Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

 

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогает педагог.

Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу что необходимо организовывать исследования которые являются эффективным методом развития ребёнка. Но как сформировать исследовательское поведение у детей дошкольного возраста?

У меня возникла идея своего педагогического проекта по формированию исследовательских навыков у моих воспитанников. Мой педагогический проект реализовался в течение двух лет, так как дети обучаются и воспитываются в дошкольном отделении нашей гимназии с 5 до 7 лет. Работа по реализации проекта реализовалась в следующих направлениях:

1. Подготовительный этап. В 2011 году я была слушателем курсов повышения квалификации по образовательной программе А. Савенкова «Дошкольное исследование как метод обучения старших дошкольников», и изучила технологию проведения исследовательских работ с дошкольниками, познакомилась с требованиями приказа 2151, к структуре общеобразовательной программы, которые предписывают нам новые формы образовательной деятельности, изучила методическую литературу по данной теме таких авторов педагогики и воспитания как О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой. Проанализировала организацию предметно-развивающей среды моей группы в части исследования и обучения детей, т. е. на основании чего дети могут выдвигать проблемный для них вопрос, как могут выдвигать гипотезы, где могут работать с иллюстрациями, книгами, в какие удобные моменты могут обращаться за помощью к взрослым и многое другое.

2. Практический этап.

а) Была проведена диагностика исследовательских способностей детей группы, в которой я работаю.

б) Проанализировав предметно развивающую среду своей группы, я пришла к выводу, что центр экспериментирования недостаточно наполнен, поэтому своей задачей я поставила привести в соответствие предметно-развивающую среду и привлекла к свое помощи родителей группы. На родительском собрании рассказала о проекте проводимой работы с детьми, его целях и задач, сделав акцент на то, что без помощи и участия родителей будет трудно осуществить задуманное. Прежде всего, родители помогли в дополнении оборудования мини-лаборатории, посвященной разной тематике, пополнили центр художественной и энциклопедической литературой.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

В) Непосредственно-образовательная деятельность. Хочется повторить высказывания доктора педагогически наук А. Савенков «Обучение должно быть «Проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение творческая деятельность».

Как же мы учились исследовать с детьми?

• Выбиралась проблемная ситуация.

• Выстраивалось целепологание.

• Выдвигались гипотезы, т. е. предположение.

• Гипотезы проверялись.

• Если предположение подтверждалось: формулировался вывод.

• Последним этапом являлась защита исследования.

Конечно, было сложно.

Итак: традиционно в пятницу мы определяемся с последующей темой. Начинается поэтапная работа над ней. Мы с детьми собираем информацию по теме, к своей работе мы привлекаем родителей. Начинается всё с наблюдений в природе, в окружении, если это возможно. Далее дети зарисовывают информацию в тетрадях. Собранные детьми факты обсуждаются в беседах, анализируются в совместной деятельности, по возможности, проверяются на практике, через организацию экспериментальной деятельности. Опыт побуждает детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, дети учатся рассуждать, делать умозаключения.

Но сначала мы с детьми учились исследовательскому поиску, обучались специальным знаниям, умениям, навыкам. Мы учились задавать вопросы, учились выдвигать гипотезы. Например: почему поют птицы? Потому, что тает снег, светит солнце. Мы учились видеть проблемы. Например: мяч, положить на гладкую наклонную поверхность, можно ли это сделать? Почему? Придумай выход из сложившейся ситуации, докажи свою правоту.

В данный момент мы с детьми приближаемся к итогу нашей деятельности. Это самостоятельная исследовательская деятельность детей, но под руководством педагога. В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате. Такую работу мы проводим по образовательным предметам ОЗОМ, ФЭМП, Основы безопасности жизнедеятельности и в другой совместной деятельности.

3. Заключительный этап.

На этом этапе осуществляется подведение итогов реализации моего педагогического проекта, это повторная диагностика детей по усвоению знаний, результатом которой явилось: ребята научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата, обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать, обобщать результат опыта). При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности дети приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате. Благодаря педагогам гимназии и родителям группы преобразился опытно-экспериментальный центр. Были даны рекомендаций по формированию центров экспериментирования для педагогов дошкольного отделения гимназии. А так же в ходе реализации педагогического проекта была проведена трансляция полученного опыта для педагогов начальной школы гимназии в рамках преемственности.

В результате реализации проекта можно сказать об эффективности выбранной работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, мне удалось достичь намеченной цели. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

 

Список литературы:

1. Методика проведения учебных исследований в детском саду: учебное издание / Савенков А. И., гл. ред. Калинина Н.Г., Гордиевская В.Г.,- М: «Учебная литература», 2007. - 30с.

2. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание / Короткова Н. А., гл. ред. Чернена В. Н.,- М.: «ЛинкаПресс», 2007 - 208с.

3. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса Н. Е., Веракса А. Н., гл. ред. Дорофеева А. В.,- М.: «Мозаика-Синтез», 2008. - 109с.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Венгер Л. А., отв. ред. Курнешова Л. Е.,- М.: Издательский дом «Карапуз», 1986. - 95с.

5. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное издание /Поддъяков Н. Н.,отв. ред.Говоркова А. Ф., - М.: издательство «Аркти», 1985. - 120с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческая лаборатория «В пустыне»

Творческая лаборатория «В пустыне» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: Экосистемы. Программные задачи: - познакомить детей с природой...

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Читайте также

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...