Проект «Пришла Осень – привела погод восемь»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
А.С. Пушкин.
Актуальность.
С наступлением осени дети наблюдают, что: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть. Сентябрь как бы «замыкает» лето. Еще довольно часты теплые деньки, но возможны и первые морозы.
Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу другой.
В процессе образовательной деятельности в ДОУ дети знакомились с разными приметами и поговорками:
• «Весна красна цветами, а осень – снопами».
• «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта».
• «Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди».
• «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет».
• «Осень – перемен восемь» и др.
Это их очень заинтересовало, у детей возникло много вопросов. Они захотели узнать больше.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, возникла идея реализации педагогического проекта «Пришла Осень – привела погод восемь».
Цель: Обобщение и систематизация представлений детей об осени как времени года, ее признаках и дарах.
Длительность: долгосрочный, состоящий из трех минипроектов.
Вид: игровой.
Участники: дети, воспитатели, родители, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию.
Дети обобщат и систематизируют свои представления об осени как времени года, ее признаках и дарах.
Осень подразделяют на подсезоны:
- 1-23 сентября – Начало осени;
- 24 сентября – 14 октября - Золотая осень;
- 15-22 октября – Глубокая осень;
- 23 октября – 26 ноября - Предзимье;
- 27-30 ноября – Первозимье.
И мы делим проект на три минипроекта:
- Сентябрь: первые краски.
- Золотой Октябрь: краски на холсте.
- Ноябрь: пасмурные дни, встреча Зимы.
Минипроект «Пришла Осень – привела погод восемь»
Другое название: хмурень, ревун.
Пословицы: Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Приметы: В первые дни в зелёном кокошнике и в таком же платьице, а к концу – в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.
Цель: закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью.
Длительность: краткосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители, ст. медсестра, педагог дополнительного образования, руководитель по физ. воспитанию.
Задачи для детей:
- Расширение, обобщение, активизация словаря по данной теме.
- Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
- Познакомить детей с народными приметами и пословицами.
Задачи для педагогов:
- Изучить литературу по данной теме.
- Создать необходимые условия в ДОУ для наилучшего усвоения детьми данной темы.
- Создать наглядно-методический материал, пополнить развивающую среду в группе.
- Повышать творческий потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство.
Ожидаемые результаты:
Расширятся знания детей о ранней осени, ее признаках и дарах.
Этапы минипроекта:
1. Подготовительный этап.
2. Продуктивный этап.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап.
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Изучение литературы по теме. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
2 | Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. | Ст. воспитатель, воспитатели, педагоги доп. образования. |
3 | Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
4 | Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. | Воспитатель. |
5 | Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. | Воспитатель.
|
6 | Мониторинг знаний детей, до участия в проекте. | Воспитатель. |
Продуктивный этап
№ | Мероприятия | Ответственные | |||
Познавательно-речевое развитие | |||||
2. Коммуникация
Беседы:
Свободное общение:
|
Воспитатель. | ||||
1. Познание
Рассказ воспитателя:
Заучивание загадок, стихов.
Рассматривание:
фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, фруктов, рисунки других детей.
Исследовательская, деятельность:
рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу). Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:
|
Воспитатель. | ||||
3. Чтение художественной литературы
Овощи
Стихотворения:
Рассказы и сказки:
Фрукты
Стихотворения:
Рассказы и сказки:
|
Воспитатель. | ||||
Социально-личностное развитие | |||||
4. Социализация
Участие в приготовление фруктового салата, бутербродов.
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые игры:
Обыгрывание сказки «Репка» для малышей.
|
Воспитатель. | ||||
5. Труд
|
Воспитатель. | ||||
6. Безопасность
Беседа с детьми:
|
Ст. медсестра,
Воспитатель. |
||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
7. Художественное творчество
|
Педагог дополнительного образования. | ||||
Физическое развитие | |||||
8. Физкультура
Подвижные игры:
«Сортируем овощи», «Огород у нас в порядке», «Листопад», «Перелет птиц». |
Руководитель по физ. воспитанию. | ||||
9. Здоровье
Свободное общение
|
|||||
10. Взаимодействие с семьей |
|||||
Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» - поделки с детьми из овощей, фруктов. Природного материала. |
Заключительный этап
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Оформление выставки семейных поделок из даров осени. | Воспитатель. |
2 | Оформление выставки детских рисунков «Осень». | Воспитатель, педагог доп. образования. |
Минипроект «Золотой Октябрь: краски на холсте»
Другое название: листопад, грязник.
