Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.
Тип проекта: Творческий
Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.
Задачи проекта:
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
- Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
- Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
- Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.
Участники проекта:
- Воспитанники 2 младшей группы.
- Воспитатели.
- Родители детей.
На сколько рассчитан проект:
С сентября по май.
Формы работы с детьми:
- Организация чтения русских литературных произведений.
- Театрализованный показ литературных произведений.
- Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
- Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
- Экскурсии в Петровскую библиотеку.
- Музыкальные праздники и развлечения.
Формы работы с родителями:
- Консультирование родителей по текущим вопросам.
- Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
- Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Методическая литература:
Методическая литература | Дополнительная литература |
«Воспитание и обучение во 2 младшей группе детского сада» М.Б. Зацепина;
«Ознакомление детей с художественной литературой»; «Развитие речи детей» В.В. Гербова; «Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова; Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия); «Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова; «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина;
|
«Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет» А.В. Щёткин;
«Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко; «Среда развития дошкольника: сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова; «Праздники в детском саду» С.Н. Захарова; Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010 Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010 |
2. Организация предметно-пространственной среды. Набор музыкальных инструментов:
Предметно-пространственная среда | Музыкальные инструменты |
Платковый театр;
театр бибабо; Плоскостной настольный театр; Кукольный театр; Плакаты с сюжетами сказок; Уголок художественной литературы; Уголок художественного творчества; Выставка детских работ; Картинки с изображением пейзажа русской природы; Ширма; Фланелеграф; Маски; Костюмерная с зеркалом; Уголок ряжения. |
Детский аккордеон, бубен, деревянные ложки, колокольчики, деревянный металлофон,
детские балалайки, шумовые инструменты. |
3. ИКТ:
- агнитофон;
- проектор;
- ноутбук;
- видеомагнитофон, диски с записями сказок:
Фильмы-сказки | Мультфильмы |
«Морозко»
«Снегурочка» «По щучьему велению» |
«Снегурочка»
«12 месяцев» «Зимовье зверей» «Новогодняя сказка» «В лесу родилась ёлочка» «Ночь перед Рождеством» |
- музыкальный центр (фонограммы).
Методическое сопровождение проекта
- Составление программы работы.
- Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
- Консультативный материал для родителей (в приложении)
- Подборка произведений русского фольклора и сказки:
Сказки | Фольклорные произведения |
«Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Лиса и заяц», «Бычок-чёрный бочок-белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок»
|
«Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сорока-сорока», «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи, качи, качи», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», «Заря-заряница», «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень-тень-потетень», «Курочка-рябушечка», «Дождик-дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-радуга». |
Сказки не предусмотренные
программой |
|
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Мужик, медведь и лиса», «Колобок» «Баба-Яга», «Василиса Прекрасная», «Соломинка, уголёк и боб», «Терешечка», «Медведь, собака и кошка», «Лиса, заяц и петух», «Кащей Бессмертный», «Жихарка», «Заюшкина избушка» |
Ожидаемые результаты:
- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.
- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.
- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.
- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
А) Постановка проблемной ситуации;
Б) Определение цели и задач проекта;
В) Определение времени и участников проекта;
В) Подготовка ресурсного и методического обеспечения;
Г) Определение форм работы с детьми и родителями.
Основной этап.
Работа по намеченной программе.
Презентация проекта.
Показ итогов работы.
Схема реализации проекта
Месяцы | Содержание работы | |||||
Сентябрь
|
Материал для чтения и заучивания наизусть | Изобразительная
деятельность |
Игры просмотры сказок, беседы | Экскурсии, выставки | Работа с родителями | Итог: театральные постановки, праздники |
Потешки
«Пальчик-пальчик», «Заинька попляши» Сказки «Курочка-Ряба», «Репка», «Кот, петух и лиса» |
Рисование
«Мои пальчики» Лепка Коллективная работа «Во саду ли, в огороде» (по мотивам фольклора) |
Обыгрывание сказочных героев с масками и костюмами.
Плоскостной театр «Репка» Народные подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» |
Посещение детского сада сотрудника Петровской библиотеки | Консультация «Влияние сказки на формирование личности»
Привлечение родителей к приобретению книг. Выступление на родительском собрании |
Викторина: «Угадай сказку»
|
|
Октябрь | Потешки
«Ночь пришла», «Сорока-сорока», Сказки «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята» |
Изготовление детской книжки-малышки.
