Проект «Что могут знать дошкольники о человеке»

 

 

Актуальность, цели и задачи проекта

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о строении человека, его жизнедеятельности, о сохранении здоровья и его нарушении, будут сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, зная возрастные особенности детей, нужно помнить о том, что дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена современными требованиями личного развития подрастающего человека, его нравственного, физического, психического здоровья.

Цель проекта – проследить возрастную динамику формирования представлений о человеке во всех группах детского сада.

Задачи проекта:

- формирование познавательной сферы личности ребенка;

- формирование нравственной сферы;

- формирование эмоциональной сферы;

- формирование социальной сферы;

- формирование гигиенических навыков;

- формирование взглядов на здоровый образ жизни;

- развитие продуктивной деятельности;

- дифференциация методов обучения в разных возрастных группах.

Предполагаемый результат:

- создание необходимых условий для организации деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни;

- координация деятельности по формированию здорового образа жизни у детей между родителями, сотрудниками ДОУ;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение уровня физической подготовленности;

- сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

- благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей

Материалы, включенные в проект, позволяют в каждый конкретный момент диагностировать уровень образованности детей по рассматриваемым в нем вопросам.

Если дети конкретной возрастной группы владеют понятиями, предусмотренными соответствующим разделом, уровень их образования расценивается как нормальный, если ребенок знает больше, уровень знаний оценивается как высокий или очень высокий.

Если познания отдельного ребенка (группы в целом) соответствуют предыдущей возрастной группе, то уровень его знаний оценивается как низкий или очень низкий, в зависимости от величины разрыва между требованиями и реально достигнутым результатом. Эти соотношения отражены в таблице, приведенной ранее.

Желательно, чтобы диагностирование проводилось не в форме опроса, а в виде игры или наблюдения за деятельностью детей; в этом случае дети покажут более высокий результат.

При оценке знаний особое внимание уделяется смысловым оттенкам глаголов, стоящих в начале каждого пункта. Они отражают степень овладения детьми теми или иными понятиями: содержание слов «запечатлевать» и «впервые услышать» не равноценно содержанию слов «понять» и «осознать». Если ребенок должен «впервые услышать», мы не имеем права требовать, чтобы он это знал. Этот этап очень важен для формирования познавательной активности ребенка, но внешнему контролю не подлежит. В то же время, если указано «хорошо понять», «осознать», «свободно ориентироваться», у детей должны быть прочные и глубокие знания по данному вопросу.

 

Схема обследования детей раннего возраста

 

Ф.И. ребенка

Развитие познава-тельной сферы

Формирование продуктивной сферы

Развитие социальной сферы

Формирование полоролевого поведения

Формирование нравственной сферы

Формирование гигиенических навыков

Мотивация на сохранение здоровья

               

 

Схема обследования детей пятого года жизни (средняя группа)

 

Ф.И

ребенка

Развитие познавательной сферы

Развитие социаль-

ной сферы

Развитие продуктив-

ной сферы

Формиро-

вание нравствен-

ной сферы

Формирова-

ние гигиени-ческих навыков

Мотивация на сохранение здоровья

Строение человека

Рост и развитие человека

Другие понятия

       

Болезни и причины их возник-новения

Сохране-

ние здоровья

                   

 

Схема обследования детей старшего дошкольного возраста

 

Ф.И ребенка

Развитие познавательной сферы

Развитие продук-

тив-

ной сферы

Форми-рование социаль-

ной сферы

Форми-

рова-

ние

нравст-

вен-

ной сферы

Форми-рование гигиени-ческих навыков

Мотивация на сохранение здоровья

 

Строение и жизнеде-ятель-

ность человека

Рост и разви-

тие челове-

ка

Физио-

логи-

ческие понятия

       

Болезни и их предуп-режде-

ние

Сохране-

ние здоро-

вья

Соблю-

дение правил безопас-

ности

                 

 

3. Возрастная динамика формирования представлений о человеке.

 

Второй год жизни

 

Развитие познавательной сферы:

- манипулировать с предметами, испытывать при этом большое удовольствие;

- выполнять отдельные действия по просьбе взрослого;

- показывать, где находится спинка, животик, ручки, ножки, голова, язык;

- знать имена людей ближайшего окружения.

Формирование гигиенических навыков:

- не переносить прикосновения мокрых трусиков и колготок;

- перестать мочиться в штаны;

- положительно относиться к умыванию, чистке носа и ушей;

- любить купаться;

- привыкнуть к закаливающим процедурам;

- освоить режим дня;

- научить есть ложкой самостоятельно.

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:

- запечатлевать внешний облик человека и морфологические вариации отдельных его органов;

- запечатлевать людей, совершающих гигиенические процедуры;

- совершать гигиенические процедуры (уход взрослых за детьми);

- реализовывать заложенную природой потребность в движении, закаливании и чистоте;

- играть со взрослым.

