Познавательный проект «Югра - это ты и я»
(Для детей среднего дошкольного возраста)
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 09.12. 13 г. по 14.12.13 г.).
Возраст детей: 4-5лет.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность:
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.
Задачи:
- дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
- познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
- формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.;
- создание развивающей среды.
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций.
2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
4. Показ изготовления куклы акань.
5. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край- Югра».
6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.
7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
8. Подбор материалов для родителей.
9. Сбор и оформление наглядного материала.
Ожидаемый результат:
- дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
- научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
- во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);
- расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.
2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.
3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».
План проекта «Югра-это ты и я»
Области интеграции | Формы работы с детьми | Тема, содержание | сроки |
Труд | Трудовое поручение (домашнее задание). | Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)», «Фольклор народов ханты-манси». | В течении недели
|
Музыка | Слушание | Хантыйские мотивы | 09.12.13г |
Физкультура | Знакомство с подвижными играми. | «Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т.д. | 10.12.13г. |
Здоровье | Беседа. | «Дети и детство» (народы ханты-манси). | 10.12.13г. |
Художественное творчество | Аппликация
познание (с элементами рисования). |
«Узор на варежке».
«Ханты и манси - жители Севера».
|
11.12.13г.
10.12.13г. |
Познание | НОД, презентация | «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».
|
12.12.13г. |
Социализация | Сюжетно-ролевая игра | «Поездка в тундру». | 13.12.13г. |
Безопасность | Экскурсия в экомузей | «Погружение в мир хантыйской сказки». | 14.12.13г. |
Коммуникация | Чтение сказок | Лиса и гуси (хантыйская сказка).
Зайчишка (хантыйская сказка). |
13.12.13г |
Мероприятия по реализации проекта
1. Опросник на тему: «Первичные представления о жизни людей ханты-манси» (составители- авторы проекта) (ноябрь, декабрь).
2. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера».
3. Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).
4. Художественно-творческая деятельность:
- НОД (аппликация) «Узор на варежке».
- Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
- Изготовление тематических папок, буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
- Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
- Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
- Изготовление куклы в уголок «Мой край-Югра».
5. Игровая деятельность:
- Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
- Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».
6. Экскурсии: Экскурсия в городской экомузей, тема «Погружение в мир хантыйской сказки».
7. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы.
8. Изготовление тематических папок:
- «Наш округ».
- «Немного об истории города земли Югорской Пыть-Яхе».
- «Пыть-Ях- мой город».
- «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
- «Подвижные игры народов крайнего севера».
- «Стихи о Пыть-Яхе».
Формы работы с родителями:
Консультации:
- «Обычаи и праздники ханты и манси».
- «Есть у долган такой обычай…».
- «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
- «История земли югорской».
Папка-передвижка на тему:
- «Ханты-мансийский автономный округ-Югра».
- Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).
Изготовление буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».
Экскурсия в городской экомузей. («Погружение в мир хантыйских сказок»).
Рефлексия:
Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т.д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.
Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание», выполнены.
Читайте также |
---|
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...