Проект «Времена года»

 

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве

человек открывает прекрасное в самом себе».

(В.А. Сухомлинский.)

 

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проведения: с сентября 2013г. по август 2014 г.

 

Актуальность

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к художественно-творческой деятельности.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  5. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.
  6. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
  7. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.

Формы реализации проекта:

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.
  • Тематические занятия.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  • Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.
  • Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
  • Сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  • Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

   Основной:

  • Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
  • Деятельность по подготовке к презентации своих детей.
  • Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
  • Создание страничек в альбом «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки».
  • Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
  • Показ видео ролика о временах года.
  • Художественно-творческая деятельность.

Заключительный:

  • Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
  • Презентация для детей других групп.
  • Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю.

 

Материал к проекту «Времена года»

Осень

Восприятие музыки

  • А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
  • П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».
  • А. Вивальди «Осень».
  • П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».

Мультимедийные презентации

  • Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».
  • «Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.
  • «Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.
  • «Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

  • И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».
  • В. Поленов «Золотая осень».
  • А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

  • Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь ...».
  • К. К. Случевский. «Осенний мотив».
  • К. Д. Бальмонт «Осень».
  • И. А. Бунин «Листопад».
  • А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».
  • Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
  • А. Н. Майков «Осень».
  • А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».
  • А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».
  • Н. А. Некрасов «Перед дождем».
  • И. С. Никитин «Дождь каплет...».
  • А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».
  • И. А. Бунин «Первый снег».
  • А. А. Блок «Зайчик».
  • С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».
  • С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».
  • И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».
  • Н. А. Некрасов «Славная осень!».
  • С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

Художественное творчество

  • «Волшебные краски осени».
  • «Дары осени».
  • «Я шагаю по ковру из осенних листьев».
  • «Портрет осени».
  • «Золотая осень».
  • «Осеннее дерево».
  • «Осенние листочки».
  • «Аппетитные, ароматные, сладкие…».
  • «Веточка рябины».
  • «Портрет гриба».
  • «Золотые яблоки».
  • «Унылая пора, очей очарованье…».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Зима

Восприятие музыки

  • П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».
  • В.Шаинский «Снежинки».
  • А. Внукова «Если снег идет».
  • А.Вивальди «Зима».
  • П.Чайковский «Зима».
  • «У камелька» «Масленица».

Мультимедийные презентации

  • Презентация «Зимние сказки».
  • «Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.
  • «Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
  • «Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

  • Н. П. Крымов «Зимний вечер».
  • И. Левитан «Зимой в лесу».
  • Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».
  • А. А. Пластов «Первый снег».
  • И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».
  • К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».
  • И. И. Шишкин «Зима».
  • Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

  • А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».
  • А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».
  • А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».
  • Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».
  • С. А. Есенин «Пороша».
  • А. С. Пушкин «Зимняя дорога».
  • С. А. Есенин «Поет зима – аукает».
  • И. А. Бунин «Метель».
  • С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».
  • С. А. Есенин «Берёза».
  • Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».
  • А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».
  • Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».
  • А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».
  • А. А. Блок «Ветхая избушка».

Художественное творчество

  • «Мои волшебные снежинки».
  • «Первый снег».
  • «Мое любимое дерево зимой».
  • «Птички на ветке».
  • «Зимняя сказка».
  • «Я в волшебном лесу».
  • «Белая береза».
  • «Как розовые яблоки на ветках снегири…».
  • «Царство снежной королевы».
  • «В лесу родилась елочка».
  • «Зимний вальс».
  • «Букет для снегурочки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Весна

Восприятие музыки

  • Н. Любарский «Дождик».
  • П. Чайковский «Времена года».
  • В. Моцарт «Весенняя».
  • А. Вивальди «Весна».
  • П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

  • «Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
  • «Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.
  • «Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

  • А. Саврасов «Грачи прилетели».
  • П. Кончаловский «Сирень в корзине».
  • И. Левитан «Весна. Большая вода».
  • И. Левитан «Март».
  • К. Ф. Юон «Мартовское солнце».
  • С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

  • Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".
  • Ф. И. Тютчев. Весенние воды.
  • Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится ...".
  • Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".
  • А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".
  • Ф. И. Тютчев. Первый лист.
  • Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.
  • А. А. Фет. Весенний дождь.
  • Н. А. Некрасов. Зеленый шум.
  • С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".
  • А. А. Блок "Ворона".
  • С. А. Есенин "Черёмуха".
  • А. А. Блок "На лугу".
  • С. А. Дрожжин "Весеннее царство".
  • И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".
  • С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".
  • И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

  • «Ветка с первыми листочками».
  • «Весенний букет».
  • «Березы весной».
  • «Подснежники в ладошке».
  • «Цветущий сад».
  • «Грачи прилетели».
  • «Сапог в луже».
  • «Сороки».
  • «Первые цветы».
  • «Одуванчик – толстые щеки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Лето

Восприятие музыки

  • А. Вивальди «Времена года».
  • Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
  • С. Прокофьев «Полет шмеля».
  • Г. Свиридов «Дождик».
  • А. Вивальди «Лето».
  • П.И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».

Мультимедийные презентации

  • Фотопроект «Летние забавы».
  • «Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.
  • «Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.
  • «Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.
  • «Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.
  • «В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.
  • «Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
  • «Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.

Репродукции картин известных художников

  • И. Левитан «Березовая роща».
  • А. А. Пластов «Летом».
  • А. А. Пластов «Сенокос».
  • И. И. Шишкин «Дубовая роща».
  • В. Поленов «Московский дворик».
  • К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».
  • В. Поленов «Заросший пруд».
  • Ф. Васильев «Мокрый луг».
  • А. М. Герасимов «После дождя».

Художественное слово

  • С. А. Есенин «С добрым утром».
  • И. А. Бунин «На пруде».
  • Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные ...».
  • А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».
  • И. А. Бунин «Детство».
  • А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага...».
  • Ф. И. Тютчев «В небе тают облака ...».
  • Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело ...».
  • А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
  • А. А. Блок «Летний вечер».
  • С. Я. Надсон «Заря лениво догорает...».
  • С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело...».
  • А. Н. Майков «Летний дождь».
  • А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...».
  • С. А. Есенин «Колокол дремавший...».
  • И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе...».
  • С. А. Есенин «По лесу леший кричит...».
  • И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье...».
  • И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...».
  • С. А. Есенин «Топи да болота...».
  • И. А. Бунин «Из окна».
  • Н. А. Некрасов «Конец лета».

Художественное творчество

  • «Летнее настроение».
  • «На реке».
  • «Бабочки и стрекозы».
  • «Божья коровка на ладошке».
  • «Пчелка».
  • «Ромашки».
  • «Утренняя роса».
  • «Я рисую букет».
  • «Паук на паутинке».
  • «Радуга-дуга».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

 

Список используемой литературы:

  1. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  6. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  7. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  8. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  10. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку»

Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку» Фестиваль детского творчества «Разноцветная страна» для детей подготовительной группы в рамках армянской национальной...