие с детьми;
- стремиться к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
- проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.
Познавательное развитие
Ребенок:
- создает предметные конструкции из 4-5 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);
- осваивает конструирование из бумаги и природного материала;
- выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы
- располагает по величине 5-7 предметов одинаковой формы;
- занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15-20 минут);
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словестным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения самостоятельно;
- находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и палочек;
- моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки);
- использует конструктивные умения в ролевых играх;
- имеет представление о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;
- осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;
- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- действует по правилу или по инструкции в предметно-практических и игровых ситуациях;
- использует схему для ориентировки в пространстве;
- распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);
- запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.
- знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, голубой;
- ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх),
- соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
- формировать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
- развивать художественно-творческие способности детей;
- развивать художественный вкус детей, их интерес к изобразительному искусству;
- закреплять представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
- развивать стремление детей изображать реальные предметы, помогать им устанавливать сходство изображений с предметами («Посмотри! На что похоже? Чем отличается?»);
- закреплять умения детей пользоваться карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками и др.;
- учить детей рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, а также сочетать прямые и наклонные линии;
- учить детей рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
- продолжать знакомить детей с основными цветами и их оттенками: оранжевым, коричневым, фиолетовым, серым, голубым;
- знакомить детей с насыщенностью цвета (светлый — темный);
- формировать у детей пространственные представления: ближе, дальше, верх, низ, середина;
- формировать представления детей о величине и ее параметрах (большой — маленький, больше — меньше, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче);
- учить детей ориентироваться на плоскости листа (низ, середина, верх);
- закреплять умение детей раскрашивать красками поверхность листа;
- учить детей закрашивать контурные изображения красками ,карандашами, фломастерами;
- закреплять умение детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
- закреплять умение детей рисовать кистью приемами примакивания и касания листа бумаги кончиком кисти;
- знакомить детей с приемами декоративного рисования;
- развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
- совершенствовать умение детей работать с клеем при выполнении аппликаций из готовых форм;
- закреплять умение детей составлять изображение путем наклеивания готовых форм;
- учить детей приемам рваной аппликации;
- продолжать учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми
движениями, расплющивать);
- учить детей соотносить части реального предмета и его изображения, показывать и называть их, передавать в изображении целостный образ предмета;
- учить детей сравнивать выполненное изображение с натурой или образцом, постепенно подводя к пониманию оценки;
- учить детей сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
- знакомить детей с декоративным искусством (жостовская, хохломская, городецкая роспись), народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская),
керамическими изделиями, с малыми скульптурными формами;
- знакомить детей с произведениями живописи.
III. Организационный раздел.
Эффективность коррекционно - развивающей логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, воспитателей, специалистов ГБДОУ и родителей. Данная «Рабочая программа» разработана для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в конце мая) отводится на диагностику социально-личностного развития воспитанников.
В летний период воспитатель проводит групповую работу с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год.
Образовательная деятельность с детьми по «Рабочей программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю.
В расписании непосредственной образовательной деятельности предусмотрено специальное время для проведения подгрупповой, фронтальной и индивидуальной работы воспитателя, логопеда. Занятия проводятся как в часы, свободные от непосредственной образовательной деятельности, так и во время её проведения. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе (5-6 человек). Подгрупповые занятия с детьми проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 10-15 минут и подгруппового – 20 минут, специалистами – 25 минут. Занятия (подгрупповые и индивидуальные) являются основной формой коррекционного обучения. Режимы (см. приложение № 4) и сетка занятий воспитателя (см. приложение № 5) строится с учетом возрастных, индивидуальных и речевых особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
1. Организация занятий
Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми в утреннее вpемя: 9.00 – 10-25 (см. приложение № 6). В этот же вpеменной отpезок времени логопед проводит занятия с другой подгруппой по разным видам учебной деятельности. Pазличные фоpмы совместной деятельности с детьми в течение всего дня показаны в пpиложении № 7 «Модель календаpного планиpования pаботы воспитателя с детьми на день». Ее объем можно увидеть в учебном плане группы на год (см. приложение № 6). Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Индивидуальная работа самого воспитателя с детьми группы отражена в пpиложение № 8 «Модель планиpования индивидуальной работы воспитателя с детьми на месяц». Оpганизация занятий воспитателя вне гpуппы на улице (на участке сада) пpедставлена в пpиложении №9 «Модель планиpования пpогулки воспитателя с детьми на месяц».
