Логопедический проект «Путешествие в мир посуды»

 

Актуальность проблемы:

Известно, что базисом речевой организации человека является лексикон, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с 3ПP ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с ЗПР должно быть формирование и развитие лексикона. Бедность, недифференцированность значений слов приводят к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружа­ющего мира и затрудняет процесс познания окружающего мира. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно эти особенности определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире.

Однако система формирования и развития лексикона у детей с ЗПР на логопедичес­ких занятиях на данный момент разработана недостаточно. Это, в свою очередь, не позволяет сформулировать научно обоснованные методические положения коррекционной работы. В силу этого рассмотрение предложенной проблемы является своевременным и актуальным.

Актуальность данной темы является ещё и то, что в наше столь модернизированное время, семья, как одна из важнейших структур в развитии ребёнка, себя не оправдывает. Многие родители или просто не понимают сущность проблемы - это так называемые педагогически запущенные родители; или родители, которые заняты добыванием средств для полноценного проживания, или это, семьи социально неустойчивые. Все эти факторы играют не в пользу ребёнка, тем более с задержкой психического развития. Зато это даёт огромное поле деятельности профессионалу своего дела, человеку, который не просто делает своё дело, а душой болеет за каждого ребенка. В связи с этим для логопеда остаётся актуальной проблемой поиска эффективных технологий обучения детей с задержкой психического развития, комплексного подхода к коррекции и формированию познавательных интересов, накоплению разнообразных знаний об окружающем мире и использовании этих знаний в практической деятельности.

Цель:

Выявить знания детей о посуде. Развивать познавательную и творческую активность детей.

Задачи:

Развивать способности к поисковой деятельности:
Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.

Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.

Выбирать материалы и способы действия.

Уметь аргументировать свой выбор.

Уточнить и обобщить знания детей о посуде.

Развивать умение вести диалог.
Развивать коллективную мыследеятельность.

Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к посуде.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • кукла бабушка Федора
  • логопед
  • родители
  • другие участники (бабушки, дедушки)

Предполагаемый результат:

Мы узнаем:

Для чего нужна посуда.

Какая бывает посуда (ее виды: чайная, столовая, кухонная).

Из каких частей состоит посуда.

Как и почему появилась посуда.

Материалы, из которых изготавливают посуду (дерево, железо, пластмасса).

Как обращаться с посудой и как за ней ухаживать.

Мы увеличим словарный запас:

супница, сахарница, масленка, перечница, солонка,крышка, ручка, носик, стенки, донышко, края. Активизируем слова: столовая, кухонная, чайная, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, хрустальная, стеклянная, керамическая, деревянная; хрупкая, прозрачный, чистый, прочная, приготовить, наливать, варить, жарить, тушить, печь, кипятить, заваривать, мыть, вытирать, хранить, чистить, беречь….

Мы изготовим:

Книжку-брошюру «Посуда разная бывает». Странички этой книжки делают дети вместе с родителями. В дальнейшем её можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях (рассказы, иллюстрации, пословицы, потешки, поговорки, загадки).

 

Этапы реализации проекта

 

Этап реализации проекта

Деятельность логопеда

Деятельность детей и родителей

I этап – Подготовительный

Беседа:

  • Что мы знаем о посуде?
  • Что мы хотим узнать?
  • Где найдём информацию?
  • Что сделаем в конце нашей работы?

Предложить родителям провести экскурсию в магазин в отдел «Посуды»

II этап – Планирование

Составляем последовательность действий совместно с детьми:

  • Все узнаем (собираем информацию: фото, иллюстрации, рассказы, стихи, пословицы и поговорки)
  • Поделись с другим тем, что ты узнал (приносим в группу)
  • Сделаем книжку

Обсуждаем вместе: какая будет книжка (внешний вид, что в ней будет находиться, размер книги).

Обсуждаем кто и чем будет заниматься: кто узнает виды посуды, происхождение посуды, из чего сделана посуда; кто принесет фотографии посуды, кто найдет загадки, пословицы о посуде.

Просим родителей помочь нам найти ответы на вопросы, которые у нас возникли.

III этап – Сбор и обобщение информации

Каждый день один из детей рассказывает то, о чем он узнал, какую информацию собрал.

Экспериментирование с посудой

  • Измерь собой: определение размеров посуды
  • Из чего сделана посуда: металлическая тонет, деревянная может плавать,
  • Посуда разная на ощупь:(шершавая, гладкая, холодная, горячая и т. д.)

Подготовка продукта к презентации:

Сортировка рассказов, иллюстраций, рисунков.
Составление и распределение коротких рассказов в книгу по наводящим вопросам.

Предложить родителям подобрать пословицы, загадки, стихи, иллюстрации о посуде. Каждому из родителей дается конкретное задание.

Дети с помощью логопеда каждый день рассказывают о новостях родителям.

IV этап – Презентация продукта проекта

Показать книгу и каждый, кто участвовал в проекте, расскажет, что он узнал о посуде другим детям.

Сделать слайд-шоу, либо презентовать саму книгу на родительском собрании.

 

Анализ

В проекте разработаны все виды непосредственно – образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование), социализация. Проект разработан на одну неделю.

Дети закрепили и обогатили представления о цветах и оттенках окружающих нас предметах посуды. К уже известным цветам и оттенкам добавили новые (коричневый, оранжевый, светло – зелёный). Сформировали умение закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.

Работая с детьми по проекту, дети путешествовали во времени и пространстве (мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу), принимали участие в экспериментальной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Читайте также

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...