Проект «Вместе весело шагать»

 

Ребенок, получивший образование

только в учебном заведении, —

необразованный ребенок.

Джордж Сантаяна.

 

Главный смысл и цель

семейной жизни —

воспитание детей.

Главная школа воспитания детей —

это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

Сухомлинский В. А.

 

Направление: реализация программ обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Срок реализации проекта

Проект предполагается реализовать в 2014-2016 гг.

Цель проекта: привлечение родителей к активному участию в жизни своего ребенка через организацию интересных форм работы.

Ключевые задачи инновационного проекта:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • помочь родителям устранить недопонимание эмоционально-потребностной сферы ребёнка через совместную деятельность;
  • внедрить новые формы работы с семьёй,
  • познакомить с культурными маршрутами в городе, деревне для организации занимательного развивающего досуга с детьми;
  • содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей.

Основная идея инновационного проекта

Внедрение в образовательный процесс экскурсий, походов и целевых прогулок с семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Проект, прежде всего, направлен на познавательное воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ), через реализацию регионального компонента образовательной программы, при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников.

Актуальность проекта

Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Это обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сотрудничество учреждения с семьёй стало одним из основных принципов дошкольного образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешной реализации Программы, дошкольные образовательные организации должны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрану и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению

партнерских отношений с семьями.

Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключила совместный отдых. Детей отправляют в кружки, однако не находят времени, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. В детском саду родители часто бывают гостями на детских праздниках, но не участниками. Традиционно работа с родителями носит наглядно-информационное направление. В ДОУ проводится педагогическое просвещение родителей: консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Для создания единого пространство развития ребенка в семье и детского сада приоритет должен быть отдан не информированию, а совместной деятельности.

Не все родители открыто идут на контакт. Нет сплочённости родительского коллектива и большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Чаще интересуются только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

При анализе анкет «Семейный досуг», было выявлено, что родители редко планируют совместный досуг с ребенком, не учитывают (не знают) интересы детей, редко посещают музеи, театры, выставки.

Ситуация усугубляется проживанием в сельской местности: сельские дети не могут так часто посещать музеи, выставки, парки, как городские из-за удаленности от культурных центров. Но в проживании на селе есть и много положительных моментов: непосредственная близость детей к живой природе, возможность поддерживать дружеские связи вне стен детского сада.

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием чему-то научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Новизна проекта

Подпрограмма I "Дошкольное образование" государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы направлена на решение проблемы, связанной с повышением качества услуг дошкольного образования. Дошкольное учреждение не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, взаимодействие - взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.

Проект обеспечивает создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педпроцесса будет комфортно, интересно и полезно.

Проект обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства и различный состав, помощь в организации семейной досуговой деятельности.

Проект направлен на создание благоприятной среды для социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования, путем использования культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов семей и окружающего социума.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности (посещение музеев, выставок, библиотек), патриотическому воспитанию (экскурсии по достопримечательностям города и деревни), экологическому воспитанию (походы, целевые прогулки в природу).

В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное

пространство «семья - детский сад»:

- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания и образования детей; 

- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ; 

- обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ. 

В ходе реализации проекта предполагается: 

- разработать и апробировать практический материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой родине: городе, деревне;

- разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.

1 критерий: повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей и родителей (законных представителей).

Показатели:

- дети знают отличительные особенности родного города, края;

- родители (законные представители) воспитанников принимают активное участие в экскурсионной программе.

Методы оценки: обратная связь, анкетирование (вводная и итоговая, анкеты).

2 критерий: создание единого образовательного пространства «семья - детский сад».

Показатели:

- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников;

- создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания детей;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;

- обогащение воспитательных умений родителей;

- повышение качества досуга в семьях воспитанников;

- количество мероприятий, проведенных с родителями (экскурсии, походы, целевые прогулки).

Методы оценки: обратная связь, наблюдение за поведением участников в процессе мероприятий (активность, заинтересованность, включенность), аналитический отчет. 

3 критерий: создание организационно-методических условий для продолжения проекта.

Показатели:

- увеличение количества семей воспитанников, участвующих в данном проекте;

- разработанность методического инструментария;

- разработанность диагностических методик;

- увеличение числа социальных партнеров, участвующих в реализации данного проекта;

- обобщение и представление опыта работы по организации культурного досуга семей воспитанников среди педагогической общественности и в средствах массовой информации.

Методы оценки: просмотр видеоматериалов, книга отзывов родителей об экскурсиях, походах, прогулках.

 

План реализации проекта

 

Этап

проекта

Мероприятие

проекта

Содержание

мероприятия

Сроки или

период

(в мес.)

Ожидаемые

результаты

Необходимые условия Средства

контроля и обеспе-

чения достовер-

ности

результатов

Создаются ли объекты

интеллек-туальной

собствен-

ности

 

Определе-

ние целей и форм взаимо-

действия с

семьями.

Анкети-

рование

родителей.

 

Изучение

потреб-

ностей родителей и их интересов в

вопросах

сотруд-

ничества с детским садом.

Изучение

организации

досуга в семье.

2014г.

