Сайт для воспитателей детских садов




( 4 Голосов ) 


Познавательный проект «Чудо - всюду!»

 

Тип проекта: Познавательно-практический.

Вид проекта: Групповой.

Сроки проекта: Апрель-май 2014 года.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель проекта:

Формирование элементарных естественно - научных представлений о человеке, животном и растительном мире в ходе экспериментальной, художественной и познавательной деятельности детей.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и стремление защищать ее.

5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

7. Способствовать формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.

8. Обогащать двигательный опыт детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.

9. Формировать представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).

10. Продолжать знакомить детей с региональными особенностями природных явлений, животным и растительным миром Новгородской области.

Актуальность проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Выбор частичной экологической направленности проекта обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, самому себе и месте человека в природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Кроме того, в этом проекте значительное место отводится самостоятельной деятельности детей, направленной на освоение разных способов, а также на формирование умения объективно оценивать результаты своей деятельности.

Методы обеспечения:

Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Проведение опытов (практических).

Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Диагностика.

Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

а) Занятия по экологическому воспитанию;

б) Связь с другими видами деятельности:

- Игровая;

- Продуктивная;

- Познавательно-исследовательская (опыты);

- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);

- Учебная: речевое развитие, рисование, лепка;

- Физическая культура: релаксация., подражание.

3) Заключительный этап:

Диагностика (результативно-сравнительный анализ);

Оформление альбома «Уроки волшебства».

Механизм выполнения проекта

  • Создание технической базы для детского экспериментирования.
  • Составление плана работы по проекту.
  • Продолжение ОЭР по экспериментированию.
  • Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
  • Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
  • Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
  • Экскурсии в парк.
  • Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой».
  • Конструктивные беседы.
  • Обсуждение с детьми и учет всех предложений в работе.
  • Знакомство родителей целями, с промежуточными результатами работы по осуществлению проект.
  • Организация коллективных и персональных выставок творческих работ детей и взрослых.

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Именно в этом проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Ребенок пытается оценивать их состояние с позиций «хорошо – плохо», с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.), проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

 

Содержание работы

 

Образовательная

область

Совместная деятельность детей и взрослых
Познание

 

  • Наблюдение за явлениями живой и неживой природы на прогулке, ежедневное ведение календаря погоды.
  • Проведение опытов с водой, песком, глиной, а также с другими предметами и веществами (см. Приложение 1, ОЭР).
  • Посадка рассады цветов и овощей с последующим наблюдением и фиксированием наблюдений.
  • Совместная разработка символов, обозначающих свойства предметов и явлений.
  • Целевые прогулки к реке Волхов, в парк, к цветникам школы № 13.
  • Решение проблемных ситуаций «Как быть, если…».
  • Беседы с детьми о различных природных явлениях.
  • Пополнение копилки «Мы их знаем» сведениями о животном и растительном мире Новгородской области.
  • Чтение познавательной литературы по соответствующей теме.
  • Создание гербария «мир растений».
  • Знакомство с мифами и легендами о цветах, деревьях, животных, солнце, ветре, дожде и т.д.
  • Проведение совместного праздника с родителями «Клуб экспериментаторов».
  • Разговоры-пятиминутки «А знаете ли вы…?
  • Рассматривание иллюстраций по темам «Животные», «Растения», и т. д.
Коммуникация

 

  • Речевые ситуации «Если бы я был…, то..»; «Как поступить, ессли…» и т.д.
  • Сочинение сказок о природе, явлениях, веществах.
  • Драматизация экологических сказок.
  • Беседы «Что такое, кто такой».
  • Отгадывание авторских и фольклорных загадок.
  • Обсуждение народных примет (осенних, зимних, весенних, летних).
  • Игры с правилами (см. Картотеку).
  • Составление словаря «незнакомые слова».
Социализация

 

  • Создание условий для для сюжетно-ролевых игр «Путешественники», «Волшебники».
  • Проведение «Дня туризма».
  • «Дня воды», «Дня огородника».
  • Совместный уход за растениями в группе.
  • Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей.
Безопасность

 

  • Разбор проблемных ситуаций «как быть, если заблудился в лесу», «Можно ли одному уходить».
  • Беседа о ядовитых растениях и грибах.
  • Игра – драматизация «помогите малышам».
  • Совместная разработка правил безопасного поведения на участке.
  • Чтение сказки «Как муравьишка домой спешил».
  • Чтение рассказа «Тропинка»
А. Ефремовой.
Здоровье

 

  • Рассказ детям о пользе воды, дневного света, солнца для человека.
  • Беседа «Почему нельзя долго находиться на солнце».
  • Проведение опытов с продуктами («необычное молоко», «Разноцветные макароны» (см. Уроки волшебства); игры с водой и мылом.
  • Чтение энциклопедии «Азбука здоровья».
-  Игры «Хорошо-плохо», «Съедобное-несъедобное».
Физическая

