Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Проект «Каждый по-своему маму поздравит»

 

Гендерный подход к освоению детьми навыков ручного труда и подготовке к празднику.

Тип проекта: творческий.

Возрастная группа: подготовительная.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: педагог, дошкольники и родители.

Форма проведения: групповая.

Актуальность проекта:

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, привитие им соответствующих норм и представлений.

Девочки и мальчики очень разные и развиваются по-разному. Отличие есть в поведении, в темпах интеллектуального развития, в мотивации и оценке своих достижений, в отношении к труду. Я считаю, что нельзя стереотипно подходить к освоению навыков ручного труда девочек и мальчиков. У девочек более развиты: мелкая моторика, усидчивость и терпеливость. Мальчикам необходимо приложить усилия, развить навык обращения с инструментами.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Причины этого: недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме.

Родители перестали рассказывать о своём детстве. В новый информационный век они не занимаются рукоделием и не приучают своих детей, хотя беседы показали, что их в своё время родители учили рукоделию.

Анкетирование и тестирование выявило, что знания родителей об особенностях воспитания ручного труда мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «готовим школьника, учим читать». Родители не осознают, что творчество, аккуратность, терпение, усидчивость, глазомер, мелкая моторика, которая так необходима в школе, развиваются в процессе ручного труда.

Многие родители, услышав, что мы будем заниматься рукоделием, говорили: «Они ещё маленькие!» Я уверена, что необходимо начинать с детского сада. Они видят в своих детях маленьких принцев и принцесс, но забывают, что все принцессы были большими рукодельницами, всех принцев и королей учили мастерству. Игрушка или поделка, сделанная руками ребёнка, может стать прекрасным подарком маме или бабушке, украсить дом.

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости включения в проект задач по формированию у родителей правильного отношения к детскому ручному труду, и по созданию условий для развития гендерной социализации дошкольников.

Цель проекта:

Формирование навыков ручного труда у детей в соответствии со своей полоролевой принадлежностью.

Задачи проекта:

  • закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
  • пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • формировать у детей представление о женском и мужском виде ручного труда;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • создание соответствующей пространственно-развивающей среды;
  • воспитывать любовь и уважение к маме, семье, семейным традициям, способствовать сближению детей и родителей.

Ожидаемый результат проекта:

Проект будет способствовать:

У детей:

- формированию представлений о мужском и женском виде ручного труда;

- формированию навыков обращения: у девочек с иголкой, у мальчиков с инструментами в работе с деревом;

- возникновению желания чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих;

- повышению культуры отношений между мальчиками и девочками.

У родителей:

- повышению уровня компетенции по данному вопросу;

- изменению отношения к воспитанию ребёнка разного пола;

- самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможности конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников;

- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

- созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Теоретическая значимость.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию подготовки к празднику, приобщения детей к рукоделию и участия родителей в совместных мероприятиях.

Практическая значимость.

Повышение качества образовательного процесса по проблемам гендерного воспитания через организацию совместной социально-коммуникативной и художественно-эстетической деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по теме «Гендерный подход к освоению детьми навыков ручного труда и подготовке к празднику».

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к рукоделию, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников гендерных представлений.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Формирование у детей интереса к созидательному труду, творчеству, воспитание любви к маме.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный (август – сентябрь)

  1. Для создания проекта я разработала для себя план по самообразованию, подобрала, изучила и проанализировала передовой опыт России по данной теме. (Приложение №1.)
  2. Для определения знаний и представлений детей о своей гендерной и гражданской принадлежности я провела диагностику. (Приложение №2.)
  3. Для выявления представлений и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей я провела анкетирование. (Приложение №3.)
  4. На основе проработанных материалов я разработала проект «Каждый по-своему маму поздравит».
  5. С учётом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группе я ввела следующие элементы пространственно - развивающей среды,

содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений:

- мастерскую с набором простых инструментов;

- фрагменты кухонного блока, ванной комнаты;

- куклы – мальчики и куклы девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению социальных ролей;

- схемы действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

- карточки – символы добра, красоты, честности, смелости, силы и пр., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки;

- уголок красоты, позволяющий ребёнку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;

- в театральном уголке сосредоточила аксессуары, обеспечивающие ребёнку возможность самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли;

- в уголок художественного труда поместить наборы для вышивания и образцы картин для девочек и деревянные дощечки и набор для выжигания для мальчиков;

- в познавательный уголок внесла альбом «Наши мамы», «Моя семья»;

- в книжный уголок подобрала литературу «Я вяжу и вышиваю» Д. Ханашевич, сборник пословиц «Делу время, потехе час», Пермяк «Торопливый ножик», Е. Благинина "Не мешайте мне трудиться".

