Познавательный проект «Чудо - всюду!»
Тип проекта: Познавательно-практический.
Вид проекта: Групповой.
Сроки проекта: Апрель-май 2014 года.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта:
Формирование элементарных естественно - научных представлений о человеке, животном и растительном мире в ходе экспериментальной, художественной и познавательной деятельности детей.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
4. Воспитывать бережное отношение к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
7. Способствовать формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.
8. Обогащать двигательный опыт детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.
9. Формировать представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).
10. Продолжать знакомить детей с региональными особенностями природных явлений, животным и растительным миром Новгородской области.
Актуальность проекта
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор частичной экологической направленности проекта обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, самому себе и месте человека в природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Кроме того, в этом проекте значительное место отводится самостоятельной деятельности детей, направленной на освоение разных способов, а также на формирование умения объективно оценивать результаты своей деятельности.
Методы обеспечения:
Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию;
б) Связь с другими видами деятельности:
- Игровая;
- Продуктивная;
- Познавательно-исследовательская (опыты);
- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
- Учебная: речевое развитие, рисование, лепка;
- Физическая культура: релаксация., подражание.
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ);
Оформление альбома «Уроки волшебства».
Механизм выполнения проекта
- Создание технической базы для детского экспериментирования.
- Составление плана работы по проекту.
- Продолжение ОЭР по экспериментированию.
- Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
- Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
- Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
- Экскурсии в парк.
- Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой».
- Конструктивные беседы.
- Обсуждение с детьми и учет всех предложений в работе.
- Знакомство родителей целями, с промежуточными результатами работы по осуществлению проект.
- Организация коллективных и персональных выставок творческих работ детей и взрослых.
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.
Именно в этом проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Ребенок пытается оценивать их состояние с позиций «хорошо – плохо», с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.), проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Содержание работы
Образовательная
область |
Совместная деятельность детей и взрослых |
Познание
|
|
Коммуникация
|
|
Социализация
|
|
Безопасность
|
|
Здоровье
|
|
Физическая
Культура
|
|
Труд
|
|
Чтение художественной литературы
|
Сказки
Рассказы - Е Чарушин «Что за зверь», «Медвежата», «Ёж», «Заяц»;
Стихотворения
Отгадывание загадок о природе, животных, растениях. Чтение глав из книги «Народный календарь». |
Художественное
творчество
|
Рисование:
Лепка (соленое тесто, глина, пластилин):
Ручной труд:
|
Музыка
|
Слушание музыки:
Подбор слов, характеризующих мелодию. Импровизация на музыкальных инструментах. Муз. игра «Угадай, чей голосок». Опыты с муз. Инструментами. «Слышно - не слышно», «Тишина». |
Подводя итоги реализованного проекта можно сделать вывод о том что:
Детское экспериментирование – как метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка, является эффективным и дает положительные результаты.
Проведенная работа по проекту способствовала:
- развитию познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
- формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей;
- воспитанию бережного отношения к природе и стремление защищать ее;
- развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
- формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д;
- обогащению двигательного опыта детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д;
- формированию представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.);
- Ознакомлению детей с региональными особенностями природных явлений, животным и растительным миром Новгородской области.
Список использованной в рамках проекта литературы:
- Иванова О.Л. «Рисунки, которые нас рисуют».
- Иванова О.Л. «Как понять детский рисунок».
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
- Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.
- Кошелев В.Н «Мы играем, рисуем и поем».
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей Ола Ф. и другие. Занимательные опыты и эксперименты. – Москва, Айрис-пресс, 2009.
- Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование».
- Программа Дубровской Н.В. «Приглашение к творчеству».
- Репьев С.А. Забавные физические опыты. – Москва, Карапуз, 1998.
- Соколова С.В. «Мир оригами».
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009.
Читайте также |
---|
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...
Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…
Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)
Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…
Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...