Пословицы: Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Приметы: В начале октября ещё постоят погожие денёчки, и солнышко нет, нет да и разольёт прощальное тепло. Золотая красота ещё не растерялась, но зашелестела уже жёлтая метелица – листопад. Дни стали короче. Улетают птицы.
Цель: расширить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью.
Длительность: краткосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Задачи для детей:
- Расширение, обобщение, активизация словаря по данной теме.
- Учить наблюдать за деревьями и кустарниками, выделять и описывать объекты природы.
- Формировать экологически грамотное поведение в природе.
- Познакомить детей с народными приметами и пословицами.
Задачи для педагогов:
- Изучить литературу по данной теме.
- Создать необходимые условия в ДОУ для наилучшего усвоения детьми данной темы.
- Создать наглядно-методический материал, пополнить развивающую среду в группе.
- Повышать творческий потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство.
Ожидаемые результаты:
Расширятся знания детей об изменениях, произошедших в живой и неживой природе поздней осенью.
Этапы минипроекта:
1. Подготовительный этап.
2. Продуктивный этап.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Изучение литературы по теме. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
2 | Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. | Ст. воспитатель, воспитатели, педагоги доп. образования. |
3 | Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
4 | Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. | Воспитатель. |
Продуктивный этап
№ | Мероприятия | Ответственные | |||
Познавательно-речевое развитие | |||||
1. Коммуникация
Беседы:
Свободное общение:
|
Воспитатель. | ||||
2. Познание
Рассказ воспитателя:
Рассматривание:
фото, репродукций, иллюстраций
Исследовательская, деятельность:
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:
|
Воспитатель. | ||||
3. Чтение художественной литературы
|
Воспитатель. | ||||
Социально-личностное развитие | |||||
4. Социализация
Экскурсии:
Наблюдение
Сюжетно-ролевые игры:
|
Воспитатель. | ||||
5. Труд
|
Воспитатель. | ||||
6. Безопасность
Беседа с детьми:
|
Ст. медсестра.
Воспитатель. |
||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
7. Художественное творчество
Продуктивная деятельность:
Праздничное оформление группы для встречи праздника «Золотая осень».
Рисование – «В осеннем парке». Лепка – «Гроздь рябины». |
Педагог дополнительного образования. | ||||
8. Музыка
Разучивание песен:
«Крик журавлей», «Осень постучалась нам», «Скворушка», «Во поле береза стояла», «Дождик». Танцев: «Кадриль», «Грибы», «Грибы», «С осенними листочками», «Задорный». |
Музыкальный руководитель. | ||||
Физическое развитие | |||||
9. Физкультура
Подвижные игры:
«Поймай листок», «Листопад», «Узнай дерево» |
Руководитель по физ. воспитанию, воспитатель. | ||||
10. Здоровье
Свободное общение
|
Воспитатель, ст.медсестра. |
Заключительный этап
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Праздник Осени «Где же Осень золотая?» | Музыкальный руководитель. |
2 | Занятие – фантазия «Краски листопада». | Воспитатель, педагог дополнительного образования. |
Минипроект «Ноябрь: пасмурные дни, встреча Зимы»
Другое название: полузимник,
Пословицы: Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат. Ноябрь – ворота зимы.
Приметы: В ноябре зима с осенью борется. Морозы начинаются, снег выпадает. Вся красота осени вниз опала, под деревьями лежит, на деревьях красивыми да нарядными не листья смотрятся, а птица: снегири, дрозды да хохлатые свиристели.
Цель: закрепить представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.
Длительность: краткосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Задачи для детей:
- Расширение, обобщение, активизация словаря по данной теме.
- Расширить представление о диких животных, знания о том, как звери к зиме готовятся.
- Формировать экологически грамотное поведение в природе.
- Познакомить детей с народными приметами и пословицами.
Задачи для педагогов:
- Изучить литературу по данной теме.
- Создать необходимые условия в ДОУ для наилучшего усвоения детьми данной темы.
- Создать наглядно-методический материал, пополнить развивающую среду в группе.
- Повышать творческий потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство.
Ожидаемые результаты:
- Расширятся знания детей о сезонных изменениях в природе влияющих на жизнь растений, животных, человека.
Этапы минипроекта:
1. Подготовительный этап.