 

Третий год жизни (1-я младшая группа)

 

Развитие познавательной сферы:

- правильно называть имена родителей и людей ближайшего окружения;

- знать своё имя и принадлежность к определенному полу;

- к концу года использовать слово «я»;

- уметь назвать свое имя и фамилию, а также имена своих родителей;

- понимать смысл слова «человек»;

- запомнить, что все люди едят и пьют;

- уметь выделить у человека и животных одни и те же внешние органы – глаза, рот, нос, зубы и др.

Развитие продуктивной сферы:

- запечатлевать образы работающих людей;

- начать осваивать простейшие трудовые операции;

- работать с помощью воспитателя (при овладении новыми действиями воспитатель работает руками детей);

- выполнять простейшие поручения взрослых.

Развитие нравственной сферы:

- постоянно видеть доброе, заботливое отношение родителей и воспитателей друг к другу, к животным, растениям и запечатлевать это в своей памяти;

- начать тормозить импульсивные реакции на нежелательные для себя ситуации.

Формирование гигиенических навыков:

- положительно относиться к умыванию, чистке носа и ушей;

- любить купаться;

- отличать чистые руки от грязных;

- учиться самостоятельно мыть руки под краном;

- начать учиться чистить зубы и расчесывать волосы;

- начать ухаживать за всеми открытыми частями тела;

- есть аккуратно, не спеша и не разбрасывая пищи;

- научиться пользоваться вилкой;

- испытывать удовольствие от хорошо сервированного стола, чистой посуды;

- начать полоскать рот после еды;

- знать, как подготовиться к еде и что делать после неё;

- знать места расположения предметов личной гигиены (полотенца, расчески, мыла, зубной щетки и др.);

- учить пользоваться туалетной бумагой после посещения туалета;

- любить двигаться, удовлетворять естественную потребность организма в движении;

- положительно относиться ко всем закаливающим процедурам и начать понимать их значение;

- начать поддерживать (с помощью взрослых) порядок и чистоту в своем игровом уголке;

- спокойно выдерживать медицинские процедуры при заболевании.

Мотивация на сохранение здоровья:

- запомнить ситуации, в которых возникало чувство боли, и избегать этих ситуаций;

- перестать совершать некоторые действия, имевшие ранее неприятные последствия;

- запомнить ответные реакции животных на некоторые нежелательные для них действия;

- понять, что животным тоже бывает больно, и перестать причинять им боль;

- научиться не травмировать себя и других при игре с предметами;

- запомнить слово «нельзя!».

Методы формирования потребности в здравом образе жизни:

- запечатлевать внешний облик человека и вариации отдельных его органов;

- совершать гигиенические процедуры (уход взрослых за детьми);

- реализовать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;

- начать осваивать методы наблюдения и показа;

- самостоятельно совершать простейшие гигиенические и закаливающие процедуры рядом со взрослым;

- играть со взрослым.

Организация предметно-развивающей среды:

- сюжетные картинки;

- физкультурный уголок с набором атрибутов для организации подвижных игр в группе и на улице;

- библиотечка;

- уголок ряженья.

 

Четвертый год жизни (2-я младшая группа)

 

Развитие познавательной сферы:

- запомнить названия некоторых органов и частей тела человека: горло, голова, « животик» и др.;

- отличать одни и те же органы у животных и человека;

- узнать, что каждый ребенок когда-то вырастет;

- к концу года запомнить общие закономерности развития человека: вначале он бывает маленьким и ходит в детский сад, затем вырастает и учится в школе, работает, а потом становится стареньким;

- слышать от взрослых слова «беременность», «беременная»;

-использовать в активной речи слово «родился»;

- впервые услышать о существовании микробов;

- начать задавать вопросы о строении и жизненных отправлениях человеческого организма;

- отличать живое от неживого на интуитивном уровне.

Формирование продуктивной сферы:

- запечатлевать образы работающих людей;

- запомнить, что все взрослые люди работают;

- получить первичные представления о некоторых профессиях;

- уметь работать рядом с воспитателем;

- любить участвовать в совместном труде дома и в детском саду;

- начать выполнять инструкции, содержащие два поручения одновременно.

Развитие социальной сферы:

- начать общаться с другими детьми;

- от «игры рядом» перейти к совместным играм;

- уметь назвать свой адрес, место работы родителей и свою национальность;

- знать о существовании одной-двух других национальностей.

Формирование полоролевого поведения:

- в обыденной жизни запечатлеть отличие мальчиков от девочек;

- интуитивно понимать различия в одежде, играх, занятиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин;

- начать осваивать полоролевое поведение;

- положительно оценивать свою принадлежность к тому или иному полу;

- положительно относиться к детям противоположного пола.

