Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

 

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.

 

Тип проекта: Творческий

Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.

Задачи проекта:

  1. Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
  2. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
  3. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
  4. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Участники проекта:

  1. Воспитанники 2 младшей группы.
  2. Воспитатели.
  3. Родители детей.

На сколько рассчитан проект:

С сентября по май.

Формы работы с детьми:

  1. Организация чтения русских литературных произведений.
  2. Театрализованный показ литературных произведений.
  3. Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
  4. Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
  5. Экскурсии в Петровскую библиотеку.
  6. Музыкальные праздники и развлечения.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей по текущим вопросам.
  2. Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  3. Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта.

 

1. Методическая литература:

 

Методическая литература Дополнительная литература
«Воспитание и обучение во 2 младшей группе детского сада» М.Б. Зацепина;

«Ознакомление детей с художественной литературой»;

«Развитие речи детей» В.В. Гербова;

«Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова;

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия);

«Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова;

«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина;

 

«Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет» А.В. Щёткин;

«Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко;

«Среда развития дошкольника: сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова;

«Праздники в детском саду» С.Н. Захарова;

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»;

Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010

Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010

 

2. Организация предметно-пространственной среды. Набор музыкальных инструментов:

 

Предметно-пространственная среда Музыкальные инструменты
Платковый театр;

театр бибабо;

Плоскостной настольный театр;

Кукольный театр;

Плакаты с сюжетами сказок;

Уголок художественной литературы;

Уголок художественного творчества;

Выставка детских работ;

Картинки с изображением пейзажа русской природы;

Ширма;

Фланелеграф;

Маски;

Костюмерная с зеркалом;

Уголок ряжения.

Детский аккордеон, бубен, деревянные ложки, колокольчики, деревянный металлофон,

детские балалайки, шумовые инструменты.

 

3. ИКТ:

- агнитофон;

- проектор;

- ноутбук;

- видеомагнитофон, диски с записями сказок:

Фильмы-сказки Мультфильмы
«Морозко»

«Снегурочка»

«По щучьему велению»

«Снегурочка»

«12 месяцев»

«Зимовье зверей»

«Новогодняя сказка»

«В лесу родилась ёлочка»

«Ночь перед Рождеством»

- музыкальный центр (фонограммы).

 

Методическое сопровождение проекта

  1. Составление программы работы.
  2. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
  3. Консультативный материал для родителей (в приложении)
  4. Подборка произведений русского фольклора и сказки:
Сказки Фольклорные произведения
«Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Лиса и заяц», «Бычок-чёрный бочок-белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок»

 

«Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сорока-сорока», «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи, качи, качи», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», «Заря-заряница», «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень-тень-потетень», «Курочка-рябушечка», «Дождик-дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-радуга».
Сказки не предусмотренные

программой

 
«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Мужик, медведь и лиса», «Колобок»

«Баба-Яга», «Василиса Прекрасная», «Соломинка, уголёк и боб», «Терешечка», «Медведь, собака и кошка», «Лиса, заяц и петух», «Кащей Бессмертный», «Жихарка», «Заюшкина избушка»

 

 

Ожидаемые результаты:

- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

А) Постановка проблемной ситуации;

Б) Определение цели и задач проекта;

В) Определение времени и участников проекта;

В) Подготовка ресурсного и методического обеспечения;

Г) Определение форм работы с детьми и родителями.

Основной этап.

Работа по намеченной программе.

Презентация проекта.

Показ итогов работы.

 

Схема реализации проекта

 

Месяцы Содержание работы
Сентябрь

 

Материал для чтения и заучивания наизусть Изобразительная

деятельность

Игры просмотры сказок, беседы Экскурсии, выставки Работа с родителями Итог: театральные постановки, праздники
Потешки

«Пальчик-пальчик», «Заинька попляши»

Сказки

«Курочка-Ряба», «Репка», «Кот, петух и лиса»

Рисование

«Мои пальчики»

Лепка

Коллективная работа «Во саду ли, в огороде» (по мотивам фольклора)

Обыгрывание сказочных героев с масками и костюмами.

Плоскостной театр

«Репка»

Народные подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»

Посещение детского сада сотрудника Петровской библиотеки Консультация «Влияние сказки на формирование личности»

Привлечение родителей к приобретению книг.

Выступление на родительском собрании

Викторина: «Угадай сказку»

 

Октябрь Потешки

«Ночь пришла», «Сорока-сорока»,

Сказки

«Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята»

Изготовление детской книжки-малышки.

