Применение технологии организации поисковой деятельности в работе музыкального руководителя на тему
«Проект организации поисковой деятельности в средней группе на тему «Звук»

 

Цель:

Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи:

1. О.о. «Познавательное развитие».

Выявить особенности и различные свойства звуков, определяя их изобразительные качества.

2. О.о. «Художественно-эстетическое развитие».

Формировать умение соотносить изобразительные свойства звука с художественными образами, природными явлениями.

3. О.о. «Речевое развитие».

Расширять словарный запас детей, используя слова, характеризующие свойства звука, названия шумовых инструментов, пересказ сказки «Курочка ряба».

4. О.о. «Социально-коммуникативное».

Способствовать взаимодействию детей между собой в коллективе совместно с педагогом.

5. О.о. «Физическое развитие».

Формировать умение использовать движения имитационного характера, подражая героям сказки, применяя звукоподражания и шумовые инструменты.

Содержание образования

Аксиологический компонент

1. Инструментальные произведения К.Сен-Санса: «Слон», «Куры и петухи», «Птичник» (какую роль свойства музыкального звука играют в передаче образа).

2. Вокальные произведения: «Колыбельные» русские народные. (психологическое воздействие).

3. Музыкально-художественные образцы народного творчества (свистульки, деревянные ложки, трещотки, шумелки, колотушки).

4. Детский народный игровой фольклор (потешки, песенки, заклички).

5. Презентация на тему «Звук».

Когнитивный компонент

Свойства звука: тихий – громкий, высокий (тонкий) – низкий (толстый), глухой – звонкий и т.д. В зависимости от того из какого предмета и чем извлекается звук можно его определить как:

  • Деревянный звук (стук деревянных ложек).
  • Металлический звук (звон колокольчика, треугольника, бубна).
  • Шуршащий звук (шорох бумаги, пакета, погремушки, маракаса).
  • Трещащий звук (трещётки, гребешка для расчёсывания).

Деятельностный компонент

1. Овладевать приёмами звукоизвлечения на детских музыкальных и шумовых инструментах (звенеть в колокольчик, на треугольнике, играть на маракасе, бубне, барабане, трещотке, ложках).

2. Изготовление детьми с помощью взрослых шумовых музыкальных инструментов.

3. Уметь извлекать звук из самодельных шумовых инструментов, аналогичных настоящим.

Личностный компонент

1. Радость от совместной деятельности со взрослым в процессе изготовления музыкального инструмента.

2. Создание домашнего оркестра и совместное музицирование.

3. Развитие творческих способностей, умения оркестровать сказку, стихотворение. Развитие артистизма.

4. Чувство удовлетворённости от результатов своей деятельности.

Проблемные задачи

1. Изобретательская

Скоро праздничный концерт для наших мам и пап. Мы пришли с вами в музыкальный зал, а оттуда пропали все музыкальные и шумовые инструменты. Чем мы можем заменить музыкальные инструменты?

2. Исследовательская

1. Какой звук мы услышим если наполним ёмкости горохом, песком и потрясём их? Поводим палочкой по расчёске?

- Звук трещащий, шуршащий, как у трещотки, маракаса.

2.Какой звук услышим, если постучим палочкой по деревянному столу или по скорлупке грецкого ореха?

- Глухой, твёрдый, как ложки и барабан.

3. По металлической кастрюльке ложкой или ударить одной крышкой о другую?

- Звонкий, громкий, воинственный.

3. Конструкторская

Используя предоставленные материалы создать шумовой инструмент.

Трещотка из расчёски с палочкой, барабан – металлическая коробка и деревянные палочки, маракас – пластиковая бутылочка, наполненная песком, крупой.

4. Прогнозная

Звуки бывают разные и поэтому они могут приносить как пользу, так и вред.