Формирование нравственной сферы:

- иметь желание ухаживать за растениями, домашними животными и активно проявлять его дома и в детском саду;

- беспокоиться, не остались ли животные голодными;

- систематически слушать рассказы и сказки, в которых отражены различные нравственные аспекты поведения персонажей;

- выражать своё личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей, сочувствовать слабым и обиженным;

- понимать некоторые причины возникновения ссоры, пользоваться простыми способами выхода из конфликта (поделиться, подождать, уступить и т.д.);

- уметь быть приветливыми друг к другу: обращаться по имени, использовать вежливые слова и обороты, выслушивать мнения других и т.д.;

- к концу года начать задавать вопросы о том, не больно ли растениям, животным и людям при тех или иных воздействиях;

- запомнить, что больные и старые люди чувствуют себя хуже, чем здоровые и молодые;

- вести себя спокойно, не шуметь, если в доме кто-то болеет или спит;

- тормозить свои агрессивные реакции по отношению к растениям, животным и людям.

Формирование эмоциональной сферы:

- иметь элементарные представления о своих чувствах, эмоциях, желаниях;

- понимать эмоциональные состояния других людей (страх, радость) по внешним проявлениям;

- понимать причины возникновения основных эмоциональных состояний;

- обращать внимание на внешние признаки изменения настроения.

Формирование гигиенических навыков:

- осмысленно пользоваться предметами личной гигиены (полотенцем, расческой, носовым платком) и одеждой;

- иметь сформированные культурно-гигиенические навыки подготовки к еде и ко сну, посещения туалета;

- к концу года научиться есть ложкой и вилкой;

- прилагать старания, чтобы быть аккуратным за столом;

- начать учиться сервировать стол;

- уметь полоскать рот после еды;

- самостоятельно умываться;

- принимать активное участие в мытье ног;

- начать отворачиваться от собеседника во время кашля и чихания, закрывать рот и нос носовым платком.

Мотивация на сохранение здоровья:

- на собственном опыте испытать ухудшение самочувствия при заболевании и запомнить это состояние;

- понять смысл слова «болезнь»;

- впервые узнать, что к болезни может привести нарушение поведения;

- убедиться в этом на практике;

- осознать смысл слова «нельзя!»;

- рационально реагировать на предостережения взрослых, если до этого неоднократно убеждались в верности таких предупреждений;

- положительно относиться к людям медицинской профессии, не бояться врачей и медсестер и понимать, что они помогают выздоровлению;

- спокойно переносить приём лекарств и выполнение лечебных процедур;

- начать в играх лечить своих родственников, знакомых и кукол;

- начать знакомиться с правилами поведения на улице, во дворе, в общественных местах.

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:

- продолжать запечатлевать внешний облик человека и вариации строения отдельных его органов;

- запечатлевать людей, совершающих гигиенические процедуры;

- совершать гигиенические процедуры (уход взрослых за детьми);

- реализовать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;

- шире применять наблюдение и показ;

- самостоятельно совершать некоторые гигиенические и закаливающие процедуры рядом со взрослым;

- начать решать простые логические задачи;

- начать осваивать элементарное экспериментирование;

- играть со взрослым;

- играть с другими детьми;

- начать организовывать простейшие сюжетно-ролевые игры.

Организация предметно-развивающей среды:

- альбомы «Моя семья», «Профессии»;

- выставка лекарственных растений;

- папка-передвижка для родителей;

- физкультурный уголок с набором атрибутов для организации подвижных игр в группе и на улице;

- сюжетно-ролевые игры на медицинскую тему и настольные игры;

- сюжетные картинки, модели.

 

Пятый год жизни (средняя группа)

 

Развитие познавательной сферы:

строение человека:

- понимать смысл и употреблять в активной речи существительные с обобщающим значением «люди» и «человек»;

- получить первые представления о наличии у человека сердца и желудка;

- систематически задавать вопросы о строении, жизненных отправлениях и возможных нарушениях деятельности человеческого организма;

- интуитивно ощущать сходство в строении и основных жизненных отправлениях людей и животных: имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, рожают детей;

- впервые услышать, что у некоторых людей кожа бывает черной;

рост и развитие человека:

- начать замечать процессы роста; запомнить, что каждый ребенок когда-то вырастет;

- иметь образные представления о внешнем виде и поведении грудных детей;

- знать их некоторые особенности: не разговаривают, не умеют ходить и самостоятельно есть; их надо кормить, купать, пеленать, согревать;

- понимать, что люди кормят новорожденных молоком; наблюдать, как сосут дети, котята, щенки;

- знать слова «смерть»;

другие понятия:

- понимать смысл и употреблять в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое».

Развитие социальной сферы:

- разобраться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама – ребенок» и «дедушка – папа – ребенок»;

- осознать, что мамой называется человек, который родил ребёнка;

- познакомить с понятием «семья»;

- знать названия нескольких наций и национальных языков;

- начать знакомиться с национальными обычаями, играми, праздниками, культурой своего и других народов;

- понимать, что мальчики будут папами, а девочки мамами;

- к концу года осознать, что мамой может быть только женщина;

- начать активно осваивать нормы и правила поведения, принятые в человеческом обществе.

