Проект «Развитие мелкой моторики рук в ходе логоритмической деятельности»

 

Паспорт проекта:

Вид проекта: воспитательно-образовательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2012г.по май 2013г.).

Участники проекта:

1. Дети 1 мл. группы.

2. Воспитатель: Тарасова Е.С.

3. Муз. руководитель: Ермачкова Л.В.

4. Родители.

Образовательные области: познание, здоровье, музыка, коммуникация.

Практическая значимость:

1. Развитие мелкой моторики рук ребенка.

2. Формирование навыков выполнения движений в соответствии с текстом.

3. Формирование у родителей знаний о положительном результате пальчиковой гимнастики.

Актуальность:

«Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский.

 

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

На третьем году жизни речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения. Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием языка. Для развития речи и коррекции нарушений, возникающих в процессе, создана логоритмика для малышей – комплекс упражнений, где выполняемые движения сопровождаются произнесением соответствующего текста. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания.

Большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Цели проекта:

1. Преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики, совершенствовать речь.

2. Способствовать активному моторному и сенсорному развитию.

3. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

2. Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

3. Показать родителям способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики.

4. Научить родителей создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Предполагаемый результат:

Предполагается чтобы:

- дети проявляли интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети использовали пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап. (Сентябрь, октябрь.)

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
  • изучение методической литературы по данной теме.

2. Этап реализации. (Сентябрь – май.)

- Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком.

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

- Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.

- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

- Консультации индивидуальные и групповые «Самомассаж», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Игры для развития мелкой моторики».

- Информация в родительском уголке «Пальчиковая гимнастика», «Что такое логоритмика?».

- Предоставление родителям информации для развития мелкой моторики «Мамина книжка» (Пальчиковые игры, игры с прищепками, игры с крупой, Сказки на кончиках пальцев).

- Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

3. Оценочный этап. (Апрель-май.)

- Отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляют желание и интерес играть в предлагаемые игры, с интересом и желанием выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук.

-Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.

- Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.

4. Заключительный этап. (Май.)

  • Составление комплекса пальчиковой гимнастики в логоритмической деятельности для всех возрастных групп».
  • Составление плана работы с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
  • Презентация проекта.

 

Список используемых источников:

  1. Алксандрова Т.Н. «Сказки на кончиках пальцев» (ж. «Дошкольная педагогика» 2008. №10.
  2. О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
  3. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год).
  4. А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.).
  5. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» (журнал «Воптитатель ДОУ» 2009 №3).
  6. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» (ОООТЦ «Сфера» 2007).
  7. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (ОООТЦ «Сфера» 2007).
  8. М.Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет» (ОООТЦ «Сфера» 2009).

Интернет-ресурсы:

  1. «Выручалочка»(сайт для детей и родителей).
  2. «Все для детского сада» (сайт для работников дошкольного образования).
  3. «Воспиталочка» (сайт для воспитателей и родителей).
  4. MAAAM.RU
  5. Skyclip Art.ru
  6. woman advice.ru
  7. http://www.twirpx.com
  8. http://mdou 15. ucoz.ru.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Читайте также

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Ёлочка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...