Культура

 

  • Разучивание физкультминуток (о природных явлениях.
  • Стихи с движениями.
  • Обогащение двигательного опыта детей через игры-путешествия.
  • Придумывание своих необычных движений.
  • Тематические занятия совместно с физ. руководителем.
  • Творческие задания «Покажи как…».
Труд

 

  • Рассказ воспитателя.
«Растения, которые выращивали в старину».
  • Посадка рассады для клумб д\с.
  • Встреча с бабушкой Леры Ольгой Николаевной.
  • Посильная помощь при уходе за аквариумом и групповыми растениями.
  • Эксперимент «светло-темно» с растениями.
Чтение художественной литературы

 

Сказки
  • «Пузырь, соломинка и лапоть;
  • «Арысь – поле»;
  • «Диво дивное, чудо чудное»;
  • «Мороз, Солнце и Ветер»;
  • «Снегурочка»;
  • «Рыбка и головастик» (Б.Н.Сергуненков);
  • «Сова «(В. Бианки);
  • «Медведь и солнце» (Н. Сладков);
  • «Сто умов» (алтайская);
  • «Почему кот моется после еды» (литовская).

Рассказы

- Е Чарушин «Что за зверь», «Медвежата», «Ёж», «Заяц»;

  • К. Паустовский «Заячьи лапы»;
  • Главы из книги В. Бианки «лесная газета»;
  • М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Стихотворения

  • «Круговорот» (И. Гурина);
  • «От чего зависит погода?» (А. Усачёв);
  • «Природные явления» (С. Олексяк).

Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.

Чтение глав из книги «Народный календарь».

Художественное

творчество

 

Рисование:
  • Опыты с красками.
  • Игра «Темное - светлое».
  • Игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое…).
  • Коллективная работа «Солнце».
  • Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.).
  • Учимся нетрадиционным способам рисования (способы «свеча+ акварель», «соль и гуашь», рисование кефиром, рисование мыльной пеной).
  • Творческие задания «Узоры». «На что похоже».
  • Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала).
  • Конкурсы рисунков «Мое любимое растение», «Необычное животное» (по выбору детей).
  • Выставка творческих работ «Рисуем я и мама».
Лепка (соленое тесто, глина, пластилин):
  • Лепка «Дикое животное».
  • Опыты с глиной (свойства материала).
  • Организация выставки «это все из глины» в рубрике «Наш музей».
  • «Необычные цветы» - в технике смешивания пластилина.
  • Пополнение альбома «Мастер-класс от…» страничками (Полина, Эмилия).
  • Создание работ по выбору детей.
Ручной труд:
  • Поделки из природного материала (шишки, желуди, семена и т.д.).
  • Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги.
  • Изготовление вертушек для игр с ветром.
  • Куколки из одуванчиков.
  • Коллективная работа «Планета».
  • Знакомство с техникой составления коллажа.
  • Плетение на палочках «дорожка».
  • Изготовление кормушек из бросового материала.
  • Создание панно из листьев, цветов.
  • Оформление книжек-малышек
«Мой любимый цветок».
  • Плетение венков из одуванчиков.
Музыка

 

Слушание музыки:
  • Звуки природы.
  • Птичьи голоса.
  • Дождь.
  • Гроза.

Подбор слов, характеризующих мелодию.

Импровизация на музыкальных инструментах.

Муз. игра «Угадай, чей голосок».

Опыты с муз. Инструментами.

«Слышно - не слышно», «Тишина».

 

Подводя итоги реализованного проекта можно сделать вывод о том что:

Детское экспериментирование – как метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка, является эффективным и дает положительные результаты.

Проведенная работа по проекту способствовала:

  • развитию познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
  • формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей;
  • воспитанию бережного отношения к природе и стремление защищать ее;
  • развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д;
  • обогащению двигательного опыта детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д;
  • формированию представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.);
  • Ознакомлению детей с региональными особенностями природных явлений, животным и растительным миром Новгородской области.

 

Список использованной в рамках проекта литературы:

  1. Иванова О.Л. «Рисунки, которые нас рисуют».
  2. Иванова О.Л. «Как понять детский рисунок».
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
  4. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
  5. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.
  6. Кошелев В.Н «Мы играем, рисуем и поем».
  7. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей Ола Ф. и другие. Занимательные опыты и эксперименты. – Москва, Айрис-пресс, 2009.
  8. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование».
  9. Программа Дубровской Н.В. «Приглашение к творчеству».
  10. Репьев С.А. Забавные физические опыты. – Москва, Карапуз, 1998.
  11. Соколова С.В. «Мир оригами».
  12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009.


Комментарии  

#1 Татьяна 29.03.2015 23:23
Очень понравился материал!
Цитировать

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...