  • Приятно слушать красивую музыку, она успокаивает, улучшает настроение.
  • Звуки могут предупреждать об опасности (приближение поезда, гроза, гром, треск деревьев.
  • Птичьи трели и журчание весеннего ручейка ласкают наш слух.
  • Шумные звуки среди ночи мешают спать.
  • Очень громкий звук может оглушить человека.

5. Задача с достраиваемым типом условия

  • Что было бы, если бы мы могли слышать только громкие звуки?
  • Что было бы, если бы в нашем оркестре каждый играл очень громко, не слушая друг друга?

Основной этап поисковой деятельности

Цель: Формирование способов исследовательско-познавательной деятельности. Изучение и сравнение свойств и качеств звука.

Задача: Исследовательская.

Оборудование: Ёмкости (металлические кастрюльки, пластиковые ведёрки, бутылочки, жестяные коробки и банки), деревянные палочки, дощечки, скорлупа грецких орехов, гребешки, расчёски для волос, песок, крупы (манка, пшено, горох), металлические крышки, ложки.

Эксперимент:

1. Прослушать музыкальное произведение К.Сен-Санса «Куры и петухи». Вспомнить какие звуки издают эти птицы и какие шумовые инструменты могут передать эти звуки (ложки, трещотки, маракасы…).

2.Т.к. настоящие инструменты «исчезли», показать детям ёмкости (металлические кастрюльки, пластиковые ведёрки, бутылочки, жестяные коробки и банки), деревянные палочки, дощечки, скорлупа грецких орехов, гребешки, расчёски для волос, песок, крупы (манка, пшено, горох), металлические крышки, ложки.

3. При показе педагогом карточек – схем, побудить детей к изготовлению своими руками музыкальных шумовых инструментов, или подобрать предметы, которые могут заменить пропавшие по звучанию.

4. Выбрать понравившиеся ёмкости, предметы, приклеить их, заполнить.

5. Показать способ запечатывания ёмкостей.

6. Показать способ звукоизвлечения из изготовленных инструментов.

7. Предложить различные варианты заполнения ёмкостей и извлечения звука.

Сделать выводы. Какой звук мы услышим если наполним ёмкости горохом, песком и потрясём их? Поводим палочкой по расчёске?

- Звук трещащий, шуршащий, как у трещотки, маракаса.

Какой звук услышим, если постучим палочкой по деревянному столу или по скорлупке грецкого ореха?

- Глухой, твёрдый, как ложки и барабан.

По металлической кастрюльке ложкой или ударить одной крышкой о другую?

- Звонкий, громкий, воинственный.

8. Побудить детей к оркестровке ранее прослушанного произведения К.Сен-Санса «Куры и петухи».

9. Выступить с концертным номером перед детьми младшей группы. Организовать выставку и видео-презентацию музыкальных инструментов, сделанных своими руками.

Вывод: Шумовые музыкальные инструменты можно сделать из любого подручного материала.

Этап совершенствования

Применение шумового оркестра: на музыкальных занятиях, развлечениях, утренниках, для домашнего музицирования, самостоятельной деятельности.

Очень интересно озвучить русскую народную сказку.

Курочка Ряба

Жили-были дед и баба. (Удары деревянными палочками.)

И была у них курочка Ряба. (Расчёска-трещотка.)

Снесла курочка яичко: (Маракас.)

не простое – золотое! (Удар металлическим предметом.)

Дед бил-бил, (Стук дер. палочек по жестяной коробке.)

не разбил.

Баба била-била, (Стук дер. палочек по скорлупе грецких орехов.)

не разбила.

Мышка бежала, (Звон колокольчика.)

хвостиком задела,

яичко упало и разбилось! (Удар металлическим крышками.)

Дед плачет, Баба плачет, (Треугольник.)

А курочка кудахчет: Не плачь дед, (Удар по барабану.)

не плачь баба, (Удар по жестяной банке.)

я снесу вам яичко другое, не золотое, (Треугольник.)

а простое! (Трещотка.)

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у…

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах» Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи...

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Читайте также

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего…

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения» Введение “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и...

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...