сетябрь-октябрь

Получение информации о потреб-

ностях и

интересах

родителей.

 

Участие 80-90% семей в

анкети-

ровании

Анализ

анкет

Разрабо-

таны анкеты

«Детский сад для ребят»,

«Семейный

досуг».

Дни открытых дверей.

 

Экскурсия по детскому саду; встречи со специалис-

тами; просмотр

Открытых

занятий,

досугов

2014г.

октябрь - ноябрь

Заинтере-сованность родителей жизнью детского сада

Доступ-

ность и информа-ционная ёмкость

мероприятия

Обсужде-

ние на педсовете

Конспекты

экскурсий,

открытых

занятий,

досугов.

Беседы с

дошколь-

никами и родителями

средней

- подгото-

вительной групп.

- Беседы о

городе

- Викторина «Край родной»

- Конкурсы

рисунков

«Моя деревня»

2014г.

ноябрь - декабрь

Выявление уровня сформиро-

ванности представ-

лений о родном городе и крае у детей и

родителей.

Информи-

рование родителей о

сформиро-

ванности представ-

лений о родном городе и крае у детей.

Обсужде-

ние на педсовете.

Диагности-ческие

методики, направлен-

ные на выявление уровня сформиро-ванности у детей

старшего

дошкольного возраста представ-

лений о родном городе и крае.

2 этап формиру-

ющий

Оснащение предметно-развива-

ющей среды.

Оформление мини – музея «Русска изба», уголков для родителей

«Краеве-

дение», патриоти-

ческих уголков в

группах.

2015г.

январь

Знакомство с родным краем в условиях детского сада, заинтере-сованность родителей совместной деятель-

ностью.

Привлечение родителей к созданию мини-музея. Анализ

предметно-развива-

ющей среды,

смотры-конкурсы.

Музей

«Русская изба», материалы по краеве-

дению, патриоти-

ческому

воспитанию,

макет

«Деревня», настольные

игры

«Путешест-

вие по городу», «Прогулка по деревне».

Изучение объектов социального окружения. Составление каталога «Музеи родного города», «Выставки родного города», «Памятные места города и деревни». 2015г.

февраль

Создание системы взаимо-

действия ДОУ с учреж-

дениями социума на

основе договоров и совместных планов.

 

Заинтере-сованность социальных партнеров. Анализ плана Видео и

презентации

«Музеи»,

«Выставки»,

виртуальные

экскурсии по

памятным

местам.

Родитель-

ское

собрание

 

Знакомство родителей с

проектом

«Вместе весело шагать»,

обсуждение заплани-рованных мероприятий.

2015г.

Март

Состав-

ление плана экскурсий, походов,

целевых

прогулок с

родителями.

Квалифици-рованное организа-ционное и научно –

методическое

руководство

проектом.

Участие большого числа семей в собрании, компетен-

тность педагогов по вопросу проведения работы с семьями.

Протокол

родитель-

ского собрания

 
3 этап

практи-ческий

Экскурсии по детскому саду Посещение

выставок в

детском саду, музея «Изба»

2015г.

Октябрь - апрель

Установ-

ление

партнерских

отношений

с семьями.

Профессио-

нально и

психоло-

гически подготовлен-

ный коллектив единомыш-

ленников.

Творческая инициа-

тивная группа

коллектива ДОУ.

 

Ведение

«Дневника

совместных мероприя-

тий с

родите-

лями»,

оформ-

ление «Книги

отзывов и предло-

жений по совместной деятель-ности».

Методи-

ческие рекомен-

дации по организации досуга с детьми. План

проведения мероприятий с родителями во всех

возрастных группах.

Практи-

ческий материал по формиро-

ванию у детей старшего дошкольного возраста представ-

лений о родном городе,

деревне.

Проведение

экскурсий, целевых прогулок по

деревне: в школьный музей,

библиотеку,

дом культуры.

Встреча со

знамени-

тыми земляками.

Беседы о

природе родного края, изучение экспонатов школьного

музея,

знакомство с библиотекой, посещение концертов в доме культуры,

запись желающих в кружки, действующие в доме культуры.

Создание экологи-

ческой тропы

2015г.

май -

сентябрь

(теплое время

года)

Воспитание любви к своей «Малой родине», родному краю, его замечатель-

ным людям.

Проведение

экскурсий, целевых прогулок по городу.

Знакомство с родным городом, музеями, выставками, памятными

местами.

Досуги,

праздники,

соревно-

вания, конкурсы с участием родителей.

Изготов-

ление поделок, постановка театрали-зованных представ-

лений, участие в спортивных соревно-

ваниях, оформление выставок.

2015 – 2016 г.г.

октябрь-апрель

(холодное время

года)

Активное участие родителей в жизни ДОУ План работы с семьями.

Обсуж-

дение на педсовете

Конспекты

мероприя-

тий

4 этап

заклю-читель-

ный

Обсуждение

проделанной работы.

Круглый стол с просмотром видеоролика «Наши путешест-

вия»

 

Подведение

итогов

2016 г.

май

Состав-

ление плана на

будущее.

Квалифи-цированное органи-

зационное и научно –

методичес-

кое руководство проектом.