Развитие продуктивной сферы:

- продолжать запечатлевать образы работающих людей;

- проявлять желание помогать взрослым в работе, постоянно привлекаться к работе дома и в детском саду;

- работать вместе со взрослым или под его непосредственным контролем;

- начать выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно, если они несложны;

- систематически помогать воспитателю ухаживать за животными уголка природы: мыть поилки, купалки, кормушки, поддоны, наливать воду в поилки и купалки, класть готовый корм в кормушки, насыпать рыбам корм по мерке;

- знать название нескольких профессий и уметь назвать. Что делают представители этих профессий;

- постоянно слышать от взрослых, что каждый человек должен трудиться, на конкретных примерах убеждаться в этом.

Формирование нравственной сферы:

- понимать, что все новорожденные бывают слабыми, беспомощными, нуждаются в уходе, и иметь желание ухаживать за ними, защищать их;

- не махать руками перед клеткой, не пугать животных, не стучать по стеклу аквариума;

- проявлять желание ухаживать за животными уголка природы, заботится о них;

- постоянно слушать художественные произведения, смотреть диафильмы и художественные фильмы, рассматривать иллюстрации, где отражены различные нравственные проблемы;

- уметь выразить свое отношение к тем или иным событиям;

- понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок».

Формирование эмоциональной сферы:

- познакомиться с внешними выражениями разных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев);

- понимать и распознавать, что такое «грустно» и что значит «плохое настроение»;

- обращать внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия, поступки, и обстоятельства;

- осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению;

- понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.

Формирование гигиенических навыков:

- запомнить, что нельзя сорить на улице и в общественных местах;

- умываться и мыть ноги самостоятельно;

- делать первые попытки стирать свои носочки и платочки;

- запомнить, что необходимо мыть руки с мылом перед едой, а также после прогулки, посещения туалета, работы с животными и растениями;

- заметить, что взрослые моют овощи и фрукты перед едой и понять, зачем это нужно делать: вода и мыло смывают микробов, которые содержатся в грязи и очень вредны для человека;

- заметить в обыденной жизни, как умываются и приводят себя в порядок домашние животные;

- систематически рассматривать соответствующие фотографии, сделанные с натуры;

- начать понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

Мотивация на сохранение здоровья:

болезни и причины их возникновения:

начать получать элементарные сведения о наиболее распространенных заболеваниях и о мерах по их предупреждению;

- устанавливать простейшие связи между состоянием здоровья и поведением, а также условиями жизни;

- понимать смысл слова «простудился»;

- знать простейшие признаки простуды (болят голова и горло, поднимается температура);

- запомнить, что в холодное время года простудные заболевания возникают чаще, чем в теплое;

- узнать, что при попадании грязи в животике могут «завестись червячки»;

сохранение здоровья:

- понимать, как одеваться в разные сезоны года и при разной погоде;

- осознав вред микробов и «червячков», начать мыть овощи и фрукты перед едой;

- самостоятельно вовремя ложиться спать;

- спокойно вести себя около знакомых и незнакомых (чужих) животных;

- положительно относиться к занятиям физкультурой;

- выполнять правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах под контролем взрослых.

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:

наблюдение, экспериментирование, труд:

- знакомиться со строением человеческого тела путем наблюдений;

- совершать гигиенические процедуры самостоятельно и при участии взрослых;

- реализовать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;

- накопить личный опыт об отрицательных последствиях некоторых своих действий;

- начать руководствоваться этим опытом в обыденной жизни;

- спрашивать у взрослых совета, не является ли опасным то или иное действие;

- осуществлять естественнонаучное наблюдение и экспериментирование в его самой простой форме;

игра:

- играть со взрослым и друг с другом;

- любить дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- в играх с куклами формировать у своих «детей» гигиенические навыки: мыть им лицо и руки, стирать одежду;

работа с книгой:

знакомиться по художественной литературе с вопросами гигиены человека и животных;

- к концу года начать знакомиться со сказками, мифами и легендами народов мира, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей;

- составлять простой рассказ на тему сохранения здоровья человека;

другие методы:

- рисовать человека в доступной для себя манере;

- осуществлять первые попытки сюжетного рисования;

- замечать на фотографиях, картинах и в скульптурах выразительность поз и жестов людей, понимать, что они означают.

Организация предметно-развивающей среды:

- создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшение и т.д.);

- картинки, обозначающие основные возрастные отличия: новорожденный, младенец, малыш, дошкольник и т.д.;

- подборка картин, иллюстраций, комиксов, на которых отражены хорошие и плохие поступки, закаливающие и гигиенические процедуры;

- изготовление книги «Мы» (книга посвящена жизни детей в семье и детском саду;

- сюжетно-ролевые игры и настольные игры;

- альбомы рисунков «Автопортрет», «Портрет друга»;

- физкультурный уголок с набором материалов для самостоятельной деятельности;

- коврики для проведения закаливающих процедур;

- папки-передвижки для родителей;

- плакаты по пропаганде здорового образа жизни и безопасности;

- уголок дежурных.