2 этап: Реализация проекта (октябрь - март)

Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа должна проводиться с семьями воспитанников, так как ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола.

  1. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек я провела консультацию «Воспитываем мальчиков и девочек». (Приложение №4.)
  2. «Встреча с интересными людьми». Для реализации проекта я пригласила в гости родителей для того, чтобы познакомить детей с рукоделием. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада способствует повышению результативности. Я считаю, что родители могут и должны провести занятия в кружках по интересам, на которых дети с удовольствием попытаются овладеть навыками рукоделия, домоводства, познакомятся с особенностями различных профессий. (Приложение №5.)
  3. «Моё увлечение». Я рассказала детям о своём хобби – вышивании крестиком.)
  4. Создание выставки «Умелые руки не знают скуки».

Какие возможности для привлечения родителей. Они обожают принимать участие в тематических выставках. Во-первых, это увлекательно, во-вторых, сближает членов семьи.

  1. Беседы «Что умеют наши девочки?», «Что умеют наши мальчики?» «Чем увлекаются наши мамы и папы?», «Девочки и мальчики – одинаковые и разные».
  2. Чтение художественной литературы: С.Маршак «О мальчиках и девочках», Я.Аким «Мужчина в доме», сборник пословиц «Делу время, потехе час», Пермяк «Торопливый ножик», Е. Благинина "Не мешайте мне трудиться".
  3. Гендерный подход находит своё отражение в нашем детском саду и в организации трудового воспитания дошкольников. Это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является созидание. Я предложила детям приготовить подарки для мам своими руками. Девочки захотели вышить салфетку, а мальчики проявили желание поработать с деревянными дощечками. Мы создали мастерскую «Умелкин». В процессе работы по изготовлению дощечек из дерева дети активно действуют с инструментами (карандаш картинки, копировальная бумага и выжигатель), под руководством взрослого правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от размера дощечек. Девочки научились работать безопасно с иголкой и пяльцами под присмотром взрослого, убирать на место (у каждой своя коробочка) орудия труда. В процессе работы развивается глазомер, укрепляется мелкая моторика рук, закрепляется название цветов нити и их оттенков. Девочки учатся подбирать цветовую гамму салфетки, регулировать натяжение нити и длину стежка.
  4. Создание панно «Вот, какие наши мамы».

В совместной деятельности с детьми мы решили создать панно. Дети нарисовали портреты своих мам, а рамочку мы договорились сделать по гендерной идентификации. Мальчики нарисовали рамочку портрета своей мамы синего и голубого цвета, а девочки – розовую и красную, чтобы мамам было легче отгадать, кто нарисовал портрет. Само панно решили украсить цветами тех же оттенков.

  1. Подготовка к утреннику.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Мы с девочками разучили к празднику песню «Модницы», очень забавно было увидеть девочек, нарядившихся в мамины туфли, шляпки и сумочки. Слова песни: «Модницы, модницы, посмотрите сами, и такими же наверно были наши мамы» вызвали бурю умиления.

Наши мальчики к празднику разучили серенаду. Они как рыцари с гитарой и шпагой стоя на одном колене исполнили её для мам и девочек. Подготовленные своими руками подарки очень порадовали и удивили наших мам.

  1. этап: Итоговый (март)
  1. Утренник, посвящённый международному женскому дню «Каждый по -своему маму поздравит».
  2. На третьем этапе мною было проведено итоговое диагностическое обследование детей, анкетирование родителей.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты.

Анализ полученных данных показал:

  у детей

- увеличился процент знаний по теме на 35,9%;

- развились навыки ручного труда (у девочек – вышивание, у мальчиков – работа по дереву);

- выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

у родителей:

- компетентность родителей по данному вопросу повысилась на 23,6%;

- родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола;

- повысился интерес к жизни ребёнка в детском саду;

- стали больше времени уделять детям (мастерить, наблюдать, читать, удовлетворять детскую любознательность).

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...