Проект «Вместе весело шагать»
Ребенок, получивший образование
только в учебном заведении, —
необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна.
Главный смысл и цель
семейной жизни —
воспитание детей.
Главная школа воспитания детей —
это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Направление: реализация программ обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Срок реализации проекта
Проект предполагается реализовать в 2014-2016 гг.
Цель проекта: привлечение родителей к активному участию в жизни своего ребенка через организацию интересных форм работы.
Ключевые задачи инновационного проекта:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- помочь родителям устранить недопонимание эмоционально-потребностной сферы ребёнка через совместную деятельность;
- внедрить новые формы работы с семьёй,
- познакомить с культурными маршрутами в городе, деревне для организации занимательного развивающего досуга с детьми;
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей.
Основная идея инновационного проекта
Внедрение в образовательный процесс экскурсий, походов и целевых прогулок с семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Проект, прежде всего, направлен на познавательное воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ), через реализацию регионального компонента образовательной программы, при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников.
Актуальность проекта
Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Это обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сотрудничество учреждения с семьёй стало одним из основных принципов дошкольного образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешной реализации Программы, дошкольные образовательные организации должны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрану и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению
партнерских отношений с семьями.
Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключила совместный отдых. Детей отправляют в кружки, однако не находят времени, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. В детском саду родители часто бывают гостями на детских праздниках, но не участниками. Традиционно работа с родителями носит наглядно-информационное направление. В ДОУ проводится педагогическое просвещение родителей: консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Для создания единого пространство развития ребенка в семье и детского сада приоритет должен быть отдан не информированию, а совместной деятельности.
Не все родители открыто идут на контакт. Нет сплочённости родительского коллектива и большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Чаще интересуются только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
При анализе анкет «Семейный досуг», было выявлено, что родители редко планируют совместный досуг с ребенком, не учитывают (не знают) интересы детей, редко посещают музеи, театры, выставки.
Ситуация усугубляется проживанием в сельской местности: сельские дети не могут так часто посещать музеи, выставки, парки, как городские из-за удаленности от культурных центров. Но в проживании на селе есть и много положительных моментов: непосредственная близость детей к живой природе, возможность поддерживать дружеские связи вне стен детского сада.
Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием чему-то научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».
Новизна проекта
Подпрограмма I "Дошкольное образование" государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы направлена на решение проблемы, связанной с повышением качества услуг дошкольного образования. Дошкольное учреждение не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, взаимодействие - взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.
Проект обеспечивает создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педпроцесса будет комфортно, интересно и полезно.
Проект обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства и различный состав, помощь в организации семейной досуговой деятельности.
Проект направлен на создание благоприятной среды для социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования, путем использования культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов семей и окружающего социума.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности (посещение музеев, выставок, библиотек), патриотическому воспитанию (экскурсии по достопримечательностям города и деревни), экологическому воспитанию (походы, целевые прогулки в природу).
В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное
пространство «семья - детский сад»:
- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания и образования детей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
- обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.
В ходе реализации проекта предполагается:
- разработать и апробировать практический материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой родине: городе, деревне;
- разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.
1 критерий: повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей и родителей (законных представителей).
Показатели:
- дети знают отличительные особенности родного города, края;
- родители (законные представители) воспитанников принимают активное участие в экскурсионной программе.
Методы оценки: обратная связь, анкетирование (вводная и итоговая, анкеты).
2 критерий: создание единого образовательного пространства «семья - детский сад».
Показатели:
- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников;
- создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания детей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
- обогащение воспитательных умений родителей;
- повышение качества досуга в семьях воспитанников;
- количество мероприятий, проведенных с родителями (экскурсии, походы, целевые прогулки).
Методы оценки: обратная связь, наблюдение за поведением участников в процессе мероприятий (активность, заинтересованность, включенность), аналитический отчет.
3 критерий: создание организационно-методических условий для продолжения проекта.
Показатели:
- увеличение количества семей воспитанников, участвующих в данном проекте;
- разработанность методического инструментария;
- разработанность диагностических методик;
- увеличение числа социальных партнеров, участвующих в реализации данного проекта;
- обобщение и представление опыта работы по организации культурного досуга семей воспитанников среди педагогической общественности и в средствах массовой информации.
Методы оценки: просмотр видеоматериалов, книга отзывов родителей об экскурсиях, походах, прогулках.
План реализации проекта
Этап проекта |
Мероприятие
проекта |
Содержание
мероприятия |
Сроки или
период (в мес.) |
Ожидаемые
результаты |
Необходимые условия | Средства
контроля и обеспе- чения достовер- ности результатов |
Создаются ли объекты
интеллек-туальной собствен- ности |
Определе- ние целей и форм взаимо- действия с семьями. Анкети- рование родителей.
|
Изучение
потреб- ностей родителей и их интересов в вопросах сотруд- ничества с детским садом. Изучение организации досуга в семье. |
2014г.