Лепка

«Пирожки»»

 

Обыгрывание сказки «Теремок»,

Беседа с детьми о жанре потешки. Русская народная игра «Бабка-ёжка»

 

Экскурсия в Петровскую библиотеку и магазин «Где живут книги»

 

Консультация «Как воспитать книгочея»

Привлечение родителей к приобретению книг

Выставка «Галерея народного фольклора» (можно совместно с родителями)
Ноябрь Потешки

«Курочка-рябушечка»

«Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом».

Сказки

«Петушок и бобовое зёрнышко» «Колобок», «Волк и козлята»

Рисование коллективное

«Курочка -Рябушечка»

Лепка

«Кто от бабушки ушёл, кто от дедушки ушёл?»

 

Обыгрывание сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят»

Беседа «Как родилась сказка»

Выставка рисунков и поделок за квартал «Недаром дети любят сказку…» Консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»

 

Театрализованное представление по сказкам

«В гости к сказке», игра -развивающая «Фотограф»

Месяцы Содержание работы
Декабрь Материал для чтения и заучивания наизусть Изобразительная деятельность Игры и просмотры, беседы Экскурсии, выставки Работа с родителями Итог, театральные постановки
Потешки

«Как у нашего Кота», «Сидит белка на тележке»,

«Ай, качи-качи-качи»

Сказки

«Заюшкина избушка», «Дед Мороз», «Снегурочка»

Рисование к любой сказке с зимней тематикой.

Лепка «Калачи»

Народные подвижные игры «Два Мороза», «Снежки»

Просмотр мультфильмов по русским сказкам «Морозко»

 

Выставка рисунков «Зимние сказки» Подготовка к новогоднему утреннику

Консультация «Ребёнок и телевидение», «О пользе живого слова»

Инсценировка «Заюшкина избушка»
Январь Потешки

«Жили у бабуси»,

«Чики-чики-чикалочки»

Сказки

«Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк

Рисование «Гуси»

Лепка «Жили у бабуси»

Лепка «Свистулька» (по мотивам народных игрушек»

Беседа «О народной игрушке»

«Светлый праздник Рождества»

Обыгрывание сказки « Снегурочка и лиса», Беседа о празднике Рождества»

 

Выставка «Народный промысел» Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»,

«Как выбрать сказку для самых маленьких»

Совместная подготовка к «Рождест-венским посиделкам»

«Рождест-венские посиделки»
Февраль Потешки

«Кисонька-мурысенька», «Заря-заряница»

Сказки

«Лиса и заяц», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и журавль»

Рисование «Зимняя картинка»,

Лепка «Морковки для зайки»,

«Ягодки для лисички» (коллективная работа»

Беседа с детьми о красоте русской природы, игры с участием сказочных героев.

Игра: «Бабка-ёжка»

Выставка детских работ за зиму Открытое занятие (по усмотрению воспитателя).

Консультация «Мягкая игрушка своими руками»

 

Викторина

«Что за сказочка такая?»

Месяцы Содержание работы
Март Материал для чтения и заучивания наизусть Изобразительная деятельность Игры и просмотры Экскурсии, выставки Работа с родителями Итог, театральные постановки
Потешки

«Травка-муравка»,

«На улице три курицы»

Сказки

«У страха глаза велики», «Мужик и медведь»

 

Рисование «Травушка-муравушка», «К нам весна пришла»

Лепка «Курочка»,

«Зайчик»

Просмотр детских мультфильмов «Снегурочка», «Бычок-смоляной бочок».

Игры: «Птички», «Жаворонок», «Горелки»

- Оформление стенда «Мы-артисты»

Консультация «Как на масляной неделе»

Подготовка к празднику «Масленица»

Участие детей в празднике «Масленица»
Апрель Потешки

«Тень-тень-потетень»

«Курочка-рябушечка»

Сказки

«Бычок-смоляной бочок», «Как коза избушку строила»

Рисование «В чистом поле теремок»

Лепка «Бычок»

РНИ: «Солнышко- вёдрышко», «Пчёлы» Экскурсия в сельскую местность Консультация «Сказкотерапия» Инсценировка «Бычок-смоляной бочок»
Май Потешки

«Дождик, дождик, пуще», «Радуга-дуга», «Божья коровка»

Сказки

«Ворона», «Лисичка со скалочкой»

Рисование «Дождик», «Радуга»

Лепка «Божья коровка»

Рисование и лепка по желанию детей.

 

Народные подвижные игры «Ручеёк», «Борцы» Выставка детских работ за март, апрель и май. Подготовка к совместной сказке-концерту.

Консультация «Как из ребёнка сделать книгочея»

Совместная с родителями постановка сказки-концерта


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну…

Интегрированное занятие в старшей группе по теме «Путешествие в страну сказок» Посмотрите ребята к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются...

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...