 

Шестой год жизни (старшая группа)

 

Развитие познавательной сферы:

строение и жизнедеятельность человека:

- получить первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, нервах), их местонахождении, значении и знать их основную функцию;

- понимать основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык;

- видеть сходство в строении человека и животных;

- понимать гомологичность органов: руки и ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти и т.п.;

- начать задавать вопросы о происхождении человека;

- узнать о существовании людей с желтой и красной кожей;

- уметь назвать несколько национальностей, принадлежащих к разным расам;

рост и развитие человека:

- получить первые представления о внутриутробной жизни человека и животных;

- рассматривать фотографии зародышей и плодов;

- иметь общие представления обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости;

- знать особенности новорожденных и грудных детей;

- усвоить, что родить может только взрослая женщина;

- запомнить, что животные рождают много детенышей, а женщина в основном по одному;

- узнать о существовании близнецов;

- осознать необратимость пола;

- иметь некоторые представления о смерти;

физиологические понятия:

- понять значение пищи, воды, воздуха для человека;

- услышать о существовании витаминов;

- знать основные условия, необходимые для жизни человека (тепло, свет, общество других людей);

- в середине года начать ставить эксперименты, раскрывающие особенности функционирования тех или иных органов в разных условиях;

- понимать значение физических упражнений для полноценного развития организма;

- отличать живое от неживого на сознательном уровне.

Развитие продуктивной сферы:

- приобрести прочные навыки бытового и обслуживающего труда, труда в уголке природы и на участке;

- понимать смысл всех совершаемых трудовых операций;

- научиться работать самостоятельно, под незаметным контролем воспитателя;

- в конце работы докладывать воспитателю о её результатах;

- получить представления о развитии труда человека от древности до наших дней;

- систематически знакомиться с современными и древними орудиями труда, средствами передвижения и коммуникации, бытовыми приборами.

Формирование социальной сферы:

- с удовольствием играть и разговаривать с товарищами;

- иметь постоянных друзей и подруг;

- уважать людей, вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

- уметь спокойно изложить свои просьбы, желания и представления;

- знать, что у каждого человека и у каждого животного есть свои родители (мама и папа); обсуждать их роль;

- уважительно относиться к своим родителям и родственникам;

- знать свой адрес, номер домашнего и рабочего телефонов родителей;

- получить первые представления о наличии разных религий и знакомиться с их основами;

- знать некоторые мифы и легенды народов мира.

Формирование нравственной сферы:

- замечать в реальной жизни чужую боль;

- видеть в своем окружении страдание человека, животных, растений и стремиться им помочь;

- уважительно относиться к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки; стремиться им помочь;

- понимать, что беременность и роды являются сложными процессами, поэтому мама нуждается в особо бережном отношении, когда ждет ребенка; стараться помогать беременным;

- осознать, что каждая вещь создана трудом человека, поэтому её надо беречь;

- научиться уважать свой труд и труд других людей;

- понять, что все люди равны независимо от пола, возраста, национальности и исповедуемой религии;

- научиться уважать обычаи всех национальностей, понимать, что они обусловлены особенностями условий жизни разных народов;

- иметь чувство собственного достоинства и уважать личные права других людей – взрослых и детей;

- осознать нравственно-духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;

- иметь представление об основном нравственном эталоне поведения – доброте;

- знать основные правила этикета: здороваться, прощаться, просить прощение, извиняться, благодарить;

- иметь представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми;

- иметь представления о жадности и щедрости как качествах личности человека, мотивацию к щедрым поступкам;

- осознать наличие общественных норм и правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей друг с другом, и начать выполнять эти правила;

- в конце года получить первичные представления о существовании специальных законов, регулирующих взаимоотношения между людьми, и особых органов (судов, прокуратуры), которые следят за исполнением этих законов;

- систематически знакомиться по литературе и в жизни с примерами природоохранной деятельности человека.

Формирование эмоциональной сферы:

- уметь осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям, чувствам и переживаниям других людей;

- уметь распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния (гнев, плач, испуг), анализировать причины их появления;

- понимать, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями;

- понимать, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера;

- уметь находить и использовать разнообразные способы для преодоления плохого настроения у себя и других;

Формирование гигиенических навыков:

- испытывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка в групповой комнате, на участке и дома;

- активно стремиться поддерживать порядок;

- понимать, зачем необходимо проветривать помещения несколько раз в сутки;

- самостоятельно, под незаметным контролем взрослых выполнять все основные гигиенические процедуры;

- понимать биологический смысл всех гигиенических процедур;

- сохранять чистоту предметов личной гигиены;

- не пользоваться чужими предметами личной гигиены.

