Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «Россия, родина моя!»
Срок реализации: 9 месяцев.
Краткая аннотация проекта:
- Проект носит комплексный характер: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой. Возраст участников: дети 6 -7 лет (подготовительная к школе группа).
- Формы и методы работы с детьми в рамках проекта разработаны на основе интегрированного подхода, через реализацию образовательных областей таких как: познавательное развитие, продуктивная деятельность, музыкальное и физическое развитие, социально-личностное развитие.
- За основы взят принцип гуманности.
- Проект реализуется с детьми подготовительной группы, во взаимодействии с родителями.
- В ходе проекта воспитанники знакомятся с национальными традициями, геральдикой, историей и т.д.
- Данный проект развивает у детей гуманность и толерантность, формирует патриотизм и нравственность, развивает память, мышление, логику.
Актуальность проекта: задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Наша Родина - Россия».
Новизна проекта заключается в создании системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма, нравственности и гражданственности.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Цель проекта - проекта: формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах и столице, о символах России.
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
2. Расширить представления о городах России.
3. Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их национальными костюмами и традициями.
4. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
5. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
7. Закрепить умение использовать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об её истории, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
- Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
- Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
- Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Участники проекта:
- Воспитанники старшей- подготовительной группы;
- Воспитатели;
- Музыкальный руководитель;
- Родители.
Перспективы распространения проекта:
Проект «Наша родина-Россия» может использовать в своей работе каждый воспитатель дошкольного учреждения. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным программам патриотического воспитания дошкольников.
Механизм реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Содержание деятельности | Кто примет участие | Сроки реализации |
• подбор исторической литературы;
• подбор произведений русского народного творчества; • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.); • подготовка разного вида бросового материала; • подготовка материала для продуктивной деятельности; • дидактические и настольные игры; • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала). |
Воспитатели | Сентябрь
2014 г. |
2 этап - основной
Образовательные области | Содержание деятельности | Кто примет участие | Сроки реализации |
«Россия – Родина моя». | |||
Коммуникация | 1. Беседа «Россия – Родина моя». | Воспитатели, воспитанники | Сентябрь 2014 г. |
Познание | 2. Природные зоны нашей страны.
(работа по карте) |
Воспитатели, воспитанники | |
Коммуникация | 3. Чтение стихов о России.
(библиотечка в группе, картотека стихов) . |
Воспитатели, воспитанники | |
Познание | 4. Путешествие в прошлое «Жизнь и быт русских крестьян». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 5. Рисование «Флаг России».
|
Воспитатели, воспитанники | |
Физическая культура | 6. Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».
(картотека подвижных игр). |
Воспитатели, воспитанники | |
Социально- личностное развитие | 7. Словесная игра «Подбери словечко». (картотека игр). | Воспитатели, воспитанники | |
Коммуникация | 9. Беседа «В каком городе нашей страны я был». | Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | Обогащение предметно-развивающей среды.
(карта и символика России). |
Воспитатели, воспитанники, родители группы | |
«Природа России» | |||
Коммуникация, худ. творчество | 1. «Люблю берёзку русскую»
|
Воспитатели, воспитанники | Октябрь 2014 г. |
Познание | 2. Занятие по природному миру «Беседа о лесе»
(Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - стр. 72). |
Воспитатели, воспитанники | |
Коммуникация | 3. Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
(О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи» - стр. 216). |
Воспитатели, воспитанники | |
Социализации | 4. Словесная игра «Чего больше? ».
(картотека игр). |
Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 5. Лепка «Грибная поляна». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 6. Аппликация «Ковёр из осенних листьев». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество, социализация | 7. Оформление выставки в группе «Дары осени».
(совместно с родителями). |
Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 8. Дидактические игры «Деревья и кустарники», «Найди хозяина». | Воспитатели, воспитанники | |
Музыка | 9. Развлечение – викторина «Дары осени». | Воспитатели, муз. руководитель, воспитанники | |
Социализация, познание | 10. Экскурсия в парк «Ветерок». | Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 11. Обогащение предметно-развивающей среды – фотовыставка «Природа России».
(совместно с родителями) . |
Воспитатели, воспитанники, родители группы | |
«Народный фольклор». Россия в произведениях писателей и поэтов. | |||
Познание | 1. История возникновения народной сказки, народного фольклора.
(О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»). |
Воспитатели, воспитанники | Ноябрь 2014 г. |
Чтение худ. литературы | 2.НОД по ознакомлению с художественной литературой «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
(О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» - стр. 164). |
Воспитатели, воспитанники | |
Чтение худ. литературы | 3. Чтение русских народных сказок и просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам. | Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 4. Русская народная игра «Колпачок».
(«Русский детский фольклор» - стр. 112). |
Воспитатели, воспитанники | |
Чтение худ. литературы | 6. Чтение сказок А. С. Пушкина. | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 7. Рисование «Город новый, златоглавый» (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»). | Воспитатели, воспитанники | |
Музыка | 8. Музыкально-литературное развлечение, посвящённое творчеству А. С. Пушкина. | Воспитатели, муз. руководитель, воспитанники | |
Социализация | 9. Экскурсия в библиотеку.