Важной задачей в реализации основных направлений содержательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, является осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях группы компенсирующей направленности, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и коррекции нарушений развития, трудностей социальной адаптации детей.
«Рабочая программа» предполагает взаимодействие логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах: совместное обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещения занятий. Для календарного планирования воспитателей логопед определяет лексические темы и задачи работы на учебный год, а также предоставляет методические рекомендации воспитателям.
Основными задачами взаимодействия в работе логопеда и воспитателя являются:
- Создание благоприятной психологической обстановки в группе, способствующей успешной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников;
- Совместное проведение комплексного психолого-педагогического обследования, раскрывающего целостную картину психического, речевого и физического развития ребёнка;
- Построение и планирование образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Обеспечение организации и синтеза разных видов деятельности, которые помогают ребёнку овладеть средствами и способами получения элементарных знаний ( игра, труд, общение и т.д.);
- Осуществление тесных межпредметных связей, интеграция образовательных областей между собой;
- Формирование правильного произношения, навыка связной речи;
- Консультирование родителей, проведение совместных мероприятий.
Вместе с тем, функции воспитателя и логопеда определены в соответствии с должностной инструкцией.
3. Взаимодействие со специалистами ГБДОУ.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность специалистов детского сада (учителя – логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре).
При организации образовательной деятельности прослеживаются следующие приоритеты в работе специалистов:
Музыкальный руководитель:
- включает в работу элементы логоритмики;
- использует приемы постановки диафрагмально-речевого дыхания;
- развивает координацию движений;
- использует музыкотерапия;
- развивает общую и мелкую моторику.
Инструктор по физической культуре:
- развивает общую и мелкую моторику в играх и упражнениях;
- координирует речь с движением;
- развивает основные виды движений.
Успешность коррекционно – образовательного процесса зависит от тесного взаимодействия воспитателя с родителями. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными:
- групповые родительские собрания;
- консультации, семинары;
- открытые занятия с детьми в присутствии родителей;
- анкетирование родителей;
- практикумы для родителей;
- папка с практическими советами и рекомендациями для родителей;
Использование pазнообpазных фоpм pаботы с pодителями учтено пpи составлении «Пеpспективного плана взаимодействия с pодителями воспитанников» (см. приложение № 11).
1. Специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы. Основные характеристики:
- удаленность кабинета от источников шума, оптимальная влажность и температура, отсутствие сквозняков;
- гармоничное сочетание отделки и цветовой гаммы;
- зеркало;
- демонстрационная доска;
- мебель для дидактического материала и методических пособий;
- компьютер;
2. Комплекты дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы:
- методические пособия с упражнениями для развития и коррекции;
- настольные игры;
- набор мелких игрушек;
- набор мягких игрушек для социально-ролевых и сюжетных игр;
- различное оборудование и средства для сенсорного развития детей;
- аудиоматериалы (аудиокассеты, лазерные диски);
- одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт;
-дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
-логопедический альбом для обследования речи;
-сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
-настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
-предметные картинки по лексическим темам;
-дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- шумовые, музыкальные инструменты для развития слухового восприятия;
- пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
6. Мониторинг.
В своей работе мы используем материалы, разработанные в соответствии с ФГОС ДО Е.А. Петровой, Г.Л. Козловой «Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО » СПб 2015, под редакцией ЦДК проф. Л.Б.Баряевой с картами социально-личностного развития дошкольников.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»
Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»