Проект «Профилактика дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Актуальность
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение влечет за собой изменения образа жизни и деятельности ребенка, а также семьи в целом. Дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка 3-4 лет ограничены. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Семья также испытывает нарастание эмоционального напряжения, сложности во взаимодействии ребенка к новым социальным условиям. Таким образом, в период перехода ребенка в детский сад, следует рассматривать данную проблему по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни не отдельного ребенка, а семьи в целом.
Объект проектирования: адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет проектирования: профилактическая работа, как предмет практической деятельности направленной на снижение дезадаптации детей 4 года жизни к условиям ДОУ.
Понятийный аппарат: адаптация, дезадаптация, социальное поведение, переключение от психотравмирующей ситуации.
Анализ ресурсов: имеется литература по данной проблеме, материально-техническая база: игрушки, наглядные пособия, магнитофон, видеокамера, "педагогическая песочница".
Цель: создание условий адаптации детей к ДОУ через взаимодействие педагогов и родителей.
Задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу (труды Н.М. Аксариной, Р.И. Тонкова-Ямпольской, Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Н.Д. Ватутиной).
- Изучить педагогический опыт по созданию условий для благоприятной социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Разработать профилактическую программу по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения, повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей 3-4 лет.
- Обобщить результаты реализации профилактической программы, определить ее эффективность (при необходимости внести коррективы).
Целевая аудитория
Дети 3-4 лет.
Сроки реализации проекта
Июнь - октябрь 2013 год.
Этапы реализации проекта (сроки)
1. Подготовительный июнь - июль 2013 год. Включает реализацию направлений:
- составление программы по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения. Разработать профилактическую программу на основе программ: С.В. Крюковой «Давайте жить дружно», А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», технологий Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко адаптационные игры-занятия в песочнице, «оживление» сказок в песочнице;
- ознакомление родителей с условиями и воспитанием в детском саду: экскурсия по детскому саду, беседы с руководителем, медицинским и педагогическим персоналом. ознакомление с памятками;
- подбор диагностических методик для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ;
- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;
- подбор анкет для родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей.
2. Практический август - сентябрь 2013 год.
Данный этап длится 2 месяца, включает в себя:
2.1. Апробация профилактической программы
Занятия педагога - психолога с детьми 15 минут 2 раза в неделю, фронтальная и подгрупповая работа.
2.2. Система мероприятий с родителями и воспитателями:
- консультативные встречи с родителями по вопросам воспитания и развития детей 3-4 лет (2 раза в неделю);
- проведение консультаций для педагогов по организации взаимодействия с детьми в период адаптации.
3. Итоговый октябрь 2013 год.
- обобщение результатов программы;
- осуществление итоговой диагностики по программе;
- анкетирование родителей по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации ребенка;
- представить педагогическому сообществу ДОУ на педагогическом совещании результаты работы программы по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основные направления реализации проекта
1. Диагностическое:
- диагностическая методика для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В.Н. Меркуловой, Л.Г. Самоходкиной;
- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;
- анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей и предпочтений детей "Давайте познакомимся".
2. Для достижения наиболее эффективных результатов работы осуществить мероприятия с субъектами образовательного процесса воспитателями и родителями: консультации, круглый стол, выдача рекомендаций, памятки, по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода, анкетирование родителей: "Давайте познакомимся", "Готов ли ребенок к поступлению в детский сад?".
3. Провести занятия с детьми (работа фронтальная и подгрупповая).
Механизмы, средства и способы реализации проекта
Для реализации проекта необходимы психолого-педагогические условия, которые будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей 4 года жизни:
- учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;
- проведение специальных адаптационных занятий;
- установление сотрудничества с родителями детей 4 года жизни, адаптирующихся к условиям ДОУ.
- взаимодействие с воспитателями по организации работы с детьми в период адаптации.
В профилактической программе используются методы игровой терапии, элементы сказкотерапии и адаптационные игры в "педагогической песочнице".
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Структура занятий
Программа психопрофилактической работы с детьми 3-4 лет состоит из 16 занятий.
Занятия (1-3 адаптационные игры-занятия в песочнице)
Цель: установить доверительные отношения между педагогом и ребенком.
Задачи:
1. Усвоить нормы и правила поведения и общения в группе.
