Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

 

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька»

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
  • регулирование их психоэмоционального состояния;
  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.

Сроки проведения проекта: август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы;
  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
  • Составление плана работы и подбор методик;
  • Анкетирование родителей;
  • Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;
  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
  • Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).

2-й этап «Основной»

  • Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;

- правила поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

 

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

 

СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ ЦЕЛИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
АВГУСТ Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

 

Воспитатель
Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

 

Педагог - психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

 

Педагог-психолог
Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

 

Закрепление привычки к чистоте и опрятности. Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Педагог-психолог
СЕНТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

 

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

 

Педагог-психолог
Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

 

Воспитатель
Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

 

Воспитатель
Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности. Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

 

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

 

Педагог-психолог
Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

 

Воспитатель
  Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

 

Педагог - психолог,

Воспитатель

ОКТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

 

Развитие ловкости

 

Педагог – психолог,

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники» Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть Воспитатель
Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

 

Педагог - психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

 

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

 

Педагог-психолог
Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

 

Совершенствование умения пользования предметами по назначению Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

 

Создание у детей хорошего, радостного настроения Воспитатель
Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

 

Педагог-психолог
Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование влияния на воду природного материала Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду» Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

НОЯБРЬ Наблюдение на прогулке за тучками, дождем Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатель
Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

 

Педагог – психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти. Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование причины загрязнения воды Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

 

Воспитатель
Чтение пестушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

 

Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса Педагог-психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

 

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения Воспитатель
Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

 

Педагог-психолог,

Воспитатель



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие» Цель: Обогащение представления детей о космосе, составление интеллектуальной карты «Космос». Задачи: Образовательные – Учить творчески и инициативно...

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Читайте также

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...