(викторина по русским народным сказкам, знакомство с трудом библиотекаря). |
Воспитатели, воспитанники, работники библиотеки | |
Чтение худ. литературы | 10. Чтение сказок уральского сказочника П. Бажова. | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 11. НОД по изодеятельности «Камень малахит». | Воспитатели, воспитанники | |
«Народно-прикладное искусство» | |||
Художественное творчество | 1. Раскрашивание матрёшек
(коллективная работа).
|
Воспитатели, воспитанники | Декабрь
2014 г. |
Социализация | 2. Дидактическая игра «Образуй слово» (картотека игр).
|
Воспитатели, воспитанники | |
Познание | 3. Серия бесед о хохломской, дымковской и гжельской росписях, показ иллюстраций и готовых изделий. | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 4. Рисование «Волшебные листья и ягоды». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 5. Рисование «Чашка для Мишутки»
(элементы гжельской росписи). |
Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 6. Лепка «Матрёшка».
|
Воспитатели, воспитанники | |
«Народные праздники и обычаи». | |||
Коммуникация, социализация | 1. Беседа о праздниках (Новый год, рождество, крещение, масленица)
(О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - стр. 149). |
Воспитатели, воспитанники | Декабрь
2015 г. |
Коммуникация | 2. НОД – составление творческого рассказа «Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь». | Воспитатели, воспитанники | |
Музыка | 4. Разучивание песенок и закличек про Коляду и Масленицу
(В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду», М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»).
|
Воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель | |
Художественное творчество | 6. Аппликация «Наш весёлый хоровод»
(симметричное вырезывание).
|
Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 7. Рисование «Мой ангел-хранитель».
|
Воспитанники, родители | |
Физическая культура, социализация | 8. Русская народная подвижная игра «Кострома»
(картотека игр). |
Воспитатели, воспитанники | |
Музыка | 9. Проведение рождественских посиделок и праздника Масленицы
(совместно с музыкальным руководителем).
|
Воспитатели, воспитанники, муз. рук., родители | |
«Защитники Отечества» | |||
Чтение художественной литературы | 1. Чтение былин о русских богатырях:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Никита Кожемяка» и другие. |
Воспитатели, воспитанники | Февраль
2015 г. |
Коммуникация | 2. Беседа «Мой папа – лучше всех».
(рассказы детей из личного опыта) |
Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 3. Оформление фотовыставки «Защитники Отечества»
(фотографии пап и дедушек). |
Воспитатели, воспитанники, родители | |
Познание | 4. Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря». | Воспитатели, воспитанники | |
Познание | 5. Знакомство с профессией военного.
(Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» -стр. 107) |
Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 6. Дидактические игры: «Волшебный сундучок»
«Лексикон» |
Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 7. Ручной труд «В подарок папе». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 8. Рисование «Мой папа». | Воспитатели, воспитанники | |
Музыка | 9. Утренник, посвящённый 23 февраля. | Воспитатели, воспитанники, муз. руководитель, родители | |
«Национальные костюмы». | |||
Социализация | 1. Беседа о толерантности детей группы. (в группе 2 национальности – русские, армяне). | Воспитатели, воспитанники | Март
2015 |
Социализация | 2. НОД на тему «Знакомство с разными национальностями». | Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 3. Занятие по ознакомлению с трудом взрослых «Швейная фабрика» | Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 4. Сюжетно – ролевая игра «Ателье». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 6. Рисование «Национальный орнамент». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 7. Аппликация «Русский сарафан». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 8. Оформление макета планеты «Хоровод на земном шаре»
(предметно-развивающая среда). |
Воспитатели, воспитанники, родител | |
«Наши космонавты». | |||
Коммуникация | 1. Беседа о космонавтах, рассматривание фотографий и открыток. | Воспитатели, воспитанники | Апрель 2014 г. |
Чтение художественной литературы | 2. Чтение художественных произведений о космонавтах. | Воспитатели, воспитанники | |
Познание | 3. Занятие по математике «Подготовка космонавтов». | Воспитатели, воспитанники | |
Познание | 4. Дидактическая игра «Что кому нужно». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 5. Конструирование из больших модулей
«Космический корабль». |
Воспитатели, воспитанники | |
Социализация | 6. Сюжетно – ролевая игра «Мы – космонавты». | Воспитатели, воспитанники | |
Художественное творчество | 7. Аппликация «Полёт на луну» | Воспитатели, воспитанники |
3-й этап - заключительный
1. Предоставление разработки проекта.
2. НОД «День победы». 3. Оценка этапов реализации проекта. 4. Оценка предметно – развивающей среды. 5. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым). 6. Выставка продуктов детской деятельности. |
Воспитатели, воспитанники
группы, родители |
Май 2015 г. |
Выводы:
- Сформированы знания о родной стране, её истории и традициях.
- Развиты навыки социального общения с взрослыми и сверстниками.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
- Принимали активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Читайте также |
---|
Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…
Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...
Проект «Наш календарь природы»
Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...
Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет
Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...