Лепка «Пирожки»»
|
Обыгрывание сказки «Теремок»,
Беседа с детьми о жанре потешки. Русская народная игра «Бабка-ёжка»
|
Экскурсия в Петровскую библиотеку и магазин «Где живут книги»
|
Консультация «Как воспитать книгочея»
Привлечение родителей к приобретению книг |
Выставка «Галерея народного фольклора» (можно совместно с родителями) |
Ноябрь | Потешки
«Курочка-рябушечка» «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом». Сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» «Колобок», «Волк и козлята» |
Рисование коллективное
«Курочка -Рябушечка» Лепка «Кто от бабушки ушёл, кто от дедушки ушёл?»
|
Обыгрывание сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят»
Беседа «Как родилась сказка» |
Выставка рисунков и поделок за квартал «Недаром дети любят сказку…» | Консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»
|
Театрализованное представление по сказкам
«В гости к сказке», игра -развивающая «Фотограф» |
Месяцы | Содержание работы | |||||
Декабрь | Материал для чтения и заучивания наизусть | Изобразительная деятельность | Игры и просмотры, беседы | Экскурсии, выставки | Работа с родителями | Итог, театральные постановки |
Потешки
«Как у нашего Кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи-качи-качи» Сказки «Заюшкина избушка», «Дед Мороз», «Снегурочка» |
Рисование к любой сказке с зимней тематикой.
Лепка «Калачи» |
Народные подвижные игры «Два Мороза», «Снежки»
Просмотр мультфильмов по русским сказкам «Морозко»
|
Выставка рисунков «Зимние сказки» | Подготовка к новогоднему утреннику
Консультация «Ребёнок и телевидение», «О пользе живого слова» |
Инсценировка «Заюшкина избушка» | |
Январь | Потешки
«Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки» Сказки «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк |
Рисование «Гуси»
Лепка «Жили у бабуси» Лепка «Свистулька» (по мотивам народных игрушек» |
Беседа «О народной игрушке»
«Светлый праздник Рождества» Обыгрывание сказки « Снегурочка и лиса», Беседа о празднике Рождества»
|
Выставка «Народный промысел» | Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»,
«Как выбрать сказку для самых маленьких» Совместная подготовка к «Рождест-венским посиделкам» |
«Рождест-венские посиделки» |
Февраль | Потешки
«Кисонька-мурысенька», «Заря-заряница» Сказки «Лиса и заяц», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и журавль» |
Рисование «Зимняя картинка»,
Лепка «Морковки для зайки», «Ягодки для лисички» (коллективная работа» |
Беседа с детьми о красоте русской природы, игры с участием сказочных героев.
Игра: «Бабка-ёжка» |
Выставка детских работ за зиму | Открытое занятие (по усмотрению воспитателя).
Консультация «Мягкая игрушка своими руками»
|
Викторина
«Что за сказочка такая?» |
Месяцы | Содержание работы | |||||
Март | Материал для чтения и заучивания наизусть | Изобразительная деятельность | Игры и просмотры | Экскурсии, выставки | Работа с родителями | Итог, театральные постановки |
Потешки
«Травка-муравка», «На улице три курицы» Сказки «У страха глаза велики», «Мужик и медведь»
|
Рисование «Травушка-муравушка», «К нам весна пришла»
Лепка «Курочка», «Зайчик» |
Просмотр детских мультфильмов «Снегурочка», «Бычок-смоляной бочок».
Игры: «Птички», «Жаворонок», «Горелки» |
- | Оформление стенда «Мы-артисты»
Консультация «Как на масляной неделе» Подготовка к празднику «Масленица» |
Участие детей в празднике «Масленица» | |
Апрель | Потешки
«Тень-тень-потетень» «Курочка-рябушечка» Сказки «Бычок-смоляной бочок», «Как коза избушку строила» |
Рисование «В чистом поле теремок»
Лепка «Бычок» |
РНИ: «Солнышко- вёдрышко», «Пчёлы» | Экскурсия в сельскую местность | Консультация «Сказкотерапия» | Инсценировка «Бычок-смоляной бочок» |
Май | Потешки
«Дождик, дождик, пуще», «Радуга-дуга», «Божья коровка» Сказки «Ворона», «Лисичка со скалочкой» |
Рисование «Дождик», «Радуга»
Лепка «Божья коровка» Рисование и лепка по желанию детей.
|
Народные подвижные игры «Ручеёк», «Борцы» | Выставка детских работ за март, апрель и май. | Подготовка к совместной сказке-концерту.
Консультация «Как из ребёнка сделать книгочея» |
Совместная с родителями постановка сказки-концерта |
Читайте также |
---|
Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…
Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...