2. Продуктивный этап.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Изучение литературы по теме. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
2 | Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. | Ст. воспитатель, воспитатели, педагоги доп. образования. |
3 | Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
4 | Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. | Воспитатель. |
Продуктивный этап
№ | Мероприятия | Ответственные | |||
Познавательно-речевое развитие | |||||
1. Коммуникация
Беседы:
|
Воспитатель. | ||||
2. Познание
Рассказ воспитателя:
Рассматривание:
фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская, деятельность:
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:
|
Воспитатель. | ||||
3. Чтение художественной литературы
|
Воспитатель. | ||||
Социально-личностное развитие | |||||
4. Социализация
Экскурсии:
Наблюдение
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья». |
Воспитатель. | ||||
5. Труд
|
Воспитатель. | ||||
6. Безопасность
Беседа с детьми:
|
Ст. медсестра.
Воспитатель. |
||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
7. Художественное творчество
Рисование – «Поздняя осень».
Лепка – «Домашние животные». |
Педагог дополнительного образования. | ||||
Физическое развитие | |||||
8. Физкультура
Подвижные игры:
«Охотники и утки», «Придумай фигуру», «Звери и осень». |
Руководитель по физ. воспитанию, воспитатель. |
Заключительный этап
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Мониторинг реализации проекта. | Воспитатель. |
2 | Спортивный досуг «Осенний переполох на лесной полянке». | Руководитель по физ.воспитанию. |
3 | Коллаж – «Какой цвет у осени». | Педагог дополнительного образования. |
Вопросы для мониторинга.
1. Знаете ли Вы периоды Осени?
2. Почему птицы улетают на юг?
3. Почему листья желтеют и краснеют?
4. От куда берутся витамины?
5. Как помочь раненному дереву?
6. Осенью бывает снег?
7. Обязательно деревьям сбрасывать листву?
Интеллектуальная игра «Осеннее кафе».
В группе.
Дети играют в подвижную игру «Огород у нас в порядке!»
Ребята посмотрите – нам принесли письмо!
Хотите узнать что написано в письме? (Да.)
Давайте прочитаем кому оно адресовано.
Кому: Детский сад № 24. Детям подготовительной группы.
Т.е. Нам. Интересно от кого? Подписи нет, но есть загадка! Мне кажется я догадалась, если отгадаем загадку тогда узнаем от кого письмо.
От кого: Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает-
Когда это бывает? (Осенью.)
Почему вы так решили? (Ответы.)
Воспитатель открывает и читает письмо:
«Дорогие ребята, если вам читают письмо, значит, вы смогли отгадать про меня загадку. Подошли к концу последние осенние дни в этом году, мне хотелось бы попрощаться с вами. Я приглашаю вас в Осеннее кафе!»
Ребята, а как нам попасть в осеннее кафе, в гости к осени? (дети замечают дорожку из осенних листочков). Идем по дорожке!
Зал оформлен в виде кафе.
Звучит музыка. Дети входят в зал. Осень встречает детей в музыкальном зале. (Слайд.)
Осень: Здравствуйте дети! Я рада вас видеть, мои дорогие друзья, я вам приготовила осенние подарки.
Ребенок (Максим): Осень! И мы для тебя приготовили подарки. Мы для тебя споем.
Осень: Я так люблю песни, проходите на осеннею полянку. Здесь ваша песню зазвучит особенно красиво.
Дети поют песню «Осень постучалась к нам».
Осень: Молодцы какие, порадовали! А теперь проходите на стульчики. Всем место хватило? (Да.) Посмотрите, а ведь вы поделились на три команды.
1 команда – желтые листочки, 2 – зеленые, 3 – оранжевые листочки.
Я приготовила для вас увлекательные приключения.
1 игра.
Осень: Дети, а как можно узнать какая за окном погода?
Дети: Посмотреть по телевизору, в интернете, услышать по радио, посмотреть за окно.
Я знаю интересную словесную игру «Погода осенью». Хотите научиться в нее играть? ___ Хорошо, я буду называть для каждой команды вопрос, вы думаете вместе и кто-то один отвечает. Если ответ правильный, то вы увидите картинку. Вы готовы? _______
Игра «Погода осенью».
Вопросы командам:
Разминка:
- Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень). Слайд 2 (1-2-3-4).
- Какое самое теплое время года? (лето красное) слайд 3.
- Какое прошло время года? (осень). Слайд 4.
И не забывайте, отвечать полным ответом!
Дети, а какая бывает погода осенью:
- Когда идет дождь – дождливая. Слайд 5.
- Когда дует ветер – ветреная. Слайд 6.
- Когда холодно – холодная. Слайд 7.
- Когда пасмурная – пасмурная. Слайд 8.
