Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Исследовательский проект:
«Развитие речи детей средствами анимации на основе русских народных зимних игр»

 

Проект направлен на развитие речи детей подготовительной к школе группы. При реализации проекта, дети знакомятся с зимними народными играми, учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что данная проблема

(развитие речи детей) достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей подготовительной к школе группы.

Введение

Развитие речи детей относится к числу одной из важнейших задач в психолого-педагогической работе педагогов в дошкольной организации. Его значение возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В поисках методов способствующих развитию речи детей и выстраивания эффективных взаимоотношений детей друг с другом в условиях дошкольной организации я остановилась на мультипликации. Главная педагогическая ценность в создании мультипликации заключается в возможности всестороннего развития ребенка и психологической адаптации его в социуме.

Работа по развитию речи велась на основе русских народных зимних игр. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательным для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

В качестве материала для создания анимации был выбран пластилин. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Актуальность. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, интернет), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества развития речи, коммуникативных навыков детей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизора, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Учитывая степень воздействия пластилина и русских народных игр на развитие детей, мною был разработан проект «Развитие речи детей средствами анимации (мультипликации) на основе русских народных зимних игр».

Проблема проекта: недостаточное развитие речи и коммуникативных навыков детей.

Гипотеза: уровень развития речи повысится, если:

- будут созданы условия для реализации проекта «Развитие речи детей средствами анимации на основе русских народных зимних игр».

Объект исследования – устная речь детей.

Предмет исследования – возможности мультипликации как средства развития речи детей.

Цель: создание условий для развития речи и социально-коммуникативных навыков детей посредством анимационного фильма на основе русских народных зимних игр.

Задачи проекта:

1. Дать знания детям об истории возникновения мультфильма, его создателей; продолжать знакомить детей с русскими народными зимними видами игр.

2. Продолжать развивать речь, коммуникативные и творческие способности детей; способствовать расширению словарного запаса.

3. Способствовать формированию физического и психического здоровья детей, способности к саморегуляции.

Проект краткосрочный - 1 месяц. Реализуется согласно расписанию занятий педагога - психолога.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог-психолог, учитель - логопед, воспитатели.

Позиция педагога- психолога: партнер, участник.

Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Основные формы реализации проекта: НОД, консультации для воспитателей, родителей.

Материалы и оборудование, необходимые для реализации: альбом, акварельные краски, кисточки, пластилин, ткань голубого цвета, фотоаппарат, штатив, компьютер, программа для создания мультфильма.

Целевые ориентиры проекта:

- на достаточном уровне развита речь по теме и коммуникативные навыки детей;

- проявляет интерес к русским народным зимним играм;

- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;

- контролирует свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);

- проявляет творческие способности;

- умеет организовать самостоятельную деятельность.

Содержание проекта

I. Подготовительный этап (констатирующий этап)

Цель: выявить уровень развития речи детей.

Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Задачи:

1) выявить у ребенка умение логически последовательно выстраивать свое высказывание о событиях, явлениях, отвечать на вопросы;

2) выявить у ребенка умения пересказывать небольшие литературные произведения;

3) выявить у ребенка умения составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке.

II. Основной этап (формирующий этап)

Цель: создать условия для развития речи через создания анимационного фильма (мультипликацию) на основе русских народных зимних игр детей.

Задачи:

1. создать условия для знакомства детей с мультипликацией (историей ее возникновения, профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор;

2. продолжать формировать практические навыки детей (создание декораций, героев мультфильма, фотографирование, соблюдая правила); помочь в составлении рассказа каждого ребенка- участника проекта;

3. способствовать формированию у детей желания общаться со старшими и сверстниками, осмыслять и отображать свои переживания, учитывать действия товарищей по команде.

III. Контрольный этап (повторная диагностика уровня развития речи детей)

Этапы реализации проекта

Дата Дети Родители Педагоги
I этап - констатирующий
2.02.15   Консультация для родителей: «Не забывайте народные игры».

Консультация для воспитателей: «Русские народные зимние игры».