Мотивация на сохранение здоровья:

болезни и причины их возникновения:

- начать дифференцировать понятия «здоровье» и «болезнь»;

- знать название некоторых болезней, их признаки и причины возникновения;

- впервые услышать, что нарушение здоровья может произойти из-за ухудшения состояния окружающей среды;

- узнать, что еще одной причиной заболевания служит плохое отношение людей друг к другу;

- понимать, зачем нужны врачи;

- положительно относиться к представителям этой профессии;

- уметь заметить человека, заболевшего или оказавшегося в беде; стараться помочь ему самостоятельно или пригласить для этого взрослых;

сохранение здоровья:

- понять, что своё здоровье надо беречь самому;

- увязывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий;

- иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

- начать самостоятельно соблюдать правила безопасности в быту, процессе труда, во время занятий и выполнять их под неявным контролем взрослого;

- осознать полезное влияние на здоровье физических упражнений и закаливания;

- проводить только те наблюдения и эксперименты, которые не наносят вреда человеку;

- знать правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах, стараться соблюдать их.

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:

наблюдение:

- целенаправленно знакомиться со строением человека под руководством взрослых;

- фиксировать в памяти разнообразные вариации и отклонения в строении человека, наблюдаемые в обыденной жизни;

- начать осваивать метод самонаблюдения;

- совершать экскурсии и целевые прогулки в медицинские кабинеты своего детского сада и ближайшей поликлиники;

экспериментирование:

- начать проводить самообследование и эксперименты на себе и на других людях;

- делать первые попытки выполнять короткий опыт по одной инструкции;

- при выполнении экспериментов начать самостоятельно соблюдать правила безопасности;

- осваивать простейшие меры первой помощи в свободной деятельности и на специально организованных занятиях;

труд:

- совершать гигиенические процедуры самостоятельно и при участии взрослых;

- реализовать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;

- убирать своё рабочее место;

- освоить простейшие меры первой помощи;

работа с книгой:

- систематически рассматривать рисунки и фотографии в художественной и специализированной литературе, в анатомических атласах;

- знакомить по художественной литературе с вопросами гигиены, сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни;

игра:

- по собственной инициативе организовывать сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;

-с удовольствием играть в эти игры;

- шире использовать дидактические, настольно-печатные и подвижные игры;

- начать проводить несложные конкурсы и соревнования с валеологической тематикой;

другие методы:

- продолжать запечатлевать события, связанные с сохранением здоровья человека;

- решать логические задачи;

- использовать приемы ТРИЗ;

- усваивать некоторые понятия методом моделирования;

- в конце года начать принимать участие в дискуссиях на валеологическую тематику;

- составлять интересные рассказы о сохранении здоровья и лечении;

- рисовать и лепить человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения;

- отражать в рисунках, аппликациях и поделках ситуации, связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур (умывания, стирки, купания, принятия воздушных ванн и др.).

Организация предметно-развивающей среды:

- макет человека с карточками частей тела;

- альбомы рисунков «Моя семья», «Мои друзья»;

- библиотека книг о дружбе, детские энциклопедические издания;

- настольные и дидактические игры;

- выставки детских рисунков, аппликаций, поделок;

- ведение журнала «Здоровячок»;

- папки-передвижки для родителей;

- сюжетно-ролевые игры, уголок ряженья;

- уголок дежурных;

- рассматривание плакатов по пропаганде здорового образа жизни.

 

Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)

 

Развитие познавательной сферы:

строение и жизнедеятельность человека:

- различать понятия «часть тела» и «орган»;

- знать, что частей тела всего три: голова, туловище, хвост;

- уметь назвать органы, располагающиеся на каждой части тела;

- впервые услышать о том, что некоторые люди рождаются с хвостами или бывают покрыты шерстным покровом, как животные;

- знать название основных систем тела человека и некоторых органов, образующих эти системы;

- показывать на себе проекции некоторых внутренних органов;

- получить более широкое представление о функциях и работе внутренних органов – сердца, желудка, кишечника, легких;

- узнать, что кровь движется по сосудам;

- находить сосуды у себя и своих товарищей;

- уметь слушать работу сердца, приложив ухо к груди товарища;

- рассматривать рисунки и фотографии в анатомическом атласе;

- увидеть некоторые реальные внутренние органы (например, кости, зубы);

- уметь назвать, в чем выражается сходство и различие в строении тела человека и животных;

- знать, в каких странах живут люди с белой, черной, желтой и красной кожей;

- запомнить, что цвет кожи с возрастом меняется;

рост и развитие человека:

- иметь достаточно полные сведения о развитии зародыша и плода человека;

- знать, чем и как плод питается, как передвигается, дышит, выделяет продукты обмена;

- иметь некоторые представления о том, что знает и умеет плод в разные периоды развития и непосредственно перед рождением;

- видеть сходство в развитии человека и животных;

- хорошо знать особенности новорожденных и грудных детей;

- на примере куклы приобрести первичные практические навыки по уходу за грудными детьми;

- получить простейшие представления о передаче признаков по наследству;

- осознать, что все взрослые и старые люди когда-то были детьми, а дети когда-то станут взрослыми и старыми;

- ориентировочно представлять себе особенности каждого возрастного периода;

- знать, что все люди, животные и растения умирают;

физиологические понятия:

- свободно ориентироваться в понятиях «живое» и «неживое»;

- понимать, чем отличается закаленный человек от незакаленного;

- детальнее, чем в старшей группе, познакомиться с проблемой загрязнения окружающей среды;

- понимать, как сказывается на состоянии здоровья человека ухудшение экологической обстановки;

- знать несколько гипотез о происхождении человека на Земле (божественное творение, эволюция из обезьян, прилет из космоса).

