Педагогический проект
«Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов - рассуждений на вопросы»

 

Александр Лесных

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы –

Звери все до одного.

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый - его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

«Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов - рассуждений на вопросы»

«Мир детского сознания - недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему- то хочется вернуться в него? Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками- детьми …»

Е.В.Субботский.

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта:

Основной руководитель проекта – воспитатель группы детей дошкольного возраста Н.Г.Шавшукова, она является организатором детской познавательно – речевой деятельности и источником создания проблемных ситуаций.

Родители активные участники в реализации проекта. Их интерес к познанию и открытию своих детей вовремя рассуждений, способствует более глубокому проникновению в мир детских ощущений, восприятий, что влияет на формирование теплых взаимоотношений в семье.

Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

Целевая группа: дети дошкольного возраста.

Масштаб проекта: работа по проекту начиналась в младшей группе и заканчивалась в подготовительной к школе группе.

Основания для разработки. Проблема. Актуальность.

Альберт Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться чудесам новой для них жизни» Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?

В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Мы рассматриваем активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления.

Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:

- психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В.Вилькеев);

- готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А. Половникова);

- умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова);

- проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова);

- личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

Как одну из форм проявления познавательной активности многие авторы считают вопрос. С.Л. Рубинштейн (1958), Н.А. Менчинская (1957), В.А. Сухомлинский (1965), А. И. Сорокина (1975), Н.С. Денисенкова (1991) характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Различные аспекты психологического функционала вопросов детей, их возрастной динамики представлены в работах Н.Б. Бабич (1984), Д.Б. Годовиковой (1985), Е.О. Смирновой (1992), Н.Б. Шумаковой (1990) и других.  

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной (1945). Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы - эмоциональным переживанием; третьей группы - стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира.В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

Работая над изучением детских вопросов, Н.А. Менчинская (1957) пришла к выводу, что наличие у детей вопросов свидетельствуют о том, что у них накапливаются знания об окружающей действительности. По мере обогащения опыта меняется и характер детских вопросов. Детские вопросы говорят окружающим о том, как все глубже и глубже ребенок познает мир. Исследователь отмечает, что переход от поверхностного интереса «Что такое?» к вопросам «Откуда?», «Почему?», несомненно, свидетельствует о развитии мысли ребенка.

А.М.Матюшкин (1982) выявил, что у старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления.

Во многих работах обсуждаются требования к поведению взрослых, когда они дают ответы на вопросы детей:

- уважение взрослого к познавательным интересам ребенка;

- учет психологических и индивидуальных особенностей детей, учет доступности для ребенка знаний;

- грамотность ответа взрослого, который помогает увидеть не только внешние признаки, но и внутренние связи предметов и явлений;

- побуждение детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности (Н.Г. Морозова, А.Г. Рузская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и другие).

  Очевидно, что поиск ответов на различные вопросы так же способствует развитию познавательной активности ребенка. Поставленный вопрос взрослым, сверстником побуждает дошкольника искать ответ, используя различные источники информации - книгу, СМИ, опытно- экспериментальную деятельность, наблюдение, общение и др. Отвечая на вопросы, ребенок так же приобретает умение слушать, слышать собеседника, учится отстаивать свое мнение, свою точку зрения.

Проблема

1. С одной стороны, у детей дошкольного возраста имеется высокий потенциал для развития познавательной активности, с другой - ребенок часто испытывает затруднения в построении речевых высказываний и рассуждений

2. С одной стороны, доступность и широта информации, с другой стороны отсутствие у ребенка при поиске ответов на вопросы умений добывать и работать с информацией.

Цель: развитие познавательной активности ребенка через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.

 

Задачи:

Для детей  
Образовательные - Расширить кругозор ребенка.

- Формировать умение ребенка задавать вопросы.

- Учить детей отвечать на вопрос, рассуждая, высказывая собственную точку зрения.

-Учить добывать информацию через различные источники.

Развивающие

 

- Развивать у детей предпосылки диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости)

- Развивать психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

- Развивать связную речь.

Воспитательные

 

- Воспитывать у детей интерес к процессу познания.

- Воспитывать самостоятельность и активность ребенка.

- Развивать коммуникативную культуру дошкольников.

Для педагога - Провести теоретический анализ роли вопросов на развития познавательной активности ребёнка.