2. Развитие тактильной чувствительности как основа «ручного интеллекта».
3. Развитие воображения, зрительного восприятия, образного мышления.
I часть
- Приветствие.
- Сюрпризный момент: встреча с "Песочной феей".
- Правила игры в песочнице.
II часть
- Упражнения на дыхания.
- Игры на развитие тактильной чувствительности.
- Игры - упражнения на развитие зрительного восприятия.
- Игры на развитие воображения, образного мышления.
III часть
Ритуал прощания с "Песочной феей".
Занятия 4-16
I часть
Цель:
1. Настроить группу на совместную работу.
2. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Процедура:
- приветствие;
- сюрпризный момент;
- пальчиковая гимнастика;
- двигательные игры.
II часть
Цель: развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер.
Процедура:
- игры на развитие общения;
- игры на развития памяти, внимания, воображения;
- рисование.
III часть (Техника «оживление» сказок в песочнице.)
Цель:
- создать положительный эмоциональный фон техникой "оживления" сказок в песочнице;
- снизить мышечное напряжение, повысить речевую активность детей.
Процедура
Техника ведомой игры (сказкотерапевт рассказывает сказку, подробно описывает детали происходящих событий; дети, слушая его, выставляют фигурки в песочнице, действуют ими, повторяют за психологом сказку).
Учебно-тематический план
Профилактическая программа по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения
Цель программы: создание условий адаптации детей к ДОУ через взаимодействие педагогов и родителей.
Категория обучающихся: дети (3-4 лет).
Срок обучения: 2 месяца (август - сентябрь).
Режим занятий: 15 минут.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1. | "Адаптационная игра-занятие в песочнице" | 15 мин
|
- | 15 мин | Наблюдение диагностика анкетирование родителей
|
2. | "Адаптационная игра-занятие в песочнице" | 15 мин
|
- | 15 мин | Наблюдение
съёмка |
3. | "Игра в песочнице «детский сад»"
|
15 мин
|
- | 15 мин | Наблюдение
фотосъемка, анализ детских построек |
4. | "Божья коровка" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
съёмка Анализ детских работ |
5. | "Птички" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
анализ детских работ |
6. | "Встреча в лесу" | 15 мин | - | 15 мин. | Наблюдение
съемка |
7. | "Мои любимые животные" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
Съемка |
8. | "Птичий двор" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
анализ детских работ |
9. | "Зайка" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия |
10. | "Колобок" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия,
|
11. | "Котята" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
Рефлексия. |
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
12. | "Клоуны" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия, анализ детских работ |
13. | "Строим дом" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия |
14. | "Карусели" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия |
15. | "Лягушата" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
Рефлексия Анализ детских работ |
16. | " Мир вокруг нас" | 15 мин | - | 15 мин | Наблюдение
рефлексия |
Итого | 240 мин
(4 часа) |
240 мин
(4 часа) |
Ожидаемые результаты проекта:
- снижение доли детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду;
- высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
- осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
- повышение уровня компетентности родителей по вопросам обеспечения благоприятной адаптации детей 4 года жизни к ДОУ.
Критерии оценки результатов реализации проекта
Профилактическая программа дала положительную динамику в адаптации детей 4 года жизни к ДОУ, до 95% детей увеличилось со средней и легкой степенью адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Положительные отзывы родителей о программе, влияющей на успешность адаптации детей к детскому саду.
Способы предоставления результатов
1. Разработана профилактическая программа по профилактике дезадаптации детей 4 года жизни в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Аналитический отчет о результатах работы.
3. Видеоматериалы занятий с детьми.
Список литературы:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1991.
2. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми в адаптационный период. - М., Издательство "Учитель", 2014.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2011.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. - СПб.: Речь, 2010.
5. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада /Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с 66-77.
6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006.
7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 1999.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.
9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно психического развития детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1996.
10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации в ДОУ. - М.: Книголюб, 2005.
11. Интернет - ресурс.
Профилактика дезадаптации детей младшего возраста: [Электронный ресурс] festival/1september.ru>articles/610504/
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду: [Электронный ресурс] maam.ru
Читайте также |
---|
Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»
Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...
Нет ничего краше Родины нашей!
Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...
Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»
Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...