Развитие продуктивной сферы:

- закрепить трудовые навыки, полученные в старшей группе;

- иногда работать совершенно самостоятельно, без контроля со стороны взрослого;

- при несложных коллективных заданиях уметь самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой;

- стремиться помогать младшим, а также тем, кто не умеет выполнять то или иное действие.

Формирование социальной сферы:

- понимать смысл слов «любовь», «дружба», «уважение»;

- дружелюбно относиться ко всем членам группы в детском саду;

- поддерживать постоянную более тесную дружбу с отдельными товарищами и друзьями;

- уметь общаться с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомыми;

- легко вступать в контакт со сверстниками;

- различать понятия «общительность» и «развязность»;

- получить более глубокие представления о разных вероисповеданиях, научиться уважать веру и обычаи других людей;

- быть знакомыми с некоторыми известными сюжетами Библии, Корана и, возможно, других аналогичных документов, а также узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства;

- знать национальную принадлежность детей своей группы;

- иметь некоторые представления о культуре, искусстве, одежде, традициях, обрядах некоторых наций;

- осознать общие закономерности изменения условий жизни и быта людей от древности до наших дней;

- понять, что каждая страна является многонациональной, что в ней есть государственный язык, на котором разговаривает большинство людей, и есть национальные языки, на которых говорят представители каждой национальности;

- продолжать знакомить с правовыми нормами, принятыми в нашем обществе, а также с некоторыми международными документами, регламентирующими взаимоотношения между людьми;

- узнать о существовании международных документов по защите прав ребенка;

- осознать, что каждый ребенок имеет свои права;

- уметь защитить свои права в корректной форме.

Формирование нравственной сферы:

- понимать смысл слов «честность», «порядочность»;

- уважительно относиться к животным, растениям, людям любого возраста и положения;

- хотеть и уметь научить других рому, что знает и умеет сам;

- осознать, что человек является самым сильным существом на Земле, поэтому от него зависит нормальное существование всех животных и растений нашей планеты;

- понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя, других людей и всех остальных живых организмов;

- иметь ярко выраженное желание помогать слабым людям, растениям и животным;

- останавливать тех, кто губит растения и мучает животных;

- активно применять на практике свои знания по охране природы.

Формирование эмоциональной сферы:

- уметь осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, переживаниям, настроению;

- понимать настроение другого, принимая его позицию;

- уметь различать эмоции по схематическим изображениям;

- уметь передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- понимать, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты его характера.

Формирование гигиенических навыков:

- иметь прочные и осознанные навыки по соблюдению чистоты и порядка на участке, на улице, в групповой комнате, дома, в местах отдыха и общего пользования;

- различать периоды ухудшения экологической обстановке в реальной жизни;

- знать основные правила поведения в природе: не есть грязными руками, не пить грязную воду;

- понимать, зачем нужно чистить зубы и умываться, и систематически самостоятельно выполнять эти процедуры;

- есть аккуратно, убирать после обеда стол и посуду;

- в полном объеме выполнять обязанности дежурных;

- бережно обращаться с экспериментальным оборудованием, приводить его в порядок после работы;

- понимать, что птиц не стоит привлекать на участок детского сада, так как они загрязняют территорию и переносят 17 инфекционных заболеваний, опасных для человека: грипп, птичий грипп, дизентерию, сальмонеллез, туберкулез, бруцеллез и др.;

- осуществлять подкормку птиц за пределами участка детского сада.

Мотивация на сохранение здоровья:

болезни и их предупреждение:

-   запомнить названия некоторых распространенных заболеваний и понимать причины их возникновения;

- различать ядовитые грибы и растения своей местности и запомнить, что их нельзя трогать руками и есть;

- знать несколько признаков отравления;

- убедиться, что в обыденной жизни животные бывают мирными и агрессивными;

- при необходимости уметь быстро оценить состояние животного;

- получить представления о некоторых травмах: ушибах, переломах костей, ранах;

- уметь оказать простейшую первую медицинскую помощь себе и пострадавшим товарищам: продезинфицировать кожу вокруг раны, наложить простейшую повязку;

- знать о возможности получения травм при пользовании бытовой техникой, электроприборами, острыми и режущими предметами;

- постоянно помнить о таком источнике опасности, как автомашины и другая дорожная техника;

сохранение здоровья:

- начать сознательно заботиться о своем здоровье;

