Из опыта работы: «Формирование устойчивой мотивации дошкольников к образовательной деятельности в свете ФГОС»

 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы, а не умение читать и считать.

Для активизации формирования устойчивой мотивации к непосредственной образовательной деятельности мы используем следующие методы:

Игровые, наглядные, словесные и практические.

Игровые методы (Дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.)

Наглядные методы (Наблюдение и т.д.)

Словесные методы (Рассказ педагога и детей, пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах из детского опыта, творческие рассказы), беседа, художественное слово.)

Практические методы Упражнение, выполнение поручений, элементарные опыты, экспериментирование (с песком, водой, бумагой, магнитом, разными предметами).

Все эти методы используются в сочетании с приёмами:

- внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

- показ (способов действий, образца);

- вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности), указание, пояснение, объяснение, беседа;

- проблемные ситуации.

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей. Цель детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:

Педагогические гостиные, открытые просмотры в ДОУ разных видов деятельности, родительские собрания, мастер – классы, «Дни открытых дверей», круглые столы, исследовательские проекты, экскурсии, маршруты выходного дня, совместные досуги и праздники, спортивные соревнования и др.

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствует возникновению познавательной активности.

В нашем детском саду как форма взаимодействия детей, родителей и педагогов широко применяется метод проектов, который позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого воспитанника.

В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые. Дети взаимодействуют группой, коллективом. Они учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.

Исследовательская деятельность воспитанников организована в форме занятия –экспериментирования, работой в мини лабораториях, создания мини – музеев в группах, дошкольных мини – конференциях и других.

Для проектирования, в группах создано соответствующее предметно- познавательное пространство, где дети активно осваивают разные способы познания окружающего мира:

  • Материалы для сенсорного развития;
  • Природные объекты;
  • Инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений;
  • Наглядно-графические модели;
  • Системы условных обозначений: (наборы карточек и плакаты с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т.п.);
  • Иллюстрированные познавательные издания;
  • Дидактические и развивающие игры.

В ДОУ оборудована детская библиотека, включающая абонемент и читальный зал для дошкольников, класс ИКТ. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники пользуются компьютером, смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают электронные, развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Входе работы детского сада в социальном партнерстве с родителями, реализовались следующие проекты:

- «Знакомьтесь, Самовар»;

- «Лекарственные растения»;

- «Улицы нашего города»;

- «Зачем овощи и фрукты?»;

- «Животные в русских народных сказках»;

- «Магнит и его свойства»;

- «Поможем воде стать чистой»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Защитники Отечества» и другие.

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы в формировании устойчивой мотивации к образовательной деятельности дошкольника. Коллектив ДОУ нацелен на дальнейшую работу в этом направлении.

 

Используемый материл:

http://www.docme.ru/

http://gigabaza.ru/doc/68842.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Поварята» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Поварята» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Поварята» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

Новый год на морском дне

Новый год на морском дне Новый год чудесный праздник для детей, он один из самых значимых праздников в году. Дети с...

Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы»

Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы» Цель: развить и закрепить навык различать цвет, форму и размер предметов. Задачи: Научить детей...