- Собрать банк вопросов.

- Изучить особенности детских ответов на вопросы.

- Создать речевую и поисковую среду.

- Освоить проектную технологию.

- Обеспечить тесный контакт с родителями по решению задач проекта.

Для родителей - Содействовать в отборе информации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- Поддерживать в ребенке пытливость, любознательность через ознакомление с разными способами получения информации.

 

Стратегия и механизмы реализации

1 этап. Аналитический. Сбор информации

 

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети подготовительной группы
  1. Тестирование.
  2. Повседневное наблюдение.
 
Педагог

 

  1. Оценка результатов диагностики.
  2. Изучение теории вопроса по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Оценка собственных возможностей в решении проблемы.
  4. Изучение ресурсов (развивающая среда, изучение опыта коллег).
  5. Разработка педагогического проекта.
 
Родители
  1. Анкетирование.
  2. Индивидуальные собеседования.
3. Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд.
 

 

2 этап. Основной. Реализация поставленных задач проекта

 

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети второй младшей группы
  1. Диагностика.
  2. Повседневное наблюдение.
 
Педагог
  1. Оценка результатов диагностики.
  2. Изучение теории вопроса по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Создание картотеки вопросов.
 
Родители
  1. Анкетирование.
  2. Индивидуальные собеседования.
  3. Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд.
 
Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети средней группы
  1. Диагностика.
  2. Повседневное наблюдение.
  3. Использование вопросов при рассматривании предметов, картин.
  4. Использование вопросов в процессе наблюдения за природой.
  5. Игры «Цепочка вопросов», «Да-нет», «Придумай свой вопрос».
  6. Чтение художественной литературы, беседы после прочтения.
  7. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Почемучка»)
 
Педагог
  1. Оценка результатов диагностики.
  2. Создание картотеки игр по развитию познавательной активности.
  3. Обогащение картотеки вопросов.
  4. Оформление тетради «Веселые рассуждалки.
  5. Разработка сценариев мероприятий с родителями.
 
Родители
  1. Анкетирование.
  2. Индивидуальные собеседования.
  3. Поиск родителями интересных вопросов для детей.
  4. Изучение и обсуждение ответов детей.
  5. Активизация детей к рассуждениям.
6.Тематические встречи:

«Волшебный мир книги»

«Наши интересы и увлечения»

«Телевидение в жизни семьи и ребенка».

 
Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети старшего дошкольного возраста
  1. Диагностика.
  2. Интеллектуальные разминки.
  3. Сотрудничество с библиотекой им. Е.Трутневой.
  4. Детское экспериментирование (поиск ответов).
  5. Чтение художественной литературы, беседы после прочтения.
  6. Знакомство с разными источниками получения информации: книга, Интернет, СМИ, человек
(взрослый и сверстник),

эксперимент.

  1. Игры «Цепочка вопросов», «Да - нет», «Придумай свой вопрос», «Что было бы если».
  2. Игры – рассуждалки.
  3. «Придумай загадку».
  4. Пятиминутки «Что тебя удивило», «Знаете ли вы», «Что самое, самое…»
  5. «Интервью» на тему.
  6. Конкурс «Внимание вопрос!»: самый забавный, самый интересный, самый короткий или длинный.
  7. Конкурс: «Самый наблюдательный»
  8. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Эрудит»)
 
Педагог
  1. Оценка результатов диагностики.
  2. Пополнение картотеки игр по развитию познавательной активности.
  3. Обогащение картотеки вопросов.
  4. Оформление тетради «Ребенок открывает мир».
  5. Подбор дидактических игр.
  6. Пополнение и систематизация и художественной и научной литературы для детей.
  7. Оформление детских опытов и экспериментов.
  8. Создание видеотеки об окружающем мире «Удивительное рядом!»
  9. Подбор мультфильмов о познании мира.
  10. Разработка сценариев мероприятий с родителями.
 
Родители
  1. Консультации по развитию познавательной активности.
  2. Дни открытых дверей.
  3. Оформление газет и коллажей («Все обо всем», «Сюрпризы природы», «Самый, самый»).
  4. Участие в совместных интеллектуальных играх:
«Что? Где? Когда?», «Веселая Почемучка», «Викторина, викторина».
  1. Тематические вечера.
  2. Поиск родителями интересных вопросов для детей.
  3. Изучение и обсуждение ответов детей.
  4. Видеозапись и презентация родителям вопросов и ответов детей.
 