 

Анализ плана  

 

План проведения мероприятий с семьями (практический этап)

 

Средняя группа
Мероприятие Тема Дата (месяц) Цель Ответственный
Экскурсии по детскому саду «Наш детский сад»:

- наша группа;

- кто нам готовит;

- кто нам стирает;

- наши воспитатели и няни.

Октябрь Познакомить родителей с условиями детского сада.

Познакомить детей с профессиями сотрудников детского сада.

Старший воспитатель, воспитатели, сотрудники

детского сада.

       
Праздники «Мама папа я – спортивная семья»

«Танцы для всей семьи»

«Всей семьёй на лыжах»

«Музыкальная гостиная»

Октябрь – апрель

(по плану

общесадовских

мероприятий).

Активизировать участие родителей в мероприятиях детского сада, помочь лучше узнать и понять своего ребенка. Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,

воспитатели

Старшая группа – подготовительная группы
Встреча с

ветеранами земляками

«Мы не забудем»

Беседа с земляками – ветеранами (в деревне), возложение цветов к поклонному кресту.

Май   Заведующий,

старший

воспитатель

Походы,

целевые

прогулки

«Родные поля, леса, луга» Летний

период

Познакомить дошкольников с природой родного края. Старший воспитатель, воспитатели
Экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом»

- по деревне

- по городу

Сентябрь Познакомить дошкольников с

происхождением слова «улица», с признаками отличия дерев

ни и города. Изготовить с

родителями макеты «Перекресток», «Деревня», «Город».

Старший воспитатель, воспитатели
«Наша школа»,

Школьные музеи

Октябрь Преемственность дошкольного учреждения и начальной школы. Старший воспитатель, воспитатели
В библиотеку Ноябрь Познакомиться с профессией «Библиотекарь, с детскими книгами Старший воспитатель, воспитатели
В медпункт, на почту, магазин, на ферму. Декабрь Познакомиться с профессиями взрослых, поддерживать партнерские отношения с учреждениями социума. пар Старший воспитатель, воспитатели
Праздники, досуги,

развлечения.

По тематическому календарю, календарю знаменательных дат. По годовому плану Активизировать участие родителей в жизни детского сада, привлечь к театральным постановкам, изготовлению атрибутов для мероприятий. Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,

воспитатели.

Экскурсии В музеи города, выставочный зал, по памятным

Местам города, к памятникам павшим героям Великой отечественной войны.

Апрель-август

 

Организовать совместный досуг детей и родителей. Педагогический коллектив,

семьи

воспитанников.

Для всех групп
Индивидуальная работа Консультации,

беседы,

телефон доверия,

почтовый ящик «Надежда» (письменные обращения)

В течение года по

запросам

Помощь в решении семейных проблем, поддержка семей. Педагогический коллектив,

семьи

воспитанников.

Проектная

деятельность

Семейные проекты

«Профессии родителей», «Забытые виды творчества» и другие.

В течение года  Развивать потребность детей и родителей в получении и обсуждении информации о

явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Развивать потребность детей и родителей в общении.

Педагогический коллектив,

семьи

воспитанников.

«Копилка семейного опыта» «Книга рецептов»

«Игры наших бабушек»

В течение года Использовать семейный опыт воспитания и развития дошкольников. Педагогический коллектив,

семьи

воспитанников.

Конкурсы «Скворушка»

«Лучший участок»

Апрель

Май

Привлечь родителей к озеленению,

оформлению участков и территории. Организовать изготовление скворечников и повесить их на территории детского сада и деревни.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Досуги «День птиц»

«День защиты

детей»

«День Нептуна»

«Светофорик»

Апрель

Летний

период

(по погоде)

Привлечь родителей к участию в театрализованных постановках при проведении досугов. Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,

воспитатели

Экскурсии в детском саду Музей «Изба»,

выставки

прикладного

искусства.

Ежемесячно Привлечь родителей к оформлению музея, выставок. Организация выставки «Семейная коллекция», «Творчество родителей». Старший воспитатель, воспитатели

 

Дополнительные формы работы с семьями

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду: читать детям рассказы, сказки, истории;

приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.; участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д., совместных проектах «День Матери», «День отца», «Неделя Семьи».

Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации.

Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного плана мероприятий для всей семьи, который составлен с учетом тематического планирования обязательной части Основной общеобразовательной программы, опираясь на календарные даты. 

План мероприятий разработан на год для средней – подготовительной групп, с учетом возрастных особенностей, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников средней, старшей и подготовительной групп одновременно в течение года. Далее программа повторяется с возможными изменениями.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Использование проектора позволит организовать просмотр виртуальных

экскурсий, выставок, «прогуляться» по памятным местам города детям и

родителям, которые не смогли присутствовать на мероприятии.

Техническое обеспечение проекта поможет качественно оформлять наглядные материалы для детей и родителей, результаты мероприятий (прогулок, экскурсий, походов).

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Педагоги смогут использовать семейный опыт в воспитании и развитии дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52-58.
  2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82-92.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. – С. 41-49.
  5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
  6. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995.
  7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
  8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232.
  9. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
  10. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. – С. 8-13.
  11. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. – С. 208.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...