Проект по теме «Ай да, ложка, ложечка»
(Возрастная группа: 2 младшая – дети 3-4 года жизни)
Пояснительная записка
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
В теме календарно-тематического планирования «Умельцы Урала» – даются представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище (изба), его устройство (пол, стены, потолок, крыша, окна); предметах быта, домашней утвари, посуде (чугунок, миска, горшок, ложка, самовар). Дети знакомятся с народными промыслами.
Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался наш проект.
Почему именно ложка?
Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Проект «Ай да, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.
Проблемные вопросы проекта: что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.
Название проекта «Ай да, ложка, ложечка».
Тип проекта коллективный, познавательно - творческий.
Участники проекта воспитатель,дети1младшей группы детского сада, родители. Возраст детей, принимающих участие в проектной деятельности: 3 – 4 года.
Длительность проекта: краткосрочный (до 2-х недель).
Цель проекта поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.
Ожидаемые результаты:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Этапы работы:
Подготовительный -
Подбор художественной литературы для чтения.
Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».
Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению).
Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»
Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».
Подготовка танца по песне Железновой «Ложки деревенские».
Лепка: «Ложка для Антошки».
Рисование «Красивая ложечка».
Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми.
Подбор экспонатов для мини-музея «Ложка», оформление экспозиции.
Заключительный – итоговое занятие «Ай да ложка, ложечка» с участием родителей, презентация проекта.
Используемая литература:
- Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
- Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», М.: АРКТИ, 2002.
- М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.
- Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
Читайте также |
---|
Проект «Цветная неделя»
Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...
Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…
Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...