Подготовка консультации по темам.
2.02.15 Диагностика   Создание условий для исследования уровня развития речи детей.
4. 02.15 Беседа «Русские народные зимние игры» («Штурм крепости», «Котел», «Мороз», «Льдинка», «Царь ледяной горы», «Два Мороза», «Коровка»).   Создание условий для проведения беседы по теме.
6. 02.15 Чтение и заучивание слов к игре «Мороз».   Помощь для заучивания слов к игре.
6. 02.15 Игры на свежем воздухе по выбору детей.   Создают условия для игр детей на улице.
9. 02.15 Составление описательного рассказа по репродукции В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».   Создание условий для составления рассказа по репродукции.
9. 02.15 Рисование по теме: «Моя любимая русская народная зимняя игра».   Создание условий для художественного творчества (акварельные краски).
11. 02.15 Рисование по теме: «Моя любимая русская народная зимняя игра».   Создание условий для художественного творчества (акварельные краски).
II этап - формирующий
13.02.15. Знакомство детей с мультипликацией:

- историей ее возникновения,

- профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор.

  Создание условий для знакомства детей с мультипликацией
26. 02.15 Просмотр пластилинового мультфильма. (Обсуждение, что нужно мультипликаторам, для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации, слова по ролям, музыкальное сопровождение, артисты, которые озвучивают фильм, титры).

Обсуждение размера и одежды героев и декорации. Изготовление необходимых атрибутов для мультфильма (декорации, пластилиновые герои).

  Создание условий для просмотра мультфильма и ее обсуждения.
27. 02.15 Знакомство с фотоаппаратом, с техникой безопасности. Поэтапное фотографирование сюжета мульфильма.    
27. 02.15 Составление повествовательного рассказа по теме «Мои народные зимние игры» и ее запись.   Помощь детям в составлении повествовательного рассказа.
      Монтажная работа
  Контрольный этап (повторная диагностика уровня развития речи детей)
  Диагностика

III. Заключительный этап

- показ мультфильма детям ДОУ (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа);

- презентация проекта педагогам ДОУ.

Заключение

Работа по развитию речи в контексте создания мультфильма сложный процесс, к которому педагоги должны быть готовы. Знать не только психофизическое развитие ребенка, методику организации и руководства, но и знать современные компьютерные программы.

Из результатов проведенной диагностики была выявлена необходимость разработки практического материала (проекта) для совершенствования речи детей. В связи с этим была разработан проект «Развитие речи детей средствами анимации на основе русских народных зимних игр»

  Данный проект был апробирован и получен результат: умение составлять рассказ по картине повысился на 10%, умение составлять рассказ по серии картин повысился на

3 %, умение пересказывать на 5%, рассказ-описание на 5%.

Таким образом, сравнительный анализ на начальном и конечном этапе эксперимента показал, что данный проект позволяет добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольников, что полностью подтверждает нашу гипотезу.

Приложение 1

Таблица 1 Результаты диагностики уровня развития речи детей подготовительной к школе группы (констатирующий этап)

 

1

 

Таблица 2 Результаты диагностики уровня развития речи детей подготовительной к школе группы (контрольный этап)

 

2

 

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», М., «Сфера», 2007.

2. Осокина Т.И. «Игры и развлечения детей на воздухе»,- М., Просвещение, 1983.

3. Остакова Ю.В. «Система коррекционно- развивающих занятий по подготовке детей к школе»,- Волгоград, 2014.

4. Ушакова О.С. «Развитие печи и творчества дошкольников: игры и упражнения, конспекты занятий», ООО ТЦ «Сфера», 2003.

5. Хухлаева О.В.,О.Е. Хухлаев, Первушина «Программа групповых занятий с дошкольниками», - М., «Гнесис», 2007.

6. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», - СПб., ООО «Издательство «Детство», 2009.

7. Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику»,- Спб., Издательство «Сфера», 2002.

8. Справочник педагога-психолога (детский сад) «Организация психологической работы в анимационной студии», №8, 2013.



Добавить комментарий


Читайте также






Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...