Проект на тему: «Зимующие птицы»

Возраст детей: младший дошкольный (3-4 года).

Тип проекта: информационно-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: 26.01. – 7.02.2015 г.

Краткосрочный – две недели.

Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах.

Задачи:

- закрепить знания детей о птицах;

- расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц;

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;

-воспитывать любознательность, сочувствие.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

- Активное участие родителей в реализации проекта.

Методы и приемы:

- беседы о птицах;

- наблюдения за жизнью птиц;

- игры (дидактические, подвижные);

- ознакомление с художественной литературой;

- рассматривание иллюстраций;

- продуктивная деятельность.

 

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационно-подготовительный

1. Определение темы исходя из интереса и знаний детей.

2. Сбор и анализ литературы по данной теме.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактическим материалом.

II этап – Основной

1. Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

2. Заготовка корма для птиц.

3. Подкормка и наблюдение за птицами.

4. Апробирование на практике – проведение цикла занятий.

5. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Комплексно-тематическое планирование.

 

Образовательные области Мероприятия Задачи
Социально – коммуникативное развитие Разговор «Птичья столовая» Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Наблюдение за воробьями во время прогулки. Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. 
Дидактическая игра «Кто как кричит?» Учить различать зимующих птиц по голосам.
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой» воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.
Художественно – эстетическое развитие Лепка «Птицы»

 

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Аппликация «Снегири синицы».

 

показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Рисование «Птицы»

 

Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.
Лепка «Покормите птиц»

 

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Аппликация «Скворечник».

 

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей определить форму (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов, развивать цветовое восприятие.
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин и фотографий. Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.
Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке» Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка». Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Познавательное развитие ООД по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

 

Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц». Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Работа с родителями Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"» Наглядная пропаганда.

 

Консультация по теме «Зимующие птицы».

Дать рекомендации родителям по проведению занятий по тематике «Зимующие птицы».
Конкурс «Лучшая кормушка».

 

Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.

 

Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.

 

III этап – Заключительный

Оформление результата в виде презентации:

а) выставка детских работ;

б) изготовление кормушек.

Выводы:

В акции приняли участие: дети младшей группы, воспитатели Страхова Ю.А., Жукова Е.А., родители воспитанников.

На участке ДОУ было развешано 9 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период проведения акции ежедневно кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки, благодаря чему узнали и увидели, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

 

Литература:

  1. А.Яшин «Покормите птиц зимой»
  2. З.Александрова «Новая столовая»
  3. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей», М., 1999
  4. М.Горький «Воробьишко»
  5. М.Зощенко «Умная птичка»
  6. Н.Рубцов «Воробей»
  7. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?», М., 2003
  8. Т.Евдошенко «Берегите птиц»

Электронные источники:

www.maaam.ru,

www.nsportal.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…

Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...

Читайте также

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...