- Когда сыро – сырая. Слайд 9.
- Когда хмуро – хмурая. Слайд 10.
- Когда ясно – ясная. Слайд 11.
Осень: Молодцы!
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Чья команда готова поднимите руку.
Дети отвечают по командам: Ранняя, золотая, поздняя.
Слайд 12 (ноябрь, октябрь, сентябрь).
Осень: Ребята, посмотрите, что еще принесла нам осень! (показывает три картины: сентябрь, октябрь, ноябрь).
2 игра.
Возьмите каждая команда по картине, рассмотрите их.
Перед вами картины, на них изображена осень. Рассмотрите их повнимательнее, посоветуйтесь и определите какой период осени на ней изображен. Свой ответ обоснуйте!
Дети рассматривают, и по признакам рассказывают какая осень изображена на картине.
Слайд 13. Сентябрь – показать, когда рассказывает 1 команда.
Слайд 14. Октябрь – показать, когда рассказывает 2 команда.
Слайд 15. Ноябрь – показать, когда рассказывает 3 команда.
Ребенок: У нас есть еще один подарок для тебя. Слайд 16. Стихотворение про Осень.
Читает стихотворение.
Осень: Какие замечательные строки! Ребята, а как можно изобразить осень?
Дети: с помощью музыки, песен, стихов, красок!
3 игра.
Нарисовать Осень на листе.
Осень: У меня есть замечательные восковые мелки. Я приготовила для каждой команды мольберт и белый лист бумаги. Сейчас каждая команда подойдет к мольберту и нарисует осеннюю картину. Но у меня условие – картину вы должны нарисовать все вместе, после того как нарисуете придумать название и рассказать почему вы ее так назвали. Слайд 17.
(Звучит музыка.) Дети рисуют.
Осень: У вас получились очень интересные работы. А вам они нравятся?
Как называется ваша картина зел.лист – Почему вы ее так назвали?
Жел.лист –Почему вы ее так назвали?
Кр.лист - Почему вы ее так назвали?
Команда желт. А вам нравиться картина желтых, а чем? (со всеми).
Молодцы! Замечательно, порадовали!
4 игра. Слайд 18
Ребята, последние дни деревья стоят совсем скучные, унылые, все листочки опали. А помните, какие были красивые деревья в своих ярких сарафанах. Я так по ним соскучилась, а вы? ___ Сейчас я вас научи делать осенние листочки, но не простые, а съедобные листочки-бутерброды! Из чего в завтрак вы делаете бутерброд в детском саду? ____ И я для вас приготовила масло, но не обычное а цветное! Как вы думаете почему масло бордового цвета, оранжевого, зеленого?
А сейчас команды подходите к столам и готовьте бутерброды.
Звучит музыка
Осень: Какие замечательные листочки! После игры попьем с ними чай. Садитесь.
5 игра. Слайд 19.
Команды получают конверты в которых разрезные картинки, собрав ее, они получат картину по которой нужно составить рассказ.
Осень: А сейчас для вас приготовлена еще одна игра-загадка. В конвертах картинка - пазл. Ваша задача собрать ее дружной командой и составить по ней рассказ. Приступайте к работе.
Собирают. Расскажите что у вас на картинке?
1 реб рассказывает – слайд 20, 2 реб – слайд 21, 3 реб – слайд 22.
6 игра Слайд 23 + щелчок
Осень: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Все ребята встаем и делаем большой круг и превратимся в птиц, а какая вы птица узнаете после того как возьмете картинку в руки. Ваша задача определить какая вы птица – перелетная или зимующая и по сигналу отправиться на юг или остаться зимовать дома.
Встали в круг – разложила птиц. После музыки сказать – разбираем птиц. Играем 1-2 раза.
7 игра на каждого ребенка ребус. Слайд 24.
Осень: Молодцы ребята много всего вы знаете и умеете. У меня для вас есть еще один подарок – конвертики (в которых ребусы). Разгадав их вы узнаете зашифрованное слово.____ молодцы!
1 – слайд 25, 2 – слайд 26, 3 – слайд 27…………9 – слайд 33.
Ребенок (девочка). А у нас для вас есть еще один подарок!
Танец с платочками.
Мне всё понравилось! Слайд 34.
Вы замечательно пели и танцевали! У меня для вас есть еще один подарок – душистый чай с яблочным пирогом – он ждет вас в вашей группе. До свидания!»
Душистый чай с яблочным пирогом. Ждет в группе.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»
Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...
Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе
Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...
Метод воспитания – слово
Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...