- усвоить, что для нормальной жизнедеятельности человеку нужен комплекс условий;

- узнать значение крови и связать её потерю с угрозой для жизни;

- понять значение сна;

- иметь общие представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;

- самостоятельно соблюдать установленный режим дня;

- с удовольствием соблюдать закаливающие процедуры;

- быть внимательным на улице;

соблюдение правил безопасности:

- при работе соблюдать правила безопасности;

- следить, чтобы выполняли другие;

- контролировать работу младших детей;

- предвидеть отрицательные последствия незнакомых действий, выполняемых впервые;

- при проведении экспериментов прогнозировать поведение живых и неживых объектов, а также реакцию человека на экспериментальное воздействие;

- усвоить правила обращения со своими (знакомыми) и чужими (незнакомыми) животными;

- вести себя спокойно на физкультурных занятиях;

- избегать ситуаций, предрасполагающих к травматизму;

- знать и соблюдать правила поведения во дворе, на улице и дорогах.

Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:

наблюдение:

- продолжать целенаправленно знакомиться со строением человека под руководством взрослых;

- фиксировать в памяти (запечатлевать) разнообразные вариации и отклонения в строении человека;

- овладеть методом самонаблюдения на доступном для ребенка уровне;

- совершать экскурсии и целевые прогулки в медицинский кабинет ДОУ;

экспериментирование:

- использовать обследовательские навыки для изучения строения человека, для чего рассматривать непосредственно или в зеркало доступные части тела (зубы, язык, нос, глаза, руки и др.);

- принимать активное участие в разработке экспериментов, их планов и методик;

- самостоятельно проводить эксперименты и при необходимости фиксировать их результаты в дневнике наблюдений;

- уметь предсказать результаты эксперимента, для чего до его начала зарисовать предполагаемый результат, а затем сравнивать рисунок с результатом, который получился реально;

- уметь делать выводы из полученных данных;

- слушая инструкции, задавать уточняющие вопросы;

- воспринимать рекомендации товарищей и взрослых, критически их осмысливать;

- систематически решать экспериментальные задачи;

- уметь делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах объектов наблюдения;

труд:

- с удовольствием совершать гигиенические процедуры самостоятельно и при участии взрослых;

- реализовать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;

- самостоятельно убирать своё рабочее место;

- поддерживать чистоту в своей групповой комнате и на участке;

- стирать свои небольшие личные вещи и одежду кукол;

- освоить простейшие меры первой помощи;

моделирование:

- работать с плоскостными и объемными моделями человеческого тела и отдельных его органов;

- моделировать с помощью плоскостных и объемных моделей отдельные ситуации, имеющие как позитивную направленность (показывающие, как надо делать), так и негативную (показывающие, к чему может привести неправильное поведение);

- использовать метод моделирования для усвоения закономерностей функционирования тех или иных органов или систем органов;

игра:

- систематически организовывать разнообразные сюжетно-ролевые игры на медицинскую и педагогическую тематики и постоянно усложнять и разнообразить их содержание;

- широко использовать дидактические, настольно-печатные и подвижные игры;

- проводить конкурсы, соревнования, крупные акции, КВН;

работа с книгой:

- с помощью фотографий более глубоко знакомиться с внешним и внутренним строением человека, его внутриутробным развитием;

- систематически читать художественные и научные тексты, направленные на развитие познавательной сферы и формирование взглядов на здоровый образ жизни;

другие методы обучения:

- широко применять приемы ТРИЗ;

- систематически решать логические задачи;

- периодически применять условные знаки и схемы;

- рисовать человека по представлению, с натуры и фотографий;

- передавать в рисунке расовые и национальные особенности людей;

- замечать в природном материале сходство с человеком;

- из геометрических форм составлять изображения по типу мозаики.

Организация предметно-развивающей среды:

- силуэтные макеты тела мальчика и девочки;

- альбом «Секреты здоровья в стихах и картинках»;

- модели человека из различных материалов;

- книги, энциклопедии, атласы;

- запрещающие и разрешающие знаки в рисунках (нельзя, можно);

- альбом «Пословицы и поговорки о здоровье»;

- дневнички-здоровячки;

- кукольные театры;

- уголок дежурных;

- плакаты по пропаганде правильного питания.

 

Список используемой литературы:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

2. Программа «ТРИЗ» авторы Г.С. Альтшуллер, М. Шустерман.

3. Программа «Я – человек», автор С.А. Козлова.

4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

5. «Я – ТЫ – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

6. Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004 год.

7. «Что я знаю о себе?» О.Р. Меремьянина.

8. Программа «Расти счастливым» Т.Д. Пашкевич.

9. А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

10. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей».

11. В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников».

12. Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье».

13. Т.С.Никанорова ««Здоровячок». Система оздоровления дошкольников».

 

Приложение к работе (Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам) можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой»…

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» Учебное, игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» направлено на закрепление...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Читайте также

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с…

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с детьми подготовительной группы «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...