сетябрь-октябрь |
Получение информации о потреб- ностях и интересах родителей.
|
Участие 80-90% семей в
анкети- ровании |
Анализ
анкет |
Разрабо- таны анкеты «Детский сад для ребят», «Семейный досуг». |
|
Дни открытых дверей.
|
Экскурсия по детскому саду; встречи со специалис- тами; просмотр Открытых занятий, досугов |
2014г.
октябрь - ноябрь |
Заинтере-сованность родителей жизнью детского сада |
Доступ- ность и информа-ционная ёмкость мероприятия |
Обсужде- ние на педсовете |
Конспекты
экскурсий, открытых занятий, досугов. |
|
Беседы с
дошколь- никами и родителями средней - подгото- вительной групп. |
- Беседы о
городе - Викторина «Край родной» - Конкурсы рисунков «Моя деревня» |
2014г.
ноябрь - декабрь |
Выявление уровня сформиро- ванности представ- лений о родном городе и крае у детей и родителей. |
Информи- рование родителей о сформиро- ванности представ- лений о родном городе и крае у детей. |
Обсужде- ние на педсовете. |
Диагности-ческие
методики, направлен- ные на выявление уровня сформиро-ванности у детей старшего дошкольного возраста представ- лений о родном городе и крае. |
|
2 этап формиру- ющий |
Оснащение предметно-развива- ющей среды. |
Оформление мини – музея «Русска изба», уголков для родителей
«Краеве- дение», патриоти- ческих уголков в группах. |
2015г.
январь |
Знакомство с родным краем в условиях детского сада, заинтере-сованность родителей совместной деятель- ностью. |
Привлечение родителей к созданию мини-музея. | Анализ
предметно-развива- ющей среды, смотры-конкурсы. |
Музей
«Русская изба», материалы по краеве- дению, патриоти- ческому воспитанию, макет «Деревня», настольные игры «Путешест- вие по городу», «Прогулка по деревне». |
Изучение объектов социального окружения. | Составление каталога «Музеи родного города», «Выставки родного города», «Памятные места города и деревни». | 2015г.
февраль |
Создание системы взаимо- действия ДОУ с учреж- дениями социума на основе договоров и совместных планов.
|
Заинтере-сованность социальных партнеров. | Анализ плана | Видео и
презентации «Музеи», «Выставки», виртуальные экскурсии по памятным местам. |
|
Родитель- ское собрание
|
Знакомство родителей с
проектом «Вместе весело шагать», обсуждение заплани-рованных мероприятий. |
2015г.
Март |
Состав- ление плана экскурсий, походов, целевых прогулок с родителями. |
Квалифици-рованное организа-ционное и научно –
методическое руководство проектом. Участие большого числа семей в собрании, компетен- тность педагогов по вопросу проведения работы с семьями. |
Протокол
родитель- ского собрания |
||
3 этап практи-ческий |
Экскурсии по детскому саду | Посещение
выставок в детском саду, музея «Изба» |
2015г.
Октябрь - апрель |
Установ- ление партнерских отношений с семьями. |
Профессио- нально и психоло- гически подготовлен- ный коллектив единомыш- ленников. Творческая инициа- тивная группа коллектива ДОУ.
|
Ведение
«Дневника совместных мероприя- тий с родите- лями», оформ- ление «Книги отзывов и предло- жений по совместной деятель-ности». |
Методи- ческие рекомен- дации по организации досуга с детьми. План проведения мероприятий с родителями во всех возрастных группах. Практи- ческий материал по формиро- ванию у детей старшего дошкольного возраста представ- лений о родном городе, деревне. |
Проведение
экскурсий, целевых прогулок по деревне: в школьный музей, библиотеку, дом культуры. Встреча со знамени- тыми земляками. |
Беседы о
природе родного края, изучение экспонатов школьного музея, знакомство с библиотекой, посещение концертов в доме культуры, запись желающих в кружки, действующие в доме культуры. Создание экологи- ческой тропы |
2015г.
май - сентябрь (теплое время года) |
Воспитание любви к своей «Малой родине», родному краю, его замечатель- ным людям. |
||||
Проведение
экскурсий, целевых прогулок по городу. |
Знакомство с родным городом, музеями, выставками, памятными
местами. |
||||||
Досуги,
праздники, соревно- вания, конкурсы с участием родителей. |
Изготов- ление поделок, постановка театрали-зованных представ- лений, участие в спортивных соревно- ваниях, оформление выставок. |
2015 – 2016 г.г.
октябрь-апрель (холодное время года) |
Активное участие родителей в жизни ДОУ | План работы с семьями. |
Обсуж- дение на педсовете |
Конспекты
мероприя- тий |
|
4 этап заклю-читель- ный |
Обсуждение
проделанной работы. Круглый стол с просмотром видеоролика «Наши путешест- вия»
|
Подведение
итогов |
2016 г.
май |
Состав- ление плана на будущее. |
Квалифи-цированное органи- зационное и научно – методичес- кое руководство проектом.
|
Анализ плана |
План проведения мероприятий с семьями (практический этап)
Средняя группа | ||||
Мероприятие | Тема | Дата (месяц) | Цель | Ответственный |
Экскурсии по детскому саду | «Наш детский сад»:
- наша группа; - кто нам готовит; - кто нам стирает; - наши воспитатели и няни. |
Октябрь | Познакомить родителей с условиями детского сада.