 

3 этап. Итоговый. Анализ результатов

 

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Дети - подготовительной группы (выпускники)
  1. Заключительная диагностика уровня познавательной активности ребенка.
  2. Праздник эрудитов.
 
Педагог
  1. Анализ и оценка результатов диагностики уровня познавательной активности ребенка.
  2. Анализ детских вопросов и ответов (Приложение № 1.)
  3. Обобщение педагогического опыта.
  4. Трансляция педагогического опыта: отрытые просмотры на методических объединениях педагогов района, города, на мастер – классах, конференциях (Приложение № 2)
  5. Аттестация.
 
Родители
  1. Обсуждение результатов реализации педагогического проекта.
  2. Участие в празднике эрудитов.
 

 

Ожидаемые результаты

 

Дети Критерии
1. Повышение уровня познавательной активности детей: - увеличение количества вопросов;

- многообразие вопросов (из разных областей)

- заинтересованное отношение к результату деятельности);

- самостоятельная организация детьми экспериментирования.

2.Обогащение способов познания: - умение работать с книгами;

- находить информацию в Интернете (совместно с родителями);

- умение задавать вопросы взрослому и сверстнику.

3.Широкий кругозор: - знание из различных областей в соответствии с реализуемой программой;

- увеличение количества ответов;

- победы в конкурсах и викторинах.

4.Повышение уровня развития связной речи: - грамотная монологическая речь

 

5.Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми: - умение обсуждать вопросы и ответы со взрослым и сверстниками;

- умение сообща добывать информацию;

- уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

 

6.Повышение уровня развития психических процессов:

 

- память;

- внимание;

- мышление;

- воображение.

 

  Продукт деятельности
Педагог - банк вопросов и детских ответов;

- педагогический проект;

- личностно - деловой контакт с родителями.

 

Родители - обогащение способов совместного познания окружающего мира;

- банк вопросов от родителей;

- увеличение количества вопросов родителей по воспитанию ребенка;

- повышение активности родителей - (участие в проектах, тематических вечерах, интеллектуальных играх).

 

Список литературы.

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования. Тезисы докладов Первой региональной Уральской научно-практ. конф. - Пермь, 1994.

3. Баженова О.В., Баз Л.Л. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 1. с. 97- 109.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,1968.

5. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 1977.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.

7. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

8. Винокурова Н. Подумаем вместе. - М., 1998.

9. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2005.

10. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. Москва - Бирск, 2004. С. 80 – 89.

11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., 1994.

12. 3апорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. - В сб.: «Вопросы психологии детей дошкольного возраста». - М., АПН РСФСР, 1948.

13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.- М., 2005.

14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. - М., 2006.

15. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.

16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярослав,1996.

17. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.5 - 17.

18. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

19. Образовательная система «Школа 2100». - М.,2008.

20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1996.

21. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. - М., 2010.

 

Приложения

 

Природа, животный мир
Зачем слону хобот

Почему листья опадают осенью

Почему осы и комары кусают и жалят людей

Почему у птиц не видно ушей

Может ли жучок съесть целую березу

Почему кошкам не нужна вода, чтобы мыться

Почему жираф такой высокий

Почему у свиньи нос пятачком

Почему филин охотится ночью

Почему коровы не могут жить без человека

Почему люди не имеют такой шерсти на теле, как у животных

Зачем кошке усы

Для чего верблюду горбы

Для чего цветут цветы

Почему муха не может прыгать

Почему собаки очень любят грызть кости

Почему в Африке очень жарко

Почему у зайца длинные уши

Почему черепаха передвигается медленно

Почему бананы бывают желтого цвета

Почему кошка бегает за мышкой

Почему собака виляет хвостом

Чем отличается морковь от огурца

Отчего у гуся лапы красные

Почему откусанное яблоко темнеет

Почему ель всегда зеленая

Почему идет снег

Зачем рыбе жабры

Почему у кенгуру передние лапы короче задних

Почему паук не прилипает к паутинке

Почему уши у кузнечика на ногах

Почему кошка мяукает

Зачем носорогу рог

Почему собака бывает кусачей

Взаимоотношения людей
За что принц полюбил Золушку

Зачем люди фотографируются

Как спасти Колобка

Зачем люди здороваются

Почему у Мальвины голубые волосы

Зачем дети ходят в детский сад

Почему мужчины дарят женщинам цветы

Для чего мы ставим елку

Зачем люди читают газеты

Почему люди иногда врут

Что такое сюрприз

Почему говорят: «Ползет, как черепаха»

