Познавательный проект «Югра - это ты и я»

(Для детей среднего дошкольного возраста)

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 09.12. 13 г. по 14.12.13 г.).

Возраст детей: 4-5лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность:

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.

Задачи:

  • дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
  • познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
  • формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.;
  • создание развивающей среды.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Показ изготовления куклы акань.

5. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край- Югра».

6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

  • дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
  • научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
  • во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);
  • расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

 

План проекта «Югра-это ты и я»

 

Области интеграции Формы работы с детьми Тема, содержание сроки
Труд Трудовое поручение (домашнее задание). Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)», «Фольклор народов ханты-манси». В течении недели

 

Музыка Слушание Хантыйские мотивы 09.12.13г
Физкультура Знакомство с подвижными играми. «Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т.д. 10.12.13г.
Здоровье Беседа. «Дети и детство» (народы ханты-манси). 10.12.13г.
Художественное творчество Аппликация

познание (с элементами рисования).

«Узор на варежке».

«Ханты и манси - жители Севера».

 

11.12.13г.

10.12.13г.

Познание НОД, презентация «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».

 

12.12.13г.
Социализация Сюжетно-ролевая игра «Поездка в тундру». 13.12.13г.
Безопасность Экскурсия в экомузей «Погружение в мир хантыйской сказки». 14.12.13г.
Коммуникация Чтение сказок Лиса и гуси (хантыйская сказка).

Зайчишка (хантыйская сказка).

13.12.13г

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Опросник на тему: «Первичные представления о жизни людей ханты-манси» (составители- авторы проекта) (ноябрь, декабрь).

2. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера».

3. Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).

4. Художественно-творческая деятельность:

  • НОД (аппликация) «Узор на варежке».
  • Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
  • Изготовление тематических папок, буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
  • Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
  • Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
  • Изготовление куклы в уголок «Мой край-Югра».

5. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
  • Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».

6. Экскурсии: Экскурсия в городской экомузей, тема «Погружение в мир хантыйской сказки».

7. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

8. Изготовление тематических папок:

  • «Наш округ».
  • «Немного об истории города земли Югорской Пыть-Яхе».
  • «Пыть-Ях- мой город».
  • «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
  • «Подвижные игры народов крайнего севера».
  • «Стихи о Пыть-Яхе».

Формы работы с родителями:

Консультации:

  • «Обычаи и праздники ханты и манси».
  • «Есть у долган такой обычай…».
  • «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
  • «История земли югорской».

Папка-передвижка на тему:

  • «Ханты-мансийский автономный округ-Югра».
  • Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).

Изготовление буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

Экскурсия в городской экомузей. («Погружение в мир хантыйских сказок»).

Рефлексия:

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т.д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.

Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание», выполнены.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...