Познакомить детей с профессиями сотрудников детского сада. |
Старший воспитатель, воспитатели, сотрудники
детского сада. |
Праздники | «Мама папа я – спортивная семья»
«Танцы для всей семьи» «Всей семьёй на лыжах» «Музыкальная гостиная» |
Октябрь – апрель
(по плану общесадовских мероприятий). |
Активизировать участие родителей в мероприятиях детского сада, помочь лучше узнать и понять своего ребенка. | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,
воспитатели |
Старшая группа – подготовительная группы | ||||
Встреча с
ветеранами земляками |
«Мы не забудем»
Беседа с земляками – ветеранами (в деревне), возложение цветов к поклонному кресту. |
Май | Заведующий,
старший воспитатель |
|
Походы,
целевые прогулки |
«Родные поля, леса, луга» | Летний
период |
Познакомить дошкольников с природой родного края. | Старший воспитатель, воспитатели |
Экскурсии | «Вот эта улица, вот этот дом»
- по деревне - по городу |
Сентябрь | Познакомить дошкольников с
происхождением слова «улица», с признаками отличия дерев ни и города. Изготовить с родителями макеты «Перекресток», «Деревня», «Город». |
Старший воспитатель, воспитатели |
«Наша школа»,
Школьные музеи |
Октябрь | Преемственность дошкольного учреждения и начальной школы. | Старший воспитатель, воспитатели | |
В библиотеку | Ноябрь | Познакомиться с профессией «Библиотекарь, с детскими книгами | Старший воспитатель, воспитатели | |
В медпункт, на почту, магазин, на ферму. | Декабрь | Познакомиться с профессиями взрослых, поддерживать партнерские отношения с учреждениями социума. пар | Старший воспитатель, воспитатели | |
Праздники, досуги,
развлечения. |
По тематическому календарю, календарю знаменательных дат. | По годовому плану | Активизировать участие родителей в жизни детского сада, привлечь к театральным постановкам, изготовлению атрибутов для мероприятий. | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,
воспитатели. |
Экскурсии | В музеи города, выставочный зал, по памятным
Местам города, к памятникам павшим героям Великой отечественной войны. |
Апрель-август
|
Организовать совместный досуг детей и родителей. | Педагогический коллектив,
семьи воспитанников. |
Для всех групп | ||||
Индивидуальная работа | Консультации,
беседы, телефон доверия, почтовый ящик «Надежда» (письменные обращения) |
В течение года по
запросам |
Помощь в решении семейных проблем, поддержка семей. | Педагогический коллектив,
семьи воспитанников. |
Проектная
деятельность |
Семейные проекты
«Профессии родителей», «Забытые виды творчества» и другие. |
В течение года | Развивать потребность детей и родителей в получении и обсуждении информации о
явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Развивать потребность детей и родителей в общении. |
Педагогический коллектив,
семьи воспитанников. |
«Копилка семейного опыта» | «Книга рецептов»
«Игры наших бабушек» |
В течение года | Использовать семейный опыт воспитания и развития дошкольников. | Педагогический коллектив,
семьи воспитанников. |
Конкурсы | «Скворушка»
«Лучший участок» |
Апрель
Май |
Привлечь родителей к озеленению,
оформлению участков и территории. Организовать изготовление скворечников и повесить их на территории детского сада и деревни. |
Старший
воспитатель, воспитатели |
Досуги | «День птиц»
«День защиты детей» «День Нептуна» «Светофорик» |
Апрель
Летний период (по погоде) |
Привлечь родителей к участию в театрализованных постановках при проведении досугов. | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию,
воспитатели |
Экскурсии в детском саду | Музей «Изба»,
выставки прикладного искусства. |
Ежемесячно | Привлечь родителей к оформлению музея, выставок. Организация выставки «Семейная коллекция», «Творчество родителей». | Старший воспитатель, воспитатели |
Дополнительные формы работы с семьями
Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду: читать детям рассказы, сказки, истории;
приносить различные игрушки для общих игр, собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.; участвовать в подготовке праздников (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д., совместных проектах «День Матери», «День отца», «Неделя Семьи».
Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации.
Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного плана мероприятий для всей семьи, который составлен с учетом тематического планирования обязательной части Основной общеобразовательной программы, опираясь на календарные даты.
План мероприятий разработан на год для средней – подготовительной групп, с учетом возрастных особенностей, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников средней, старшей и подготовительной групп одновременно в течение года. Далее программа повторяется с возможными изменениями.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Использование проектора позволит организовать просмотр виртуальных
экскурсий, выставок, «прогуляться» по памятным местам города детям и
родителям, которые не смогли присутствовать на мероприятии.
Техническое обеспечение проекта поможет качественно оформлять наглядные материалы для детей и родителей, результаты мероприятий (прогулок, экскурсий, походов).
Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Педагоги смогут использовать семейный опыт в воспитании и развитии дошкольников.
Список литературы:
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52-58.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82-92.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. – С. 41-49.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
- Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232.
- Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. – С. 8-13.
- Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. – С. 208.
Читайте также |
---|
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Игра – викторина по ПДД
Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...
Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...