Предметный мир
Для чего нужен телефон

Для чего нужна одежда

Почему у светофора три цвета, а не больше

Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой

Кто такой домовой и где он живет

Почему самолет летает, а крыльями не машет

Экспериментирование
Отчего прокисает молоко

Почему брошенная в воду спичка плавает, а иголочка утонула

Почему ночью темно

Почему солнце горячее

Почему на море бывают волны

Чем отличается молоко от воды

Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой

Почему конфеты сладкие

Почему лед скользкий

Почему в холодильнике холодно

Почему рыба плавает и не тонет

Почему вода легче проходит через песок, чем сквозь глину

Почему солнышко встает

Почему цветы вянут

Гигиена и здоровье
Зачем люди парятся в бане

Почему человек не может жить без воды и без пищи

Почему нельзя долго смотреть телевизор

Почему человек мигает

Зачем человеку волосы на голове

Зачем проветривают комнату

Мир искусства
Как делают мультики

Почему в опере все поют

Воображение
На что похож жираф

Где ложится ветер спать

Что такое страх

Почему лисичка – сестричка

Что можно увидеть с зарытыми глазами

Любит ли Дед Мороз чупа-чупсы

Что на свете вкуснее всего

Какая книжка самая интересная

Землетрясения бывают, а моретрясения

Умеет ли ветер работать

На что похожа луна

Что было бы, если все было стеклянным

 

Вопросы, придуманные родителями:

  • Почему медведь зимой спит?
  • Для чего стрелки на часах?
  • Почему заяц меняет шубу?
  • Почему человек спит?
  • Почему весной распускаются листья?
  • Для чего люди ходят на работу?
  • Почему утка плавает?
  • Почему лягушка квакает?
  • Что у белки на обед?
  • Что такое Новый год?
  • Почему идет снег?
  • Почему зебра полосатая?
  • Почему снег белый?
  • Зачем нужно чистить зубы?
  • Почему крапива жжется?
  • Для чего людям нужен паспорт?
  • Зачем люди занимаются спортом?
  • На что похожа половинка яблока?
  • Кто такие микробы?
  • Для чего у слона хобот?
  • Почему ежик колючий?
  • Что такое счастье?
  • Для чего детям нужны родители?
  • Какого цвета вода?
  • Почему дует ветер?
  • Почему ночью темно?
  • Почему птицы поют?
  • Почему днем звезд не видно?
  • Зачем зверям хвост?
  • Почему у рыб нет лапок?
  • Почему дети растут, а взрослые нет?
  • Почему мы не можем дышать в воде?
  • Почему мы не можем ходить по потолку и по стенам?
  • Почему море соленое?
  • Куда летит дым?
  • Почему дерево нельзя переставить на другое место?
  • Почему ракушка шуршит?
  • Почему деньги кончаются?
  • Кто такой эгоист?
  • Зачем сделали корку на хлебе?
  • Волчьи ягоды волк посадил?
  • Как яичко может стать цыпленком?
  • Зачем петуху шпоры?
  • Почему у нас не растут бананы?
  • Зачем водолазу акваланг?
  • Почему кетчуп красный?
  • Зачем вызывают скорую помощь?
  • Почему бабушкам нужно уступать место в трамвае?
  • Почему ночью темно?
  • Почему люди кричат «Ура!»
  • Что такое секрет?
  • Почему сосульки висят на крыше?
  • Почему клоуны всегда веселые?
  • Для чего чучело в огороде?
  • Что такое ложь?
  • Почему в пустыне нет воды?
  • Почему говорят тихий час?
  • Почему говорят «Душа болит»?
  • Почему говорят: «Поспешишь, людей насмешишь?»
  • Куда уходит детство?
  • Куда летят перелетные птицы?
  • Почему нельзя играть со спичками?
  • Почему, когда кипит вода, идет пар?
  • Почему подсолнух назвали подсолнухом?
  • Почему люди прячутся от дождя?
  • Почему в зоопарке нельзя дразнить обезьян?
  • Почему, когда люди чистят лук, плачут?
  • Почему когда порежешь палец, идет кровь?


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Читайте также

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...