Сайт для воспитателей детских садов



Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

 

Аннотация проекта

Данный проект реализуется в структурном подразделении  «Детский сад № 29 «Кораблик» первый год и рассчитан на 2 года.

Цель проекта: найти и разработать новые технологии обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания, а главное учит детей творчеству.

Воспитанию творческой личности уделяют  внимание современная педагогика и психология. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности, а дошкольный возраст даёт прекрасные возможности

для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

Введение

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта.

  «Творчество  существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое» (Л.С.Выготский).

Музыкальные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Актуальность и социально-экономическая значимость

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Искусство создаёт условия для стимулирования и сопереживания персонажам художественных произведений; помогает реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

уделять больше времени именно музыкальным сказкам в развитии и воспитании наших детей.  К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Тема проекта является актуальной, так как роль театра огромна в формировании гармоничной, творческой личности ребенка.

Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций. В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности.

Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятия зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игрой насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театрализованное представление. Где одни дети – артисты, другие – зрители.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д. Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка: она способствует обогащению словаря, облегчает ребенку процесс овладения грамматическим строем речи, помогает приобщить детей к культуре речи и т.д.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. Она сопровождает сценическое действо, служит своеобразным звуковым представлением каждого персонажа, появляющегося на сцене, помогает создать нужный образ сказочного героя. В музыкальной деятельности учим детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учимся передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться даётся каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, должны помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка поможет детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Анализ ситуации

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для дошкольного учреждения провели диагностику среди детей и анкетирование их родителей, которое показало, что:

- у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности;

- у 53% детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности;

- 65% родителей имеют слабое представление о театральном искусстве;

- 12% родителей не знают театры города Самары.

Постановка проблемы

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад,

они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются. Чаще всего они увлечены компьютерами, и взрослые, чаще всего идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры.

  Чаще всего такие не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста будем использовать музыкальную сказку, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Цель моей работы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  средствами музыкально-театрализованной сказки.

Задачи проекта:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.  Изучить  процесс развития творческих способностей

3. Побуждать детей к фантазированию, умению вживаться в художественный образ, учить перевоплощаться в роли, импровизировать.

4. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований  Н. А.Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А.Медведевой,

Б. П. Никитин, В.Г. Петровой.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, логопеды.

Этапы и сроки проведения проекта

  1. Подготовительный (формирующий) – сентябрь 2014 г.
  2. Основной (практический) – октябрь 2014 г.- апрель 2015 г.
  3. Заключительный – май 2016 г.

Управление и обеспечение проекта

  1. Создание  предметно-пространственной среды, которая обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. В группах созданы уголки театрализованной деятельности, в которых размещены: реквизиты для разыгрывания сказок, сценок (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой материал).
  2. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы, обогащение игрового творчества детей:

- развитие речевого творчества, выразительности речи;

- развитие творчества в двигательной деятельности;

- работа над постановкой театрализованного представления, выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном, право свободного выбора и добровольного участия в спектакле, работа над ролью;

- «творческая мастерская» (создание костюмов, декораций, привлечение родителей, воспитателей).

  1. Составление плана работы по развитию творческих способностей старших дошкольников.
  2. Создание интереса у участников проекта.

5. Анкетирование родителей.

Методический   инструментарий (музыкальная сказка Л. Олифировой «Дом для зверят», детская опера И. Красева «Муха – цокотуха»).

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей средствами

музыкально-театрализованной сказки поможет:

- развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умению петь сольно и в ансамбле, импровизировать, перевоплощаться);

- целесообразному включению элементов театрализации в праздник и развлечение.

Управление и обеспечение проекта:

В 2014 году была набрана старшая группа №1 детей старшего дошкольного возраста. С самого первого дня  я проводили наблюдения за детьми этой группы.

Наблюдая во время игры, обратили внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны.  Постепенно были выделены основные трудности детей:

в передачи эмоционального состояния (мимикой, позой, жестом, движением), в имитировании характерных действий персонажей (птички летают, лошадка скачет), а самое главное, речь детей была очень пассивная, речевой  инициативы детей во время общения с взрослыми и другими детьми практически не наблюдалось.

Таким образом, решение работать над выбранной темой связано с проблемами, стоящими перед моими воспитанниками, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние, в прочтении коротких стихов.  

Оценка результатов проекта:

На протяжении первого полугодия занимались с детьми  театральной деятельностью, пришли к выводу, что необходимо развивать у дошкольников эстетические чувства, культуру и технику речи, творческие способности детей.

Заинтересовавшись  проблемой развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, провели диагностику с детьми группы. В  результате было выявлено, что большинство детей затрудняются в передаче различных чувств, у них не развито воображение, творческие способности, память, речь.

 

Первичная диагностика

Первичная диагностика

Вывод: Такие результаты объясняются следующими факторами:

  • недостаточностью развития эстетических чувств и анализаторных систем организма ребенка;
  • недостаточной насыщенностью  окружающей познавательной среды;
  • применением традиционных подходов в развитии эстетической и эмоциональной отзывчивости.

Прежде чем приступить к работе,  провели анкетирование родителей с целью выявления их отношения к занятиям театрального кружка.

В результате из 24 опрошенных родителей (71%)  считают необходимостью для их ребенка посещать  такие занятия, потому что предложенный план направлен на развитие личности ребенка как субъекта общения, развития его коммуникативных навыков, формирование эмоциональной сферы, реализацию творческого потенциала.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.   С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Многие воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства для исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.

Для стимуляции и развития детского музыкального творчества, всегда поддерживали инициативу в процессе импровизации в различных видах деятельности: игре на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности.

Занимаясь с детьми, стараемся вызвать у них положительные эмоции. Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включаются в театральные игры, что помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

На первом этапе становления результаты мониторинга показали, что некоторые дети не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности.  Игры ребят были индивидуальные, часто носили разрозненный характер.  Впоследствии,  дети научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в игру.

 

Результаты на первом этапе

Результаты на первом этапе

Для того, чтобы добиться таких результатов в деятельность детей я вводила различные игровые упражнения, которые помогли ребятам развитию

интеллекта, познавательный интерес, расширили знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно.

С помощью игр, упражнений и этюдов помогали  активизировать воображение детей, побуждали их к общению, речевому сопровождению своих действий. В этих упражнениях дети то украшали торт,  то превращались в шаловливых волчат: «Шьем кукле платье», «Доброе животное», «Лесные мышки», «Мы – художники», «Фруктовый сад», «Слушаем музыку»; обыгрывали этюды по стихам: «Жадный пес», «Был у зайца дом», «Что за скрип».

Игры на превращения  научили ребят выразительности, умению оживлять фантазию и воображение. Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом, например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы, свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Выразительными должны быть так же кисти и пальцы. Музыкальное сопровождение подбиралось соответственно содержанию игр. 

По словам родителей, после  театральных занятий  их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.

Заключение

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. Сюжет музыкальных сказок позволяет заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Мои наблюдения и исследования по теме «Театрализованная деятельность дошкольников» показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи.

Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый

характер.

С учётом анализа собственного опыта пришли к выводу, что система проведённой работы должна быть наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками по музыкальному воспитанию и при проведении театральной деятельности.

 

Список литературы:

1. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.

5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

8. Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.

9. А.И. Буренина. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.

10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду:     Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.

11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

     
  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...